Конспект урока "Светотень в графике"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Мурмашинская детская школа искусств»
Кольского района
Мурманской области
«Светотень в графике»
Выполнила
Храмова Н. М.
Преподаватель
изобразительного искусства
п. Мурмаши
2019 г.
Содержание
1. Графика……………………………………………………………………..3
2. Светотень…….…………………………………………………………..3
3. Светотеневая моделировка…………………………………………….…..5
Используемые источники………...……………………………………………....6
1. Графика.
Графика(греч. graphike - от grapho - пишу), вид изобразительного искусств
а, включающий рисунок и печатныехудожественные изображения (гравюра,
литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, нообладаю
щие собственными изобразительными средствами и выразительными возмож
ностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель.
Графика делится на станковую (рисунок, не имеющийприкладного назнач
ения, эстамп, лубок), книжную и газетно-
журнальную (иллюстрация, оформление иконструирование печатных издани
й), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) ипла
кат. Выразительные средства графики - контурная линия, штрих, пятно (иног
да цветовое), фон листа
(обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или н
юансное соотношение. Стилистические средства графики разнообразны - от
беглых, непосредственных, быстро исполненныхнабросков, этюдов, эскизов
до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных,
шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выраж
ения, способности быстрооткликаться на события, удобству печатного размн
ожения, создания циклов и серий графика широкоиспользуется в агитационн
ых и сатирических целях (плакат, карикатура).
2. Светотень.
Как вы понимаете, чтобы рисунок был реалистичным, нужно не только
правильно построить предметы, но и придать им объем.
Поскольку все что мы видим это световые лучи, отраженные от
предметов, степень реалистичности рисунка зависит прежде всего от
распределения на нем света и тени. То есть, объем и форму предмета мы
воспринимаем только в том случае, когда объект освещен. На круглой
поверхности свет распределяется иначе, чем на плоскости. Если у тела
выражены грани переходы от света к тени будут четкими, если форма
сглаженная — плавными.
Кроме того, на распределение светотени влияет фактура бархат и стекло
отражают свет по-разному; удаленность источника света, его направленность
и интенсивность представьте, какие тени от костра или свечи, и как
выглядят предметы при дневном свете; удаленность самого предмета вдали
тени будут более размытыми, а контраст не таким ярким.
В тональном рисунке разделяют свет, блик, полутона, тень и рефлекс. Это
именно те выразительные средства, с помощью которых художник передает
объем предмета. От того, как распределяются эти элементы светотени на
рисунке зависит восприятие формы и объема изображенных предметов.
Свет ярко освещенная поверхность. Однако, как бы ярко она не была
освещена, свет все равно тонируется, хоть и достаточно легко. Чтобы
определить, насколько интенсивной должна быть штриховка, можно
поставить, например, в натюрморт, лист белой бумаги для сравнения.
Блик светлое пятно на освещенной поверхности чистый,
отраженный свет. Блик самое яркое пятно в рисунке, он может быть цвета
бумаги (хотя, если вы рисуете натюрморт из нескольких предметов, на каждом
из них могут быть блики разной интенсивности. А может и вообще не быть
в зависимости от освещения и материалов).
Полутон пограничная освещенность, переход от света к тени.
Полутона появляются там, где есть непрямое освещение, лучи падают на
поверхность предмета под углом. Как вы понимаете, таких переходных тонов
может быть множество. И в литературе могут попадаться разные названия:
полусвет, полутень. Это связано с тем, что глаз воспринимает очень большое
количество тонов следовательно, шкала полутонов, которые вы
используете, может быть очень широкой. На круглых поверхностях переход
между полутонами будет мягким и незаметным, без резких границ. На
предметах прямоугольной формы свет и тень могут лежать на соседних
гранях, безо всякого перехода между ними (вспомните, как мы рисовали куб).
От того, насколько много полутонов используется в рисунке, напрямую
зависит его реалистичность. 1 полутон стилизованный объем, 20 уже
ближе к реальности.
Тень не освещенная, или слабо освещенная поверхность. Тени также
могут быть более или менее интенсивными. Различают собственные и
падающие тени. Падающая тень это то же, что мы называем тенью в быту,
предмет отбрасывает ее на другие поверхности. Собственная тень
неосвещенная сторона самого предмета. Обычно в рисунке собственная тень
темнее, чем падающая. Даже, если настоящее освещение слабое, и тени не
слишком интенсивные, художник часто усиливает собственную тень для того,
чтобы форма предмета лучше читалась.
Рефлекс появляется в собственной тени. Рефлекс — это отраженный
свет от соседних предметов. В живописи рефлексы будут цветными,
отражающими цвет предметов вокруг. Но, независимо от цвета, по тону
рефлекс будет обязательно светлее тени. Яркость рефлекса также будет
разной, в зависимости от поверхности. На глянцевых предметах могут быть
очень яркие и светлые рефлексы, на матовых — почти не заметные.
