Презентация "Композиция архитектурных сооружений" 3 класс
Подписи к слайдам:
Композиция архитектурных сооружений
- Урок 7
- 10-11 лет
- УМК любой
- Березина Ирина Викторовна
- Преподаватель теоретических дисциплин
- МАУДО г. Нижневартовска ДШИ № 2
- — форма, масса, силуэт, — план, — симметрия — асимметрия, — контрастное сопоставление частей, — выявление композиционного центра, — архитектоника, — пропорции, — ритм, — масштабность, — связь здания и природной среды.
- Это характеристика, которую мы воспринимаем зрительно, она непосредственно влияет на создание определенного впечатления.
- одни формы образованы параллельными и перпендикулярными плоскостями: это куб и параллелепипед;
- в других плоскости пересекаются под разными углами: пирамида, призма, многогранник;
- третьи образованы вращением криволинейных плоскостей: конус, цилиндр, шар.
- Архитектурную форму можно измерить по длине, ширине и высоте.
- Если все три составляющие присутствуют в равной мере, то такая форма называется объемной и воспринимается как наиболее массивная.
- Башня псковского кремля
- Пример объемной формы, она воспринимается как массивная, устойчивая, незыблемая и фундаментальная.
- Мавзолеи имеют именно такую форму. Кубическая форма и у крепостей, которые должны производить впечатление устойчивости, непоколебимости.
- Если две величины преобладают, а третья мала, то такая форма будет называться плоской. Представим себе дом, который имеет определенную длину и высоту, а ширина (глубина) у него незначительная. Или другой пример: здание имеет значительную ширину и длину, а высота его невелика. Оба таких сооружения мы будем воспринимать как плоские.
- Муниципалитет в Торонто. Арх. Рэвелл
- Плоская форма. Если сооружение имеет плоскую форму и вытянуто по вертикали, то оно воспринимается как более легкое. Да это и понятно — плоское кажется менее массивным, нежели объемное.
- Храм царицы Хатшепсут. Египет.
- Невысокие массивные сооружения подчеркивают связь с землей и невольно вызывают ощущение устойчивости, стабильности.
- Здание, в котором превалирует одна величина, а две другие малозначимы, называется линейным. Пример: небоскреб, который имеет одну ярко выраженную величину — высоту, в то время как две другие — длина и ширина (глубина) — незначительны.
- Небоскребы. Пример линейной формы
- Сооружения, имеющие линейный характер и устремленные ввысь, кажутся легкими, стройными. Поскольку точка опоры у них невелика, мы воспринимаем их как недостаточно устойчивые.
- Одни здания должны производить впечатление массивности, другие же, наоборот, при имеющейся массивности, должны казаться легкими. Как же облегчить ощущение массы? Меньшей массой обладают здания: — из гладкого материала, — многоступенчатые, — украшенные колоннами (лучше по периметру), — состоящие из нескольких частей, — украшенные аркадами, — украшенные по фасаду различными декоративными элементами, которые создают эффект фильтрации света, — окрашенные в разные цвета, которые зрительно разбивают объем, — с использованием стекла как одного из основных материалов при строительстве.
- Рассмотреть следующие здания для определения впечатления, производимого на зрителя (кажутся тяжелыми, кажутся легкими):
- Исторический музей в Москве, на Красной площади
- (кажется легким, так как состоит из нескольких отдельных элементов, двуцветный фасад украшен множеством декоративных элементов, форма плоская с вертикальной направленностью).
- Северная изба
- (кажется тяжелой, поскольку имеет кубическую форму, монолитна, приземиста).
- Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве
- (кажется легким, так как состоит из нескольких элементов, ярко разукрашенных, отличающихся по форме и размеру).
- Кремлевский дворец съездов в Москве
- (при массивной объемной форме кажется не таким тяжелым, как мог бы казаться, так как основной строительный материал — стекло, к тому же используются элементы, зрительно напоминающие колонны).
