Конспект урока «Путь длиной в века…» 8 класс

УРОК – ОБОБЩЕНИЕ. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
2 ЧАСА
«Путь длиной в века…»
Урок-обобщение знаний, умений, навыков учащихся по курсу «Искусство Древней Руси»
Цели уроков:
1) подвести итог изучения курса «Искусство Древней Руси» в рамках изучения МХК;
2) проверить знания учащихся;
3) продолжить выработку умений анализировать произведения искусства;
4) использовать содержание урока для эстетического и нравственного воспитания
учеников;
5) способствовать дальнейшему процессу приобщения учащихся к миру прекрасного,
различными видами искусств, русской культуре;
6) формировать у учащихся представление о русской художественной культуре как о
величайшей национальной гордости и общечеловеческой ценности, воплотившей
духовные и нравственные идеалы.
Задачи урока:
1) показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую
исторический опыт русского народа;
2) дать представление об истоках и основных этапах исторического развития;
3) на материале конкретных произведений живописи, музыки, зодчества раскрыть
особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.
Оборудование и материалы урока:
1) комплект репродукций «Русская икона», «Храмы России»,
видеофильмы «Русская икона», «Русское каменное зодчество», макеты храмов,
изготовленные учащимися, рисунки учащихся на библейские темы, карточки с
заданиями, тест:
2) школьный ансамбль русской песни. Дополняет недостающую в программе часть
русского искусства: обряды, песни.
Оформление доски: тема урока, эпиграф, опорные понятия, иллюстративный материал,
эмоционально воздействующий на учащихся, воскрешающий в памяти материалы
уроков.
Форма урока: урок-соревнование между тремя командами класса или между
командами 3-х классов . Можно проводить в классе или в актовом зале школы.
Ход урока:
Э П И Г Р А Ф «Я подумал, что чутье художника стоит иногда
мозгов ученого, что то и другое имеет одни цели,
одну природу, и что, быть может со временем, при
совершенстве методов ,им суждено слиться
вместе»… А.П.Чехов.
1 Вступительное слово учителя:
уделить внимание основным вопросам курса, заострить внимание на терминах,
названиях - всем том, что необходимо для успешного проведения итогового контроля
знаний, умений и навыков учащихся. Знакомит с целями и задачами урока. Объясняет
ход игры, представляет команды, жюри (из успешных учеников и приглашенных на
урок учителей).
2 Урок начинается с выступления ансамбля русской песни. Колядная песня для представления
команд. Например:
Напала пороша снегу беленького
Как по этой по пороше гуси-лебеди летели,
Коледовщички красны девушки
Сочили, искали Иванова двора.
А Иванов двор ни близко, ни далеко-
На семи столбах
Вокруг этого двора тын серебряный стоит:
Вкруг этого тына все шелковая трава:
На всякой травинке по жемчуженке.
Во этом во тыну
Стоят три терема златоверхие:
Во первом терему (1команда) светел месяц,
Во втором терему (2 команда) красно солнышко,
В третьем терему (3 команда) часты звездочки.
Светел месяц-то хозяин во дому,
Красно солнышко-то хозяюшка,
Часты звездочки-малы деточки.
Как самого господина дома нетути,
Дома нетути, не случилося.
В Находку(свой город) отъехавши -суды судить.
Суды судить, да ряды рядить.(к жюри)
Наша-то коляда ни мала, ни велика
Она в двери не лезет.
И в окно нам шлет: не ломай, не гибай-
Весь пирог подавай!
Виноградье красно-зелено мое!
3 Учитель раздает карточки с заданиями.
ЗАДАНИЕ 1:
1 ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗО? (Ответ должен с использованием репродукций назвать виды
искусств: изобразительные (живопись ,скульптура ,кино) и выразительные (архитектура
,музыка).Назвать жанры (исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт), в
скульптуре ;(голова, бюст ,статуя, многофигурная композиция).
2 ОБЩИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИЗО? (Примерный ответ: композиция, рисунок,
перспектива. Все раскрыть.
3 КУЛЬТУРА В ПОНЯТИИ ДРЕВНИХ. АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ? (примерный ответ:
назвать три лика культуры (истина, добро и красота), стили (античный, романский, готический,
древнерусское зодчество, барокко, классицизм, конструктивизм). Все с использованием
иллюстрационного материала.
