Конспект урока "Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига" 10 класс
Урок истории в 10 классе «Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление
ордынского ига.»
При изучении темы использована групповая форма работы. Использование данной формы
в 10-м классе дает возможность старшеклассникам развивать коммуникативные навыки,
совершенствовать умение работать с документами и исторической картой, проявляя себя
исследователями истории. Данная форма работы позволяет экономно использовать
учебное время с наибольшей пользой для формирования познавательных интересов
учащихся. Сформулированная в начале урока проблема, стимулирует учащихся на
решение учебных задач урока.
Тема: Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига.
Цель:
Обучающая-познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами,
причинами покорения Руси монголо-татарами.
Развивающая - совершенствовать умения работы с картой, историческими
документами; развивать навыки работы в группе, решения проблем,
сравнительного анализа, самостоятельной работы.
Воспитательная - воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга,
познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
Атласы, настенная карта, раздаточный материал (тексты документов), персональный
компьютер, мультимедийный видеопроектор, веник из прутьев
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия:баскаки, ярлык, ордынский выход, Золотая Орда, иго.
Основные даты:
31 мая 1223 г. – битва на реке Калке.
1237—1238 гг. — поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
1239—1240 гг. — поход Батыя на Южную и Юго-Западную Русь.
1241 г. — вторжение Батыя в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию.
Ок. 1243 г. — образование государства Золотая Орда.
План урока:
I. Постановка темы, проблемы урока и его целей и задач.
II. Изучение нового материала.
1.Характеристика монголов.
2. Битва на Калке.
3.Нашествие Батыя.
4.Монголо - татарское иго и его последствия.
5.Причины поражения русских княжеств.
III. Закрепление изученного.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Постановка темы, проблемы урока и его целей и задач.
Вступительное слово учителя - актуализация знаний.
(Демонстрирует учащимся веник-голяк , вызывает к доске одного учащегося)
Попробуйте переломить веник. Как его можно сломать?
-учащиеся предлагают алгоритм действий – развязав веник, сломать
прутья по одному.
Примените данную ассоциацию к положению Руси в 13 веке.
- учащиеся предлагают варианты ответов.
-учащиеся при поддержке учителя делают вывод об опасности положения
раздробленной Руси в случае появления возможного противника.
И такой противник появился. Далеко на востоке от русских земель возникло
государство монголо – татар. На Руси о нем ничего не знали.
Формулирует тему с помощью учащихся, записывает тему на доску,
учащиеся записывают в тетрадь.
-целепологание, с вынесением предложенных учащимися вопросов на
доску, оформление плана урока совместно с учащимися.
II. Изучение нового материала.
Для изучения нового материала класс делится на группы с учетом
индивидуальных способностей (в группах учащиеся с разными способностями
и уровнем знаний)
Группы получают раздаточный материал в соответствии с намеченным планом:
1.Характеристика монголов.
2. Битва на Калке.
3.Нашествие Батыя.
4.Монголо- татарское иго.
Постановка задач для групп:
1.Изучить предложенные материалы.
2.Сформулировать план изучаемого вопроса, предложить к записи классу.
3.Выступить с ключевыми моментами вопроса
( выступление 2-3 мин)
4.Подвести итог(2 мин)
Группы работающие со 2 и 3 пунктом плана получают атласы.
-В ходе совместной работы с учителем по изучению нового материала учитель
комментирует, корректирует, уточняет предложенный материал в зависимости от уровня
подготовленности класса и качества предлагаемых ответов.
-По 2 пункту плана учитель уточняет обстоятельства битвы на Калке, сопровождает
уточнение показом схемы битвы.
-По 4 пункту предлагает выступить учащемуся с опережающим заданием и
подготовленной презентацией, остальные учащиеся в тетради работают с новыми
понятиями.
-Подведение итогов работы в группах.
Учитель ставит вопрос, связывая поставленную в начале урока проблему с проведенным
совместным исследованием:
-В чем основная причина поражения русских князей?
Учащиеся высказывают точки зрения:
- высокая воинская организация монголо- татар
-стратегический талант Батыя
-феодальная раздробленность русских княжеств, военная разобщенность русских войск
Учащиеся пределяют основную причину поражения русских войск.