- Здание Биржи в Санкт-Петербурге
- (кажется легким из-за колоннады).
- Египетская пирамида
- (кажется тяжелой — нерасчлененный, монолитный объем).
- влияет на наше впечатление об общих формах здания. Кроме этого план определяет порядок следования помещений, связь между ними. Какой же может быть эта связь?
- — Зальная — все функции здания сосредоточены в одном помещении (крытый рынок);
- — центрическая — группировка меньших помещений вокруг большого, главного (театр);
- — анфиладная — расположение помещений одного за другим (музей, универмаг);
- — коридорная — помещения располагаются по обе стороны коридора (гостиница);
- — секционная — здание состоит из отдельных, изолированных друг от друга секций (жилой дом);
- — смешанная (применение зальной, центрической, анфиладной композиций в цельном интерьере).
- план древнеегипетского храма
- (анфиладная связь, храм вытянут в длину);
- план древнегреческого храма
- (центрическая связь, все помещения сконцентрированы вокруг наоса, храм прямоугольный, но при этом он не сильно вытянут, компактен);
- план Пантеона
- (центрическая связь помещений, храм имеет круглую форму, компактен);
- план православного храма
- (центрическая связь помещений, молящиеся во время службы пребывают внутри храма; храм компактен);
- план готического собора
- (в основе богослужения — шествие; можно сказать, что связь помещений коридорная, так как шествие движется по центральному нефу, боковые нефы визуально играют роль помещений, находящихся с двух сторон от коридора, это определяет значительную вытянутость храма).
- В основе симметричности лежит равновесие. Если правая часть здания повторяет левую, уравновешивая ее, то это вызывает ощущение покоя, стабильности и прочности. Симметричным зданиям отдавали предпочтение те стили, которые считали разум превалирующим над чувствами. Недаром особняки классического периода строго симметричны (Кусково, Останкино).
- Ассиметричные здания отличаются друг от друга по размерам и формам. Но при этом важно помнить: если композиция асимметрична, то она должна быть уравновешена чем-то другим, иначе возникнет ощущение нестабильности, непрочности, зыбкости. Как же уравновешены части асимметричной композиции?
- здесь присутствуют одинаковые формы (колонны), использованные с разным ритмом и пропорциями - это уравновешивает композицию.
- Уравновешивает асимметричную композицию также создание равновесия по цвету, фактуре и массе.
- по расположению (вертикально — горизонтально);
- Петропавловский собор
- Санкт Петербурга
- Д.Трезини
- по форме
- Дворец в Коломенском
- Причудливость форм создает ощущение тайны, непредсказуемости
- по материалу
- Железобетон
- и стекло
- по цвету;
- по размеру
- (КОГДА ЗДАНИЕ СОСТОИТ ИЗ ЧАСТЕЙ РАЗНОГО РАЗМЕРА, КОТОРЫЕ КОНТРАСТНО ВЫГЛЯДЯТ ОДИН НА ФОНЕ ДРУГОГО)
- по фактуре на гладкой поверхности хорошо выделяются рельефы
- Гостинница
- «Метрополь» в Москве. По проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и
- А. Эрихсона.
- Стиль модерн
- по расположению (вертикально — горизонтально);
- по форме
- по материалу
- по цвету;
- по размеру
- по фактуре
- Композиционный центр, роль которого чаще всего играет вход в здание, может быть выделен такими архитектурными формами: — порталом, балконом;
- Усадьба Строгановых "Братцево"
- Композиционный центр, роль которого чаще всего играет вход в здание, может быть выделен такими архитектурными формами:
- — широкими оконными проемами над центральной
- -дополнительным декоративным элементом (например,— нарочитой симметрией, которая подчеркивает центральное положение входа в здание.
- Доходный дом супругов Дмитрия и Анны Гузевич. Архитектор Михаил Румянцев
- Композиционный центр подчеркнут глобусом над входом в здание Главного почтамта на Тверской улице в Москве
- В православных храмах композиционный центр — это самая высокая главка, таким образом, размер архитектурной формы тоже может быть выделен как средство обозначения композиционного центра.
