Презентация "Исторический жанр. Василий Суриков 1848-1916"

Подписи к слайдам:
Вечные темы и великие исторические события в искусстве. Исторический жанр. Василий Суриков 1848 -1916.

Автопортрет. 1879

Учитель изобразительного искусства

МАОУ гимназии №69 имени

С. Есенина г. Липецка

Морозова Галина Федоровна

Значение и развитие исторического жанра.

Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены исторические события, герои прошлого.

Исторический жанр – один из самых трудных в живописи. Создать полотно, посвященное страницам истории, невозможно без широких исторических знаний, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений.

Значение и развитие исторического жанра.

Судьба, формы существования исторического жанра всегда зависели от того, что люди понимали под словом «история», как осознавали свое прошлое.

В Росси зачинателем исторического жанра стал В. Шварц. В историческом жанре работали такие художники как А. Рябушкин, С. Иванов, К. Сомов, Н. Рерих (народные сказания).

Все эти художники, признанные мастера исторического жанра, но вершинные достижения здесь связаны с именами Н. Ге, И. Репина, В. Сурикова. Именно они достигли полного слияния историзма и злободневности. Их полотна побуждали размышлять о судьбе нации, путях прогресса, роли личности, народа в истории – нелегких вопросах, которые встали перед русским обществом.

Биография

Василий Иванович Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске. Суриков – выдающийся мастер исторической живописи, легенда русского искусства. Он вошел, практически ворвался в него со всей энергией и самобытностью уроженца Сибири, со всем темпераментом природного художественного таланта. Суриков стал одним из тех, кто кардинально изменил пути отечественной живописи и открыл ей подлинные ценности русской истории.

Автопортрет.1910

Из собрания Третьяковки

Собрание картин художника в Третьяковской галерее дает самое широкое представление о творческом пути В. И. Сурикова, об эволюции его взглядов на искусство, о жанровом многообразии его творчества.

В 1875 году Третьяков купил академический этюд натурщика, выполненный суриковым.

Из собрания Третьяковки

Позже в галерею поступили и другие картины, рассказывающие о начале творческого пути Сурикова, например картина «Княжий суд», написанная еще в Академии.

Из собрания Третьяковки

В 1956 в Третьяковскую галерею поступила дипломная картина Сурикова «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста».

Из собрания Третьяковки

П.М. Третьякову удалось собрать в своей галерее знаменитую историческую трилогию Сурикова, созданную в 1880-е годы, картины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». Трилогия воплощает пламенный эпический дар Сурикова-живописца. Она олицетворяет самое плодотворное десятилетие его творчества.

Из собрания Третьяковки

Кроме самих картин, в коллекции галереи постепенно собрался обширный этюдный материал ко всем трем произведениям.

Задумав «Утро стрелецкой казни», Суриков нашел тему, которая высветила многие проблемы его времени, и потому первая картина будущей трилогии вызвала огромный зрительский интерес.

Утро стрелецкой казни 1878 г. Эскиз

Из собрания Третьяковки

«Утро стрелецкой казни» 1881

Сюжетом ее стал эпизод истории стрелецких бунтов – последний бунт 1698 года, жестоко подавленный Петром I. 3 февраля 1699 года казнь происходила на Красной площади в присутствии Петра.

Из собрания Третьяковки

Главное действующее лицо картины – народ. Он заполняет три четверти пространства и теснит группу вельмож, окружающих Петра I. Суриков разработал сложнейшее построение бурной народной сцены на фоне храма Василия Блаженного со срезанными верхним краем картины куполами. Он, будто бы обезглавленный, противостоит как выражение народного духа Кремлю – оплоту власти.

Толпа у Лобного места объединена в единый организм, в народ. Чтобы показать толпу как общность людей, Суриков строит композицию ярусно – от фигур, сидящих на земле, до толпящихся вокруг Лобного места – и разворачивает ее в глубину.

Из собрания Третьяковки

Единого центра в картине нет, есть много отдельных центров – это фигуры стрельцов, вокруг которых образуются группы. Стрельцы переживают последние минуты перед казнью. Трагизм общего настроения выражен и в композиции, и в колорите, и в деталях.

Действие разворачивается во времени, в течении которого идет приготовление к казни. Каждый из стрельцов участвует в нем, обозначая определенный момент в приближении страшного мига. Каждый образ в толпе представляет собой индивидуальный, портретный характер, который создавался в напряженном поиске натурщиков и тщательной работе над этюдами. Они по разному переживают трагедию, здесь представлена вся гамма чувств от подавленности до клокочущего гнева.

