Конспект урока "Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол" 7 класс

1
Конспект урока по истории России в 7 классе по теме:
« Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол»
Антоненкова А.В.
Учитель истории МОУ Будинской ООШ
Бельский район Тверской области
Цели : - познакомить с ролью церкви в жизни российского общества XVII веке, её
взаимоотношениями с властью;
-характеризовать особенности Русской православной церкви
- познакомиться с Никоном, выяснить, как проводимая им реформа повлияла на
людей;
предметные:
Давать определения понятий: архиерей
Описывать влияние процесса централизации на жизнь церкви и духовенства;
Применять приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и
особенностей положения представителей различных сословий населения в России
в XVI веке
Определять исторические процессы и события во времени;
Анализировать суть споров между иосифлянами и нестяжателями
Приводить примеры взаимодействия церкви и государства, сравнивать их
интересы
метапредметные:
коммуникативные :
умение взаимодействовать в парах, с учителем,
организовывать учебное сотрудничество, работая в группах
формулировать и аргументировать своё мнение
регулятивные :
формулировать проблему и ставить учебные задачи,
осуществление самоконтроля при выполнении поставленных целей
осуществлять рефлексию своей деятельности
познавательные
передавать содержание в сжатом виде;
выделять обобщённый смысл и формальную структуру учебной задачи;
строить логические заключения;
устанавливать причинно- следственные связи;
2
личностные:
формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России,
развивать творческие способности через активные формы деятельности
осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений;
расширять опыт оценочной деятельности;
Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, мультимедийный экран,
дополнительная информация
Основные вопросы урока:
1. Церковь после Смуты.
2. Реформа патриарха Никона.
3. Усиление разногласий между церковной и светской властью.
4. Церковный собор 1666—1667 гг.
5. Протопоп Аввакум.
6. Протесты старообрядцев.
Тип урока: комбинированный
Ресурсы урока: учебник
Основные понятия
Основные даты:
Персоналии: Никон, протопоп Аввакум
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
- НА прошлом уроке мы с вами говорили о вхождении Украины в состав России. Давайте
посмотрим, как вы усвоили этот материал.
3. Актуализация знаний. Целеполагание и мотивация.
Создание проблемной ситуации.
- Сегодня мы продолжим говорить о Русском государстве в XVII веке.
Проблемный вопрос:
-( сл. 2) Перед вами одна из самых знатных женщин Москвы XVII в. — боярыня Морозова. Здесь
мы видим ее не в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в
сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто
осмеливается поддержать боярыню, — юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.
3
В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет
страшной — посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. Связана
картина с драматическим эпизодом нашей истории — Расколом церкви.
Тема урока: «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и
Раскол».
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
4. Первичное усвоение новых знаний.
1. Церковь после Смуты.
- Мы с вами знаем, что Смутное время сильно повлияла на развитие государства. А вот
как она повлияла на церковь, вы сейчас узнаете, прочитав п.1 на стр.
( сл.3) Задание: прочитайте материал и приведите факты, подтверждающие, что Смута,
действительно, стала серьёзным испытанием для церкви.
- Давайте проверим:
( сл.4) Смута стала суровым испытанием и для церкви.
1) Часть духовенства во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I (сам
патриарх венчал его на царство). Однако большинство священнослужителей показали
образцы высокого служения Отечеству.
2) Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь
и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских
церквей.
3) Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В
числе пленённых оказался и ростовский митрополит Филарет (Фёдор Никитич Романов —
отец первого государя из новой династии). Но всё это не только не сломило, а, наоборот,
укрепило духовные силы верующих и священнослужителей.
( сл. 5) После 8-летнего пребывания в польском плену митрополит Филарет в 1619 г.
возвратился в Москву.
- Давайте познакомимся с фактами из его биографии ( доп. материал для учителя)
- Участники Церковного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси.
При нём роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Филарет
был фактически вторым государем: все доклады о государственных делах царь и
патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил Фёдорович никогда не принимал
без согласия отца. Случалось, что по государственным вопросам распоряжения отдавал
один патриарх.