Но, даже если вы не видите рефлекс, он обязательно будет. Глухая тень без
рефлексов выглядит скучно, поэтому постарайтесь все же найти его. Или
представить себе и нарисовать)
Итак, на каждом изображаемом предмете должны присутствовать:
свет, блик, полутень, тень, рефлекс
Именно в таком порядке. Запоминается как гамма. И у каждого
элемента светотени своя роль.
Свет и тень самые выразительные средства рисунка. Они одинаково
важны для общего результата. По ходу работы нужно все время
контролировать, не пропали ли из рисунка свет или тень, не превратились в
полутона. Если это произойдет, рисунок будет казаться серым. Хотя, это
может быть именно тем эффектом, который вам нужен — к примеру, если вы
рисуете дождь или туманный пейзаж.
Полутона важны для объема. Чем больше полутонов, тем объемнее
предметы. Хотя, использовать полутона или нет опять же, зависит от
задачи. Скажем, плакаты, комиксы или рисунки граффити могут спокойно
обходиться вообще без полутонов.
Блики и рефлексы оживляют изображение. В зависимости от того, как
вы их используете, они могут или придать реалистичность изображению, или
наоборот. Неправильно поставленный блик или рефлекс может разрушить
форму, даже если другие элементы светотени лежать правильно.
При этом, каждый предмет не существует в изображении сам по себе. Важно
распределить свет и тень по всему рисунку. Чтобы определить, где будут
лежать основные света и тени, попробуйте посмотреть на то, что вы рисуете,
прищурившись, как бы из-под ресниц. Предметы, которые находятся ближе
обычно освещены больше, на них самые яркие контрасты. Дальние в
большей степени будут состоять из полутонов.
Важно учитывать в творческой работе и положение источника света.
Фронтальное освещение это когда источник света освещает объект
прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет
детали.
Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем,
фактуру объектов.
Контражурное освещение возникает, если источник света находится за
объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно
когда на картине изображены деревья, вода или снег. Однако предметы
в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.
Если приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что
освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С
ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об
этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое
явление носит название световой перспективы.
3. Светотеневая моделировка.
Перспектива дает возможность при изображении натуры передавать ее
объемность. Для этого также требуется использовать специальную
светотеневую моделировку. Чтобы уметь реалистично передавать объемность
и форму изображаемого объекта, необходимо ясно представлять себе не
только конструктивные особенности предмета, но и размещение его
плоскостей в пространстве по отношению к источнику света. Между
конструктивным изображением формы и светотеневой моделировкой объема
есть прямая и тесная взаимосвязь.
Посмотрим, какое действие производит свет, освещающий всем
известную натуру, обращая особое внимание на особенности распределения
света по всей форме. Изменение светосилы различных поверхностей зависит
от положения поверхностей в пространстве относительно источника света.
Поток света, падая на объекты, выявляет соотношение света и тени на их
поверхностях. Соотношение может быть очень разным, в том числе
контрастным на свету и в тенях, особенно при ярком источнике света.
Сравнение ярко освещенных и затемненных поверхностей позволяет
выяснить, что среди них существует самая светлая и темная поверхности ,
равно как и то, что у остальных светлых поверхностей светлота убывает до
полутона, а у остальных темных - увеличивается до полутона. Таким образом,
между всеми поверхностями существует тональная разница, оно же тональное
соотношение. Если сформировать в ряд светлоты натуры от самой светлой до
самой темной, то можно получить тональную шкалу.
Начинающему художнику важно выработать привычку анализировать
светотеневые соотношений для того, чтобы правильно передавать форму и
объемность изображаемых предметов.
Для того, чтобы правильно отображать объемный образ предмета,
следует научиться как точно воспринимать объемные формы. Поможет в этом
простой методический прием: требуется смотреть на натуру прищуренными
глазами. Благодаря этому формы получают упрощенный вид, что позволяет
различить общие светотеневые градации. Это упрощает задачу определения
основных освещенных и теневых участков. При определенных условиях
освещения каждый элемент светотени получает индивидуальную
пространственную форму, величину, положение и светлоту. Приступая к
передаче светотени, сперва нужно легкими штрихами отметить границы света
и тени, стремясь передать все градации полутонов, переходящих от света к
тени, затем сравнить все тени и выявить характер связи между всеми
элементами светотени.
Применяя в качестве изобразительного средства уголь, можно получить
различные тона. Достаточно лишь изменить при этом силу давления на основу.
Благодаря растушевке отдельные штрихи превращаются в однородный
красочный слой. Растушевка помогает получить новые тона, создавать
тональную растяжку и, тем самым, добиться нужного эффекта.
Используемые источники
1. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.
М.: Эксмо, 2012. – 480 с.
2. Шаров В. С. Академическое обучение изобразительному
искусству/Шаров В. С. – М.: Эксмо, 2014 . – 648 с.
3. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/108818
4. https://docplayer.ru/54816579-Metodologicheskie-osnovy-risunka.html
5. http://tehnika-risunka.ru/393/tonalnaya-modelirovka/
6. https://design.wikireading.ru/13147