Из собрания Третьяковки

Чернобородый стрелец. 1879

Один из самых сильных образов – погруженный в угрюмое молчание чернобородый стрелец с взглядом загнанного волка.

Из собрания Третьяковки

Стрелец, повернувшийся с последним поклоном к народу, обобщает всю силу горестного прощания и адресует его не семье, а, по старинному русскому обычаю, всему миру. Образ этот очень важен в композиции и в эмоциональном строе картины, он словно верхняя нота в общем строе.

Из собрания Третьяковки

Стрелец в шапке.

1879

Большое значение придавал Суриков образу рыжего стрельца, создав множество этюдов его головы (до нас дошло семь изображений). Единственный из всех стрельцов он сидит связанным – непримиримый, не сломленный пытками бунтарь. Он один не снял шапки перед царем и держит свечку как нож.

Из собрания Третьяковки

Поединок взглядов рыжего стрельца и Петра стал осью картины, связывающей правую и левую части. Петр и рыжий стрелец – это две персонифицированные исторические силы, столкнувшиеся насмерть.

Из собрания Третьяковки

Жена стрельца, уводимого на казнь 1879

Образам стрельцов, потрясающих жизненной правдой и психологической выразительностью. Соответствуют яркие женские характеры. Образ жены уводимого на казнь стрельца – один из кульминационных в картине, в котором горе жены контрастно подчеркнуто ее нарядной одеждой. Это самая высокая точка темы прощания, за которой следует конец события.

Из собрания Третьяковки

Наступает молчание, олицетворенное фигурой сидящей на земле женщины, уже проводившей своего стрельца. Суриков прячет ее лицо, не давая увидеть последнюю степень горя.

Из собрания Третьяковки

Реальность атмосферы события важна для Сурикова, поэтому одной из задач было передать свойства мглистого утра, скудного освещения, тонко стелющегося над землей тумана, окутывающего голубоватой дымкой храм Василия Блаженного. Сумерки скрадывают формы и краски, усиливают холодные и темные тона.

Именно в этой световой атмосфере художник реализовал свою основную живописную идею, изобразив пламя свечей на фоне белых смертных рубах стрельцов. Это стало одним из сильных образных акцентов картины. Свечи в руках стрельцов варьируют от ярко горящих дот угасающих и отбраненных на землю, символизируя оставшееся им время. Сравнение человеческой жизни с горящей свечой, столь распространенное в фольклоре, стало в картине художественной аллегорией.

Из собрания Третьяковки

«Утро стрелецкой казни» и следующую картину – «Меншиков в Березове» - связывает тема национального характера, волновавшая Сурикова, пожалуй, больше всего. Именно в нем он видел первооснову исторических коллизий. Но если стрельцы олицетворяли борьбу за сохранение старины, традиционного уклада жизни, что было очень близко Сурикову, то Петр и Меньшиков реализуют свойства национального характера в иных целях, со страстью ломая привычный уклад и утверждая новые формы русской жизни.

А. Д. Меншиков – петровский сподвижник, личность яркая, противоречивая, историческая фигура, заменившая собой целую эпоху. В качестве сюжета Суриков выбирает трагический перелом в судьбе персонажа – ссылку некогда всесильного, а затем опального князя с семьей в далекий Березов.

Из собрания Третьяковки

«Меншиков в Березове» 1883

Из собрания Третьяковки

Композиция картины «Меншиков в Березове» возникла в сознании художника в ненастный день на даче, когда он увидел свою семью сидящей в деревенской избе в полумраке.

Если в «Утре стрелецкой казни» многофигурная композиция – основной способ воплощения художественной идеи, то «Меншиков в Березове» включает всего четыре персонажа.

Суриков решает сложною задачу раскрытия характеров и внутреннего мира членов семьи, которую постигла трагическая участь ссыльных. Основное в картине – не внешний драматизм событий, а индивидуальный психологический рисунок каждого образа. Фигуры даны в натуральную величину, сцена сильно приближена к зрителю, так же приближены и чувства персонажей. Суриков изображает страдание без аффекта, глубокое, захватывающее душу.

Из собрания Третьяковки

Мужской портрет 1882

Как и в «Стрельцах», Суриков шел к живописным образам от живых людей, в которых видел какие-то общие с персонажем черты. наиболее важным был, конечно Меншиков – художник долго искал его прижизненные портреты. Однако решающую роль в работе сыграла случайная встреча на улице с человеком, олицетворяющим тип этого персонажа. Потрясающая голова Меншиков является пластическим и психологическим центром картины.