4
- Филарету удалось укрепить авторитет и власть царя Михаила Фёдоровича. Однако
многие сложные церковные вопросы так и не были решены ни при нём, ни при его
преемниках — патриархах Иосафе I и Иосифе.
2. Реформа патриарха Никона.
- Как вы понимаете, любое явление или процесс, возникающий в обществе, не
появляется на пустом месте. Для этого нужны какие-то причины.
- ( сл.6)
В середине XVII столетия обострились противоречия в церковной жизни. Ознакомьтесь с
п.2 ( 1 абзац) на стр. 75 и выделите причины возникших противоречий в церкви.
( сл.7 ) - давайте проверим
1) Стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век,
имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами.
2)Немало сомнений вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы (когда и
священник, и дьякон, и сами верующие молились одновременно, порой используя разные
молитвы),
3) крещение двумя пальцами и др.
( сл. 8)
- Мнения верующих разделились.
Патриарх Иосиф Алексей Михайлович и окружение
Исправить нужно обратиться
церковные книги к греческим источникам
вернуться к древним образцам
-( сл. 9) После смерти патриарха Иосифа главой церкви (по предложению Алексея
Михайловича) был избран новгородский митрополит Никон.
- Давайте познакомимся с фактами из его биографии ( доп. материал)
-( сл. 10) В 1653—1655 гг. была проведена церковная реформа.
1) Согласно ей вводились крещение тремя пальцами,
2) поясные поклоны вместо земных,
5
3) исправлялись по греческим образцам иконы и церковные книги.
Изменение обрядов в результате церковной реформы 1653—1655 гг.
( раздаточный материал)
Обряды до реформы
Обряды после реформы
Писали «Исус»
Стали писать «Иисус»
Крестились двумя перстами,
символизировавшими Бога Отца и Бога Сына
Стали креститься тремя перстами,
символизировавшими Троицу — Бога Отца, Бога
Сына и Святого Духа
Кланялись земными поклонами
Стали кланяться поясными поклонами
Пели «Аллилуйя» (прославление) два
раза
Стали петь «Аллилуйя» (прославление) три
раза
Во время обряда крещения двигались по
солнцу («по солонь»)
Стали двигаться против солнца
- Как вы думаете, как народ отнёсся к этим реформам?
- Эти изменения вызвали протест широких слоёв населения. К тому же начавшуюся войну
с Речью Посполитой, связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценили как
Божью кару за нарушение церковных традиций.
- Созванный в 1654 г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести
действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.
3. Усиление разногласий между церковной и светской властью.
- ( сл. 11) ознакомьтесь с материалом п. 3 стр. 76 – 77 и ответьте на вопрос: почему
между Алексеем Михайловичем и Никоном возникли разногласия?
- Никон утверждал, что священство выше царства, поскольку представляет Бога, а
светская власть даруется Богом. Он активно вмешивался в светские дела.
Никон заявил, что не желает быть патриархом «на Москве», и уехал в Воскресенский
Новоиерусалимский монастырь на Истре. Он рассчитывал, что царь уступит, но ошибся.
- Однако царь не пожелал ни с кем делить свою власть. Он перестал ходить на
патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные
приёмы. Это было серьёзным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из
проповедей в Успенском соборе Никон заявил о сложении с себя патриарших полномочий
и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Там Никон стал ждать, что
6
царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович
поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего
пригласил в Москву православных патриархов из других стран.
4. Церковный собор 1666—1667 гг.
-( сл.12) Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный собор. На него под
охраной привезли подсудимого. Алексей Михайлович заявил, что Никон «самовольно и
без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества
отрёкся». Тем самым царь давал понять, кому принадлежит реальная власть в стране.
Присутствовавшие на соборе церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона,
благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
- Одновременно собор поддержал церковную реформу и предал проклятию всех её
противников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники собора
постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному
уложению 1649 г. им грозила смерть на костре. Реформа патриарха Никона и собор
1666—1667 гг. положили начало расколу в Русской православной церкви.
