Конспект урока "Художник стихии" 11 класс

Урок мировой художественной культуры в 11 классе
Художник стихии
(урок-проект творчества Ван Гога)
Цель урока
- сформулировать тему, гипотезу и проблему для реализации
исследовательского проекта;
- способствовать развитию аналитического мышления через проектную
деятельность.
Учебно-художественное пространство урока:
- репродукции картин Ван Гога: автопортреты художника, «Сеятель»,
«Едоки картофеля», «Пара ботинок», «Подсолнухи», «Кипарисы», «Жнец» и
другие;
- музыкальный фон (популярная классическая музыка: Бетховен, Бах).
Урок проводит
учитель МХК МОУ СОШ №35 города Рыбинска,
учитель высшей категории Белякова Л.М.
Эпиграф урока
Нет ничего более художественного,
как любить людей.
Ван Гог
I. Завязка-интрига урока.
(Учитель демонстрирует стакан, наполненный камешками)
Учитель: Скажите, пожалуйста, стакан полный?
(Ученики отвечают утвердительно. Учитель берет емкость с песком
и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан)
Учитель: Значит, стакан был неполный?
(Ученики соглашаются с этим)
Учитель: А теперь сосуд полный?
(Некоторые отвечают утвердительно, некоторые, чувствуя интригу
происходящего, молчат, а некоторые отвечают: «Нет». Учитель берет
сосуд с водой и начинает выливать ее в стакан. Вода заполняет емкость
стакана)
Учитель: Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к
предмету нашего разговора, к художественному образу, содержание которого
также многогранно, как и пример со стаканом. Очень часто мы делаем
выводы, знакомясь лишь с формой художественного произведения, открывая
смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубинные тайны. Памятуя о
нашем опыте, встанем на тропу исследователей и «войдем» в творческую
мастерскую Ван Гога.
Ван Гог... Винсент Ван Гог... Кто-то, услышав это имя, восхищенно
скажет: «О, Ван Гог!», кто-то переспросит: «Ван Гог? Какой Ван Гог? Это
тот сумасшедший, который ухо себе отрезал?»
Ван Гог. Художник, страстно любивший жизнь. Он жил жадно, неистово,
испепеляя себя. Его судьба для многих кажется трагической, а он считал себя
счастливым человеком. Он был счастлив тогда, когда учил по пять часов
латинскую грамматику, чтобы стать проповедником, но ему было отказано в
получении диплома. Он был счастлив, когда полюбил ее, единственную, но
она лишь кокетничала с ним, а потом вышла замуж за другого. Он был
счастлив, потому что в его руках были кисть и краски, хотя при жизни была
продана только одна картина «Красные виноградники». В глазах одних он
был неудачником, другие считали его сумасшедшим, третьи говорили, жалея:
«Несчастный». Но он считал себя счастливым человеком. А каким
представляете вы себе этого художника?
II. Исследовательское маркирование «Портрет художника»
Учитель:
Вам предлагается «составить» портрет художника, руководствуясь
принципом: представить «своего» Ван Гога, опираясь на автопортреты
художника и цитаты из книги Ирвинга Стоуна «Жажда жизни».
(Учащиеся работают в группах, образованных по принципу психологического
комфорта, с репродукциями: «Автопортрет» (1887), «Автопортрет в серой
фетровой шляпе» (1887), «Автопортрет. Лето. 1887», «Автопортрет в
соломенной шляпе» (1887), «Автопортрет на фоне японской гравюры»
(1887), «Автопортрет перед мольбертом с кистями и палитрой» (Конец
1888), «Этюд со свечой (автопортрет)» (Сентябрь 1888), «Автопортрет с
завязанным ухом и трубкой» (Январь 1889) и выдержками из книги Ирвинга
Стоуна «Жажда жизни»:
- «Он чувствовал, что в нем есть что-то ценное, что он не последний
глупец, не ничтожество, что и он может принести какую-то, пусть
маленькую, пользу людям. Но как?»
- «Землекопы, сеятели, пахари, мужчины и женщины. Винсент чувствовал,
что их надо рисовать и рисовать без конца, надо пристальнее вглядываться
в жизнь и закреплять ее на бумаге»
- «В самых жалких лачугах, в самых грязных углах ему виделись картины и
рисунки. Чем он больше писал, тем больше терял интерес к другой работе.
И по мере того, как он отдалялся от посторонних дел, глаза его все острее
схватывали в жизни яркое, живописное. Искусство требовало упорной
работы, оно требовало неусыпной бдительности»
- «Нагруженный тяжелым мольбертом и своим неуклюжим инструментом,
он каждый день бродил по дюнам, стараясь уловить изменчивый оттенок
моря и неба»
- «Всем своим существом он стремился уловить ce qui ne pas dans ce qui
passé (непреходящее в преходящем, франц.)»