Из собрания Третьяковки

Величина его фигуры контрастирует с размером комнаты. И. Н. Крамской говорил Сурикову: «Ведь если Ваш Меншиков встанет, то он пробьет головой потолок». Эта композиционная неправильность – желание полнее воплотить масштаб личности Меньшикова и невозможность преодолеть обстоятельства, определенные историей и судьбой, - именно об этом сообщает теснота избы-клетки, в которую заключен орел.

Из собрания Третьяковки

Старшая дочь Меншикова.

Этюд 1882

Женские образы представляют в картине лирическую тему, причем две ее тональности – печальную и радостную. Старшая дочь Меншикова Мария, царская невеста, прильнувшая к отцу. Стала образом трагической силы. Суриков не случайно сближает отца и дочь, их общей судьбой станет близка смерть в ссылке.

Из собрания Третьяковки

Сидящие по другую сторону стола сын Александр и дочь Александра избегут этой участи и вернутся в Петербург ко двору. Младшая дочь, увлеченно погрузившаяся в чтение. Далеко от тяжелых дум отца, ее лазоревая юбка образует самый яркий и радостный акцент картины, воспринимаемый как символ надежды.

Из собрания Третьяковки

Ничего не происходит в картине, но на фоне этой бессобытийности рассказ о прошлом и будущем ведут предметы, окружающие людей. Память о прошлом – подсвечник, перстень князя, цепь Марии.

Березовский быт шаг за шагом прибирает семью к рукам – шкура медведя, коврик на постели, оленья кофточка , сапоги князя. Одежда персонажей усиливает ощущение гнетущего тесного холодного пространства. В полной смене одежды Меншиковым Суриков воплотил безвозвратность судьбы.

История одной картины

«Боярыня Морозова» 1887

Картина «Боярыня Морозова» - это завершающее произведение суриковской исторической трилогии, гордость русской живописи.

История одной картины

Тема раскола в русской церкви, происшедшего в XVII веке, сохраняла свою актуальность и в XIX столетии.

Раскол начался с церковной реформы 1653-1655 годов. Споры об изменениях молитвенного обряда русской церкви и исправлении церковных книг постепенно породили религиозную оппозицию и перешли в острое противостояние. В 1656 году не принявшие реформу были отлучены от церкви. Царь Алексей Михайлович жестоко расправлялся с раскольниками с помощью стрельцов. Но жестокость власти порождала все более фанатичное сопротивление защитников старой веры. Мученичество было одним из путей утверждения раскола, наиболее яркими фигурами которого стали протопоп Аввакум и его духовная дочь боярыня Феодосия Морозова.

История одной картины

Ф. П. Морозова принадлежала к московской знати, была родственницей царицы. В 1662 году она овдовела и приняла тайный постриг. Феодосия и ее сестра Евдокия, княгиня Урусова, сохранили верность протопопу Аввакуму в период жестоких гонений. Владея огромным состоянием, Ф. Морозова создала в своем доме приют, где жили и кормились нищие, убогие, странники, юродивые. Обличая реформу, она открыто обвиняла в еретичестве самого царя. В 1672 году боярыня Морозова и Евдокия Урусова были схвачены, подвергнуты страшным пыткам на дыбе и заточению. Они умерли в 1675 году в земляной тюрьме в Боровке.

Голова боярыни Морозовой

Этюд 1886

История одной картины

Боярыня Морозова. Эскиз

Первый эскиз картины был создан Суриковым еще в 1881 году, но работа над ней началась лишь в 1884. Эта великая картина всегда производит на зрителей сильное впечатление. Для этого художник сделал максимум усилий. Он глубоко изучал историю раскола. В Историческом музее Суриков писал этюды предметов, которые олицетворяли для него XVII столетие.

История одной картины

Сюжетом картины он избрал эпизод, когда Морозову увозят к месту заточения. Посаженная в простые дровни, она, по мысли царя, должна испытать позор и унижение. Но, поднимая руку с двуперстным знамением, отмененным по церковной реформе, боярыня показывает, что не стыдится этого поругания и призывает весь народ следовать древнему благочестию. Изменение традиционного двуперстного крестного знамения, на троеперстное знамение, стало своеобразным символом отхода от истинной веры, неприемлемым для противников реформы.