Пока команды готовят ответ, на сцене ансамбль русской песни.
ЗАДАНИЕ 2;
1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ?
В ответе рассказать как формами, линиями и красками передать духовную сущность человека,
почему нельзя опираться на античную систему передачи человеческой красоты (красота
тела).Как сочетать не сочетаемое? Назвать новые выразительные средства (плоскостное и
бестелесное изображение человека с помощью цвета и света). Рассказать как новые средства
выразительности используется для оформления внутреннего убранства храма, о появлении
иконописи .
2 В КАКИХ ВИДАХ ИЗО ВИЗАНТИЯ ДОСТИГЛА НАИВЫСШЕГО РАСЦВЕТА?
В ответе кратко рассказать о каждом (мозаика, иконопись ,архитектура).
3 ПЕРВЫЕ РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ В МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ?
Рассказать о фресках болгарского храма св. Пантелеймона, О изображении Десиславы - жены
правителя.
Команды готовят ответ, а учитель может провести викторину (приложение) для не членов
команд или еще одно выступление ансамбля. Полученные за викторину баллы добавить
командам.
ЗАДАНИЕ 3:
1 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ИЗО ОТ ВИЗАНТИЙСКОГО?
В ответе должно прозвучать о жизнеутверждающих чертах русского искусства, на примере
икон и фресок Софийского собора.
2 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ХРАМА?
Дать характеристику русскому храму (одноглавый, четырехстолпный, крестово-купольный с
массивными абсидами и фасадами, из белого камня, могучий в своей простоте. На примере
Кидекшской церкви(от нее пошло белокаменное зодчество), храмов Владимиро-Суздальской
земли (Покрова на Нерли, Дмитриевский собор).Дать им характеристику.
3 ОБРАЗЫ МАРИИ И ХРИСТА В ИКОНОПИСИ
В ответе рассказать о типах икон (умиление, одигитрия, оранта и др.), сущности, символах цвета и
образа. Каноны в изображении Марии и Христа, святых. Сравнить византийские каноны и
изменения , внесенные русскими творцами.
ЗАДАНИЕ 4
КРОССВОРД ПО НОВОМУ ЗАВЕТУ.
Это задание для всех команд .Победитель тот кто первый разгадает.
Г
О
Л
Г
О
А
И
О
А
Н
В
И
Ф
Л
Е
М
И
Р
О
Д
П
И
Л
А
Т
И
У
Д
А
И
Е
Р
У
С
А
Л
И
М
По горизонтали: 1 Место , где был казнен Христос
2 Имя крестителя Христа
3 Город, где родился Христос
4 Имя царя в год рождения Христа
5 Наместник Рима в Иерусалиме
6 Имя ученика Христа, предавшего его
7 Город, куда въехал Христос, на делом осле на праздник пасхи
По вертикали должно получиться имя архангела сообщившего Марии благую весть.
ЗАДАНИЕ 5
1 ТВОРЧЕСТВО ФЕОФАНА ГРЕКА
2 ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЕВА
3 ТВОРЧЕСТВО ДИОНИСИЯ
В ответах дается краткая характеристика творчества иконописцев. Пока команды готовят ответ на
сцене выступление ансамбля или викторина.
1 онспект ответа. Ученики дают более полный ответ) Феофан Грек выходец из
Константинополя сумел стать гениальным и в Новгороде, где в 70-х г. 14 века уже сформировалась
самобытная школа иконописи. Рассказать о творческой индивидуальности Феофана .о
символическом значении этого перехода. Это как бы эстафета искусств. В Новгороде Феофан
увидел искусство, которое бурно развивалось. Византийский догматизм был мало созвучен
мышлению новгородцев. Но не догматизмом , а размахом своего творчества покорил их Феофан
Грек.
Мир грозовой, тревожный, кипящий, огненный, где все в движении и неудержим порыв страстей в
феофановских росписях. Трудно представить себе более динамичные композиции. Дать
характеристику работ Феофана: Пантократор, лик Серафима, лик Христа, Макарий Египетский
(репродукции).