5. Протопоп Аввакум
- ( сл. 13) Выдающимся руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум
Петров) (1620—1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и
проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время Аввакум входил в число
членов кружка ревнителей благочестия. Его участники стремились к исправлению
церковной и светской жизни в России путём утверждения благочестия на основе строгого
следования церковным уставам и постановлениям Стоглавого собора 1551 г. Именно там
он познакомился с поддерживавшим кружок царём Алексеем Михайловичем
- Главного идеолога раскола — протопопа Аввакума — называли «неистовым».
Изучив отрывок из «Книги толкований» протопопа Аввакума на с. 80 учебника, ответьте
на вопросы к этому документу.
( сл. 14) В. Гаршин писал: «Дайте Аввакуму власть, — повсюду зажглись бы костры,
воздвиглись бы виселицы и плахи, рекою бы полилась кровь, и бездушные призраки
приняли бы многую жертву».
- Реформы патриарха Никона Аввакум воспринял резко отрицательно, считая, что если и
обращаться к первооснове веры, то в русских источниках. За свои взгляды он был лишён
места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключён в монастырь. Позже
Аввакум был сослан с семьёй в Сибирь. Куда ни бросала его судьба, Аввакум везде вёл
активную проповедь старообрядческих идей и принципов. В 1663 г., после десяти лет
7
ссылки, он вернулся в Москву, где стал продолжать борьбу с церковной реформой. За
свой отказ от смирения на Церковном соборе 1666—1667 гг. Аввакум был осуждён,
предан анафеме (проклятию) и сослан в Пустозёрск, где провёл 15 лет в земляной
тюрьме. Там он написал своё знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки
других работ.
- По царскому указу 11 апреля 1682 г. «неистовый протопоп» и его сподвижники были
заживо сожжены.
6. Протесты старообрядцев.
-( сл.15) Церковный раскол впервые привёл к массовым религиозным выступлениям в
России. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных
общественных слоёв, понимавших по-особому приверженность традициям своей веры.
- Разнообразными были и формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа
признавать никоновскую реформу, уклонения от повинностей и неподчинения властям до
вооружённого сопротивления царским воеводам.
- Только за 20 лет (1675—1695) в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс.
старообрядцев.
- Крупнейшими вооружёнными выступлениями борцов за старую веру были Соловецкое
восстание 1668—1676 гг., движение раскольников во время Московского восстания 1682
г., выступление на Дону в 1670—1680-х гг.
( сл.16)
- Особенно жестоко было подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря.
Соловецкое восстание (1668—1676 гг.) было организовано монахами, отказавшимися от
нововведений патриарха Никона. Когда в Соловецкий монастырь была выслана целая
партия новых, исправленных согласно реформе, богослужбных книг, монахи запечатали
эти книги в сундуки и отправили на хранение в оружейную палату.
Вскоре к монахам Соловецкого монастыря присоединились беглые солдаты,
недовольные крестьяне, а также сподвижники Степана Разина. После такого пополнения
восстание приобрело некое политическое значение. Первые несколько лет практически
никаких боевых действий не предпринималось. Однако в в 1674 г. правительство
выяснило, что за стенами монастыря скрываются Кожевников, Сарафанов и прочие
собратья Разина по оружию. Начались активные боевые действия, включающие обстрел
стен монастыря. А в декабре 1675 г. большинство монахов приняло решение больше не
молиться за царя. Такое «нововведение» понравилось далеко не всем мятежникам,
поэтому некоторых из них пришлось Заключить на время в монастырскую тюрьму.
8
Несмотря на круглосуточную осаду, правительственным войскам так и не удалось
проникнуть за стены монастыря. В январе 1677 г. мятежников покинул чернец Феоктист,
который сообщил царским войскам, как можно незаметно пройти внутрь монастыря.
Ночью 1 февраля 50 стрельцов пробрались сквозь небольшое тайное отверстие (окошко
для ношения воды) в сушильную комнату монастыря. Затем солдаты открыли ворота и
впустили остальную часть войск. Правительство казнило около 30 мятежников, остальные
же монахи были отправлены в тюрьмы.
