Методическая разработка "Осенний пейзаж" 3 класс
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Осенний пейзаж
Педагоги дополнительного образования по изобразительному
искусству
Петрова Наталья Юрьевна
Александрова Анна Михайловна
Возраст обучающихся 9 лет (3 класс)
Санкт-Петербург
2016 год
Пояснительная записка.
Участники.
Ученики второго года обучения в возрасте девяти лет,
обучающиеся в творческом объединении «Юный художник»
педагога Петровой Н.Ю. и обучающиеся в творческом
объединении «Мечты в красках» педагога Александровой А.М.
Цель занятия:
Нарисовать осенний пейзаж
Задачи занятия:
Образовательные:
а) Формирование понятийных связей – образ, настроение, изображение.
б) Диагностика интеллектуального развития в форме организованной
игры. в) Демонстрация приобретённых навыков рисования.
Развивающие:
а) Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
б) Активизация мыслительной деятельности.
в) Приобщение к мировой художественной культуре через
знакомство с творчеством знаменитых художников - пейзажистов.
Воспитательные:
а) воспитание чувства прекрасного через созерцание осенней
природы. б) Воспитание инициативы и уверенности в себе.
в) Создание ситуации успеха, доступной каждому участнику занятия.
Формы и методы проведения занятия:
На занятиях использованы метод беседы, метод игры, метод
практической работы, метод обсуждения. Занятие проведено в
форме открытого, интегрированного занятия.
Оборудование занятия:
На занятии использовался телевизионный экран, позволивший
демонстрировать фотографии осенних пейзажей, репродукции картин
художников - пейзажистов, наглядные пособия « последовательность
работы над пейзажем», рисунки детей на тему «осенний пейзаж».
Педагогом Александровой А.М. изготовлен плакат – кроссворд
для проведения познавательной игры « Назови имя художника»
- Материал для обучающихся:
На занятии используется техника карандашного рисунка, краски «
Мастер класс» (гуашь), бумага формата А-3, кисти №3, №2.
- Материально техническое оснащение кабинета:
Телевизионный экран, мольберты, демонстрационная доска, столы и
стулья для родителей и гостей. На занятии использовалось музыкальное
сопровождение и сладкие призы в конце подведения итогов занятия.
Подготовительная работа:
1. Прогулка в парк для наблюдений и создания фотоматериала.
2. Зарисовки деревьев с натуры на пленере.
3. Выполнение упражнения по цветоведению «Краски осени».
План проведения занятия.
Этапы и задачи
Деятельность
Деятельность
Время
Примечание
занятия
педагога
детей
Этап I
Педагоги
Ученики
5
В одном
Организационный
представляются
занимают
минут.
кабинете
момент: знакомство
детям, объясняют,
рабочие места,
встречаются
с группой …
что с ними будут
где уже
два творческих
работать
разложено всё
объединения
одновременно два
необходимое для
ИЗО.
педагога.
рисования.
Этап II
Озвучивание
Дети слушают и
5
Обучающиеся
Введение в тему
темы,
отвечают на
минут.
отвечают на
занятия:
доказательство её
вопросы.
вопрос, каких
актуальности и
художников
необходимости
пейзажистов
освоения.
они знают.
Этап III
педагог
Слушают,
15
Обучение
Знакомство с
Александрова
отвечают на
минут.
осуществляется
творчеством
А.М. проводит
вопросы,
при активном
русского художника
беседу.
обсуждают.
использовании
Левитана.
телевизионного
экрана.
Этап IV
Педагог Петрова
Смотрят,
5
Задействован
Анализ
Н.Ю. показывает
анализируют.
минут
Телеэкран.
подготовительной
на экране
работы.
фотоматериал
Этап V
Педагог Петрова
Слушают,
5
Создание
даёт советы по
думают.
минут.
Рассказ
подготовительного
созданию
иллюстрируется
рисунка осеннего
грамотной
Рисунками и
пейзажа простым
композиции
зарисовками.
