Конспект урока "Средневековая литература и искусство" 6 класс

1
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Средневековая
литература и искусство»
Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна
Учитель истории МОУ Будинской ООШ
Тверской области
Цели: - ознакомить учащихся с известными произведениями средневековой
литературы и памятниками искусства
- подвести к пониманию ценностей средневекового человека через
художественные произведения этого времени
- продолжить формирование умений анализировать различные виды
художественных произведений, делать выводы
Оборудование: компьютер, презентация,
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Исторический диктант.
1. Путешественник, проживший 25 лет в странах Дальнего Востока ( Марко Поло)
2. Обособленная группа людей, которые занимаются определённым общим
делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и
распорядку ( корпорация)
3. Преподаватели университета ( профессора)
4. Учащийся, посещающий лекции в университете ( студент)
5.Объединение студентов одной страны в группу ( землячество)
6. Глава университета ( ректор)
7. Объединение преподавателей по предметам факультет)
8. Преподаватели, возглавляемые объединения по предметам ( декан)
9. Словесный поединок ( диспут)
10. Религиозная философия , стремящаяся познать Бога и мир при помощи
логических рассуждений.
11. Автор труда» Сумма богословия» ( Фома Аквинский)
12. Философ-схоласт, который пострадал из-за своей любви к ученице и
вынужден был сжечь в костре свою книгу ( Пьер Абеляр)
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 2) План:
1. Рыцарская литература.
2. Городская литература.
3. Данте.
4. Архитектура.
5. Скульптура.
6. Живопись.
4. Изучение нового материала:
1) рассказ учителя:
1. Рыцарская литература.
( сл.3) В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия.
Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами. Среди поэтов
встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже
горожане. В отличие от жонглеров трубадуры были людьми образованными и не
остались безымянными. Известны сотни поэтов, которые жили во второй
2
половине XII—XIII веке; до нас дошло и около 30 имен женщин-поэтесс.
( сл. 4) Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря — смелого,
великодушного и справедливого. В стихах воспевались теперь не только верность
сеньору, щедрость, благородство — рыцарь должен быть изящным, вежливым,
привлекательным. В его воспитание входило не только воинское дело, но и
умение петь, танцевать, слагать стихи, играть на музыкальных инструментах,
ухаживать за женщинами.
( сл.5) В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне
(«моей госпоже»), в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, живой
и прекрасной женщине. Любовь здесь выступает как великое благо, которого
достоин тот, у кого отважное, благородное и преданное сердце. В рыцарской
поэзии проявился интерес к душевным переживаниям, утверждались духовные и
земные радости. Рыцарская поэзия создавалась в основном на родных языках.
Поэты заботились о благозвучии и изяществе языка, точности смысла и рифмы.
Большое место в рыцарской поэзии заняло прославление войн, боев и походов.
( сл. 6) В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты
назывались труверами и миннезингерами (в переводе — певцы любви).
( сл. 7) В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести.
Сначала это были обработки античных сказаний и историй, например о Троянской
войне или походах Александра Македонского. Но античные герои вели себя в них
как средневековые рыцари, а осада Трои изображалась как штурм феодального
замка. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и
рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали
лучшие рыцарские качества. Романы переносили читателя в фантастический мир,
где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые
красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Популярная тогда легенда о
беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды — один из самых
поэтических сюжетов в мировой литературе.
2. Городская литература.
( сл. 8) В XII веке начался расцвет городской литературы. Горожане любили
короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы. Их героями чаще всего
были ловкий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они
неизменно оставляли в дураках своих противников — чванливых рыцарей и жад-
ных монахов.
( сл. 9) С городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с латинского
бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, которые в XII—XIII веках
кочевали по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей. К
ним прибивались подмастерья и другой бродячий люд. Это был буйный и веселый
народ, не гнушавшийся мелким воровством и грубыми шалостями. Они внушали
опасение церковным властям и благонамеренным бюргерам. Ваганты сочиняли
стихи на латинском языке. Они прославляли любовь и вино, высмеивали
лицемерие, жадность и обман, особенно в среде священников и на папском троне.
( сл. 10) Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа
Вий-6н (XIV век); музыку к его произведениям сочиняют и современные
композиторы.
3. Данте.
( сл. 11) Его считают самым великим поэтом Средневековья. Данте Алигери
(1265 1321) родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Он учился в
городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную
литературу.
3
( сл. 12) В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии вышедшей
замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для
тех времен откровенностью рассказал в маленькой книжке «Новая жизнь»; она
прославила его имя в литературе.
