Конспект урока "Какими средствами воздействует искусство" 9 класс

4 урок.
Тема: «Какими средствами воздействует искусство».
Вид занятия:познавательно-обучающий.
Цель: познакомить учащихся с разнообразием средств, которые воздействуют
на человека, раскрыть содержательную смысловую основу каждого из них.
Зрительный ряд: слайды с изображением картин художниковВ.петров-Водкин,
«Яблоки»,И.Сезан. «Натюрморт с белым кувшином»С.Боттичелли»Весна»и т.д.
Музыкальный ряд:»Весна»Антонио Вивальди первый концерт из цикла
времена года.
Ход урока.
1.Организация класса. Приветствие .Проверка готовности к уроку.
2. Беседа по теме урока. Искусство влияет на человека разными
выразительными средствами. К ним мы можем отнести: композицию,форму ,
ритм ,фактуру и т.д. Давайте рассмотрим каждую в отдельности.
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio — составление, связывание),
1) построение художественного произведения, обусловленное его
содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его
восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент
художественной формы, придающий произведению единство и цельность,
соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной
литературе композиция — мотивированное расположение компонентов
литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают
«отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения
(характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора,
рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и
взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство
произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой
образов, так и со структурой художественного произведения (иногда
синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника,
построение, конструкция).
2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.
3) Произведение, включающее различные виды искусств (напр., литературно-
музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и
отрывков.
4) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных
заведениях.
Главное в композиции – создание художественного образа. Картины
написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше
воображение и надолго запоминаются во многом благодаря чёткому
композиционному построению. Восприятие произведения также зависит то
его композиции. В художественной деятельности процесс создания
произведения можно назвать сочинением композиции.
Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает
корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет её элементы друг другу
и целому. Изображать – значит устанавливать отношения между частями,
связывать их в единое целое и обобщать.
Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства
регулярно стало употребляться с эпохи Возрождения. Порой словом
«композиция» называют картину как таковую- как органическое целое с
выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что
рисунок, цвет и сюжет объединятся. В таком случае неважно, к какому жанру
относится картина и в какой манере выполнена, её называют термином
«композиция» как законченное произведение искусства.
Веками художники искали наиболее выразительные художественные схемы, в
результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету
элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые
геометрические фигуры( треугольник, пирамида, круг, овал, квадрат,
прямоугольник и т.д.) Композиция бывает замкнутая и открытая. С
помощью специальных приёмов (многоярусного построения композиции,
выбора кульминационного момента действия и др.) можно передать
движение времени в картине.
В истории искусства большую роль играли процессы выполнения
общепринятых канонов композиции (античность, Возрождение, барокко,
классицизм и др.), так и стремление избавится от жёстких канонических
схем использовать свободные композиционные приёмы (19-20вв.).
Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников,
способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции. В композиции
важно всё – масса предметов их зрительный «вес», размещение их на
плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и
пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое,
распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев,
формат и размер произведения, и многое другое.
Основные закономерности построения художественного произведения,
которые можно назвать правилами, приёмами и средствами композиции,
следующие: передача движения (динамики), покоя (статики), учёт пропорции
золотого сечения, передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия
частей композиции и выделение сюжетно – композиционного центра.
Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы
создать живописное полотно, скульптуру или произведение декоративно-
прикладного искусства и добиться их образной и эмоциональной
выразительности.
Композиция – это не только мысль, идея произведения, ради выражения
которой художник берётся за кисть и карандаш, это и определённо созвучная
душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения.
ФОРМА (лат. forma),
1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета.
2) Внешнее выражение какого-либо содержания (см. Содержание и форма).
3) Установленный образец чего-либо (напр., написать отчет по форме).
4) Приспособление для придания чему-либо определенных очертаний (напр.,
литейная форма).
5) Одинаковая по цвету и покрою одежда (напр., форма военнослужащих).
6) Совокупность приемов и изобразительных средств художественного
произведения (напр., стихотворная форма).
РИТМ (греч. rhythmos, от rheo — теку),
1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.),
происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость
протекания, совершения чего-либо.
2) В музыке — временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С 17
в. в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм,
основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации
ритма служит метр. См. также Ритмический рисунок.
3) В стихе — а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной
речи; частным случаем ритма в этом значении является метр; б) реальное
звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность
отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является
частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией»)
метра и размера стихотворного.
РИТМ – универсальное природное средство. Он присутствует во многих
явлениях действительности. Например, космические явления, вращение
планет, смена дня и ночи, цикличность времён года, рост растений и
минералов и др..Ритм всегда подразумевает движение.
Ритм в жизне и в искусстве – это не одно и тоже. В искусстве возможны
перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не
математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее
соответствующее пластическое решение.
В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно
различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный,
замедленный.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном искуссвте ритм
присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции,
участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая
содержанию определённую эмоциональность.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции,
например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться
на контрастах объёмов. Особая роль отводится ритму в произведениях
народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные
композиции разнообразных орнаментов построены на определённом
ритмическом чередовании их элементов.
Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно
передать движение на плоскости.
Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностями нашего
зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому,
ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы
смотрим на волны, переводя взгляд от волны к другой, создаётся иллюзия их
движения.
ФАКТУРА (от лат. factura — обработка, строение),
1) в музыке конкретный звуковой облик произведения. Компоненты фактуры
тембр, регистровое положение, голосоведение и др.
2) В изобразительном искусстве характер поверхности художественного
произведения, её обработки.
Фактура ощущается зрительно и осязательно, например, кожа человека
передается в скульптуре более гладкой, чем волосы. Восприятие фактуры
зависит от особенностей натуры, от освещения и во многом индивидуально
отличается от текстуры той же поверхности.
В изобразительном искусстве фактура характеризует качество
материалов и приёмов.В переносном смысле фактура – индивидуальный
почерк, особенность руки художника. Фактурный мазок – рельефный,
пастозный, объёмный. Искусство передачи фактуры в живописи связано с
передачей материала, из которого сделан предмет. Благодаря гармонии
цветов и тому, что каждый из них верно соотносится с общим тоном,
получается правильное изображение материала.
3. Работа над заданием. Выполнить зарисовки какой-нибудь запомнившейся
работы.
4. Итоги урока. Подведение итогов урока. Что запомнилось? Что понравилось?
5. Домашнее задание. Вспомнить виды храмовых построек.