Конспект урока "Художественная культура" 7 класс

1
Конспект урока по истории России в 7 классе по теме: « Художественная
культура ( 2 часа)
Антоненкова Анжелика Викторовна
Учитель истории МОУ Будинская ООШ
Тверская область
Цели: - сформировать представление об особенностях, основных достижениях и
ярких представителях культуры XVIII века;
- развивать умение анализировать, сравнивать, находить информацию
- воспитывать гордость и чувство уважения к культурным истокам нашего
прошлого
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийная доска , листы с
проверочной работой
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Проверочная работа:
1. Подпишите известного вам выдающего деятеля:
1.
2.
3.
4.
2. Соотнесите выдающего деятеля и его изобретение
1
М.В. Ломоносов
А
2
В.Н. Татищев
Б
3
И.Ф. и М. И. Моторины
В
4
И.И. Ползунов
Г
5
И.П. Кулибин
Д
6
Родион Глинков
Е
3. Дополни следующие предложения ( двумя-тремя словами) :
А. Открытие Академии наук состоялось в ________ году.
Б. М.В. Ломоносов в 1730 г. уехал в Москву и поступил в
_______________________
В. В 1756 г. в Москве был основан ботанический сад заводчиков
________________
2
Г. Первым президентом Российской академии наук стала
_____________________
Д. Новым явлением в образовании стало зарождение _________________ школ.
Е. Крупнейшим событием в истории отечественного образования стало открытие
в 1755 г.
________________________________________________________________
Ключ:
1. 1. М.В. Ломоносов. 2 Е.Р. Дашкова.3. И.И. Ползунов. 4. И.П. Кулибин
2. 1-г,2-а,3-е,4-б,5-д,6 –в.
3. А:1725 г.
Б: Славяно-греко-латинская академия
В: Демидовых.
Г: Екатерина Романовна Дашкова
Д: общеобразовательных
Е: Московского университета.
3. Сообщение темы и целей урока.
- На прошлом уроке мы говорили с вами о развитии науки и образования в XVIII
веке. Сегодня мы поговорим с вами о развитии художественной культуры и
данный период времени. Выясним, развитие творчества каких поэтов, писателей
приходится на данный период времени.
План урока: ( сл.2)
1. Особенности развития художественной культуры.
2. Литература.
3. Театр.
4. Музыка
5. Живопись и скульптура
6. Архитектура
4. Изучение нового материала.
1) самостоятельная работа:
- Изучая культуру нашей страны, мы должны знать её особенности.
-( сл.3) Каковы же особенности развития художественной культуры в России в
XVIII веке вы узнаете, прочитав п.1 на стр. 222. После изучения данного пункта
выполните задание в рабочей тетради на стр.77 – 78.
- Проверим, какие же особенности в развитии культуры вы можете назвать. Какую
букву в задании 1 вы выбрали? ( в)
2. Литература.
- Первым на изменения в обществе чаще всего реагирует литература. К VIII веку
сложилась развитая система жанров: ода, песня, элегия, трагедия, комедия,
повесть, роман.
- ( сл.4) Главными отличительными чертами данного времени были:
1) новый литературный язык
2) новая система стихосложения
- ( сл. 5) Основоположником нового стихосложения, ледащего в основе
современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский.
- ( сл. 6) Основоположником русской драматургии, автор первых русских трагедий
и комедий был Александр Петрович Сумароков. Им было создано 9 трагедий и
12 комедий, 400 басен, которые пользовались большой популярностью в
обществе из – за критики пороков крепостнической системы
3
Басня Сумарокова « Ворона и лиса»
И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь ещё ни крошечки не ела.
Увидела Лиса во рту у ней кусок
И думает она: «Я дам Вороне сок!
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок».
«Здорово, - говорит Лисица, -
Дружок, Воронушка, названая сестрица!
Прекрасная ты птица!
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!
И попугай ничто перед тобой, душа,
Прекраснее стократ твои павлиньих перья!»
(Нелестны похвалы приятно нам терпеть).
«О, если бы ещё умела ты и петь,
Так не было б тебе подобной птицы в мире!»
Ворона горлышко разинула пошире,
Чтоб быти соловьем,
«А сыру, - думает, - и после я поем.
В сию минуту мне здесь дело не о пире!»
Разинула уста
И дождалась поста.
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела,
Хотела есть, не ела.
Причина та тому, что сыру больше нет.
Сыр выпал из роту, - Лисице на обед.
-( сл.7) Влияние идей Просвещения, крестьянской войны под предводительством
Пугачёва, идеи Французской революции привели к появлению творчества Дениса
Ивановича Фонвизина, остро обличавшего невежество и произвол помещиков в
комедии «Недоросль», « Бригадир»
- ( сл.8) Гавриил Романович Державин в оде « Фелиция» создал образ
« идеального монарха», сравнение с которым не выдерживали современные ему
правители. Творчество Державина оказало решающее влияние на литературный
язык и отечественную словесность. Державин впервые явил миру образ поэта, вся
жизнь которого подчинена творчеству. Пройдя в юности через множество
искушений, он через творчество достиг духовных вершин, запечатлев свои
духовные искания в произведениях, многие из которых стали эталоном русской
поэзии. Символично, что и в последние мгновения своей земной жизни он
оставался поэтом, подведя итог многолетним духовным исканиям в
непревзойденном стихотворении, выведенном уже слабеющей рукой на
грифельной доске:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
4
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы…
-( сл. 9) Зарождение нового направления – сентиментализма- связано с именем
Николая Михайловича Карамзина. В своей повести « Бедная Лиза» он сумел
доказать простую истину – « и крестьянки любить умеют» и готовы жизнь отдать
за неё.