Отметить контраст темного и белых бликов ,передающих реальность страстей. Эта реальность и
привлекла новгородцев. Аскетическая суровость его образов не могла привиться на русской почве
,но их психологическая многогранность отвечала стремлению новгородских художников передать
внутренний мир человека, а живописность феофановских композиций открыла новые горизонты
новгородским художникам.
Сравнить репродукции фресок Феофана и новгородских мастеров.
2 (Конспект ответа) Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
На ней бессмысленно чертит,
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Этот гений – Андрей Рублев. И судьба его «Троицы» , хотя стихотворение посвящено Рафаэлю.
Искусство того и другого вдохновляло сознание величия и славы русского государства.
Рассказать о истории создания и возрождения «Троицы» А. Рублева. о становлении московской
школы живописи и ее воздействии на творчество Феофана Грека.
«Троица» послужила фундаментом для воссоздания творческой индивидуальности А. Рублева.
«Троица» погружает нас в мир согласия и взаимной любви, мир неразрывного единства, тишины и
покоя ,сияют пронизанные светом нежные краски. Вся рублевская живопись звучит как
восхитительная симфония, как лирический стих о всеобщей братской привязанности. И все это
средствами одной живописи! В творчестве Рублева древнерусская живописная культура нашла
самое яркое и законченное выражение, и его «Троице» суждено служить светочем для все
последующей русской иконописи.
Рассказать о рублевских образах Христа и сравнить с феофановскими образами. На примере
фрески из Успенского собора во Владимире «страшный суд» рассказать о торжестве доброго,
светлого начала, музыкальности в творчестве А. Рублева, приравненной к наиболее выдающимся
достижениям всей тогдашней европейской монументальной живописи.
3 (Конспект ответа. Творчество Дионисия)
Как и о Рублеве мы знаем очень мало о Дионисии. Любимый художник Ивана 3. Период
становления централизованного государства и искусство призвано выражать величие и славу
Московской державы. От него требовались парадная ,царственная величавость. Высокий уровень
искусства Рублева еще не снижен, но живые черты его, высокая устремленность оказались
скованными.
Фрески Ферапонтова монастыря – самое значительное, что осталось от творчества Дионисия.
Живопись Дионисия создана для радостного любования. Праздничность, нарядность вот
основное настроение росписей. Светлая нарядность, высокая декоративность, изысканная грация,
милая женственность в их ритме и в то же время торжественная, строго размеренная
«медлительность», что соответствует придворному церемониалу. Композиция основана на
абсолютном внутреннем равновесии всех частей. Рублевская глубина утрачена, а фигуры лишены
той выразительности. Живопись Дионисия захватывает общей высокой поэтичностью. Зритель
пребывает в неком волшебном мире, где легко и воздушно, жизнь всего лишь приятно
расцвеченное представление, где царят грация и мера, нет сомнений, печалей, волнений и борьбы,
а только одна гармония. Живопись Дионисия не потрясает , а радует и восхищает.
При ответах на это задание учащиеся используют видео фильмы или свои презентации, которые
готовили ранее к урокам.
Учитель проводит викторину или выступление ансамбля.
ЗАДАНИЕ №6 ТЕСТ.
: №1
1 Какое влияние оказала языческая культура на развитие христианской культуры
а) языческая культура заставила христианскую церковь приспособиться
к языческим обычаям и нравам;
б) оказала разрушительное влияние на христианскую культуру
в) языческая культура была уничтожена христианской
церковью?
2 В честь какого исторического события был построен храм Василия Блаженного в Москве:
а) в честь принятия христианства на Руси;
б) в честь победы Ивана Грозного над татарами и взятия Казани;
в) в честь образования Российской государственности?
3 Что такое икона:
а) отдельное самостоятельное изображение , написанное на доске;
б) заказная картина, предназначенная для украшения интерьеров;
в) низкохудожественное изображение жизни святых?
4 Что такое фреска:
а) кубики особого непрозрачного стекла;
б) белильные мазки ,завершающие построение формы в древне-русской живописи;
в) живопись по сырой штукатурке водяными красками?
5 Что такое левкас:
а) грунт, покрывающий доску ,на котором пишется икона;
б) ткань, наклеенная на доску, на которой пишется икона;
в) минеральная краска различных оттенков?
