Исследовательская работа "Традиции казахского народа. КОШМА - СТЕПНОЙ КОВЕР"

Подписи к слайдам:
Исследовательская работа:  «Традиции казахского народа. КОШМА - СТЕПНОЙ КОВЕР.

«На бугре средь разбойного стана

Чародей там сидит на кошме;

Видит он все суда каравана,

На кошме поднимаясь во тьме.

Колдовская кошма-невеличка —

Ей подвластна, послушна вода.

Клич разбойничий «Сарынь на кичку!»

Остановит любые суда»

Наталья Кончаловская

Автор :

Колонова Варвара Насибулловна,

учащаяся 9 класса «СОШ с.Карловка Пугачевского района Саратовской области»

Войлочный ковер (кошма)              

Кошмовяление относится к старинному виду народных промыслов национального декоративно-прикладного искусства казахского народа. Изготовление кошмы – семейная традиция, которая, пройдя через века и многие трудности, передаваясь из поколения в поколение, от матери к дочери дошла до наших дней. Каждая мастерица свято хранит знания и опыт своих предков, в чём-то их развивает и приумножает, вносит свою манеру создавать изделия собственного стиля.

Сохранять преемственность традиций – в этом залог успеха и популярности этого изделия у казахского народа.

Гипотеза исследования: Если изучив и освоив процесс валяния шерсти, подобрав соответствующие материалы, инструменты и выбрав один из способов валяния, то можно выполнить изделие из шерсти и тем самым докажем волшебство превращения шерсти в декоративное украшение. Методы исследования
  • Поисково-аналитический: изучение и анализ информации из печатных и интернет источников.
  • Практический: освоение приёмов валяния.
  • Творческий: изготовление изделия из шерсти (кошмы).
ЦЕЛЬ: исследование исторического процесса  развития традиционного народного искусства  - изготовления войлочных ковров, выявление и сохранение для будущего поколения технологии изготовления; изготовить войлочный ковер; ЗАДАЧИ: Образно представить отдельные домашние промыслы и художественные ремесла казахского народа; Формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства казахского народа; Актуальность Обусловлена тем, что в стране, в каждой семье возрастает интерес к истории своего народа, своим корням. Большая часть казахов, проживающих в России, уже не знают ни народных песен, ни народных игр, ни народных обычаев. В погоне за «современностью» мы забываем наше прошлое. А ведь народная культура – это такой богатый материал. Безусловно, я считаю, что эта тема очень актуальна. В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры. Ознакомление с продукцией народных промыслов воспитывает у учащихся гордость за творения своего народа, делает их более духовными и эрудированными и повышает их культурный уровень. Оно активно влияет на формирование художественных вкусов.Такое изучение расширяет общий кругозор,развивает интересы, способности, инициативу и самостоятельность. Предмет исследования – предметы прикладного творчества, сделанные из шерсти. Практическая значимость: возможное использование на уроках литературы, краеведения, на внеклассных занятиях. Формы и методы: классные часы: беседы, сообщения, интеллектуальные викторины и т.д. Ожидаемые результаты: Выбранные формы станут мощным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственности за настоящее и будущее этих человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задача патриотического воспитания школьников. Классные часы: беседы, сообщения. Народное прикладное искусство является наследием материальной и духовной культуры древних племен, обитавших в Великой степи. Его развитие тесно связано с кочевым образом жизни традиционного казахского общества, социально-экономическим положением, самосознанием народа и историческим процессом. «Культура жизнеобеспечения казахов во многом определялась народными промыслами и ремеслами. В изделиях прикладного искусства отражены древние взгляды и мировоззрения казахов в виде различных орнаментов и узоров». Сферой деятельности мастеров был весь предметный мир — от костюма, украшений, домашней утвари, оружия и средств передвижения до практичного и удобного жилища — юрты. Оно было отмечено изяществом и богатством форм, четкостью орнаментальных мотивов, цвета , разнообразием тонов. Огромное большинство изделий домашнего производства и ремесла, имеющих ту или иную декоративную отделку, непосредственно использовалось в быту, имело определенное утилитарное назначение. Наиболее распространенным у казахов является кошмоваляние. Войлочное производство - это сложный процесс, требующий определенных навыков. Из шерсти изготовляли предметы быта и одежд. От заготовки шерсти, его раскладки на циновку, вспрыскивания горячей водой, утрамбовки и т.д. до получения готового войлока. «Первейшая необходимость в жизни кочевника - создание различных частей покрытия юрты - туырлык (основания юрты), yзік (купола), тyндік (шанырак - круговое навершие). Наиболее распространенным в быту казахов был узорчатый войлок (текемет), ценимый по своему убранству войлочный ковер (сырмак) и войлочные тускиизы (панно) украшали стен юрт. Из войлока делали потники - токым под седла, шили войлочные головные уборы - калпак, плащи - кебенек, войлочные чулки для сапог - байпак, ухваты для казана - туткыш и др. многочисленные красочные войлоки в виде чехлов на сундуки - сандыккап, и для хранения мягких вещей - коржын, аяккап, тен, шабадан». Гармоничное сочетание войлочных, тканых и вышитых ковров создавали в юрте атмосферу праздника и уюта. Для изготовления войлочного ковра используется овечья шерсть осенней стрижки грубых сортов. Она хорошо уплотняется и легко скатывается. Женщины шерсть вручную очищают от сора и разбирают на пряди, изо всех сил взбивают груду шерсти, превращают ее в нежную и невесомую, словно пух. После мойки и просушки чистая шерсть красится. Вся работа делается вручную. В прошлом использовались натуральные красители: кора дуба, зверобой, луковая шелуха. Затем шерсть повторно моется, сушится, сортируется, прочесывается специальным гребнем в виде трехгранной призмы с зубьями из тонких набитых гвоздиков. Получается мягкое,шелковистое волокно. По старинным обычаям женщины на камышовой циновке готовят из шерсти светлой или темной основу будущей кошмы. Быстрыми движениями на эту основу раскладывают орнамент из разноцветной шерсти. После этого камышовую циновку закатывают в тугой рулон. Его, стоя на коленях, в течение нескольких часов женщины, прикладывая усилия, перекатывают друг к другу, поливают кипятком, чтобы припаренные слои плотно соединились. В изготовление кошмы вкладывается не только физическая сила, но и душа женщины, от которой зависит аура в доме. Такая работа требует большой практики, навыков и мастерства, точности движения рук, чувства материала. Нужны знания старинных технических приемов. Хотя узоры не такие четкие, как на коврах, кошма красива, практична, очень крепка. Не случайно в народе говорят: «Кошму камнем побьешь – не сломается». Глаз не оторвать от своеобразного красивого узора, красочного орнамента! Каждое изделие поражает своей неповторимостью. Схема изготовления войлочного ковра