III. Закрепление изученного.
Заполнение тематической контурной карты.
IV.Подведение итогов урока
Учащиеся подводят итоги совместной работы с учителем.
Учитель вместе с учащимися оценивает работу.
V.Домашнее задание
Разработать тематический тест по теме.
Предложить для решения в паре .
Приложение 1.
Подборка документов для работы в группах.
1.Характеристика монголов.
ПланоКарпини. История монголов
Монах-францисканец Плано Карпини был послан в 1246 г. папой Иннокентием IV к татарам
как миссионер. Плано Карпини посетил как Золотую Орду, так и ставку великого хана. Отрывки
из описания путешествия Плано Карпипи даются из книги
«Иоанн де Плано Карпини. История Монголов», перевод А. И. Малеина, изд. А. С.
Суворина, СПБ 1911.
О внешнем виде монголов
Внешний вид лиц отличается от всех других людей. Именно между глазами и между
щеками они шире, чем у других людей, щеки же очень выдаются от скул; нос у них
плоский и небольшой; глаза маленькие и ресницы приподняты до бровей. В поясе они в
общем тонки; за исключением некоторых, и притом немногих, росту почти все
невысокого. Борода у всех почти вырастает очень маленькая, все же у некоторых на
верхней губе и на бороде есть небольшие волоса, которых они отнюдь не стригут. На
маковке головы они имеют гуменце наподобие клириков и все вообще бреют [голову] на
три пальца ширины от одного уха до другого; эти выбритые места соединяются с
вышеупомянутым гуменцем; надо лбом равным образом также все бреют на два пальца
ширины; те же волосы, которые находятся между гуменцем и вышеупомянутым бритым
местом, они оставляют расти вплоть до бровей, а с той и другой стороны лба оставляют
длинные волосы, обстригая их более чем на-половину; остальным же волосам дают
расти... Из этих волос они составляют две косы и завязывают каждую за ухом. Ноги у
них также небольшие.
Одежда
Одеяние же как у мужчин, так и у женщин сшито одинаковым образом. Они не
имеют ни плащей, ни шапок, ни шляп, ни шуб. Кафтаны же носят из букарана, пурпура
или балдакина, сшитые следующим образом. Сверху донизу они разрезаны и на груди
запахиваются; с левого же боку они застегиваются одной, а на правом тремя пряжками, и
на левом боку также разрезаны до рукава. Полушубки, какого бы рода они ни были,
шьются таким же образом, но верхний полушубок имеет волосы снаружи, а сзади он
открыт, но у него есть один хвостик, висящий назад до колен. Замужние же женщины
носят один кафтан, очень широкий и разрезанный спереди до земли. На голове же они
носят нечто круглое, сделанное из прутьев или из коры, длиной в один локоть и
заканчивающееся наверху четырехугольником, и снизу доверху этот [убор] все
увеличивается в ширину, а наверху имеет один длинный и тонкий прутик из золота,
серебра, или дерева, или даже перо; и этот [убор] нашит на шапочку, которая
простирается до плеч. И как шапочка, так и вышеупомянутый убор покрытыбукараном
или пурпуром, или балдакином. Без этого убора они никогда не появляются на глаза
людям, и по нему узнают их другие женщины. Девушек же и молодых женщин с большим
трудом можно отличить от мужчин, так как они одеваются во всем так, как мужчины.
Шапочки у них иные, чем у других народов; описать, понятно, их вид мы бессильны.
Жилища
Ставки у них круглые, изготовленные наподобие палатки и сделанные из прутьев и
тонких палок. Наверху же в середине ставки имеется круглое окно, откуда попадает свет,
а также для выхода дыма, потому что в середине у них всегда разведен огонь. Стены же и
крыши покрыты войлоком, двери сделаны также из войлока. Некоторые ставки велики, а
некоторые небольшие сообразно достоинству и скудости людей. Некоторые быстро
разбираются и чинятся и переносятся на вьючных животных, другие не могут
разбираться, но перевозятся на повозках. Для меньших при перевезении на повозке
достаточно одного быка, для больших—три, четыре или даже больше, сообразно с
величиной повозки, и, куда бы они ни шли, на войну или в другое место, они всегда
перевозят их с собой.
