Конспект урока "Роспись по ткани «БАТИК»" 5 класс
Людмила Александровна Григорова,
Учитель технологии
КГУ «Средняя школа №1» акимата города Рудного,
Костанайской области.
Роспись по ткани «БАТИК»
Цель урока: дать понятие, что такое Батик. Сформировать учащихся
технологию многоплановой окраски хлопка, узелковую технологию,
жгутовую, китайскую, сине-белую окраску шелка и японскую многоцветную
высокохудожественную роспись на шелке.
Задачи:
1.Образовательная: обучить технике росписи по ткани
2.Развивающая: развить художественный вкус, умение самостоятельно
осуществлять выбор материала, инструментов для работы.
3.Воспитательная: воспитание познавательных интересов учащихся,
целеустремленности, любознательности. Привитие интереса при работе
красками и аккуратности. Воспитание вежливости , доброты, уважения ко
всему окружающему нас миру.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения занятия
объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, работа с дидактическим
материалом, демонстрация)
ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНОСТЬ - мультимедийная система; рама
для ткани; ткань (шелк, атлас, хлопчатобумажная); краски по ткани « Гамма»
( можно использовать акварель) ; кисти воска; для резерва (щетина) ; кисти
для росписи ( колонок, белка); банка для воды; баночка для краски; резерв
бронзового цвета (бесцветный).
Ход урока:
1. Организационная часть.
Приветствие. Сообщение новой темы. Готовность к уроку, наличие
принадлежностей.
2. Изложение нового материала.
Сегодня мы с вами начнем знакомиться с удивительной техникой росписи по
ткани. Искусство батика, росписи по шелку, появилось очень давно, почти
одновременно с тем, как человек научился обрабатывать коконы тутового
шелкопряда и производить из получившейся нити чудесную ткань с
уникальными свойствами - шелк.
Батик весьма многогранен, и позволяет создавать на ткани практически
любые узоры и рисунки, воплощать любые технические и творческие задачи.
На шелке можно писать картины, можно из расписной ткани делать платки,
шить одежду, изготавливать предметы интерьера.
Ткань, единственная основа на которой ведется работа в батике, весьма
гигроскопичный материал, то есть хорошо впитывает воду. И любые же
краски по ткани- так же на водной основе. А значит, краситель по ткани
растекается легко и беспрепятственно. И это самое большое достоинство
самая большая трудность батика. С одной стороны, растекание краски
позволяет создавать неповторимые переходы цвета, осуществить которые
можно только на ткани. А с другой, безудержное растекание не дает
возможности создавать четкие границы между цветами, не позволяет
воспроизвести точный рисунок. Можно сказать, что вся многовековая
история батика – это история борьбы с растеканием краски. На какие только
ухищрения не идут художники! Ткани пропитывают специальными
составами, связывающими волокна, и соответственно, уменьшающими
растекание (роспись по сгустке), определенным образом складывают и
сминают ткань ( бандан) , используют в работе расправленный воск,
который ложась на ткань, не пропускает воду, а вместе с ней и краску (
горячий батик) , наносят контуры специальным резервирующим составом,
не дающим краске растекаться за пределы контура ( холодный батик) .
Мы познакомимся со всеми существующими видами росписи по ткани, но
начнем постепенно, с самого простого, со свободной росписи ткани.
Будем просто рисовать по ткани, позволив краске течь, куда
заблагорассудится. При помощи вспомогательных средств, используя соль и
мочевину, создадим фактуру.
Натягиваем ткань.
Сначала нам надо натянуть на подрамник кусок шелка. Я взяла плотный
китайский атлас, но использовать можно любую натуральную шелковую
ткань. Перед работой ткань обязательно необходимо постирать, чтобы смыть
заводскую пропитку, а так же чтобы ткань дала усадку.
Предварительно обклеиваем подрамник скотчем, иначе краска будет
впитываться в дерево, окрасит его, и подрамник станет одноразовым. Если
нет подрамника, можно использовать пяльцы.
Натягиваем ткань на подрамник кнопками от середины длинной стороны.
Затем тянем противоположную сторону так же от середины. Потом короткие
стороны натягиваем тоже от середины. Перед натягиванием ткань, особенно
если она плотная, можно смочить и тянуть влажную, но хорошо отжатую.
Натягивать надо очень туго, почти до треска, чтобы натянутая ткань не
провисла и слегка пружинила при нажатии.
Очень важно натягивать ровно по нитям, не перекашивая и строго
выдерживая вертикали и горизонтали, параллельно краям подрамника. Иначе
после такого, как вы снимите расписную ткань, изделие скособочиться.
После натягивания, не дожидаясь высыхания, начинаем рисовать. Если же
шелк успел высохнуть, то снова немножко смачиваем его косточкой, либо
сбрызгиваем из пульверизатора. Внимание, воды не должно быть много,
нужно чтобы ткань была влажной, а не мокрой.
Роспись. Берем большую кисть, и начинаем рисовать.
В баночках у нас находятся концентрированные красители. Намочите
кисточку, отожмите о край банки, промокните ор чистую тряпочку и
наберите краску. Попробуйте сделать мазок на ткани. Цвет будет яркий и
насыщенный. Теперь помойте кисть, и слегка отжав её, но, не промачивая,
попробуйте с одной стороны размытый яркий мазок. Тон немного
посветлеет. Повторите действие несколько раз, и у вас получиться плавный
тоновой переход, размывка. С другой стороны сделайте мазок другого цвета.