- Композиционный центр, роль которого чаще всего играет вход в здание, может быть выделен такими архитектурными формами: — порталом; — балконом,
- — широкими оконными проемами над центральной входной частью; — дополнительным архитектурным элементом, например башенкой или глобусом над входом в здание Главного почтамта на Тверской улице в Москве); — цветом; — дополнительным декоративным элементом (например,— нарочитой симметрией, которая подчеркивает центральное положение входа в здание.
- Тектоника, или архитектоника, — это соотношение и сочетание элементов сооружения. Произведения архитектуры, в которых внутренний и внешний объемы сливаются максимально, называются архитектоничными.
- Архитектоничными были храмы Древней Руси, здания Древней Греции, Рима, Средневековья.
- Но есть примеры сооружений с избыточным внешним объемом. Таким примером может служить египетская пирамида, назначение которой — быть усыпальницей. Погребальная камера занимает лишь малую часть сооружения, в то время как вся внутренняя область служит другим целям — показать могущество фараона, его власть над людьми.
- Палаццо Веккьо во Флоренции имеет высокую красивую башню, которая никак не связана с внутренним объемом здания, это отдельная надстройка, но по ней узнают центральное правительственное здание — магистрат. В таких избыточных объемах есть целесообразность.
- Однако встречаются и случайные избыточные объемы. Одним из основных качеств всякого сооружения должно быть соответствие, правильная взаимосвязь архитектурных форм и конструкции. Чем теснее эта взаимосвязь, тем органичнее архитектура. Но, к сожалению, это бывает не всегда. Например, здание квадратное или прямоугольное, а внутреннее пространство — круглое. Или здание перекрыто куполом, а внутри — плоский потолок. Это свидетельство низкой архитектурной культуры.
- Встречается и такое: архитектор-формалист берет полюбившуюся ему надуманную внешнюю форму и искусственно приноравливает, подгоняет к ней «содержание». Скажем, театр Российской армии построен в надуманной форме звезды, из-за этого в нем очень неудобные помещения.
- Театр Российской армии построен в надуманной форме звезды – пример неархитектоничной
- постройки
- — форма, масса, силуэт, — план, — симметрия — асимметрия, — контрастное сопоставление частей, — выявление композиционного центра, — архитектоника, — пропорции, — ритм, — масштабность, — связь здания и природной среды.
- Охарактеризуйте Дмитриевский собор во Владимире с точки зрения композиции
- (см. предыдущий слайд)
- Подбери примеры объемной, плоской, линейной и необычной по форме архитектуры.
- Подбери иллюстрации разных планов зданий (с названием и местоположением).
- А. М. Вачьянц. Введение в мировую художественную культуру. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. (Мировая художественная культура). – (Вариации прекрасного)
- http://art.1september.ru/article.php?ID=200700915 -Локтева О. Язык искусства: как раскрыть детям тайну архитектуры. // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2007, № 9
- http://www.digsdigs.com/photos/two-attached-houses-smooth-cedar-skin-3.jpg (сл.3)
- http://radbot.net/pix/3707.jpg (сл3)
- http://www.kaliningradka.ru/upload/medialibrary/maxx/2015%20year/July/08%2007/Bez%20otstavaniya%20ot%20grafika.jpg (сл.3)
- http://pskovgo.ru/images/tower/files/p0000015.jpg (сл.6)
- http://www.spreeblick.com/wp-content/uploads/2008/09/toronto-city-hall.jpg (сл.8)
- http://player.myshared.ru/278257/data/images/img8.jpg -(сл.9)
- http://novosti.ae/wp-content/uploads/2015/06/Burj-2020-663x414.jpg (сл 11)
- http://lh6.googleusercontent.com/-mM1-_1N3ths/UrimwGJVKeI/AAAAAAAAb1A/NMOGCV9wOBw/w700-h525/muzei.jpg (сл 14)
- http://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/24/23461/23461_html_m23e24f9.jpg (сл 15)
- http://player.myshared.ru/719839/data/images/img14.jpg (сл. 16)
- http://ivaneev.dyndns.info/Images/F_Retro/F_Retro_files/original_images/p0000043.jpg (сл.17)
- http://nevnov.ru/assets/images/gorod/birga.jpg (сл.18)
- http://zadocs.ru/pars_docs/refs/58/57935/57935_html_m5a2b85f2.png (сл.22)
- https://yandex.ru/images/search?cbir_id=E3dPBZMqqdO_fxPzYQ4znQ&rpt=imageview (сл23).
