План-конспект открытого урока "Готический стиль" 3 класс
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа № 4 имени А. И. Шундулиди»
План – конспект открытого урока
по истории изобразительного искусства на тему
«Готический стиль» Для 3 класса
Автор:
Хотулев Евгений Владимирович
Ленинск – Кузнецкий
2018 г.
1.Тема
1.1 «Готический стиль»
2. Время
2.1 3 часа
3.Тип урока. Тематический урок из двух частей
3.1 Ознакомительный урок (теоретическая часть, беседа)
3.2 Выполнение практического задания (этюд фрагмента готического витража)
4.Используемый материал
4.1 Текс
4.2 Фотографии, репродукции взяты из сети интернет
5. Цель
5.1 В ходе данного открытого урока познакомить учащихся с характерными
особенностями «Готического стиля», рассказать о памятниках архитектуры, о том
как развивался стиль на протяжении столетий.
6.Задачи
6.1 Образовательные
1.Формирование знаний учащихся о культуре Готического стиля
2.Дать представления о том, что основным достижением европейской готики была
разработка гигантского собора как архитектурно-художественного и культурного
центра средневекового города
3.Рассказать о понятиях:
а. Возникновение стиля во Франции
б.Особенности новой архитектуры: каркасная система стрельчатого свода
в.Собор - центр городской жизни
г. Символизм мышления: каждая часть и фрагмент архитектурного сооружения
наделен символическим смыслом
д. Витражи как разновидность монументальной живописи; олицетворение света
витражей с христианской верой
6.2 Развивающие
1. развитие наблюдательности и умения справляться с поставленными задачами
2.умения передавать в этюдах характерные элементы и особенности (этюд
фрагмента готического витража).
3. развитие творческой инициативы и активности.
6.3 Воспитательные
1. формировать навыки самостоятельной работы;
2. совершенствовать навыки сознательной дисциплины;
3. закреплять и формировать интерес к занятиям изобразительной деятельности.
7.Оборудование
7.1 Для преподавателя
1. Зрительный ряд
а. Презентация с наглядным материалом (репродукции памятников, схемы, образцы
для выполнения, практического задания).
б. Книги по готическому искусству из школьной библиотеки
2. Мультимедиа
а. Компьютер, экран-плазма
7.2 Для учащихся
1. Бумага ватман формата А 4
2. 2 зажима канцелярских
3. Карандаши простые («Кох-и-нор») мягкостью НВ, В2,В4
4. Стирательная резинка («Кох-и-нор», «Милан»)
5. Краски акварель («Ленинград», «Черная речка»)
6. Кисти плоские «синтетика», №5, №8
7. Баночка пластиковая «непроливайка»
8. Палитра бумажная или пластиковая
8. Методы обучения
8.1 Беседа
8.2 Практическая работа
9. Форма работы
9.1 Групповая.
10. Возрастная группа
10.1 Учащиеся 13-14лет
11. Структура урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
3. Изучение нового материала
4. Постановка художественной задачи
5. Практическое выполнение задания
6. Итог урока
12. Ход урока
12.1 Организационный момент
Подготовка рабочих мест, проверка готовности учащихся к уроку
12.2 Сообщение темы урока
Тема урока «Готический стиль»
12.3 Изучение нового материала
1.Возникновение стиля во Франции
Днем рождения готической архитектуры можно считать 14 июля 1140 года.
Именно в этот день в нескольких километрах к северу от Парижа по инициативе
аббата Сугерия начались строительные работы по обновлению хора церкви в
бенедиктинском монастыре Сен-Дени. Эта церковь поистине стала вершиной
художественного мастерства, гармонично объединив в себе элементы и мотивы,
которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, и тем
самым заложив основу для возникновения нового стиля - готики. Важнейшее
значение церкви Сен-Дени в данном отношении неоспоримо.