- Данте активно участвовал в политической борьбе в родном городе, принадлежа
к группе горожан — противников папы. Но сторонники папы взяли верх, и Данте
приговорили к изгнанию из Флоренции. Около 20 лет, до конца жизни, он скитался
по городам Италии, много страдал, тосковал по родине и умер в Равенне, где про-
вел последние годы при дворе местного правителя.
( сл.13) В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал
«Комедией» (в то время такое название давали произведениям со счастливым
концом). Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы.
Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для
праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор. У врат
ада, расположенного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду
всяк сюда входящий». В центре южного полушария огромная гора в виде
усеченного конуса, на уступах горы расположено чистилище, а на плоской ее
вершине — земной рай.
( сл. 14) В сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад
и чистилище, а по раю его ведет Беатриче.
( сл. 15) В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В
аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей,
преступников, скупцов. В центре ада — сам дьявол, грызущий предателей: Иуду,
Брута и Кассия. Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап.
В его изображении грешники не бесплотные тени, а живые люди: они ведут с
поэтом беседы и споры, в аду бушуют политические распри. Данте беседует с
праведниками в раю и наконец созерцает Богоматерь и Бога.
- Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что
современникам казалось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по
существу, многообразный земной мир, с его противоречиями и страстями. Поэма
написана на итальянском языке: поэт хотел, чтобы его понимал самый широкий
круг читателей.
4. Архитектура.
С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь
расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения.
( сл. 16) Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой
архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI— XII веков
называют романскими (от «Рома» — Рим). Романский храм — массивное здание с
почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду
повторяются очертания полукруглой арки — на сводах, оконных проемах, входах в
храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. И
действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.
( сл. 17) Вместе с тем романский храм исполнен призыва к благому
размышлению, к сосредоточенной молитве. Внутреннее его устройство также
типично средневековое. Он состоит из трех или пяти нефов; центральный неф
поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре
которого — башня, завершавшаяся пирамидой.
( сл. 18) С середины XII века в свободных городах сооружались торговые
помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными
украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII—XV веков
4
получили позже название готических.
( сл. 19) Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки
узких, высоких колонн, а снаружи на массивные опорные столбы и на со-
единительные арки. Залы — просторные и высокие, в них поступает больше света
и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.
( сл. 20) Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных
окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными.
Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни
колоколен — все создает впечатление стремительного порыва ввысь.
Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог
вместить всех горожан. В нем не только проводили церковную службу, но и
устраивали собрания, представления на религиозные темы, слушали лекции про-
фессоров. В огромном нарядном соборе, среди его красоты и величия человек
проникался радостью праздника, ощущением могущества Бога, устремлял к нему
свои помыслы и чувства.
- Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой,
искусством и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение
многих десятилетий, а порой и столетий. В их сооружении участвовало множество
мастеров: каменщиков, столяров, скульпторов, стекольщиков, подчас из разных
стран. На время строительства все мастера объединялись в артель под
руководством архитектора.
- Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нем напоминал
колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески,
витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей мерой и
образцом в будни и праздники.
2) работа по учебнику:
5. Скульптура стр. 224-226
3) рассказ учителя:
6. Живопись.
( сл. 22) Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах
готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли
витражи — картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных
свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах,
сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный,
праздничный вид.
( сл. 23) Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во
множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей: как люди разного проис-
хождения и достатка одевались и причесывались, обставляли жилища, работали
и проводили досуг, во что верили и чего боялись. Знаменитые «Большие хроники»
описали в картинках всю историю Франции, начиная с Меровингов до XIV века. В
иллюстрациях к немецкой книге любовных песен был представлен рыцарский быт
с турнирами, охотами, поклонением Прекрасной Даме.
( сл. 24) Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога
Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбург,
уроженцами Нидерландов, работавшими во Франции. Миниатюры календаря
отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться ее
красотой. В сценах, посвященных 12 месяцам, удивительно живо, ярко, точно
запечатлены виды крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа
и окрестных замков.
Изображение людей в труде, отдыхе, во взаимоотношениях, в их связях с
5
природой, передача света, использование светотени — таковы были открытия в
книжной живописи.
Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для
немецких и скандинавских храмов XIV—XV веков.
5. Подведение итога урока.
Вопросы на стр. 228
6. Домашнее задание:
Параграф 28, вопросы, 8 или 9 - письменно