Пища
Их пищу составляет все, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц
и лошадей... Хлеба у них нет, равно как зелени и овощей и ничего другого, кроме мяса; да
и его они едят так мало, народы с трудом могут жить на это ...
Они очень грязнят себе руки жиром от мяса, а когда поедят, то вытирают их о свои
сапоги или о траву, или о что-нибудь подобное; более благородные имеют также обычно
какие-то маленькие суконки, которыми напоследок вытирают руки, когда поедят мяса.
Пищу разрезает один из них, а другой берет острием ножика кусочки и раздает каждому,
одному больше, а другому меньше, сообразно с тем, больше или меньше они хотят кого
почтить. Посуды они не моют, а если иногда и моют мясной похлебкой, то снова с мясом
выливают в горшок. Также если они очищают горшки или ложки, или другие сосуды, для
этого назначенные, то моют точно так же. У них считается великим грехом, если каким-
нибудь образом дано будет погибнуть чему-нибудь из питья или пищи, отсюда они не
позволяют бросать собакам кости, если из них прежде не высосать мозжечек. Платья свои
они также не моют и не дают мыть, а особенно в то время, когда начинается гром, до тех
пор, пока не прекратится это время.
Кобылье молоко, если оно у них есть, они пьют в огромном количестве, пьют также
овечье, коровье и верблюжье молоко. Вина, пива и меду у них нет, если этого им не
пришлют и не подарят другие народы. Зимою у них нет даже и кобыльего молока, если
они не богаты. Они также варят просо с водою, размельчая его настолько, что могут не
есть, а пить. И каждый из них пьет поутру чашу или две, и днем они больше ничего не
едят, а вечером каждому дается немного мяса, и они пьют мясную похлебку. Летом же,
имея тогда достаточно кобыльего молока, они редко едят мясо, если им случайно не
подарят его, или они не поймают на охоте какого-нибудь зверя или птицу.
Занятия мужчин и женщин
Мужчины ничего вовсе не делают, за исключением стрел, а также имеют отчасти
попечение о стадах; но они охотятся и упражняются в стрельбе, ибо все они от мала до
велика суть хорошие стрелки, и дети их, когда им два или три года от роду, сряду же
начинают ездить верхом и управляют лошадьми и скачут на них, и им дается лук
сообразно их возрасту, и они учатся пускать стрелы, ибо они очень ловки, а также смелы.
Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также
видели, как они носили колчаны и луки. И как Мужчины, так и женщины могут ездить
верхом долго и упорно. Стремена у них очень короткие; лошадей они очень берегут, мало
того,— они усиленно охраняют все имущество. Жены их все делают: полушубки, платья,
башмаки,сапоги и все изделия из кожи, также они правят повозками и чинят их, вьючат
верблюдов и во всех своих делах очень проворны и скоры. Все женщины носят штаны, а
некоторые и стреляют, как мужчины.
Военное дело
О разделении войск скажем таким образом: Чингис-хан приказал, чтобы во главе
десяти человек был поставлен один (и он по-нашему называется десятником), а во главе
десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти
сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе десяти
тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма. Во главе же всего
войска ставят двух вождей или трех, но так, что они имеют подчинение одному. Когда же
войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один, или двое, или трое, или
даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то
все умерщвляются; и говоря кратко, если они не отступают сообща, то все бегущие
умерщвляются; точно так же, если один или двое, или больше смело вступают в бой, а
десять других не следуют, то их также умерщвляют, а если из десяти попадают в плен
один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются.
Оружие же все по меньшей мере должны иметь такое: два или три лука, или по
меньшей мере один хороший, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и
веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с
одной стороны и несколько кривые...
У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым,
если могут, стаскивают человека с седла. Длина их стрел составляет два фута, одну ладонь
и два пальца, а так как футы различны, то мы приводим здесь меру геометрического фута:
двенадцать зерен ячменя составляют поперечник пальца, а шестнадцать поперечников
пальцев образуют геометрический фут. Железные наконечники стрел весьма остры и
режут с обеих сторон наподобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане
напильники для изощрения стрел.