Материал взят из источника https://www.liveinternet.ru/
2.Особенности новой архитектуры: Каркасная система стрельчатого свода
Основные конструктивные находки в готике:
а. Стрельчатая арка
Стрельчатая или ломаная арка — разновидность архитектурной арки,
представляющая собой фигуру из двух полукруглых арок, пересекающихся под
некоторым углом (имеющая оживальную форму).
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
б.Система нервюр свода
Нервюра в архитектуре (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее
ребро готического каркасного крестового свода.
«Нервюрный свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное
давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-
устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и
строителю было ясно, где и как этот распор должен быть „погашен“. Кроме того,
нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для
романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод
имел ещё и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной
формы»
Наличие нервюр в совокупности с
системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его
вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный
свод также называют веерным. Система нервюр (главным образом в архитектуре
готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
в.Система опор (контрфорсы и аркбутаны).
Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор
сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания —
контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската
кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под
крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены
наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают
двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб,
способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует
распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене
здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со
зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для
эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя
поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно
наклонной.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
Рис.1, Рис.2
Стрельчатая арка, ставшая символом готики, позволяет направить тяжесть свода
преимущественно вниз.
3. Собор - центр городской жизни
Храм в Средние века был не только обителью Господа, а например,
центром, вокруг которого кипела интеллектуальная, культурная и социальная жизнь
города. Мессы проходили по воскресным дням, а в другое время в соборе можно было
провести деловую встречу и обсудить сделку, устроить заседание общины,
посмотреть театральное представление. Здесь же проходили теологические и
философские диспуты, здесь читали лекции лучшие ученые своего времени. Итак,
люди самозабвенно трудились на благо строительства городского собора, вносили
пожертвования, были готовы вести службы в недостроенных частях храма в любую
погоду и считали это нужным. И всё это благодаря огромному значению собора в
религиозной, социальной и культурной жизни средневековых горожан.
Материал взят из источника https://sciencepop.ru/
4.Символизм мышления
Каждая часть и фрагмент архитектурного сооружения наделен
символическим смыслом. Храм - это корабль, символизирующий Вселенную.
Вытянутый интерьер храма - неф (nef), по французски - navis, переводится как
корабль. Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма, и массивом
стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно.
Стены храма - как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным
ажуром. Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота
времени, ведь в целом образ готического храма также несет смысловую нагрузку о
быстротечности и конечности времени (в то время народ Средневековья находился в
преддверии скорого конца света).
Материал взят из источника https://id77.livejournal.com/
Готическая роза- символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность
времени. В уникальных готических витражах в окне-розе можно разглядеть сцены,
отсылающие к круговороту времени. Свет, который проникает через яркие
витражные стекла обозначает Божественный свет, Божественное провидение (см.
Фаворский свет). Созерцая витражи человек отстраняется от материального,
телесного, человеческого мира и "попадает" в имманентный, духовный,
Божественный мир .
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki/
5.Витражи как разновидность монументальной живописи: Олицетворение света
витражей с христианской верой
Живопись готического стиля с ее монументальными особенностями
представлена витражом. Витражи заменили в готике иконы и фрески .Если в XI веке
витраж просто использовался как окно для освещения, то уже в XIII веке он
считается предметом украшения внутренней части здания. . Основной тематикой
готических витражей является религия. Темно-красный, алый, золотой, зеленый,
синий, фиолетовый - основные цвета готических витражей. Пурпурное стекло и
свинцовые рамы создают в помещении полумрак и таинственную атмосферу.
Распространена также и другая тематика изображения на готических витражах --
бытовые сцены: труд ремесленников и земледельцев, городская и сельская жизнь, а
также рыцари, короли, мифологические чудовища - драконы, единороги и т.д.
Материал взят из источника https://sciencepop.ru/goticheskij-vitrazh-v-zapadnoj-
evrope/
Рис. 5
13.Постановка художественной задачи
13.1 Учащимся предлагается сделать кратковременный акварельный этюд на выбор
одного из элементов декора собора Парижской Богоматери, (фрагмент витража),
формат А4, материал простые карандаши, акварельные краски. Основной целью
задания является ознакомительная практика с внешними особенностями деталей
декора собора (фрагмент витража).