- http://sfw.so/uploads/posts/2008-01/1201432987_st033_02.jpg –(сл 24)
- http://art.1september.ru/2007/09/15-11.jpg –(сл.25)
- http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/pic/000016.jpg –(сл 26)
- http://www.turinfo.ru/images/content/1_aa0a7c9a6bfbf72a8b197dede4b330ed.jpg –(сл 28)
- http://sda777.narod.ru/museum_Ostankino.jpg –(сл 29)
- http://img-fotki.yandex.ru/get/15494/7184537.12/0_cbb40_2be2aa4b_L.jpg -(сл 31)
- http://art.1september.ru/2010/09/14-2.jpg –(сл.31)
- http://3.bp.blogspot.com/-gQ5sZfgA11g/VQkVXAQ2yuI/AAAAAAAAD14/c-0cLJIjXX0/s1600/0_8224b_cf56f9d_XXL.jpg -(сл 33)
- http://img-fotki.yandex.ru/get/5506/agranom1988.d/0_76a8c_be608dd6_XXL.jpg –(сл34)
- http://www.trust.ua/files/photo/source/0000046007-reforma-policii-gruziya.jpg –(сл35)
- http://www.netestate.ru/attachements/417_1.jpg –(сл.36)
- http://farm4.staticflickr.com/3082/3086146829_588f489c73_o.jpg –(сл.37)
- http://static.nrc.nl/images/originals/0205kun_eemhuis.jpg –(сл.37)
- http://img-fotki.yandex.ru/get/9354/210496888.1c/0_d83e8_1f0af156_-1-XXXL.jpg –(сл 38)
- http://www.2do2go.ru/uploads/full/170ef99d0c269b32c81d2575d461f723_w960_h2048.jpg –(сл40)
- http://bangladesh.giddom.com/sklad_bol/5850.jpg –(сл41)
- http://dosug.md/UserFiles/dosugmd_news/max/Chistaya-pribyil---Tsentralnogo-telegraf.jpg –(сл42)
- http://www.cirota.ru/forum/images/78/78761.jpeg –(сл.43)
- http://amenra.ru/wp-content/uploads/2010/01/Ris_5_Plan_pir_Web1-300x225.jpg –(сл46)
- http://www.akademiaboston.pl/images/phocagallery/ITALIA/Florencja/thumbs/phoca_thumb_l_Foto.%209.jpg –(сл. 47)
- http://memarinews.com/Image/News/parameter%2009.jpg –(сл.50)
- http://img-fotki.yandex.ru/get/5700/mamatysik.30/0_510e7_5b51f3b1_L –(сл.50)
- http://img-fotki.yandex.ru/get/4914/120826211.18/0_bdbf7_d63cdc23_XL.jpg –(сл. 52)
ИЗО - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Городецкая роспись. Техника росписи. Закрепление" 3 класс
- Конспект урока "Лаборатория искусств. Иллюстрация к сказке «Алиса в зазеркалье»" 3 класс
- Конспект урока "Театральный занавес" 3 класс
- Конспект урока "Понятия о видах искусства" 8 класс
- Презентация "Понятия о видах искусства" 8 класс
- Презентация "Лето в картинах русских художников - пейзажистов"