Вышеупомянутые железные наконечники имеют острый хвост длиною в один палец,
который- вставляется в дерево. Щит у них сделан из ивовых или других прутьев, но мы не
думаем, чтобы они носили их иначе, как в лагере и для охраны императора и князей, да и
то только ночью. Есть у них также и другие стрелы для стреляния птиц, зверей и
безоружных людей, в три пальца ширины. Есть у них, далее, и другие разнообразные
стрелы для стреляния птиц и зверей.
Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых
застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они
ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей,
а если не могут иного, обращают их в бегство; все же они гораздо охотнее убивают, чем
обращают в бегство. За ними следует войско, которое, наоборот, забирает все, что
находит; также и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают.
Тем не менее все же стоящие в главе войска посылают после этого глашатаев,
которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках. Когда
же они добираются до рек, то переправляются через них, даже если они и велики,
следующим образом: более знатные имеют круглую и гладкую кожу, на поверхности
которой кругом они делают частые ручки, в которые вставляют веревку и завязывают, так
что образуют, в общем, некий круглый мешок, который наполняют платьями и иным
имуществом, и очень крепко связывают вместе; после этого в середине кладут седла и
другие более жесткие предметы; люди также садятся в середине. И этот корабль, таким
образом, приготовленный, они привязывают к хвосту лошади и заставляют плыть вперед,
наравне с лошадью человека, который бы управлял лошадью. Или иногда они берут два
весла, ими гребут по воде и таким образом переправляются через реку, лошадей же гонят
в воду, и один человек плывет рядом с лошадью, которою управляет, все же другие
лошади следуют за той и таким образом переправляются через воды и большие реки.
Другие же, более бедные, имеют кошель из кожи, крепко сшитый; всякий обязан
иметь его. В этот кошель, или в этот мешок, они кладут платье и все свое имущество,
очень крепко связывают этот мешок вверху, вешают на хвост коня и переправляются, как
сказано выше.
Надо знать, что всякий раз, как они завидят врагов, они идут на них, и каждый
бросает в своих противников три или четыре стрелы; и если они видят, что не могут их
победить, то отступают вспять к своим; и это они делают ради обмана, чтобы враги
преследовали их до тех мест, где они устроили засаду; и, если враги преследуют их до
вышеупомянутой засады, они окружают их и таким образом ранят и убивают. Точно так
же, если они видят, что против них имеется большое войско, они иногда отходят от него
на один или два дня пути и тайно нападают на другую часть земли и разграбляют ее; при
этом они убивают людей и разрушают и опустошают землю. А если они видят, что не
могут сделать и этого, то отступают назад на десять или на двенадцать дней пути. Иногда
также они пребывают в безопасном месте, пока войско их врагов не разделится, и тогда
они приходят украдкой и опустошают всю землю. Ибо в войнах они весьма хитры, так как
сражались с другими народами уже сорок лет и даже более.
Когда же они желают приступить к сражению, то располагают все войска так, как
они должны сражаться. Вожди или начальники войска не вступают в бой, но стоят вдали
против войска врагов, и имеют рядом с собою на конях отроков, а также женщин и
лошадей. Иногда они делают изображения людей и помещают их на лошадей; это они
делают для того, чтобы заставить думать о большем количестве воюющих. Пред лицом
врагов они посылают отряд пленных и других народов, которые находятся между ними;
может быть, с ними идут и какие-нибудь татары. Другие отряды более храбрых людей они
посылают далеко справа и слева, чтобы их не видели их противники, и таким образом
окружают противников и замыкают в середину; и таким образом они начинают сражаться
со всех сторон. И, хотя их иногда мало, противники их, которые окружены, воображают,
что их много. А в особенности бывает это тогда, когда они видят тех, которые находятся
при вожде или начальнике войска, отроков, женщин, лошадей и изображения людей, как
сказано выше, которых они считают за воителей, и вследствие этого приходят в страх и
замешательство. А если случайно противники удачно сражаются, то татары устраивают
им дорогу для бегства, и сряду, как те начнут бежать и отделяться друг от друга, они их
преследуют и тогда во время бегства убивают больше, чем могут умертвить на войне.
Однако надо знать, что, если можно обойтись иначе, они неохотно вступают в бой, но
ранят и убивают людей и лошадей стрелами, а когда люди и лошади ослаблены стрелами,
тогда они вступают с ними в бой.