карандашом
Этап VI
Педагог
Встают с мест,
10
Участники игры
переменка
Александрова
отдыхают
минут.
получают
проводит игру –
увлечённо играя.
сладкие призы
кроссворд
Этап VII
Педагог Петрова
Дети отвечают
Десять
Акцентируется
Совершенствование
показывает на
на вопросы,
минут
внимание на
техники рисования
доске (рисует)
смотрят.
способы
гуашевыми
различные
нанесения
красками.
варианты
мазка на
текстуры мазка.
примерах
знаменитых
художников
Этап VIII
Педагоги
Дети работают
30
Практическая
осуществляют
самостоятельно.
минут.
часть – создание
индивидуальную
живописного
работу с каждым
полотна.
учеником.
Этап IX
Педагоги
Сушат работы
5минут
Родители
переменка
помогают
принимают
физкультминутка
разложить работы
участие в
на просушку и
просмотре
проводят анализ
работ.
Этап X
Чем дополнить
Изучают,
10
Завершение работы
пейзаж, чтобы
анализируют,
минут
работа выглядела
отвечают на
завершенной – на
вопросы.
эти вопросы
отвечает педагог
Петрова Н.Ю.
Этап XI
Педагоги
Дети работают
20
Практическая
осуществляют
самостоятельно.
минут
часть - дорисовка
индивидуальную
работу с каждым
учеником.
Этап XII
Педагоги
Обучающиеся
15
Родители
Подведение итогов
устраивают
собирают
минут
участвуют в
выставку работ
инструменты,
создании
награждают
складывают
выставки и
детей.
краски.
награждении.
Описание хода
занятия Вступление:
Идея интеграции обусловлена сложностью темы занятия. Объединённый
опыт двух педагогов позволяет более полно и интересно для детей изложить
данную тему. Два коллектива ИЗО одновременно занимались общим делом –
рисовали осенний пейзаж, предварительно проведя интересную и
поучительную работу по подготовке к данному занятию. Обучающиеся
совершили прогулку в осенний парк, где провели фото сессию и пронаблюдали
красоты увядающей природы. Дети делали зарисовки деревьев, плавающих в
озере уток, посетителей парка, собак, всё то, что можно будет включить в
композицию будущего пейзажа. В кабинете, обучающимся было предложено
выполнить упражнение по цветоведению, как подготовительный этап работы
над пейзажем. Был осуществлён поиск цвета осеннего неба в ясную погоду и в
пасмурный день, путём смешивания гуашевых красок на палитре. ( Образец
упражнения см. в приложении). Затем обучающимся было предложено цветом
изобразить « краски осени» эти упражнения использовались на занятии как
подсказка и помощь, что облегчило работу и ускорило процесс изображения
осеннего пейзажа.
Участниками интегрированного занятия стали дети второго года
обучения девяти лет. Подобная интеграция активизирует
познавательный интерес учеников, пробуждает дух соревновательности,
интересно поучиться у ещё одного педагога, увидеть, как работают дети
другого коллектива, интересно присутствующим родителям увидеть, как
работают их дети, познакомиться с методами работы ещё одного
педагога. Для педагогов подобная интеграция – это, прежде всего
повышенная ответственность, высокий уровень подготовки, поиск новых
способов изложения теоретического материала, разработка методик
понятных и интересных для детей. Распределение поставленных задач
между двумя педагогами повышает качество подготовки, а возможность
излагать материал поочерёдно замещая друг друга, позволяет провести
занятие более динамично и продуктивно.
I
Обучающиеся двух коллективов встретились в заранее подготовленном
кабинете, были представлены друг другу. Ранее дети уже встречались на
первом году обучения, представляя на выставки общего обозрения рисунки
по одинаковым темам. А также ученики посещали кабинет параллельной
группы, с интересом наблюдая за успехами своих соседей. Данное занятие
стало интересным, поучительным в плане обмена опытом. Для облегчения
общения были использованы бэйджики с именами участников занятия. На
занятии присутствовали родители двух коллективов и все желающие,
посетить открытое занятие.