Рис.7, Рис.8, Рис.9, Рис.10
14. Практическое выполнение задания:
Работа на формате:
Этюд выполняется в несколько этапов:
1.Компановка выбранного фрагмента витража в листе ватмана формата А4.
Работать начинают с композиционного решения, где ребята пробуют правильно
разместить изображаемый объект в заданном формате листа.
2.Выполнение линейного рисунка, обозначение деталей композиции.
Преподаватель индивидуально работает с каждым учеником, делая замечания; при
этом обращая внимание учащихся на наиболее сложные детали композиции
фрагмента витража.. В том случае, когда учащиеся допускают похожие ошибки,
преподаватель обращает внимание всего класса для их решения.
3.Работа в материале акварельными красками. Передача материальности цветного
стекла и особенностей оттенков мотива.
15. Итог урока
На заключительном этапе урока проводится просмотр с учащимися. В ходе
просмотра обсуждаются особенности предложенных мотивов витражей (сюжет,
особенности композиции, цветовая гамма). Выделяются работы учащихся,
отвечающие поставленной цели и решенным задачам. Рисунки с ошибками
сравниваются с удачными работами, и учащиеся наглядно видят свои недоработки.
Выставление оценок за урок.
Уборка рабочих мест.
Ребята, какие интересные этюды витражей у нас получились!
Как красиво изображены цветовые переливы стекла, каждый этюд со своим
характером и пластикой. Молодцы! И теперь всегда, когда мы будем смотреть на эти
работы – мы будем вспоминать знакомство с темой «Готический стиль».
Вы прекрасно потрудились, молодцы. Урок окончен. Приводим в порядок рабочие
места. До свидания.
Приложение:
Материал взят из источника http://www.myshared.ru
Рис.1 Рис.2
Материал взят из источника http://www.myshared.ru
Рис.3 Рис.4
Материал взят из источника https://wiki2.org/ru
Рис.5 Рис.6
Материал взят из источника https://zabzamok.livejournal.com
Рис.7 Рис.8
Материал взят из источника http://ignorik.ru
Рис.9 Рис 10
Глоссарий:
1.Собо
́
р Пари
́
жской Богома
́
тери - также парижский собор Нотр-Да
́
м, Нотр-Да
́
м де
Пари
́
или Нотр-Да
́
м-де-Пари
́
[1]
(фр. Notre-Dame de Paris) — католический храм в
центре Парижа, один из символов французской столицы. Кафедральный
собор архиепархии Парижа. Расположен в восточной части острова Сите,
в четвёртом городском округе, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики
Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на фундаменте галло-
римского храма Юпитера. Готический собор возводился по инициативе парижского
епископа Мориса де Сюлли в период 1163—1345 годов.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
2.Витра
́
ж — вид монументального искусства, произведение
изобразительного декоративного искусстваили орнаментального характера из цветного
стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма,
чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Материал взят из источника http://www.myshared.ru
3.Монастырь Сен-Дени - вел просветительскую деятельность в Средние века, монахи
занимались благотворительностью: здесь находились больница, дом престарелых и
приют. Базилика аббатства имеет и архитектурное значение: она является истоком
развития готического стиля, здесь зародилось витражное искусство.
Материал взят из источника http://fb.ru/article
4.Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных
строительных приемов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение
нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
5.Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов
главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания —
контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли.
В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они
мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали
открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и
комбинирующие оба этих варианта.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
6.Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий
устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В
средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его
наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками —
аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на
опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной,
ступенчатой или непрерывно наклонной.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
7.Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте
примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих
усилий.
Материал взят из источника https://studfiles.net/preview
8.Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
9.Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система
нервюр образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
10.Щековые арки — четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.
Материал взят из источника https://studopedia.ru
11.Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
12.Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие
посередине лиерны.