История одной картины

По словам историка И. Е. Забелина, боярыня Морозова, когда ее везли, часто крестилась двуперстным знамением. Звеня цепью на высоко поднятой руке. Чтобы показать царю, что радуется своим узам. Своему страданию. Цепь сама по себе предмет сугубо метафорический, насыщенный значениями. Эта метафоричность усиливается от того, что надета на тонкие женские руки. Вертикаль руки с двуперстным знамением – самый значимый элемент картины.

История одной картины

В картине «Боярыня Морозова» Суриков вновь обратился к многофигурной композиции. Однако, в отличии от «Стрельцов», у картины теперь единый центр – фигура боярыни. Большой размер картины был обусловлен исполнением фигур в натуральную величину.

История одной картины

Вывезя Морозову на московскую улицу, в объятия городской толпы, Суриков выявил ее внутреннюю энергию и энергию каждого действующего и наблюдающего.

Зритель картины переносится в атмосферу старой Москвы. Суриков обобщено изображает некую московскую улицу XVII века – символическое начало мученического пути Морозовой. Заполнившая улицу толпа людей в узорных цветных одеждах создает историческую убедительность картины, словно в этих лицах предстает сама Древняя Русь. Яркие звучные краски сразу захватывают зрителя. Суриков хотел подчеркнуть ту ярко выраженную национальную окраску, которая была свойственна расколу, - ведь его деятели были ревнителями русской старины и самобытности.

История одной картины

Суриков воплощает контраст нарядной праздничной толпы с тем, что происходит здесь, - и это выражено в резком трагическом акценте, в фигуре Морозовой. Лежащей на простых дровнях, она клином врезается в толпу, раскалывая её на две стороны.

История одной картины

Типы и характеры правой части представляют собой «среду сочувствия» - не случайно на этой стороне находится здание церкви. Здесь собраны те, кто обитает на паперти, - нищие, богомольцы. Особое внимание привлекает правый край картины, группа, образованная фигурами юродивого, нищей и странника. Само положение персонажей – сидящего, коленопреклоненного и стоящего – формирует слитную композиционную форму, объединяет их между собой и отделяет от толпы.

История одной картины

Этому служат и их одежды, контрастирующие с цветной нарядной толпой. Суриков изображает нищенство, странничество и юродство как характерные формы русской религиозной жизни. Особость их выражена в жестах и взглядах, направленных вслед Морозовой, - провожающих и благословляющих. Потому хочется видеть в этих людях ее единомышленников.

Связанных с домом боярыни, где, как известно, жило много «божьих людей» - юродивых и нищих, где принимали странствующих. Линия связи Морозовой с этой группой особо выявлена. Четко вынесена на передний план – именно к ним обращен последний жест боярыни.

Автопортрет.

Набросок для фигуры странника

История одной картины

На этой же стороне находится ряд великолепных женских образов. Среди них идущая вслед за санями сестра Морозовой княгиня Урусова, самый близкий ей человек, молодая монахиня, прячущаяся в толпе, три женские фигуры в роскошных нарядах.

Монашка с поднятыми к лицу руками. 1884-1885

История одной картины

Боярышня со скрещенными на груди руками. Этюд к картине 1887

В фигурах боярышни в синей шубке и боярышни в парчовой шапке живописное богатство образов соединено с эмоционально-психологической выразительностью. Они воплощают естественное потрясение подвигом боярыни, прощание с нею и одновременно жалость и сострадание, мольбу о прощении за собственную неспособность на подвиг.

История одной картины

Левая сторона картины – это житейская среда. В которой преобладают равнодушные, любопытствующие или враждебные лица. Это торговая Москва, купцы, посадский люд, Служилые люди, далекие от духовных подвигов.

История одной картины

Есть в толпе яркий образ представителя господствующей церкви – это злорадствующий поп, «никоновская лиса». Но есть здесь и задумавшиеся люди, и сочувствующие, например девушка в лиловой душегрее, чей образ очень важен. Поскольку он уравновешивает обе части картины.

Голова смеющегося священника. 1884-1887

История одной картины

Чтобы собрать материал к своей картине, связанный с фигурами, типами лиц. Суриков поселился с Мытищах, на тракте, ведущем в Троице - Сергиеву лавру – в «последней избушке с краю». Без устали писал он богомольцев, высматривал характерные особенности лиц. Одежд, предметов. У проходящей мимо богомолки выпросил посох, вошедший в картину с фигурой странника.