- ( сл.10) Александр Николаевич Радищев первый из русских писателей, кто в
своих произведениях поставил проблему необходимости ликвидации
самодержавия и крепостничества. Его книга « Путешествие из Петербурга в
Москву» показала такие картины произвола и беззакония, что Екатерина II сочла
его « бунтовщиком хуже Пугачёва» и приговорила к смертной казни
- ( сл. 11) Большой популярностью пользовались журналы Николая Ивановича
Новикова « Трутень» и « Живописец», в которых он при помощи средств сатиры
бичевал пороки крепостничества.
- Говоря о развитии литературы следует отметить, что и сама Екатерина писала.
- А теперь, чтобы закрепить материал, выполните задание 3 на стр. 78 – 79.
- Давайте проверим:
1. Основоположником новой системы стихосложения в русской поэзии был
В.К. Тредиаковский.
2. Автором первых трагедий и комедий. Директором Российского театра в
Петербурге являлся А.П. Сумароков.
3. Первыми авторами, посвятившими свои работы острым социальным и
политическим проблемам, стали Д.И. Фонвизин и Г.Р. Державин.
4. Родоначальником течения сентиментализма в русской литературе был
Н.М. Карамзин.
5. О необходимости ликвидации….заявил Н.М. Карамзин …«Путешествие
из Петербурга в Москву».
6. Блестящий журналист …Н. Новиков « Трутень», « Живописец»
бичевал пороки крепостничества.
3. Театр.
- Самостоятельно прочитайте материал на стр. 224 и попытайтесь выделить
особенности развития театра
- Каковы особенности развития театра в XVIII века? ( сл. 12)
1) начинает складываться русский театр
2) при учебных заведения возникают театры
3) всероссийскую славу имели постановки ярославского актёра и режиссёра
Ф.Г. Волкова
4) начинает появляться система крепостных театров, в которых играли
крепостные актёры.
5) известность приобрели крепостные актрисы П.И. Ковалёва- Жемчугова,
Т.В. Шлыкова-Гранатова, которых приезжали слушать из Петербурга.
5
4. Музыка.
- стр. 225 – самостоятельно
- ( сл.13) Каковы особенности развития музыки в XVIII веке?
1) развивалось музицирование на клавесинах и столовых гуслях
2) созданы первые придворные оперы
3) оперные постановки ставились не только в столицах, но и в
провинциальных городах
4) появляются первые русские композиторы Д.С. Бортянского, В.А.
Пашкевича, Е.И. Фомина
5) большой популярностью пользовались концерты русской народной
музыки
5. Живопись и скульптура
- ( сл.14) XVIII век стал периодом расцвета русской живописи и скульптуры.
Картины отличались разнообразием жанров.
- Наиболее известными мастерами исторической живописи были Антон
Павлович Лосенко и Григорий Иванович Угрюмов.
- В развитии портретной живописи проявились две особенности:
1) большое внимание к повседневному быту людей
2) повышение художественного мастерства
- ( сл.15 16) Один из известных портретных мастеров был Алексей Петрович
Антропов. На своих полотнах он изображал людей среднего и пожилого возраста,
выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Он является
одним из основоположников нового жанра в живописи- камерного портрета.
- ( сл.17 -18 ) Мастером портретного жанра был Иван Петрович Аргунов,
создавший галерею парадных изображений графов Шереметьевых
- ( сл.19) Особая душевная тонкость и многогранность личности отличали
картины, написанные Фёдором Степановичем Рокотовым. Его кисти
принадлежат парадные портреты Екатерины II, её сына Павла, графа Г.Г.
Орлова.
-( сл. 20 21) Дмитрий Григорьевич Левицкий был учеником А.П. Антропова.
Его работам присуща яркая индивидуальность образов. Много работ он посвятил
деятелям эпохи просвещения Д. Дидро и Н.И. Новикова, галерею воспитанниц
Смольного института, которых он изображал танцующих, поющих, музицирцющих.
-( сл. 22-23) Новые черты в живописи проявились в творчестве Владимира
Лукича Боровиковского. Он был автором в основном камерных портретов
- В самом конце века появляются в живописи картины, описывающие
крестьянскую жизнь. Такими были работы М.Шибанова ( сл. 24) « Крестьянский
обед», « Свадебный сговор» ( сл. 25)
Скульптура.
- во второй половине 18 века были заложены основы русской скульптуры. Её
основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин.
Ему не было равных в виртуозном проникновении во внутренний мир своих
персонажей и умение создать из мрамора тончайшие черты их образов.