№ 2
1 Назовите две основные особенности древнерусского искусства:
а) следование канону и имперсональность;
б) стилевое разнообразие и пресыщенность;
в) разобщенность отдельных направлений и известное авторство?
2 Кто автор знаменитой «Троицы»:
а) Дионисий;
б) Андрей Рублев; в) Симон Ушаков?
3 Какой ряд следует за праотеческим в четырехъярусном иконостасе:
а) пророческий;
б) праздничный;
в) деисусный?
4 Каким русским народным праздником отмечали на Руси воскрешение Христа:
а) Благовещение;
б) Пасха;
в) Родительская?
5 Что является духовным смыслом произведений декоративно-прикладного искусства:
а) стремление к прекрасному4
б) канонизирование произведений народного творчества;
в) следование жизненному идеалу?
№ 3
1 С именем какого русского князя связано принятие христианства на Руси:
а) Владимир;
б) Владимир Мономах;
в) Ярослав Мудрый?
2 Назовите один из самых величественных памятников русского каменного зодчества, связанный
с княжением Андрея Боголюбского:
а) церковь Параскевы Пятницы;
б) собор Святой Софии;
в) церковь Покрова на Нерли?
3 Верхняя часть церкви, храма называлась шатер, а еще как:
а) венец; б) барабан; в) купол?
4 Что такое апсида:
а) центральный вход в храм, церковь;
б) алтарная часть храма;
в) крестообразное перекрытие храма, церкви?
5 Что способствовало развитию древнерусской живописи:
а) принятие христианства;
б) стремление довести слово божье до простого человека;
в) следование моде, дань прошлому?
Приложение: викторина.
1 Кто являлся проводником византийской культуры на Русь? ( Болгария. Первый киевский епископ
был болгарин).
2 Что такое «мерцающая живопись»? (мозаика).
3 Три лика культуры? (истина ,добро и красота)
4 Чье искусство явилось фундаментом для древнерусского искусства? (византийское)
5Что такое иконостас? (главное украшение русского храма).
6 Устройство иконостаса? ( 5 ярусов: 1пророки,2праздничный ряд, 3деисус, 4местные святые).
С 15 века обязательная часть внутреннего убранства храма, с 16 века добавился ряд- проотцы.
7 Наиболее почитаемые русские святые? ( Николай чудотворец, св. Георгий, Бори и Глеб)
8 Какие каноны в росписи храма? ( купол – спас вседержатель, барабан – апостолы, паруса –
евангелисты, абсиды – богоматерь).
9 Устройство Деисуса? ( центр – Христос, справа – богоматерь, архангел Михаил, св.Петр и др.
святые, слева – Иоанн Креститель, Гавриил, Павел и др.)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. ВЫВОДЫ:
Итак, мы проследили развитие русского искусства, закрепили умение анализировать произведения
искусства, познакомились с русским хоровым пением, которое берет свое начало в глубине
ушедших веков .Перед нами прошли имена талантливых мастеров древнерусского искусства,
внесших неоценимый вклад в копилку наших духовных ценностей .Мы узнали как, когда и на
какой почве возникло и развивалось древнерусское искусство на протяжении веков. Сформировали
неразрывное, целостное восприятие русского искусства и чувство гордости за его величие.
Пришли к выводу: 1.Русское каменное и деревянное зодчество на Руси 9-16 века достигло
небывалого расцвета и высокого подъема.
2. Существенной чертой всей художественной культуры Древней Руси является становление
местных школ, следование традициям византийской и киевской школы.
3 Древнерусская иконопись – уникальное, самобытное в мировой культуре явление.
4. Древнее православное понимание задач иконописи состояло в том. чтобы раскрыть как можно
более полнее ту историю человеческого спасения, о котором повествует христианское слово.
5. Шедевры русского искусства, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают
величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью.
6. Как в литературе, музыке, архитектуре так и в живописи раскрыта мысль об объединении
русских земель, прекращении междоусобных войн, идеи единства и могущества Русской земли.
мужества и духовной силы человека, ощущение радости и красоты жизни.
РЕКОМЕНДАЦИИ: для проведения урока учитель может по своему усмотрению подбирать и
чередовать варианты заданий и их количество.
Урок построен по авторской программе «Искусство Древней Руси».