II
Занятие началось с представления детям педагогов и знакомством с
планом работы на занятии. А именно, первая задача – доказать
необходимость и актуальность данной темы. Поговорить о том, что
знают обучающиеся о художниках пейзажистах, о русских художниках, о
художниках, наиболее ярко нарисовавших именно осенний пейзаж.
Затем излагается новый материал, «Творчество художника Левитана».
Данный материал излагает педагог Александрова А.М.
III
Левитан Исаак Ильич
Родился 30 августа 1860 г. в литовском городке Кибартае в еврейской
семье. Отец был мелким служащим в городском управлении. Вскоре
после рождения младшего сына семья переехала в Москву.
В 13 лет Исаака приняли в Московское училище живописи, ваяния и
зодчества, в класс А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С самого начала учёбы
Левитан зарабатывал на жизнь уроками и заказными портретами. Блестяще
окончил училище, но из-за происхождения ему был вручён диплом учителя
чистописания.
Первую крупную картину «Тихая обитель» он написал после поездки в
1890 г. по Русскому Северу. Полотно приобрёл П. М. Третьяков для своей
галереи. В 1892 г. художник был вынужден покинуть Москву, поскольку
евреям не разрешалось проживание в столицах. Он поселился в деревне,
расположенной вдоль Владимирского тракта, по которому каторжан гнали в
Сибирь. Эти места художник запечатлел в картине «Владимирка» (1892 г.).
В 90-х гг. Левитан совершил ещё одно путешествие, на этот раз по
Волге. Там родилась картина «Свежий ветер. Волга» (1891—1895 гг.).
Когда смотришь на полотно И.Левитана «Осенний день. Сокольники»,
невольно думаешь: «А Левитан ли написал эту картину?»
Левитановские сосны, могучие, стремящиеся ввысь, стоящие высокой
неприступной стеной по обе стороны аллеи. Деревья-исполины, закрывая
собой, оберегают тихую осень, скрывающуюся в редких ярких красках
листвы стоящих на расстоянии друг от друга молодых клёнах. Тоненькие
деревца ещё не до конца сбросили жёлтую листву. Она светлыми
ровными пятнами рассеяна вдоль парковой дорожки.
Художник чётко обозначает стволы деревьев, их кроны, листву. С
помощью размытых красок создаётся воздушность пейзажа, передаётся
осенняя сырость и тишина. Во всём полотне чувствуется томительное
одиночество, неизбывная тоска и печаль. Эти чувства подчёркивает тёмная
фигура женщины, одиноко идущей навстречу зрителю. Именно эта фигура и
смущает ценителей творчества пейзажиста Исаака Левитана.
Нет, не великий мастер картин природы изобразил женщину в чёрном.
Это сделал Н.Чехов, брат знаменитого писателя. Возможно, ясно ощутив
одиночество друга-художника, Николай Павлович решил усилить
впечатление, включив в пейзаж человеческий образ.
Несмотря на такой диссонанс и «не левитановскую» манеру
изображения, «Осенний день. Сокольники» первое полотно знаменитого
художника, которое приобрёл П.М.Третьяков.
В Третьяковке есть две картины Левитана «Золотая Осень» — 95-ого и 96-
ого годов. Художник прожил эти годы близ старинного села Островно
(упоминается даже в летописях периода конца ордынского ига) под Вышним
Волочком, в районе Твери (два еще более древних города).
И почему-то лучшей из двух картин считается более ранняя работа, 1895
года, «Осень». Но об этом пейзаже уже столько сказано, что его описание
можно найти на любом сайте. «Золотая Осень», написанная год спустя, не
столь знаменита, «отзывов» о ней в Сети вы не найдете, а ведь она ничуть не
хуже, если рассуждать объективно! Постараемся исправить эту ситуацию.
Итак, И. Левитан, «Золотая Осень», 1896 год.