Укрепления чэни завоевывают следующим способом. Если встретится какая
крепость, они окружают ее; мало того, иногда они так ограждают ее, что никто не может
войти или выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на
один день или на ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не
имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в
бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением
таким способом, то бросают на него греческий огонь ; мало того, они обычно берут
иногда жир людей, которых убивают, и выливают его в растопленном виде на дома; и
везде, где огонь попадет на этот жир, он горит, так сказать, неугасимо; все же его можно
погасить, как говорят, налив вина или пива; если же он упадет на тело, то может быть
погашен трением ладони руки. А если они не одолевают таким способом, и этот город или
крепость имеют реку, то они преграждают ее или делают другое русло и, если можно,
потопляют это укрепление. Если же этого сделать нельзя, то они делают подкоп под
укрепление и под землею входят в него в оружии. А когда они уже вошли, то одна часть
бросает огонь, чтобы сжечь его, а другая часть борется с людьми того укрепления. Если
же и так они не могут победить его, то ставят против него свой лагерь или укрепление,
чтобы не видеть тягости от вражеских копий, и стоят против него долгое время, если
войско, которое с ними борется, случайно не получит подмоги и не удалит их силою.
Вильгельм де Рубрук. О татарах и их жилищах
Вильгельм де Рубрук—монах - минорит, отправленный в 1253 г. в качестве миссионера к
монголам французским королем Людовиком IX. Отрывок о жилищах татар взят из книги Рубрука
«Путешествие в восточные страны» в переводе А. И. Малеина, 1911.
О татарах и их жилищах
Они не имеют нигде постоянного местожительства и не знают, где найдут его в
будущем. Они поделили между собою Скифию, которая тянется от Дуная до восхода
солнца; и всякий начальник знает, смотря по тому, имеет ли он под своею властью
большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также где он должен
пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью. Именно зимою они спускаются к югу в
более теплые страны, летом поднимаются на север в более холодные. В местах, удобных
для пастбища, но лишенных воды, они пасут стада зимою, когда там бывает снег, так как
снег служит им вместо воды. Дом, в котором они спят, они ставят на колесах из плетеных
прутьев: бревнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из
которого поднимается в высь шейка наподобие печной трубы; ее они покрывают белым
войлоком; чаще же пропитывают также войлок известкой, белой землей и порошком из
костей, чтобы он сверкал ярче; а иногда также берут они черный войлок. Этот войлок
около верхней шейки они украшают красивой и разнообразной живописью. Перед входом
они также вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей. Именно они сшивают
цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей. И они
делают подобные жилища настолько большими, что те имеют иногда тридцать футов в
ширину. Именно я вымерил однажды ширину между следами колес одной повозки в 20
футов, а, когда дом был на повозке, он выдавался за колеса по крайней мере на пять футов
с того и другого бока. Я насчитал у одной повозки 22 быка, тянущих дом, одиннадцать в
один ряд вдоль ширины повозки и еще 11 перед ними. Ось повозки была величиной с
мачту корабля, и человек стоял на повозке при входе в дом, погоняя быков.
Кроме того, они делают четырехугольные ящики из расколотых маленьких прутьев,
величиной с большой сундук, а после того, с одного краю до другого, устраивают навес из
подобных прутьев и на переднем краю делают небольшой вход; после этого покрывают
этот ящик или домик черным войлоком, пропитанным салом или овечьим молоком, чтобы
нельзя было проникнуть дождю, и такой ящик равным образом. Украшают они
пестротканными или пуховыми материями. В такие сундуки они кладут всю свою утварь
и сокровища, а потом крепко привязывают их к высоким -повозкам, которые тянут
верблюды, чтобы можно было таким образом перевозить эти ящики и через реки. Такие
сундуки никогда не снимаются с повозок. Когда они снимают свои дома для остановки,
они всегда поворачивают ворота к югу и последовательно размещают повозки с
сундуками с той и другой стороны вблизи дома, на расстоянии половины полета камня,
так что дом стоит между двумя рядами повозок, как бы между двумя стенами.
Женщины устраивают себе очень красивые повозки, которые я не могу вам описать
иначе, как живописью; мало того, я все нарисовал бы вам, если бы умел рисовать.