- «Он вставал рано утром и целые дни проводил то в поле, то в хижинах
крестьян и ткачей. С ними он чувствовал себя, как дома. Наблюдая
крестьянскую жизнь постоянно, изо дня в день, во всякое время суток, он
был теперь так поглощен ее, что почти не думал ни о чем другом»;
- «В первый раз за всю его жизнь женщина сказала ему «дорогой». Он знал,
как это ужасно – любить, не встречая ответного чувства, но никогда даже
не подозревал, как это чудесно, когда тебя любит добрая, хорошая
женщина»;
- «Винсент дошел в своей работе до исступления. Он перестал спать, почти
ничего не ел. Он жил лишь за счет жизненной энергии. Каждая новая
неудача лишь подстегивала его»;
- «Понимаешь... твои картины... кажется, что они вот-вот взорвутся и
спалят самый холст. Когда я гляжу на твои работы... и это уже не в
первый раз... я чувствую нервное возбуждение, которое не в силах подавить.
Я чувствую, что если не взорвется картина, то взорвусь я!» (Поль Гоген о
картинах Ван Гога);
- «Кроме того, я не городской художник. Я здесь чужой. Я крестьянский
художник. Я хочу вернуться в свои поля. Хочу выйти на жаркое солнце,
которое бы выжгло из меня все, кроме желания писать» (Ван Гог);
- «Винсент был уверен, что создать хорошую картину ничуть не легче, чем
найти алмаз или жемчуг»;
- «Он работал с четырех утра до позднего вечера, пока сумерки не
скрадывали пейзаж. Он писал две, а то и три картины в день. Каждое
полотно, которое он создавал судорожным порывом, отнимало у него целый
год жизни»;
- «Винсент знал, чтобы уловить эту предельно высокую ноту желтого,
которая преобладала в его арлезианских картинах, нужно все время
скользить над пропастью, быть в непрерывном возбуждении, мучительно
напрягать свои чувства, обнажить каждый нерв»;
- «Поздняя осень сияла во всей красе. В эти осенние дни талант Винсента
достиг полного его расцвета. Он видел, что его работы становятся все
совершенней. Вновь в его голове один за другим рождались замыслы;
воплощая их на полотне, он был счастлив»;
- «На похороны приехали из Парижа Руссо, папаша Танги, Орье и Эмиль
Бернар. Двери в кафе были закрыты... Шесть человек стали развешивать
картины на стены кафе... Солнечные полотна Винсента словно превратили
тускло-коричневое, унылое кафе в сверкающий кафедральный собор... Через
несколько дней доктор Гаше вновь пришел на кладбище и посадил вокруг
могилы подсолнухи».
результате коллективной работы учащиеся составили такой портрет
художника: а) одинокий, отторгнутый обществом, гонимый; б) романтик,
влюбленный в жизнь и любящий людей, ищущий свободы; в) духовно и
творчески богатый человек, смелый экспериментатор, космический
художник, запечатлевший в своем творчестве и стихию огня, и стихию
земли, и стихию воздуха).
III. Деловая игра «В мастерской аналитиков» (формулирование темы,
гипотезы и проблемы будущих проектов)
Учитель. Вам предстоит определиться с темой будущего проекта, защита
которого пройдет на научно-практической школьной конференции в феврале
2007 года. В нашей импровизированной мастерской инициативной группой
(это учащиеся, проявляющие значительный интерес к предмету, обладающие
широким кругозором в области искусства) подготовлены названия
некоторых проектов, гипотезы и обозначены проблемы. Ваша задача
выбрать интересную для вас тему, обозначить гипотезу и сформулировать
проблему для исследования. Вы знаете, что проект может быть создан
коллективным разумом, т. е. иметь не одного, а несколько авторов. Каждый
из вас получает «пакет» рабочих материалов: 3 листа размером А-4 с
формулировками тем, гипотез, проблем:
Лист №1
Темы
- Вангоговская космогония в произведениях позднего периода.
- «Творчество Ван Гога это одновременно Вознесение, Успение и Голгофа»
(М.А.Леблон).
- Символика и цветовидение в картинах Ван Гога.
- «Ван Гог в живописи – это Достоевский в литературе» (Ю. Хавелар).
- Мотив «сверхчеловеческой бесконечности» в творчестве Ван Гога.
- Тайна жизни в картинах Ван Гога.
- «Искусство жизни» Ван Гога.
- Предтечи и последователи Ван Гога.
