Конспект урока "Русская народная праздничная одежда" 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»
Бологовского района Тверской области
Конспект урока
«Русская народная праздничная одежда»
по программе Б.М. Неменского
5 класс
Павлова Наталья Сергеевна
Учитель изобразительного искусства
старшая вожатая
МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»
2012 год.
Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями русского
праздничного народного костюма, его художественной ценностью.
Задачи урока:
1.Воспитательные:
-Воспитывать уважение к русской культуре, формировать интерес к
народному искусству, как к художественной ценности, источнику
творческого вдохновения, национальному богатству.
2.Развивающие:
-Формировать знания об условно-символическом языке народного
искусства.
-Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие красоты
русского народного творчества, его самобытности.
3. Обучающие:
-Формировать знания и представления об основных элементах русского
костюма, его художественной ценности.
-Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию
эскизов графическими материалами.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД
1. Картинки с изображением людей в национальных костюмах.
2. Таблицы женских и мужских национальных костюмов.
3. Репродукции картин Б.Кустодиева «Праздники в деревне»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Записи русских народных песен.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
ПК, карточки с изображением людей в национальных костюмах,
шаблоны фигур людей в русских костюмах.
Простой карандаш, цветные карандаши, ластик.
Раздаточный материал: карточки с элементами вышивки, карточки
с изображением костюмов
Зрительный ряд:
На доске – народные костюмы.
Учитель: Народный костюм - это бесценное достояние культуры
народа. Одежда тесно связана с историей. Искусство современного
костюма не может развиваться в отрыве от народных,
национальных традиций.
В наше время у многих народов национальный праздничный
костюм сохраняется до сих пор. Он изучается, как художественное
наследие. Живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.
Ребята, интересовались ли вы когда-нибудь, как выглядели наши
предки?
Крестьяне с древних времен передавали традиции новым
поколениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, верованиях и,
конечно, в одежде.
Национальная одежда это своеобразная книга, научившись читать
которую, можно много узнать о традициях, истории своего народа.
Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой,
возделыванием земли. А праздники либо завершали какие-либо
этапы крестьянской трудовой жизни, либо предшествовали им.
Праздники ждали, к ним готовились.
Какие наряды надевали в праздники?
Этому важному и интересному вопросу и посвящен наш
сегодняшний урок тема его
«Русская народная праздничная одежда».
II. Формирование новых знаний.
Вся эта одежда и у мужчин, и у женщин, и у детей была очень
красивой. В ней обязательно присутствовала вышивка, бисер,
шитье, шнур, блестки, полосы позумента. Праздничная одежда
изготавливалась долго и трудно, все делалось руками мастериц. В
изготовление праздничного костюма вкладывали всю душу, тонкое
чувствование красоты природы, женщина-мастерица творила
истинное произведение искусства.
Такая одежда могла многое рассказать о своем владельце: откуда
он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.
Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты,
излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.
Из чего же состояли женский и мужской праздничный костюм.
Сообщения детей.
III. Сообщение нового материала
1. Русский мужской костюм, распространенный повсеместно,
состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора.
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и
имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху
носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой,
красной или синей ткани. Украшали вышивкой.
2. Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие
длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг
талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А
простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их
обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх
надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун,
служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову шапку из
сукна либо войлока.
3. Женский костюм: рубаха с сарафаном и рубаха с поневой
Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению.
Они наиболее характерны для южнорусского костюма. Женская
длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид
одеяния. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только
украшала, но должна была оберегать, защищать женщину.
4. Понева полотнище, заменяющее юбку, – обязательная
принадлежность одежды русской замужней женщины.
Она надевалась особым способом: полотно поневы оборачивали
вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая
подол рубахи, который закрывали передником. Поневу обшивали
лентами и тесьмой.
5. Незамужние девушки носили только рубаху с передником.
Передник иногда сплошь был украшен узорными полосами и нес
символику, связанную с землей, водой (ромбы, волнистые линии,
образы матери-земли, птиц, древа жизни).
По праздникам поверх поневы или запона надевали богатую
одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой.
6. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали
спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом,
канителью и узорными пуговицами.
7. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль:
защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные
части. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода –
душегрею.
8. Женский костюм не мыслим без головного убора. Исстари
волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской
силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой
головой, волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг
головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был
одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных
и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник,
сорока . Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты
шириной 0,5-2,5см. Девушкам разрешалось носить открытые
повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок.
До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу.
Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам
девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера.
Костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан, «епанечка»,
парчовая рубаха и нарядный кокошник.
Обязательная принадлежность крестьянского костюма пояс. Он
являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.
Детская одежда древних славян была одинакова для мальчиков и
для девочек и состояла из длинной, до пят, полотняной рубахи
Ткани, цвет, орнамент
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской
одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного
переплетения, а с середины XIX в. фабричные шелк, атлас, парча
с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач,
ситец, сатин, цветной кашемир.
Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые
кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики,
стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.
Цвета: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый,
зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе
белого, красного и синего (или черного) цветов.
Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными
листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах
Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской
народной жизни этого времени.
IV. Объяснение способов работы
Ребята, мы узнали как, выглядела национальная праздничная
одежда наших предков.
А теперь вам предстоит нарисовать людей в русских костюмах,
костюмы украсить вышивкой.
V. Практическая творческая деятельность учащихся
VI. Выставка работ, подведение итогов урока.