Кровавая расправа, учинённая воеводами над его защитниками, стала последним
событием царствования Алексея Михайловича. Однако выступления раскольников
продолжались вплоть до конца XVII столетия.
( сл. 17) Боярыня Морозова
Боярыня Морозова — легендарная личность. У одних она вызывает уважение своей
стойкостью и верностью принятой вере, для других она обычная фанатичка.
Феодосия Прокопьевна Морозова родилась 21 мая 1632 г. в Москве. Ее отец
окольничий Соковнин Прокопий Федорович — состоял в родственных связях с первой
женой царя Алексея Михайловича, Марией Ильиничной. Юная Феодосия входила в число
придворных, сопровождавших царицу. В 17 лет Феодосия вышла замуж за царского
спальника боярина Глеба Ивановича Морозова.
Феодосия Прокопьевна обладала большим влиянием, была приближенной царя. Ее
богатству можно было только позавидовать: боярыня имела несколько усадеб, 8 тыс.
крепостных. После замужества она поселилась в селе Зюзи но и обустроила свой дом по
западному образцу. Феодосия часто совершала прогулки в карете, украшенной серебром
и мозаикой. Во время поездок боярыню сопровождали около 100 слуг.
Феодосия Морозова являлась ярой сторонницей старой веры. В ее доме часто
собирались старообрядцы, чтобы помолиться по древнерусским канонам. Боярыня тесно
общалась с протопопом Аввакумом. После пострига у старообрядцев она получила новое
имя — Феодора.
Царь пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней ее родственников,
чтобы они убедили женщину принять новую веру, но все было тщетно. Вечером 16
ноября 1671 г. к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом.
В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. После допроса женщин заковали в
кандалы, оставив под домашним арестом. Через два дня Морозову перевезли сначала в
Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.
9
После заточения боярыни скончался ее единственный сын Иван, двоих братьев сослали,
а все имущество перешло в царскую казну. Боярыня Морозова, княгиня Урусова и Мария
Данилова (жена стрелецкого полковника) в конце 1674 г. были переведены в Ямской
двор. Пытками на дыбе женщин пытались убедить принять новую веру и отказаться от
своих убеждений, но те были непоколебимы.
Алексей Михайлович приказал сестер Евдокию и Феодосию сослать в Пафнутьево-
Боровский монастырь и заточить в земляную тюрьму.
В июне 1675 г. в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавших старую веру. 11
сентября 1675 г. от голода скончалась княгиня Урусова, Морозова тоже предвидела свою
скорую кончину. Незадолго до смерти она попросила стражников постирать в реке рубаху,
чтобы умереть в чистой одежде. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября
1675 г.
5. Подведём итоги.
- Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времён
Смуты. После неё положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в
церковные и государственные дела внёс патриарх Филарет. К середине XVII в. сложились
условия для церковной реформы, которую провёл патриарх Никон. Реформа изменила
обрядовую сторону православия, но стала причиной раскола верующих на никониан и
старообрядцев. Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм протеста
народа против гнёта властей.
6. Первичное закрепление
давайте вернёмся к вопросам, которые мы обозначили в начале урок
- вопросы на стр. 100,
7. Рефлексия.
- Я понял…
- Мне было непонятно…
- Для меня было открытием …
8. Домашнее задание. § 12, вопросы, записи, р.т. , задание 4 в рубрике « Думаем,
сравниваем…» или построить диалог между Никоном и Алексеем Михайловичем
10
Дополнительный материал для учителя
Никон Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич)
Дата рождения:1605 г. Дата смерти:1681 г. Дата пострига:1635 г.
Судьба Никона необычна. Родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего
Новгорода "от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери
Мариамы". Отец его был крестьянином, по некоторым сведения - мордвином по
национальности.