Наиболее удачными были его следующие работы: А.М. Голицына, статуя
« Екатерина-законодательница», бюсты Ломоносова, Павла Петровича….
6
- Впервые на улицах появляются памятники. Практически все правители России
18 века внесли большой вклад в собирание произведений художественной
культуры. На покупку картин, различных изделий они тратили большие деньги.
6. Архитектура.
- В творчестве крупнейших архитекторов 18 века были воплощены лучшие
национальные традиции русского зодчества.
- Самой крупной фигурой в архитектуре 18 века был Варфоломей
Варфоломеевич Растрелли
- Франческо Растрелли родился в семье известного впоследствии скульптора
Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то
время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а после
его смерти в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где
для важности стал именовать себя графом. Первые оригинальные творения
Растрелли были созданы в Курляндии. По рекомендации Бирона становится обер-
архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и её преемницы Елизаветы.
В начале 1740-х гг. он дважды ездил в Москву, где, видимо, ознакомился с
традиционным русским зодчеством и значительно расширил свой архитектурный
кругозор:
- После смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды, и поток
заказов быстро иссяк. Екатерина II благоволила Антонио Ринальди, который на
протяжении ряда лет работал по заказам «молодого двора» и был осведомлён о
новейших веяниях в европейской архитектуре. Привыкший к роскоши Растрелли
испытывает серьёзные финансовые трудности и в 1762 году просит об отпуске. 10
августа 1762 года императрица подписывает указ об увольнении обер-
архитектора в отпуск на год для лечения в Италии.
Находясь в Италии, где Растрелли одновременно пытается найти нового
заказчика, он узнаёт, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние
покои Зимнего. 24 октября 1763 года по высочайшему указу архитектор был
уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему
пенсиона — тысяча рублей в год. Следы дальнейшего пребывания Растрелли
теряются где-то в Литве, и дата смерти и место захоронения его не известны. Указ
о выплате пенсии, назначенной Растрелли, его зятю и наследнику Франческо
Бартолиати датирован 29 апреля 1771 года. Могила жены архитектора,
находившаяся в Елгаве, была утрачена во время Второй мировой войны.
- Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов.
Василий Баженов, сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана
Фёдоровича Баженова (1711—после 1773), свой природный талант к искусству
обнаружил ещё в детстве, когда срисовывал всякого рода здания в древней
столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора
Д. В. Ухтомского, принявшего его в свою школу. В сентябре 1759 года Баженов
был направлен для развития своего таланта в Париж. Поступив в ученики к
профессору Шарлю Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей
архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей
знаменитых зданий. Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего
времени, отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы
проектируемых зданий.
- После своего вступлении на престол Павел I, вообще приближавший к себе всех
гонимых его матерью, назначил Баженова вице-президентом Академии художеств
и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического
исследования отечественной архитектуры, а также представить объяснение по
7
вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию
талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся
выполнять милостивые поручения монарха, выказавшего себя покровителем
отечественного искусства; многое бы, без сомнения, он мог сделать, если бы
смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.
Баженов был похоронен в Санкт-Петербурге, но позже, в 1800 году, его останки
были перевезены в имение Баженовых в селе Глазово (ныне Тульская область
- По его проектам было построено много зданий…
- Матвей Фёдорович Казаков был помощником и учеником Баженова.
Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного
комиссариата Фёдора Казакова — выходца из крепостных. Семья Казаковых жила
около Кремля, в районе Боровицкого моста. В 1749-м или начале 1750-го года
умер отец Казакова. Мать решила отдать сына в архитектурную школу известного
зодчего Д. В. Ухтомского. В марте 1751 года Казаков стал учеником в школе
Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. С 1768 г. работал под руководством В. И.
Баженова в Экспедиции кремлёвского строения; В 1775 году Казаков был
утверждён в звании архитектора.
По его проектам были возведены….
- Иван Егорович Старов был известен реконструкцией Александро-Невской
лавры, строительством усадеб под Петербургом. Одним из таких сооружений стал
Таврический дворец.
В 1755 году был принят в воспитанники гимназии при Московском университете,
через год переведён из него в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и
в 1758 году поступил в ученики Академии художеств к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б.
Валлен-Деламоту. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 год путешествовал за
границей в качестве пенсионера Академии художеств, был в Париже, где учился у
Ш. де Вайи и в Риме.
По возвращении в Санкт-Петербург за проект здания для кадетского шляхетского
корпуса был признан в 1769 году академиком, в следовавшем затем году занял в
академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 году повышен в
профессоры и в 1794 году в адъюнкт-ректоры. В 1772—1774 годах — главный
архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».
- Особенностью архитектуры второй половины XVIII века стало развитие
ансамблевых построек не только столичных, но и губернских и уездных городов.
- Подводя итог, хочется отметить, что художественная культура XVIII века
нагляднее всего свидетельствует о том, что Россия за короткий срок
превратилась не только в великую военную державу, но и в одну из признанных
культурных держав.
5. подведение итога урока:
Вопросы на стр: 231
6. Домашнее задание:
Параграф 32 -33, записи, подготовить сообщение об одном из
архитектурном ансамбле ( по желанию)