Один богатый моал, или татарин, имеет таких повозок с сундуками непременно, 100
или 200; у Батыя 26 жен, у каждой из которых имеется по большому дому, не считая
других маленьких, которые они ставят сзади большого; они служат как бы комнатами, в
которых живут девушки, и к каждому из этих домов примыкают по 200 повозок. И когда
они останавливаются где-нибудь, то первая жена ставит свой двор на западной стороне, а
затем размещаются другие по порядку, так что последняя жена будет на восточной
стороне, и расстояние между двором одной госпожой и другой будет равняться полету
камня. Таким образом, один двор богатого моала, будет иметь вид как бы большого
города, только в нем будет очень немного мужчин. Самая слабая из женщин может
править 20 или 30 повозками, ибо земля их очень ровна. Они привязывают повозки с
быками или верблюдами одну за другой, и, бабенка, будет сидеть на передней, понукая
быка, а все другие повозки следуют за ней ровным шагом. Если им случится дойти до
какого-нибудь плохого перехода, то они развязывают повозки и перевозят их по одной.
Ибо они едут так медленно, как ходит ягненок или бык.
Источник: Хрестоматия по истории СССР. Т.1.Сост. В.И. Лебедев, В.Е.
Сыроечковский, М.Н. Тихомиров. М., 1939
3.Нашествие Батыя.
Плано Карпини. История монголов
Монах-францисканец Плано Карпини был послан в 1246 г. папой Иннокентием IV к татарам
как миссионер. Плано Карпини посетил как Золотую Орду, так и ставку великого хана. Отрывки
из описания путешествия Плано Карпипи даются из книги
«Иоанн де Плано Карпини. История Монголов», перевод А. И. Малеина, изд. А. С.
Суворина, СПБ 1911.
Прием у Батыя
Когда же мы стали добираться до Батыя, то нас с удобством поместили в пределах
земли команов на одну левку расстояния от его ставок. Когда же нас должны были
отвести к его двору, то нам было сказано, что мы должны пройти между двух огней, чего
нам не хотелось делать в силу некоторых соображений. Но нам сказали: «Идите спокойно,
так как мы заставляем вас пройти между двух огней не по какой другой причине, а только
ради того, чтобы, если вы умышляете какое-нибудь зло против нашего господина или
если случайно приносите яд, огонь унес все зло». Мы ответили им: «Мы пройдем ради
того, чтобы не подать на этот счет повода к подозрению». И когда мы добрались до орды,
то его управляющий, по имени Елдегай, спросил нас, чем мы желаем поклониться, то есть
какие дары желаем дать ему Батыю . Мы ответили ему так, как раньше сказали Корейце,
что господин папа не посылал даров, а мы желаем почтить его, как можем, из того, что по
милости божьей и господина папы имели на продовольствие. По вручении и принятии
подарков управляющий Батыя, по имени Елдегай, спросил у нас о причине нашего
прибытия. Мы высказали ему.те же самые причины, которые раньше сказали Корейце.
Выслушав причины, нас ввели в ставку, после предварительного преклонения и
выслушивания напоминания о пороге, как о том сказано выше. Войдя же, мы произнесли
свою речь, преклонив колена; произнеся речь, мы поднесли грамоту и просили дать нам
толмачей, могущих перевести ее. Их дали нам..., и мы вместе с ними тщательно
переложили грамоту на письмена русские и сарацинские и на письмена татар; этот
перевод был представлен Батыю, и он читал и внимательно отметил его. Наконец нас
отвели обратно к нашей ставке, но нам не дали никакой пищи, кроме как один раз, в
первую ночь по приезде, на блюдечке немного пшена.
