Конспект урока "Виртуальное путешествие к фонтанам г. Петергофа"

Тема: «Виртуальное путешествие к фонтанам г.Петергофа»
Занятие № 3. «Нижние фонтаны (часть 2)»
Цель занятия – обобщение и получение новых знаний о г.Петергофе.
Задачи занятия:
Образовательная познакомить учащихся с историей основания и развития, а также
достопримечательностями г. Петергофа ;
Воспитывающая воспитание патриотизма, духовности и любви к г. Петергофу; укрепление семейных
традиций, формирование у детей духовных и нравственных ценностей.
Развивающая развитие у учащихся устной речи, творческих способностей; обогащение словарного
запаса, учащихся.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
компьютерная презентация «Виртуальное путешествие к фонтанам г.Петергофа»
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие (психологический настрой)
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее путешествие принесет нам всем радость общения.
Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам
будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Сегодня, у нас заключительное путешествие по дворцово-парковому ансамблю «Петергоф». И наше
путешествие будет незабываемым.
В нашем заключительном путешествии мне помогут наши юные экскурсоводы ( представление детей-
экскурсоводов)
Слайд № 30
Ученик читает стихотворение:
Выход к морям –
Слава царям!
Планам Петра –
Ура!!!
Царский венец –
Петро-дворец.
Главный дворец –
Чудный ларец.
Русский Версаль –
«Мел» и «скрижаль».
Дивный фонтан –
Его талисман.
(Людмила Максимчук)
Изучение нового материала
- Первой нашей остановкой сегодня будут фонтаны "Адам" и "Ева".
Слайд № 31
Фонтаны "Адам" и "Ева" находятся на Марлинской аллее, простирающейся вдоль морского берега на два
километра. Эти фонтаны поражают своей многоводностью, разнообразием рисунка струй, скульптурным
оформлением.
Более чем за 250 лет композиции фонтанов «Адам» и «Ева» не менялись, и сегодня они сохраняют
подлинное архитектурное и скульптурное убранство петровской эпохи.
В начале Великой Отечественной войны статуи фонтанов «Адам» и «Ева» были зарыты в землю на
территории парка. Гитлеровцы соорудили блиндаж как раз над тем местом, где была спрятана «Ева», не
докопав котлован до нее на 20-30 сантиметров. Во время своего бесчинства в Петергофе они повредили
гранитную облицовку бассейнов и уничтожили все восемь трельяжных беседок. В 1947 году извлеченные
из земли статуи были искусно отреставрированы скульптором Е. Захаровым. Взорванный гранитный
пьедестал под статуей «Адам» воссоздал камнерез Д. Ильин.
У фонтана «Адам» трельяжные беседки восстановили в 70-х годах прошлого столетия, у «Евы» лишь в
2000 году.
Эти старинные фонтаны поражают посетителей своим скульптурным оформлением, многоводностью и
разнообразием рисунка струй. Единственным отличием «Адама» от «Евы» является лишь фигура,
находящаяся в центре композиции, весь остальной декор у них одинаковый.
Чтобы лучше сохранить статуи фонтанов «Адам» и «Ева» от вредного влияния атмосферных условий,
поверхность их покрыли водоотталкивающим составом.
Скульптуры для этих фонтанов были выполнены в 1718 году известным венецианским мастером Д.
Банаццей.
Игра «Собери пазл». Команда девочек собирает пазл фонтан «Ева», а мальчики пазл фонтан «Адам». Кто
быстрее.
Слайд № 32
Фонтан "Китовый" расположен рядом с большими партерными цветниками центрального ансамбля
Нижнего парка. Посреди зеркальной глади над обширным фигурным бассейном (135х57 метров)
поднимается на восемь метров ввысь полый внутри водяной столб. Вокруг него резвятся четыре
позолоченных дельфина, выпуская из раскрытых пастей дуги струй.
Слайд № 33
Рассказывает ученик-экскурсовод №1.
Львиный каскад расположен на аллее, ведущей к Эрмитажу, что и предопределило его прежнее название -
Эрмитажный каскад.
По замыслу Петра I первый, Эрмитажный, каскад здесь возник в 1801 году. Он был построен из
пудостского камня по проекту А. Воронихина. Каскад представлял собой П-образный бассейн с
водопадными уступами, декорированный восьмью фонтанными вазами и двумя бронзовыми фигурами
львов.
В 1854-1857 годах А. Штакеншнейдер на месте обветшавшего Эрмитажного каскада построил П-образный
гранитный бассейн длиной 30 метров, шириной 18,5 метра. Бассейн был окружен колоннадой из 14
восьмиметровых колонн из сердобольского гранита с мраморными деталями.
Между колоннами каскада установили 12 беломраморных чаш - одноструйных фонтанов, вода из которых
через 22 маскарона вытекала в бассейн. В центре бассейна установлена статуя "Нимфа Аганипа" работы Ф.
Тольстого. Два бронзовых "сторожевых" льва располагаются по обе стороны от колоннады.
В 1941 году фонтанное сооружение было сильно разрушено - от него остался лишь цоколь, разрушенные
колоннады и чаши. Спустя десятилетия, Львиный каскад был восстановлен и с августа 2000 года его
необыкновенный вид вновь радует гостей Петергофа.
-А теперь, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Динамическая пауза для учащихся. (Все встают и выполняют движения под музыку)
Слайд № 34
Рассказывает ученик-экскурсовод №2.