Материал взят из источника https://gallicismes.academic.ru
13.Лиерна — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге
щековых арок.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
14.Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (то есть
оживы, лиерны и тьерсероны).
Материал взят из источника https://wiki2.org/ru
15.Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
Материал взят из источника http://www.diary.ru
16.Крестовый свод- простейший вариант нервюрного свода, имеющий 6 арок и 4 поля
запалубки.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
17.Шестигранный свод - усложненный вариант крестового свода, благодаря введению
дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок.
Материал взят из источника http://www.diary.ru
18.Звездчатый свод - следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число
которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
19.Веерный свод – оздается нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими
одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими
воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии
(«распластанная готика»).
Материал взят из источника https://studfiles.net
20.Сетчатый свод - нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по
размеру.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
21.Ме
́
сса- (лат. Missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Римско-
католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической
Литургии и заключительных обрядов.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
22.Роза -(англ. rose window) — большое круглое окно в архитектуре готического стиля,
расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с
симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом].
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
24.Фаво
́
рский свет — согласно текстам Нового Завета, таинственный
Божественный свет в момент Преображения Иисуса Христа. Фаворский свет описан во
всех синоптических евангелиях.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
25.Оживальная форма- (также «оживало», от фр. ogive/augive) — обтекаемая двух- или
трёхмерная форма, промежуточная между конусом и эллипсоидом. В русском языке
термин употребляется обычно при описании формы крыльев самолёта, снарядов и пуль, а
также изредка в архитектуре.
Материал взят из источника https://ru.wikipedia.org/wiki
Список литературы
1.
Кэмил М. Готическое искусство. Camille M. Gothic art. Visions and revelations of the
medieval world. L. : the Everyman art Library, 1997. - 192 p. bibliogr. : p. 186-188
Шуб О.Ф.
2.Витраж как феномен художественной культуры
Королёв Марк Юрьевич
-М.: Ладомир, 1995. 8. Зелинский Ф. Ф. Римская империя. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2000.
3.Готика. Архитектура, скульптура, живопись (сборник)
ISBN: 978-3-8331-4496-7 Год издания: 2007 Издательство: Tandem Язык: Русский
4.Самые знаменитые шедевры готики
ISBN: 978-5-7793-2104-4, 978-5-7793-2098-6 Год издания: 2011 Издательство: Белый город
Язык: Русский
5.Французская готика О. А. Лясковская ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 0002 Год издания: 1973
Издательство: Искусство Язык: Русский
6.Мастера французской готики XII - XIII веков К. Муратова ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 0005
Год издания: 1988 Издательство: Искусство Язык: Русский
7.Готика Эндрю Мартиндейл ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 01010 ISBN: 5-85050-492-3 Год
издания: 2001 Издательство: Слово Серия: Большая библиотека "СЛОВА" Язык: Русский
8.Готика. Изобразительное искусство Средних веков 1140-1500 (подарочное издание)
Бруно Кляйн ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 0001 ISBN: 978-5-4449-0115-1 Год издания: 2014
Издательство: Арт-Родник Язык: Русский
9.Искусство готической эпохи Ротенберг Е.И. 0007 прочитали ISBN: 5-210-01444-4 Год
издания: 2001 Издательство: Искусство Язык: Русский
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/
11. https://www.liveinternet.ru/
12. https://sciencepop.ru/
13. https://id77.livejournal.com/
14. https://zabzamok.livejournal.com
15. http://fb.ru/article
16. https://studfiles.net/preview
17. https://studopedia.ru
18. https://gallicismes.academic.ru
19. http://www.diary.ru
20. http://ignorik.ru
ИЗО - еще материалы к урокам:
- Технологическая карта урока "Цветочная палитра мира" 3 класс
- Конспект урока "Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком на руках" 4 класс
- Открытый урок "Композиция интерьера" 7 класс
- Презентация "Искусство первой половины XX века"
- Конспект занятия "Подсвечник. «Гори, гори моя свеча...»"
- Конспект урока "Информационная безопасность в компьютерных сетях" 9 класс