А этот Батый живет с полным великолепием, имея привратников и всех чиновников,
как и император их. Он также сидит на более возвышенном месте, как на троне, с одною
из своих жен; другие же, как братья и сыновья, так и иные младшие, сидят ниже по
середине на скамейке, прочие же люди сзади их на земле, причем мужчины сидят
направо, женщины налево. Шатры у него большие и очень красивые, из льняной ткани;
раньше принадлежали они королю венгерскому. Никакой посторонний человек не смеет
подойти к его палатке, кроме его семейства, иначе как по приглашению, как бы он ни был
велик и могуществен, если не станет случайно известным, что на то есть воля самого
Батыя. Мы же, высказав свое дело, сели слева, так именно поступают все послы при езде
туда; а при возвращении от императора нас всегда сажали справа. На средине, вблизи
входа в ставку, ставят стол, на котором ставится питье в золотых и серебряных сосудах, и
ни Батый, ни один татарский князь не пьют никогда, если пред ними не поют или не
играют на гитаре. И когда он едет, то над головой его несут всегда щит от солнца или
шатерчик на копье, и так поступают все более важные князья татар и даже жены их.
Вышеупомянутый Батый очень милостив к своим людям, а все же внушает им сильный
страх; в бою он весьма жесток; он очень проницателен и даже весьма хитер на войне, так
как сражался уже долгое время.
Поход Батыя на Русь
Отрывок о нашествии Батыя взят по «Никоновской летописи»—« Полное собрание
русских летописей», т. X.
(Древнерусский текст)
В лето 6745 (1237). Тоя же зимы приидоша от восточныя страны на Рязаньскую землю,
лесом, безбожниитатарове с царем Батыем и, пришедше, сташа первое станом ту Онузе, и
взяша ю и пожогша ю. И оттоле послаша послы своя жену чародейцу и два мужа с нею ко
князем Рязаньским, просяще у них десятины во всем: в князех, и в людех, и в доспесех, и
в конех. Князи же Рязаньстии Юрьи Иньгваровичь и брат его Олег, и Муромский и
Проньския князи, не пустячи их к городу, выидошапротиву им в Вороножь, и отвещаша
им князи: «коли нас не будеть, то все ваше будеть»... Послаша же князи Рязаньстиико
князю Юрью Володимерьскому, просяще себе помощи, или бы и сам пошел; князь же
Юрьи сам не иде, ни послуша князей Рязаньскихмолбы, но хоте сам особь сътворити
брань...
Рязаньстии, и Муромстии, и Пронстииизшедъшепротиву безбожных и сътвориша с ними
брань, и быстьсечя зла, и одолешабезбожнихисмаилтяне, и бежаша князи, кийждово
грады своя. Татарове же рассверепевше зело, наипаче начяшавоевати землю Рязанскую с
великоюяростию и грады их разбивающе, и люди секуще, и жгуще, и пленующе. И
придошаокаяннии иноплеменницы под столный их град Рязань, и оступиша град их
столный Рязань месяца декабря в 6 день и острогом оградиша его; князи же
Рязанстиизатворишасяво граде с людми, и крепко бившеся и изнемогоша. Татарове же
взяша град их Рязань того же месяца в 21, и пожогша весь, а князя Юрья
Ингворовичяубиша, и княгиню его и иных князей побиша, а мужи их, жен, и детей, и
черньца, и черници и ереяемше, овыхразсекаху мечи, а других стрелами состреляху и во
огнь вметаху, а йныаемлющевязаху, и груди возрезываху, и жолчьвымаху... Много же
святых церквей огневипредаша, и монастыри и села пожгоша, а имение их поимаша.
Потом же татаровепоидоша на Коломну; князь же великий Юрьи Всеволодичь посла
противу им сына своего князя Всеволода из Володимеря) и с ним князь Роман
Ингваровичь Рязанский с силою своею, а воеводу своего Еремея Глебовичя послал князь
велики Юрьи наперед в сторожех, и снястасясо Всеволодом и с Романом Ингворовичем у
Коломны, и ту оступиша их татарове, и быстьсечя зла зело, и прогнаша их к надолобом , и
ту убиша князя Романа Ингворовичя Рязанского, а у Всеволода Юрьевичя воеводу его
Еремея Глебовичяубиша, н иных много мужей побита, а князь Всеволод в мале дружине
прибеже в Володимерь, А татаровепоидоша к Москве, и пришедвзяша Москву, и воеводу
их убиша Филипа Нянка, а великого князя Юрьева сына князя Володимера руками яша, а
люди вся избиша от старость и домладенец, а иных в плен поведоша, и много
имениавземшиотьидоша.