Эрмитаж в Петергофе послужил прототипом всех российских "эрмитажей", построенных в 18 веке.
Строительство Эрмитажа велось по проекту Браунштейна в 1721-1725 годах. Двухэтажное здание
Эрмитажа высотой 11 метров стоит на сплошном массивном стилобате, подчеркивающем его легкость и
изящество. Павильон окружен глубоким и широким рвом, стенки которого выложены из кирпича и
окаймлены поребриком из светлого камня. Ров наполнялся водой, и через него был перекинут разводной
мост.
Отличительной особенностью Эрмитажа являются окна и застекленные двери, занимающие собой
большую часть фасадов. Вследствие этого второй этаж кажется почти прозрачным, а весь павильон
напоминает хрустальную шкатулку.
Павильон был предназначен для увеселительного и уединенного времяпрепровождения лиц из ближайшего
окружения "царской особы". В Эрмитаже обсуждались важные государственные дела. Эрмитажный зал
служил литературным салоном.
Особый интерес вызывала инженерная конструкция подъемного стола на 14 персон, что давало
возможность вельможам трапезничать без присутствия слуг.
В годы Великой Отечественной войны фашисты разместили в Эрмитаже орудие, при этом часть северной
стены была разрушена, были уничтожены интерьеры павильона и подъемный стол.
В 1952 году были проведены реставрационные работы в Эрмитаже. Он был первым музеем Петродворца,
открывшимся после войны для обозрения.
Слайд № 35
Рассказывает ученик-экскурсовод №3.
Марли - самый скромный из всех петровских дворцов Нижнего парка Петергофа. На каждом этаже здания
по восемь комнат, интерьеры которых сравнительно небогаты. Название дворца восходит к наименованию
резиденции французского короля Людовика XIV - Марли ле Руа, находившейся в 25 километрах от
Парижа. До конца 18 века Марли соперничал с Версалем великолепием и мощью каскадов. Петр I провел
несколько дней во французской резиденции и так загорелся идеей создать нечто подобное по красоте и
величию, что даже название решил оставить от прототипа. Но во всем остальном западная или Марлинская
часть Нижнего парка уникальна и по своему художественному оформлению, и по планировке.
Дворец Марли в Петергофе возводился одновременно с прудами проекту Браунштейна в 1720-1723 годах и
первоначально планировался одноэтажным, но позднее был надстроен по приказу Петра I.
Изначально дворец Марли служил гостевым домиком для знатных особ, останавливающихся в Петергофе,
после смерти Петра I он стал мемориальным музеем, где хранились книги, мебель, посуда и личные вещи
императора.
- Большое спасибо нашим экскурсоводам за интересную информацию.
Просмотр видео «Красуйся, град Петров! Петергоф: дворец «Марли» и павильон «Эрмитаж»
- Что понравилось и запомнилось Вам из путешествия по дворцу «Марли» и павильону «Эрмитаж»
- Какое из этих мест Вам хотелось бы посетить больше всего? Почему?
Слайд № 36
У подножия каскада "Золотая гора" симметрично расположены два одинаковых фонтана - "Менажерные"
(т.е. экономные). При кажущемся обилии воды художественный эффект достигается при очень экономном
ее расходовании.
Секрет устройства этих фонтанов заключается в том, что вода бьет из труб с двойными стенками, поэтому
водяные столбы диаметром в тридцать сантиметров кажутся сплошными,а на самом деле они полые
внутри.
"Менажерные" фонтаны были созданы в 1722-1724 годах.
Слайд № 37
История "Золотого" или "Марлинского" каскада восходит к 1721 году, когда Петр I приказал соорудить в
западной части Нижнего парка каскад, подобный увиденному им в Марли.
Проект каскада был создан Микетти. К 1732 году кирпичный остов водопадной лестницы был готов,
ступени были обшиты досками, раскрашенными под мрамор, сверху были помещены маскароны. Работы
велись под руководством Земцова. Он закрыл подступенные стенки медными золочеными листами, что
нашло отражение в названии каскада "Золотая гора".
Постепенно декор каскада обогатился 16 статуями, выполненными сначала из золоченого дерева, потом из
свинца и замененными в последствии копиями с античных оригиналов, вырубленными в Италии из
карарского мрамора.
В 1870 году архитектор Н. Бенуа произвел реставрационные работы, облицевав кирпичные водопадные
ступени каскада мрамором.
Четырнадцатиметровая мраморная лестница каскада "Золотая гора" из 21 ступени поднимается по склону
на фоне темной еловой зелени. Над ступенями высится аттик с мраморными статуями Тритона, Нептуна и
Вакха. Вода выплескивается из ртов золоченых маскаронов морских чудищ. В центре бассейна у подножия
каскада находится скульптура богини весны Флоры.
- Вот и завершилась наша краткая экскурсия по фонтанам Петергофа.
Подведение итогов
- Понравилось ли вам наша удивительная экскурсия по фонтанам Петергофа ?
- Давайте вспомним, о каких событиях связанных с дворцово-парковым ансамблем, знаменитых фонтанах
Нижнего и Верхнего парка мы говорили?
- Что больше всего понравилось и запомнилось вам из нашего удивительного путешествия?
- Хотели бы вы посетить эти замечательные места?
В заключении занятия дети под музыку рисуют на тему: «Этот удивительный Петергоф»
Слайд № 38