 1 - гребень,

2 - выкладывание контуров,

3 - заполнение элементов узора,

4 - подготовка к валке,

5 - предварительная валка,

6 - окончательная валка,

7 - сшивание элементов мозаичного узора,

8 - обшивание тесьмой

Виды валяния Сухое валяние – это валяние при помощи специальных иголок с засечками. Такая техника подходит для создания объемных вещей (украшений, игрушек) и нанесения узоров на войлок или уже свалянное изделие. Мокрое валяние – валяние при помощи воды и мыла. Этот способ применяется при изготовлении плоских изделий (картин, одежды), используя мыльный раствор, изготавливают валенки. Я попробовала воссоздать кошму по старинной технологии . 1 этап: стираем шерсть и тщательно прополаскиваем.Черную шерсть выкладываем для сушки, часть белой шерсти подкрашиваем в красный цвет; 2 этап :шерсть сушим, когда высохнет , разделяем на мелкие волокна, чтобы она стала пушистой; 3 этап: раскладываем на ткани шерсть слоем 5-6 см. и поливаем горячей водой с мылом; 4 этап: скатываем в рулон и сильно приминаем; 5 этап: укладываем рисунок, поливаем горячей водой и сильно уминаем в течении 50-60 минут; Пройдя весь трудоемкий, изнурительный процесс, добротное войлочное полотно служит десятки лет, даря людям природное тепло, красоту и пользу. В наши дни кошма остается желанным подарком к любому торжеству и в качестве сувенира раскупается туристами всего мира. Перед кошмой даже открываются новые перспективы. Небольшие кошмы выполняют роль сувениров, они продаются в художественных салонах. На них можно увидеть яркое разнообразие узоров, как и на больших кошмах. Кроме того, аппликации из кошмы продолжают развиваться в изобразительном искусстве 6 этап: разворачиваем и сушим до высыхания. Когда высохнет, обрезаем края и получаем готовое изделие. Вывод: Таким образом, знакомство с видами искусства казахского народа помогает понять их самобытность и эстетическую значимость в современной мировой культуре. Без знания основ народной жизни, родного фольклора, невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия многонациональное государство. Если выпускник школы не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура других народов. Приобщение к народным обычаям, традициям и культурным историческим ценностям знакомят школьников с национальными ремеслами, обычаями, песнями, пословицами, поговорками, т.к. они несут в себе не только культурно – исторический смысл, но и философию, и образ мыслей, которые могут стать ключом к тайнам мироздания. Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия Заключение: В результате выполнения исследовательской работы я изучила и смогла освоить некоторые приемы валяния, а также применить их при создании творческой работы. В процессе выполнения практической деятельности возникли новые идеи в применении технологии валяния и использования шерсти для выполнения творческих работ, которыми можно украсить интерьер своей комнаты, изготовить игрушки и аксессуары для украшения одежды. Коллекция моих работ из войлока Источники:
  • 1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. – Ростовн/Д:Феникс,2008. – 312 с: - (Высшее образование)
  • 2. статья «Юрта у дороги», журнал «Вокруг света», №9 (2636)| Сентябрь 1993 Рубрика «О странах и народах»,
  • 3. По материалам торговой компании "Спектр Ткань",
  • 4 Статья "Мир войлока", автор Калашникова Н.М. Статья подготовлена по материалам Российского этнографического музея. Санкт-Петербург
  • 5. http://www.redshift.com/~alevintov/2006/nov/wal.htm
  • 6. http://www.filz.ru/articles/variants/
  • 7. http://www.annekyyroquinn.com/
  • 8ttp://www.yukostyle.ru/
  • 9. http://yaga.ru/rus/
  • 10. Энциклопедический словарь «Декоративное искусство».
  • 11. http://club.osinka.ru/forum-73
  • 12. http://aeromake.ru/page/331
  • 13. http://www.livemaster.ru/klub-valyalschikov/groupforums
  • 14.ALAMO Textil . http://www.filz.ru/articles/whatfilz/
  • 15.http://rada-rukodelniza.ru/novosti/voylochnaya-koshma.
  • 16.http://vechkitova.ucoz.ru/publ/narody_astrakhanskogo_kraja/kazakhi/istor...
  • 17.http://www.kazakhistory.ru/post15.php