Презентация "Оккультная наука и литература о зеркале" 8 класс

Подписи к слайдам:
Оккультная наука и литература о зеркале
  • Автор работы: Бондаренко София Руководитель проекта: Дубовова Анна Владимировна
Зеркало
  • Зеркало- это, прежде всего, амальгамированное стекло; атрибут красоты; предмет, отражающий отношение людей друг к другу. Может, поэтому зеркало обрело свое магическое значение. Что мы видим в зеркале? Что кроется за ним?
  • Его история теряется в глубине веков. Первые зеркала делали еще в Древнем Шумере, Индии и Египте, позже уже в XII веке венецианские мастера, жившие и работавшие на острове Мурано.
Зеркало и Оккультизм
  • Оккультизм-общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе,опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым»
Кого мы видим в зеркале?
  • Все уверены, что видят в зеркале – себя. Но это не так! В зеркале мы видим не свое собственное тело, а противоположное.
  • Там в зеркале все наоборот.
  • Каждый раз, подходя к зеркалу, мы видим не себя, а полную свою противоположность. Поэтому можно сказать,что зеркальный мир является противоположным нашему миру. И любой человек, смотрящий в плоское зеркало, видит не себя, как это ему кажется на первый взгляд.
Когда появилось зеркало?
  • Зеркала– очень старинные вещи и появились они в эпоху бронзы – 3-е тысячелетие до нашей эры. Они делались из бронзы и имели круглую форму. Одна сторона зеркала полировалась, а на другой находились различные изображения.
  • Из литературы я узнала, что зеркало в пудренице у мамы, раскладные зеркала, которыми пользуются многие девочки, пришли к нам из очень давних времен. Их предназначение – защищать зеркало от повреждений, ведь они имели большую стоимость.
  • Зеркала привезены из Германии, которая славилась производством зеркал в Средневековье. Поэтому все они привозились из дальних стран купцами. Об этом говорится и в сказках, которые мы все хорошо знаем и любим: купец из сказки “Аленький цветочек”.
Образ зеркала в литературе
  • В литературе зеркало достаточно распространен-ный персонаж или важная деталь.
  • В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд Горгоны превращал людей в камень).
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Гарри Поттер и философский камень» «Звездный мальчик» «Гамлет»
  • Гамлет во время объяснения с матерью заявляет: «Вы отсюда не уйдете,/ Пока я в зеркале не покажу вам/ Всё сокровеннейшее, что в вас есть». Не зря в старину сборники нравственных поучений, пособий по этикету называли «Зеркало» либо «Зерцало».
Миф о Нарциссе «Снежная королева»
  • Играя с солнечным светом, Тролль разбил зеркало, а его осколок попал Каю в сердце. Так начинается новая история….
Михаил Булгаков «Роковые яйца»
  • У Михаила Булгакова мотив зеркала сопровождает появление нечистой силы, связь с потусторонним миром и чудеса. Например, в “Роковых яйцах” луч получен при помощи комбинации линз и зеркал. То есть тот мир таит грозную силу, которую Рокк выпустил при помощи камеры Персикова. Он создал чудовищ, которые были ужасны и нанесли большой урон, хотя и не выжили не в своём мире.
«Мастер и Маргарита»
  • В романе “Мастер и Маргарита” уже прямо указывается на зеркало как на дверь в Зазеркалье. Например, в квартире Стёпы Лиходеева, перед тем как забросить его в Ялту, Бегемот и Фагот сначала проходят в зеркале и только потом появляются в квартире. А Азазелло открыто выходит из зеркала, ведь он (согласно легендам) и изобрёл его в своё время; может быть, оно и было изобретено для более лёгкого перемещения, чтобы были двери в каждую квартиру, в каждый дом. Вся магия в романе сопровождается присутствием зеркал. При всех превращениях и преображениях также присутствуют зеркала. Когда Маргарита намазалась кремом Азазелло, она смотрела в зеркало; когда Николай Иванович превратился в борова, он тоже смотрел в зеркало. С другой стороны, зеркала и стёкла в романе постоянно бьются, то есть ещё раз показывается бесконечность в зеркале, на этот раз бесконечность количества осколков, и в каждом – свой новый мир. На балу у Сатаны, где присутствует одна нечисть, зеркальный пол: так все чувствуют себя уверенней, в своей стихии, где много призрачного и непонятного для обычного человека.
Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье» “Евгений Онегин” А. С. Пушкин
  • Второй Чадаев, мой Евгений,
  • Боясь ревнивых осуждений,
  • В своей одежде был педант
  • И то, что мы назвали франт.
  • Он три часа по крайней мере
  • Пред зеркалами проводил …..
  • Морозна ночь, все небо ясно;
  • Светил небесных дивный хор
  • Течет так тихо, так согласно…
  • Татьяна на широкий двор
  • В открытом платьице выходит,
  • На месяц зеркало наводит;
  • Но в темном зеркале одна
  • Дрожит печальная луна…
Заключение Библиография
  • 1.Борухов Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры. Логический анализ языка. Культурные концепты. - М., Наука, 1991.-е. 109 - 117.
  • 2.Бродянский Д.Л. Бронзовое зеркало с мифологическим сюжетом из красноярского городища// Материалы по этнокультурным связям народов Дальнего Востока в средние века. Владивосток, 1988. - с. 79 - 82.
  • 3. Ван Ду Древнее зеркало. Гуляка и волшебник. Танские новеллы (7 - 9вв.) -М., 1970.
  • 4. Вулис А.З. Литературные зеркала: М.: Советский писатель,1991. 480 с.
  • 5.Дегтярева О.А. Зеркало как общекультурный феномен. СПб., 2002. - 24 с.
  • 6. Дубин В. Зеркало в центре лабиринта (О символике запредельного у Борхеса)// Вопросы литературы. 1991. - № 8. - С. 154 - 157.
  • 7.Золян С.Т. «Свет мой зеркальце скажи .»(к семиотике волшебного зеркала)// Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. - Вып. XXII. - С. 32
  • 8.Полтавцева Н.Г. Анна Ахматова и культура "серебряного века" ("вечные образы" культуры в творчестве Ахматовой) // Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 1. Царственное слово. С. 50. вверх.
  • 9.Эко У. Зеркала// Метафизические исследования. Вып. 17,- М. 1999. с. 129-146.
  • 10. Шавкунов Э.В. Зеркала в магико-религиозных обрядах в древности и средневековье. Владивосток, 2000г. - 106 с.
  • 11. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. -М.: Наука, 1998.-210 С.
  • 12. Литвинский Б.А. Зеркало в верованиях древних народов. // Советская этнография.- 1964.- №3,- с. 96-104.
  • 13 . Античная лирика. М., Художественная литература, 1968. - 502 с.
  • 14. Правдивцев В. Эти таинственные зеркала// Наука и религия. 1998. - № 1.