На границе краски смещаются, появиться третий цвет.
Новый мазок можно так же размыть.
Не обязательно каждый раз начинает работу с самого яркого цвета. На
палитре вы можете развести любой цвет с водой, добившись болен светлого
тона, а так же смешивать краски, получая новые цвета. Если поверхность
очень большая и вам надо много краски одного оттенка, то вместо палитры
модно смешать краску в баночке, например в стаканчике из под йогурта.
Создается какой-либо рисунок. Можно выполнить простой заливкой фон.
Подбирая цвета по своему вкусу. Надо помнить ,что рисовать надо быстро,
пока ткань не просохла, либо на работе появятся некрасивые потеки. Будут
видны свежие мазки, ложащиеся рядом с уже окрашенным и высохшим
местом. Теперь смываем с ткани излишки краски. Ополаскиваем ткань
под холодной водой, пока вода не станет прозрачной, далее под теплой,
далее используем мягкую теплую воду (используя шампунь). Избегая
замачивания- вода строго должна быть прозрачной! Высушиваем до
влажности, утюжим. Наша расписанная ткань готова. Фантазия…-можно
сделать платочек, косынку, мешочек для мелочей- для этого требуется
технологическая обработка срезов, или можно сделать бахрому по краю до 1
см. ЗАПАРИВАНИЕ шелка. Для работы по натуральному шелку
используем анилиновые красители. Акриловые красители нуждаются в
специальном запаривании. Зато оставляют шелку его легкость,
струящуюся структуру и характерный блеск. Расписанную ткань
раскладываем на бумаге так , чтобы бумага по размеру была больше
ткани. Для работы запрещается использовать кальку, т.к газеты или
бумажные полотенца лучше впитывают влагу. Сворачиваем бумагу с
тканью в трубочку так чтобы ткань нигде не соприкасалась с тканью.
Форму трубочки еще раз следует свернуть в улитку и как следует нам
надо обмотать суровыми нитками. Используем в работе металлическое
ведро,. к креплениям дужек следует прикрутить проволоку. К
проволоке крепко подвязываем нашу «улитку».Требуется осторожность
,чтобы не капнуть на завернутую ткань, выливаем в ведро 2 литра горячей
воды. В воду опускаем черепки посуды или гальку - избегая брызг при
кипении. Накрываем ведро сложенным в несколько раз махровым
полотенцем (одеялом, подушкой). Сверху кладем крышку от ведра и
прижимаем кастрюлей с водой – закрываем герметично. Эту конструкцию
ставим на медленный огонь, если есть, то на рассекатель, на 3-4 часа в
зависимости от размера и плотности ткани. Чем больше и плотнее – тем
дольше парим. По истечении времени аккуратно снимаем кастрюлю,
крышку, и внимание! Отгибаем край полотенце в противоположную от себя
сторону – во избежание ожога!
Срезаем и раскручиваем «улитку». Теперь надо смыть с ткани излишки
краски. Сначала выполаскиваем ткань под холодной водой, пока вода не
станет прозрачной, потом под теплой с детским мылом или шампунем. Ни в
коем случае не замачивать – вода должна быть проточной! Высушиваем до
влажности, гладим, обрабатываем край или вставляем в раму. Готово!
III. Практическая работа:
«Изготовление панно из БАТИКА»
1. Ткань постирай, высуши, затем натяни на раму при помощи кнопок.
2. Карандашом нанеси на ткань простой рисунок из произвольных не
ярких линий так, чтобы они не выделялись под прозрачным контурным
составом.
3. Набери контурный состав в стеклянную трубочку.
4. Наведи трубочкой на ткани линии повторяющие линии карандаша. Дай
резерву высохнуть на ткани.
5. Рисунок начинай расписывать со светлых участков к темным.
6. Для разбавления красок используй воду, она же заменяет белый цвет.
Каждый фрагмент рисунка расписывай отдельно, не заходя кистью на
резервную линию.
7. После росписи ткани дай ей полностью высохнуть. Сними с рамы и
прогладь утюгом с изнаночной стороны ткани. Обработай край изделия
или оформи как панно.
IV. Вводный инструктаж: организовать учащихся на выполнение задания.
V. Текущий инструктаж: проверить организацию рабочих мест, проверить
правильность выполнения трудовых приемов.
VI. Заключительный инструктаж: подведение итогов занятия, анализ
характерных ошибок и причин, сообщение оценки работы учащихся.
Домашнее задание: оформить работу.
Уборка рабочих мест.
ИЗО - еще материалы к урокам:
- Презентация "Искусство Батик"
- Контрольная работа по изобразительному искусству в рамках промежуточной аттестации 6 класс
- Контрольная работа по изобразительному искусству в рамках промежуточной аттестации 5 класс
- Контрольная работа по изобразительному искусству в рамках промежуточной аттестации 4 класс
- Контрольная работа по изобразительному искусству в рамках промежуточной аттестации 3 класс
- Контрольная работа по изобразительному искусству в рамках промежуточной аттестации 2 класс