Князь велики же Юрьи Всеволодичьслышев то... и остави в себе место в Володимерисо
владыкою князя Всеволода и Мстислава и воеводу своего Петра Ослядюковичя, а сам иде
за Волгу з братаничи своими: с Василком Констянтиновичем, и со Всеволодом
Констянтиновичем, и с Володимером Констянтиновичем и сташа станы на Сити, жда к
себе братью свою князя Ярослава Всеволодичя и князя Святослава Всеволодичя со
воинствы их, а сам начя собирати воинство, а воеводьство приказа
ЖирославуМихайловичю.
А татарове в то время приидоша к Володимерю месяца февраля в 3 день, во вторник
прежемясопускъныя недели, на память святагоСимеонабогоприимца; володимерци же со
князи своими и с воеводою-Петром Ослядюковичем затворишася во граде. Татарове же
приидоша к Златым воротом, водяще с собою княжичя Володимера, сына великого-князя
Юрья Всеволодичя, и начата вопрошати, глаголющесице: «есть ли во граде князь велики
Юрьи?» Володимерци же начашастреляти на них. Они же реша: «не стреляйте», и прии до
шаблизъ ко вратом, и показаша им княжичя их князя Володимера, сына Юрьева,
глаголюще: «знаете ли сего княжича вашего?» Бебоуныл лицеи, и изнемогл: бедою от
нужа. Всеволод же и Мстислав стояша на Золотых воротех и познаста брата своего
Володимера. О умиленое брата видение и слез достойно! Всеволод же и Мстислав з бояры
своими и все гражане плакахуся ...
4.Монголо- татарское иго.
Плано Карпини. История монголов
Монах-францисканец Плано Карпини был послан в 1246 г. папой Иннокентием IV к татарам
как миссионер. Плано Карпини посетил как Золотую Орду, так и ставку великого хана. Отрывки
из описания путешествия Плано Карпипи даются из книги
«Иоанн де Плано Карпини. История Монголов», перевод А. И. Малеина, изд. А. С.
Суворина, СПБ 1911.
Дань
Надо знать, что они не заключают мира ни с какими людьми, если те им не
подчинятся, потому что, как сказано выше, они имеют приказ от Чингис-хана, чтобы, если
можно, подчинить себе все народы. И вот чего татары требуют от них: чтобы они шли с
ними в войске против всякого человека, когда им угодно, и чтобы они давали им десятую
часть от всего, как от людей, так и от имущества. Именно они отсчитывают десять
отроков и берут одного и точно так же поступают и с девушками; они отвозят их в свою
страну и держат в качестве рабов. Остальных они считают и распределяют согласно
своему обычаю. А когда они получат полную власть над ними, то, если что и обещали им,
не исполняют ничего, но пытаются повредить им всевозможными способами, какие
только соответственно могут найти против них. Например, в бытность нашу в Руссии был
прислан туда один сарацин, как говорили, из партии Куйюк-хана и Батыя. И этот
наместник у всякого человека, имевшего трех сыновей, брал одного, как нам говорили
впоследствии; вместе с тем он уводил всех мужчин, не имевших жен, и точно так же
поступал с женщинами, не, имевшими законных мужей, а равным образом выселял он и
бедных, которые снискивали себе пропитание нищенством. Остальных же, согласно
своему обычаю, пересчитал, приказывая, чтобы каждый, как малый, так и большой, даже
однодневный младенец, или бедный, или богатый, платил такую дань, именно, чтобы он
давал одну шкуру белого медведя, одного черного бобра, одного черного соболя, одну
черную шкуру некоего животного, имеющего пристанище в той земле, название которого
мы не умеем передать по латыни, а по-немецки оно называетсяильтис. Поляки же и
русские называют этого зверя дохорь, и одну черную лисью шкуру. И всякий, кто не даст
этого, должен быть отведен к татарам и обращен в их раба.
Приложение 2.
Схема битвы на реке Калке
Схема сражения на р.Калке 1223 год
История - еще материалы к урокам:
- Презентация "Жизнь средневековых людей"
- Конспект урока "Жизнь и быт людей раннего средневековья"
- Презентация "Колыбельные песни села Моторское"
- Конспект урока "Революция 1917 года. Падение монархии" 9 класс
- Конспект урока "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" 6 класс
- Конспект урока "Внешняя политика Екатерины II" 7 класс (1 урок)