Этот пейзаж столь же светел, как и более ранняя «Золотая осень» и
нехарактерно «мажорен» для Левитана, в картинах которого обыкновенно
проскальзывают цвета грусти — цвета приглушенных, смешанных тонов.
Обычной темой осенних пейзажей художника («осенних» картин у него
около сотни!) является «грустное природы увяданье». Но на этой картине
вовсе нет грусти! — Прекрасная русская лесная река глубокого синего цвета,
как и бывает осенью под ярким солнцем, блестящие отраженным золотом
света кроны пожелавших деревьев.
Самого солнца не видно, но его лучи радостно играют своими бликами по
всему холсту, как и в реке, так и в перистых облачках на безмятежно-голубом
небе. С этой игрой праздничных красок чуть контрастирует «коричневый с
охряным», цвет обрывистого берега на переднем плане, потемневшая,
видимо, промокшая от минувших дождей соломенная крыша амбара. Но
светло-золотые кроны деревьев, за которым исчезает река, дополняющие
общую гамму, утверждают нас в легком, радостном настроении.
Природа на полотне отнюдь не «увядает», она радуется осени, её нарядам
из золотой парчи. И три основные, доминирующие цвета этой картины –
золотой, синий, голубой с добавлением чуточки зелени, — это все цвета
радости, цвета полноты жизни.
Обострение туберкулёза вызвало отъезд художника за границу, во
Францию, потом в Италию, хотя хлопоты друзей помогли получить
ему разрешение на проживание в Москве.
Возвратясь домой, с 1898 г. Левитан начал вести класс пейзажа в училище,
которое окончил. Здоровье его ухудшалось, и в 1899 г. художник по
приглашению А. П. Чехова уехал в Ялту.
Вернувшись, вновь начал преподавать, но здоровье продолжало
ухудшаться, и 4 августа 1900 г. Левитан скончался. Пейзажи певца русской
природы не просто фотографическое изображение натуры — художнику
удалось передать её живое дыхание. Недаром критик В. В. Стасов называл
картины Левитана эмоциональными поэмами. При этом Левитан был не
только великолепным пейзажистом. Его творческое наследие составляют
также рисунки, акварели, книжные иллюстрации
IV
Поговорив о творчестве Левитана, приступили к анализу подготовительной
работы, за тем, чтобы плавно перейти к работе над пейзажем. На экране
просмотрели отснятый фотоматериал в результате прогулки в парк, с
подробным анализом, как и где лучше использовать увиденное. Устроили в
кабинете мини выставку подготовительных рисунков, что способствовало
обмену опытом и поднимало соревновательный дух.
V
Обучающимся были показаны лучшие рисунки прошлых лет, с тем,
чтобы поднять планку качества выполняемой работы. Даны советы по
построению композиции и заполняемости листа формата А-3. И
предложено выполнить быстрый набросочный рисунок карандашом, так
как основная работа предполагалась быть выполненной гуашевыми
красками. Данный рисунок не предполагал подробной прорисовки, лишь
общие очертания композиции. Основным требованием было
композиционное равновесие в листе бумаги и простейшая перспектива.
Каждый ученик получил похвалу за ту или иную особенность его
рисунка. Удовлетворённые результатом своего творчества, дети
отправились на переменку.
VI
Первая перемена «игра кроссворд»
Дети прогулялись, приготовили краски для следующего задания и
приняли участие в увлекательной игре « Разгадай кроссворд».
Данную игру разработала и провела педагог Александрова А.М.
Пейзаж таит в себе много загадок. Давайте попробуем их разгадать и если
сделаем это правильно, то прочитаем ключевое слово в кроссворде.
VII
Второе задание:
Над цветовой палитрой обучающиеся поработали на
подготовительном этапе работы над пейзажем. Ребята выполнили
упражнение по цветоведению «Краски осени», где они подобрали
цветовую палитру будущего пейзажа, а также составили цвет осеннего
неба. Осталось поговорить о технике исполнения осеннего пейзажа.
