Презентация "Русский портрет XVIII века" 7 класс

Подписи к слайдам:
КУРОЧКИНА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА СЕМИБРАТОВСКАЯ СОШ
  • Русский портрет XVIII века
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
  • Что такое парсуна и когда на смену ей пришёл портретный жанр?
  • Три знаменитых художника XVIII века.
  • Любимый портретист Петра Великого.
ЦЕЛЬ
  • Сформировать знания об уникальном феномене русской культуры XVIII века.
  • Задача
  • Познакомиться с творчеством выдающихся художников XVIII века и их шедеврами.
« Одним из самых главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… Портрет – единственная область живописи, в которой Россия … временами шла в уровень с Европой».
  • « Одним из самых главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… Портрет – единственная область живописи, в которой Россия … временами шла в уровень с Европой».
  • Художник и искусствовед И.Э. Грабарь
ПЕТР I
  • Общеизвестно, что русское светское искусство с понятием личного авторства и не религиозным сюжетом возникает в XVIII веке, когда реформы Петра Великого захватывают не только государственную, политическую и экономическую сферы, но и сферу искусства.
  • Антропов А.П. Портрет
  • Петра I. 1770 г.
  • Холст, масло. 286 х 159 Государственный Русский музей
ПАРСУНА
  • Жанр портретов в русском изобразительном искусстве восходит к «парсуне»
  • Парсуна” — искаженное слово persona, произведение, сочетающее приемы иконописи с реалистической образной трактовкой. . При Петре Великом портрет назывался “персоной”, и только к середине 18-го века окончательно вошел в обиход термин “портрет”.
  • Царь Федор Иоаннович
  • «Портрет царицы Марфы Матвеевны» представляет собой парсуну в ее чистом виде. Изображению свойственна статичность и наивность формы, но присутствует уже попытка светотеневой моделировки. По способу претворения портрет близок к иконе, но несет определенное портретное сходство.
ПОРТРЕТ
  • Живописная парсуна - одновременно наследница духовной и изобразительной традиции русского Средневековья и родоначальница в России светского портрета - феномена Нового времени. Начало подлинно светской живописи – 10-е гг. XVIII века, когда И.Н. Никитин, обучившись живописи за границей создал свои первые портреты. Также яркими создателями русских портретов являются А.П. Антропов и И.П. Аргунов.
  • Аргунов И. П. Портрет К. А. Хрипунова, 1757 г. Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва.
  • Иван Никитич Никитин — «персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.
  • О жизни Ивана Никитина известно очень мало. Он родился около 1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате.
  • Екатерина I, 1717 г.
  • Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714. Холст, масло.
  • 88 х 67,5
  • Государственный Русский музей
  • Портрет царевны Натальи Алексеевны.
  • Не позднее 1716. Холст, масло.
  • 102 х 71 Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  • Портрет цесаревны Анны Петровны.
  • Не позднее 1716. Холст, масло.
  • 65 х 53 (овал) Третьяковская галерея, Москва
  • В портретах еще прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки.
  • Портрет графа Г.И. Головкина. 1720-е гг. Холст, масло. 90,9 х 73,4 Третьяковская галерея, Москва.
  • Портрет Петра I.
  • Первая половина 1720-х (?). Холст, масло. Диаметр 55 (круг),
  • Государственный Русский музей.
  • Никитин сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту живописных характеристик.
  • Одной из лучших работ художника не без оснований считают «Портрет напольного гетмана». История написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным имя человека, изображенного на портрете.
  • В августе 1732 года Никитин был арестован в Петербурге за хранение тетради с пасквилем на Феофана Прокоповича. Никитин находился под следствием Тайной канцелярии, был в одиночном заключении в Петропавловской крепости до 1737 года. В ноябре того же года по приговору был бит плетьми и сослан в Тобольск «на вечное житье за караулом». В 1741 году был помилован. По свидетельству брата, Ф. Никитина, художник скончался по пути из ссылки.
  • Петр I
  • Русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты.
  • Автопортрет, 1784 г.
  • А. П. Антропов родился в семье «слесарного мастера» Оружейной палаты. Он начал свой долгий творческий путь в неблагоприятное время царствования Анны Иоанновны. Аннинская эпоха отмечена жестокостью нравов, «бироновщиной» — пренебрежением к национальным традициям и чрезмерным влиянием иностранцев.
  • Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Середина XVIII в.
  • Холст, масло. 82,2 х 67 Государственный Русский музей
  • Портрет Петра III, 1762 г. Холст, масло. 139 х 106,5 Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
  • Официозные изображения августейших особ исполнялись обычно с установленного и апробированного «образца».
  • Портрет
  • Е.Л. Воронцовой, 1762 г.
  • Холст, масло.
  • 55 х 40 Государственный исторический музей.
  • Портрет архиепископа Гавриила Петрова, 1774 г.
  • Холст, масло.
  • 106,5 х 46,5 Государственный Русский музей
  • Портрет Екатерины II, 1766 г.
  • Холст, масло. 100 х 82 Волгоградский музей изобразительных искусств.
  • Антропов скончался от горячки в 1795 году и был похоронен в Александро-Невской лавре, для которой он в свое время писал иконы и портреты.
  • Портрет Петра I. 1770 г. Холст, масло. 286 х 159 Государственный Русский музей
  • И. П. Аргунов был крепостным князя А. М. Черкасского; в 1743 году он перешел к графу фельдмаршалу Б. П. Шереметеву, а впоследствии к его потомкам.
  • Автопортрет, конец 1750 гг., ГРМ.
  • Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов)
  • П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
  • Екатерина II
Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской. 1754 г.
  • Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской. 1754 г.
  • Холст, масло.
  • Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784 г. Третьяковская галерея.
  • Портрет княгини
  • Е. А. Лобановой-Ростовской,
  • 1754 г. Холст, масло.
  • В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П.И.Аргунов - сын).
ВЫВОД:
  • XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменилась его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. Русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия;
  • Большая Советская энциклопедия;
  • www.wikipedia.ru