Лист №2
Гипотезы
- Кто он, Ван Гог - художник природы, ее созерцатель или
единомышленник?
- Ван Гог труженик «великого возрождения искусства» или «никто», как он
сам называл себя, то есть своевольный индивидуалист?
- Кипарисы это символ скорби или сюжетный лейтмотив одного из
творческих этапов художника?
- Основы творчества Ван Гога это демократический реализм или особая
эстетика жизни?
- Кто он, Ван Гог человек и Ван Гог художник, - «человек среди людей» или
«человек среди природы»?
- К какой категории художников следует отнести Ван Гога – к новаторам или
оппозиционерам?
- Наследие Ван Гога это свидетельство нового отношения мира и
художника или результат свободы отщепенца?
- Творчество Ван Гога это предпосылка нового искусства или творческий
эксперимент?
- Искусство для Ван Гога это цель его жизни или духовное пристанище
«отверженного»?
- Гений Ван Гога это пример героического подвига в искусстве или
трагической судьбы художника?
Лист №3
Проблемы
- Может ли искусство стать средством преодоления трагического конфликта
личности и общества.
- Можно ли прийти в искусство, «не найдя места в жизни».
- Почему в последние годы жизни Ван Гог вновь обращается к старым темам,
мотивам, символам?
- Почему в картинах о природе художник игнорирует сюжет,
противопоставляя его линии и цвету?
- Почему Ван Гог отказывается от красивости и возвышенности в
творчестве?
- Какую реальность создает Ван Гог в своих произведениях?
- Почему Ван Гог, который так легко мог овладеть артистизмом
импрессионистической живописи, не стал мэтром «Больших Бульваров»?
- Почему такое мирное занятие, как живопись, требовало таких жертв и
такого мужества?
ходе работы учитель координирует действия учащихся, дает
необходимые пояснения, отвечает на вопросы. Результатом деятельности
должна стать таблица, которую заполняют одиннадцатиклассники).
п\
п
тема проекта
гипотеза
проблема
рекомендуемые
произведения для
анализа
1
«Ван Гог в
живописи
Достоевский в
литературе»
Основы творчества Ван
Гога это
демократический
реализм или особая
эстетика?
Почему Ван Гог
отдает
предпочтение
первоначалам
жизни?
«Едоки картофеля»
(1885), «Копающая
крестьянка» (1885),
«Сеятель» (Осень
1888), «Пьета»
(Сентябрь 1889)
2
Мотив
«сверхчеловече
ской
бесконечности»
в творчестве
Ван Гога
Кто он, Ван Гог человек
и Ван Гог художник, -
«человек среди людей»
или «человек среди
природы»?
Какую реальность
создает художник
в своих
произведениях?
«Болото» (Июль
1881)
«Колыбельная»
(Январь 1889),
«Снежный день»
ентябрь 1884)
«Ветка цветущего
миндаля в стакане»
(Февраль-март 1888)
3
Тайна жизни в
картинах Ван
Гога
Кто он, Ван Гог
замученный человек или
счастливый художник?
Почему Ван Гог
отказывается от
красивости и
возвышенности в
искусстве?
Автопортреты
разных периодов;
«Портрет пастуха из
Прованса» (Август
1888) «Портрет
доктора Гаше»
(Июнь 1890)
4
«Неистовый
голландец» в
живописи.
Наследие Ван Гога это
свидетельство нового
соотношения мира и
художника или
результат свободы
отщепенца?
Почему такое
мирное занятие,
как живопись,
требовало такого
мужества и таких
жертв?
«Плачущий старик»
(Март-апрель 1883)
«Натюрморт с
открытой Библией и
погасшей свечой»
(Октябрь 1885)
«Колосья пшеницы»
(Июнь 1890)
«Автопортрет с
отрезанным ухом»
(Январь 1889)
5
Символика и
цветовидение в
картинах Ван
Гога
К какой категории
художников следует
отнести Ван Гога к
новаторам или
оппозиционерам?
Почему Ван Гог,
который мог легко
овладеть
артистизмом
импрессионистиче
ской живописи, не
стал мэтром с
«Больших
Бульваров»?
«Скорбь» (Апрель
1882) «Три птичьих
гнезда» (Сентябрь
1885), «Пара
ботинок» ервая
половина 1887),
«Сеятель» (Июнь
1888), «Этюд со
свечой
(автопортрет)»
(Сентябрь 1888),
«Подсолнухи»
(Январь 1889),
«Вороны в
пшеничном поле»
(Около 9 июля 1890)
6
Вангоговская
космогония
позднего
периода
творчества.