Предстоит заняться живописью, используя краски гуашь. Несколько
слов о свойствах и особенностях этих красок. Гуашь – краски пастозные
и рисовать ими нужно совсем иначе, чем акварелью. Пастозность
позволяет создавать интересные фактура, получать различные мазки и
направление мазка можно использовать для придания формы и объёма.
Данное объяснение необходимо сопроводить для большей наглядности
иллюстративным материалом. На демонстрационной доске
обучающимся показаны работы Ван – Гога, Юкина, Кандинского,
Грабаря. Детям предлагается найти свой неповторимый вариант мазка.
VIII
Практическая работа.
Во время практической работы преподаватель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приёмов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объёма и качества выполняемой работы.
IX
Физкультминутка — гимнастика для
глаз. Упражнения:
1. Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-
вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
2. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по
часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
3. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд
из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый
нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
4. Рисование носом. Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос
стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.
Родители и второй педагог в это время раскладывают работы на просушку.
X
Завершающий этап
Предварительно работы анализируются, всегда можно найти
удачные моменты в любой работе. Ученикам необходима
поддержка и они замечательно умеют учиться друг у друга.
На завершающем этапе работы над пейзажем делаем попытку
усложнить композицию. Для этого добавляем в рисунок
действующих лиц. Это могут быть не только фигуры людей, но и
птицы, собачки и другие зверушки. Рисунок выполняется сначала
карандашом по высохшей поверхности, затем тонкой кисточкой.
В конце занятия оформляется выставка работ. Дети получают
сладкие призы, приготовленные родителями. Делаем фотографии.
Занятие становится не только обучающим, но и приобретает
праздничное настроение и становится запоминающимся событием в
жизни детей. Занятие сопровождается звучанием приятной музыкой.
Подведение итогов:
Ожидаемый результат – достигнутый результат:
Обучающиеся нарисовали красивые пейзажи.
Повысили мастерство в области работы гуашевыми красками.
Научились использовать подготовительные рисунки.
Узнали много нового из истории искусства.
Попробовали и успешно справились с живописным заданием –
пейзаж в технике гуашевой живописи.
Приобрели новых друзей. Повысили
собственную самооценку.
Порадовали своих родителей.
Развлеклись, разгадывая кроссворд.
Интересно, увлекательно и с пользой для себя провели время.
Выводы:
Запланированный или ожидаемый результат на 100% совпал с полученным
результатом. Занятие получило высокую оценку присутствующих родителей.
Интегрированное занятие интересно и продуктивно для обучающихся.
Интеграция облегчает труд педагогов и активизирует поиск новых
методов преподавания и как результат – выигрывают все. Занятие
стало интересным событием в жизни детей, родителей, и педагогов.
Интегрированное занятие служит главной стратегии Дворца –
созданию развивающей среды, способной привлечь детей, сделать
их жизнь интересной, активной, созидательной.
Список литературы:
1. «Дополни цветом», «Лучшие произведения классиков
мировой живописи» ЭКСМО Москва 20
2. Исаак Ильич Левитан. С.А.Пророкова, 1990
3. Очарование русского пейзажа. Сказки о художниках. Белый город.2009
Список интернет ресурсов.
http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post233662584
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-levitana http://opisanie-
kartin.com/opisanie-kartiny-isaaka-levitana-zolotaya-osen/
https://ru.wikipedia.org/
https://artchive.ru/artists/349~Sandro_Bottichelli/works/10782
http://www.museum-online.ru/index.php/leonardo_da_vinci/Preview/10
Приложения:
Упражнение по цветоведению «Краски Осени» (фотографии работ
учеников) «Что мы видели в парке» (фотографии)
«Каким должен быть мазок» (фотографии работ знаменитостей)
Фотоматериал:
Фотографии о работе педагогов, фотографии обучающихся,
присутствующих родителей и гостей данного занятия.
Фотографии рисунков детей.
Отзывы родителей о проведённом занятии
Упражнение по цветоведению «Краски осени»
«Каким может быть мазок», работы известных художников