Разработка урока "Величие матери, оберегающей жизнь" 8-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талицкая средняя общеобразовательная школа
Советского района Алтайского края
Разработка урока
«МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ»
8 -9 класс
Разработку составила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Талицкой СОШ
Попова Н. Н.
Тема: Величие матери, оберегающей жизнь.
Цель урока:
1. расширять и углублять представления учащихся о сущности подвига, о формах его
проявления, о путях человека к подвигу;
2. раскрыть красоту души обыкновенной русской женщины;
3. выяснить, в чем состоит подвиг Марии;
4. понять, как решается проблема благодарной памяти человечества;
5. способствовать проявлению чувства гордости за матерь человеческую, земную
женщину, совершающую великий подвиг защиты жизни на Земле.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя о В. Закруткине (или сообщение сильного
ученика)
II. Анализ повести:
1.Какова роль обрамления в раскрытии идейного содержания произведения?
(мысль о вечном, неотвратимом времени «руины древних замков», «полуразрушенные
стены монастырей», «остатки … пороховых башен».
Часть пейзажа – «дряхлые старики»).
2. Как автором рисуется образ мадонны?
(с горькой иронией: ее именем совершались не только подвиги во славу жизни, но и
вершился неправый суд, творились несчастья и смерть; противопоставление: мадонна –
земная женщина, «которую не смел, не имел права забыть».)
3. Какова завершающая часть обрамления?
(живые краски: кроны деревьев «густые», трава «зеленая»; «сверкали крыши древнего
города»; вместо стариков – фигуры мальчика и девочки, «красивой женщины в белом
платье», которая «катила детскую коляску»; всюду торжествует жизнь;
несовместимость мадонны.)
4. Какую роль играет сопоставление жизни и смерти в яви и снах Марии, в воспоминаниях
и в действительности?
Основной композиционный прием повести – контраст. Противопоставляя сон и явь, В.
Закруткин рисует яркие, красочные картины сна и жестокую действительность, которая
стала страшным сном. «Лучезарные и разрозненные обрывки ее (сна) жизни»
противостоят «дыму пожаров, изувеченной земле, крови, трупному смраду и черной
пустыне», которые окружают ее наяву».
Контраст в сопоставлении воспоминаний и действительности.
Прежняя жизнь Марии, ее семьи, всего хутора – в воспоминаниях героини, которые
являются экспозицией.
Экспозиция передает трагедию.
5.Когда, где и почему Мария принимает решение работать за всю бригаду?
Анализ пейзажа: цвет серый, черный копоти, дыма, сажи, пепла. Тополь – символ смерти.
В пейзаже – неискоренимость жизни: ее пробуждение, возрождение, победы.
Яблоня – прародительница!
6. В чем состоит подвиг Марии и как оценивает его автор?
7. Согласны ли вы с автором, что «Мария не была смелой и сильной духом?»
8. Анализ эпизодов: «Мария и раненый Вернер Брахт», «судьбы политрука Саши
(Мария прониклась любовью и состраданием к живым существам, она не смогла
переступить извечный человеческий закон «не убий», способна открыть свое
сердце чужим детям, заменить им мать, т. е. вновь даровать им жизнь.)
9. Как вы думаете, какой эпизод повести можно назвать кульминационным?
Разрушение, смерть рождение сына, продолжение
жизни, дар матери
Образ Марии приобретает глубокий символистический смысл. Она совершила подвиг:
сохранила жизнь на земле вопреки смерти.
10. Согласны ли вы с оценкой автора, что «Мария не была смелой и сильной духом
женщиной?
11. С какой целью автор сопоставляет Марию с библейской мадонной?
III. Итог урока
- Как вы понимаете смысл названия «Матерь человеческая?»
Домашнее задание:
1. Написать сочинение по теме: «О чем я задумалась (лся) после прочтения повести
В. Закруткина «Матерь человеческая?»
2. Прочитать роман Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом».