Презентация "Подготовка к сочинению 2017"
Подписи к слайдам:
Подготовка к сочинению
ЭТАП ВЫБОРА ТЕМЫКакими качествами должен обладать настоящий друг?
Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
Какова цель существования человека?
Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?
Что важнее: личные интересы или интересы общества?
1
Расскажите о том, какие могут быть принципы при выборе темы.
Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?
Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
Какая разница между истинной и ложной целью?
Трусливость –это приговор?
Нужны ли общественные нормы поведения?Что важнее: личные интересы или интересы общества?
2
Отбраковывайте темы по одной, объясняя причины, оставив единственную для себя.
Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь?
Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
Как Вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?
Нужна ли смелость в любви?
Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
3
Расскажите о том, как все эти темы можно раскрыть на примере одних и тех же 2-х произведений (например, «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Преступление и наказание», «Гроза», «На дне», «Отцы и дети» или др.)
Справедливо ли утверждение Л. Сухорукова: «Кто верен только себе, неверен всегда с другими»?
Что значит быть отзывчивым?
Можно ли добиться цели, если все против тебя?
Чем отличается истинная смелость от ложной?
Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
4
Обоснуйте, какая из тем для Вас самая трудная и , наоборот, самая привлекательная.
Работа над композицией сочинения
Критерием оценки сочинения №3 является композиция, т.е. смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы. Традиционно выделяют три части сочинения: 1) введение, задача которого — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой; 2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения; 3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.
Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов.
Вступление
Вид введения |
Описание |
Пример |
Историческое |
Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. |
XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем — нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла... Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей. |
Вид введения |
Описание |
Пример |
Аналитическое |
Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.). |
Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твёрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждёт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой. |
Вид введения |
Описание |
Пример |
Биографическое |
Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. |
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». |
Вид введения |
Описание |
Пример |
Цитатное |
В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. |
«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всё чаще приходится сталкиваться в обществе?
|
Личностное |
Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. |
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения… |
Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.
Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое.
Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой.
Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом.
Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой.
Слова для связи между абзацами:● вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
● однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
● следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
● обратимся к..., вспомним также, остановимся на..., перейдём к...,необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть... (переход от одной мысли к другой);
● итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать... (итог, вывод).
Заключение
Вид заключения |
Описание |
Пример |
Обобщение написанного |
Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. |
Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути вечного стремления к идеалу. |
Риторический вопрос |
Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. |
Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы? |
Вид заключения |
Описание |
Пример |
Призыв к читателю |
Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. |
Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим? |
Цитата |
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль. |
Бернард Шоу однажды сказал, что равнодушие – это величайший грех против ближнего. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, именно равнодушие постепенно внутренне опустошает человека, обрекая его на одиночество. |
Не перегружать. Максимально простой не значит примитивный.
Писать энергично. Тезис. Что это? Как я это понимаю тему, как толкую её? Какие вопросы и возражения сразу возникают?
Делить на абзацы. Как моё утверждение (доказательство) работает в тексте?
Не сбиваться с темы. Проверяй: «Цепляет» ли, волнует ли потенциального читателя?» «А это всё на тему?»
Следи за композицией - структурой. Хорошая структура – магнит для читателя.
Каждый пункт плана – модуль. Модуль – часть сочинения с подзаголовком (то же что ПЛАН)
Хороший модуль – это минисочинение. Какие образы в модулях самые сильные?
Писать просто о сложном. Собственные выводы самые сильные.
Использовать обращение к литературе, жизненный опыт, факты.
НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ СИЛЬНОГО ТЕКСТА
ШАГ 6. Подумать о теме «от противного». Представить оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего суждения.
ШАГ 5. Одним-двумя предложениями постараться ответить на поставленные в теме вопросы. Записать кратко. Это может стать основой вступления.
ШАГ 4. Спросить себя: Что я могу сказать по этому поводу? Как соотносятся мой опыт и предмет, о котором идет речь?
ШАГ 3. Своими словами коротко сформулировать тему. (ПИШУ о …)
ШАГ 2. Выделить ключевые слова и выражения, в которых пишущий видит главные смыслы.
ШАГ 1. Внимательно читать формулировку темы.
Приведем еще один алгоритм работы над сочинением-рассуждением:
ШАГ 11. Несколько раз проверять и корректировать работу.
ШАГ 10. Вернуться к началу, сравнить свое исходное и конечное суждения. Сделать выводы. Получается заключение.
ШАГ 9. Получится план основной части.
ШАГ 8. Выстраивать логическую последовательность с помощью цифр, букв, стрелочек.
ШАГ 7. Для комментария ссылаться и анализировать литературные произведения. Записать перечень произведений ….
Приведем еще один алгоритм работы над сочинением-рассуждением:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ Требование № 1. «Объем итогового сочинения»Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2.
«Самостоятельность на писания итогового сочинения»
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
«Соответствие теме»;
«Аргументация. Привлечение литературного материала»;
«Композиция и логика рассуждения»;
«Качество письменной речи»;
«Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3- № 4.
Критерий № 5 «Грамотность»
Спасибо
за внимание!