Ван Гог труженик
«великого возрождения
искусства» или «никто»,
как он сам себя называл,
то есть своевольный
индивидуалист?
Почему в картинах
о природе Ван Гог
игнорирует сюжет,
противопоставляя
его линии и цвету?
«Ваза с ирисами на
желтом фоне» (Май
1890), «Поля Овера»
(Июль 1890)
«Стебель травы»
(Май-июнь 1890)
«Поля перед грозой»
(Около 9 июля 1890)
7
«Искусство
жизни» Ван
Гога
Искусство для Ван Гог -
это цель его жизни или
духовное пристанище
«отверженного»?
Может ли стать
средством
преодоления
трагического
конфликта
личности и
общества?
«Сеятель» (Апрель
1881), «Молитва
перед едой»
(Декабрь 1882) «Син
с ребенком на
коленях» (1883)
«Автопортрет перед
мольбертом с
кистями и палитрой»
(Конец 1888)
«Сеятель» (Июнь
1888) «Часовня в
Овере» (Июль 1890)
8
«Дело,
которому
служишь,
Ван Гог это
трагическая судьба
художника или
Почему
М.А.Леблон так
определил талант
«Старик из
богадельни с
зонтиком»
искусство, с
которым
выживаешь»
героический подвиг в
искусстве?
художника:
«Творчество Ван
Гога это
одновременно
Вознесение,
Успение и
Голгофа»?
(Сентябрь-декабрь
1882), «Молитва
перед едой»
(Декабрь 1882), «Сад
зимой» (Март-
апрель 1884)
«Розовый персик в
цвету» (Март 1888),
«Кипарис и звездная
ночь» (Июнь 1889),
«Поле пшеницы и
кипарисы» (Июнь-
июль 1889) «Пьета
(по Делакруа)»
(Сентябрь 1889)
Примечание:
некоторые учащиеся выбрали коллективную форму работы над проектом.
Учитель
В нашей стране не так уж много картин Ван Гога. Это «Море в Сент
Мари» (Июнь 1888), «Портрет доктора Рея» (Январь 1889), «Прогулка
заключенных» (Февраль 1889), «После дождя. Пейзаж в Овере» (Июнь 1890),
которые находятся в Москве, в Государственном музее изобразительных
искусств имени А.С.Пушкина, и картина «Арльские дамы (Воспоминание о
саде в Эттене» (Ноябрь 1888), которая хранится в сокровищницах Эрмитажа
в Санкт-Петербурге. Но в этой небогатой по количеству коллекции есть одно
произведение, являющееся выразительнейшей метафорой всего пережитого
и передуманного художником. В контексте произведений Ван Гога это
произведение вырастает до масштабов фаталического символа. Это одна из
самых «экзистенциальных» картин, написанная по гравюре Г.Доре из серии
«Лондон». Она интерпретирует оригинал, представляя образ не тюремного
быта Лондона, а образ «земного ада». Не только опыт Ван Гога узника
госпиталя св. Павла, не только воспоминания о «Записках из Мертвого дома»
(кстати, Ван Гог очень любил и хорошо знал творчество Достоевского), но и
сознание безысходности земного существования, заставляет придать образу
Доре сокровенно-личностный смысл. Эта картина словно замыкает круг
жизни художника, и действительно 27 июля 1890 года Ван Гог достал где-то
револьвер, ушел в поля и там выстрелил себе в сердце. Его могила находится
на маленьком оверском кладбище, на высоком холме, возвышающемся над
равниной, которую он так часто писал. Лев Николаевич Толстой критически
относился в живописи конца XIX начала XX веков, но силу воздействия
картин художника он оценил так: «Они оцарапают вам сердце»
Ван Гог... Винсент Ван Гог... Кто-то восторженно скажет: «О, Ван Гог», а
кто-то недоуменно переспросит: «Это какой Ван Гог, тот, который себе ухо
отрезал?» Я надеюсь, что сегодняшняя встреча с этим художником пополнит
число тех, кто восторженно воскликнет: «О! Ван Гог!»
Используемая литература:
1. Ирвинг Стоун. Жажды жизни. М., 1989
2. Е. Мурина. Ван Гог. М., 1978
3. Н.Дмитриева. Винсент Ван Гог, очерк жизни и творчества, М., 1975
4. Ван Гог. Письма. М. – Л., 1966
5. А. Шервашидзе. Ван Гог. – «Аполлон», 1913, сентябрь
6. Л.Вентури. От Мане до Лотрека. М. – Л., 1958
7. Н.Смирнов. Винсент Ван Гог. М., 1968
8. «Винсент Ван Гог» (Альбом). Вступительная статья Н.Калитиной, Л., 1974