Но сколько ни рассматривай народ в картине, взгляд все время возвращается к боярыне. В связи с этим особенно важно диагональное построение композиции, благодаря чему все линии направляются к фигуре Морозовой. Она является узлом композиции, с ней соотнесена каждая фигура картины.

История одной картины

Картина «Боярыня Морозова» завершила самое счастливое десятилетие в жизни художника. Эта рубежная роль выражена в необыкновенной энергии, заключенной в ней. Цвет, фактура живописи, свобода письма, масштаб изображения обусловливают мажорное восприятие картины при всей своей драматичности её сюжета.

Приобретенная П.М. Третьяковым «Боярыня Морозова» в сегодняшней галерее принадлежит к самым заметным произведениям, составляет крупнейшую её достопримечательность.

С выходом картины «Боярыня Морозова» к зрителю на передвижной выставке в 1887 году слава Сурикова как лучшего исторического живописца, утвердилась в русском обществе окончательно.

Собрания Государственного Русского музея

«Взятие снежного городка» 1891

Собрания Государственного Русского музея

На масленице 1890 года Суриков наблюдает старинную сибирскую зимнюю игру – появляется картина «Взятие снежного городка». Суриков вспоминал: «В “Снежном городке” я написал то, что я сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодежи… К воспоминаниям детства вернулся… Необычайную силу духа тогда из Сибири привез».

Собрания Государственного Русского музея

В 1891 году он возвратился с картиной в Москву и показал ее на передвижной выставке, подтвердив жизнеспособность своей казацкой натуры. «Снежный городок» много лет спустя покорил и парижскую публику темпераментной манерой письма, красочностью, сибирскими типами – на Всемирной Парижской выставке 1900 года Суриков получил за картину серебряную медаль.

Именная медаль, присужденная В.И. Сурикову за картину «Взятие снежного городка» на Всемирной выставке в Париже 1900

Собрания Государственного Русского музея

«Покорение Сибири Ермаком» 1892-1894 Эскиз

Собрания Государственного Русского музея

«Покорение Сибири Ермаком», сюжет из истории присоединения Сибири - главное произведение Сурикова 1890-х годов. Законченная в 1895 году картина была показана в Петербурге. Еще в Москве она была обещана Суриковым П. М. Третьякову. Но к ней проявил интерес Николай II, заявив, что такое выдающееся произведение должно принадлежать государству и находится в национальном музее. Картина была приобретена царем для создаваемого им Русского музея Александра III, где «Покорение Сибири» стало одним из первых экспонатов. А Суриков в том же году был удостоен звания академика.

Собрания Государственного Русского музея

«Переход Суворова через Альпы»

Через некоторое время к картине «Покорение Сибири Ермаком» в Русском музее, присоединилась и картина «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», написанная Суриковым в связи с отмечавшимся столетием швейцарского похода А.В. Суворова. Эта памятная дата вызвала к жизни целый ряд художественных произведений, среди которых картина Сурикова была несомненно лучшей.

Собрания Государственного Русского музея

В картине «Степан Разин», художник опять обращается к 17 столетию и к русскому бунтарскому характеру. Восстание Разина (1670-1671) почти совпало по времени с подвижничеством боярыни Морозовой. Образ Разина волновал его необычайно. Суриков мучительно переживал над ним, искал Разина в себе, всматриваясь в свое лицо.

Художник и время

Автопортрет

В воспоминаниях современников Суриков предстает в причудливом сочетании замкнутости и общительности. Ярко выраженная индивидуальность Сурикова, его самобытность привлекали к нему людей. Но характер у него был непростой, сибирский. Он, как многие русские, доверял только своей семье. С людьми часто крутой и резкий, дома и с близкими друзьями он был веселым, общительным, любящим.

Он ценил себя высоко – ревниво следил за ценами на свои картины, за их приобретением, радовался наградам. Василий Иванович Суриков умер в ночь на 6 (19) марта 1916 в Москве, в гостинице «Дрезден». Его отпевали в церкви Косьмы и Дамиана в Столешниковом переулке и похоронили на Ваганьковском кладбище.

Список использованных источников

Картинки-https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80%20(%D0%B2.%D0%B8.%20%D1%81%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2).

Исторический жанр в творчестве В.И. Сурикова -

Картинная галерея - https://gallerix.ru/album/Surikov

7 исторических картин Василия Сурикова -

https://www.samara.kp.ru/daily/26185.4/3073736/

https://studbooks.net/786739/kulturologiya/istoricheskiy_zhanr_tvorchestve_surikova