Детство Никиты выдалось нелегким, родная мать умерла, а мачеха была злой и
жестокой. Мальчик отличался способностями, быстро усвоил грамоту и это открыло ему
путь в духовное сословие. Он был рукоположен в священники, женился, обзавелся
детьми. Казалось бы, жизнь бедного сельского попа была навсегда предопределена и
предначертана. Но внезапно от болезни умирают трое его детей, и эта трагедия вызвала
такое душевное потрясение у супругов, что они решили решили расстаться и постричься
в монастырь.
Жена Никиты ушла в Алексеевский женский монастырь, а он сам отправился на
Соловецкие острова в Анзерский скит и был пострижен в монахи под именем Никона. Он
стал монахом в расцвете сил. Он был высокого роста, могучего сложения, обладал
невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел.
Иноческого смирения в нем не было ни капли. Через три года, рассорившись с
основателем скита и всей братией, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке..
Никон отправился в Новгородскую епархию, его приняли в Кожеозерскую пустынь, но уже
через несколько лет братия выбрала его своим игуменом. В 1646 г. по делам обители
отправился в Москву. Там настоятель захудалого монастыря обратил на себя внимание
царя Алексея Михайловича.
Пока Никон был на Соловках, в Москве скончался патриарх Иосиф. Новгородский
митрополит был главным претендентом на патриарший престол, но у него имелись
серьезные противники. Бояр пугали властные замашки крестьянского сына, который
смирял знатнейших князей. Во дворце шептались: «Никогда такого бесчестья не было,
выдал нас царь митрополитам». Тем не менее благоволение царя решило дело. 22 июля
1652 г. церковный собор известил царя, ожидавшего в Золотой палате, что из двенадцати
кандидатов был выбран один "муж благоговейный и преподобный" именем Никон.
Так, в возрасте сорока семи лет Никон стал седьмым патриархом Московским и всея
Руси.
Исправление богослужебных книг
11
Первым шагом Никона на новом поприще стало исправление церковной
обрядности.Реформа Никона была призвана всего лишь очистить церковную службу от
накопившихся за несколько столетий искажений. Сам Никон не сомневался в том, что
совершает богоугодное дело и способствует объединению церквей.
Затем были введены другие изменения: земные поклоны заменены поясными, вокруг
алтаря раньше было принято "посолонь" - по солнцу, Никон распорядился ходить против
солнца, возглас "аллилуйя" во время службы стал произноситься не дважды, а трижды.
Был переделан чин проскомидии, вместо семи просвир - пять и так далее.
Начало раскола
Для подавляющего большинства верующих той эпохи православная вера
отождествлялась с обрядами и их изменение воспринималось чрезвычайно болезненно.
Новшества расценивались как отступничество от веры предков, нарушения догматов,
освященных церковным собором 1551 г. В решениях Стоглавного собора
провозглашалось: "Иже кто не знаменается двема персты, яко же и Христос, да есть
проклят". Теперь же постановления Стоглава отменялись. Никоновские преобразования
ударили по национальной гордости, поскольку реформа следовала греческим образцам.
Архидиакон Павел Алеппский, прибывший в Россию в свите антиохийского патриарха,
оставил яркое описание сцены в Успенском соборе Кремля: "Никон брал одну за другою
подносимые ему новые иконы и, каждую показывая народу, бросал на железный пол с
такою силою, что иконы разбивались, и наконец велел их сжечь. Тогда царь, человек в
высшей степени набожный и богобоязненный, слушавший в смиренном молчании
проповедь патриарха, тихим голосом сказал ему: "Нет, батюшка, не вели их жечь, а
лучше прикажи зарыть в землю". Так и было поступлено. Каждый раз, когда Никон брал в
руки какую-либо из незаконных икон, он приговаривал: эта икона взята из дому такого-то
вельможи, сына такого-то (все людей знатных). Он хотел пристыдить их всенародно,
чтобы и другие не следовали их примеру".
Противники реформы подали царю рукописное опровержение, в котором предписание
патриарха было названо ересью. Они указывали, что проверку богослужебных книг
проводят люди, подозреваемые в отступничестве от православия, например, Арсений
Грек, ранее сосланный на Соловки за то, что учился в католической академии в Венеции.
Неронов обличал Никона в крестовой палате: "Доселе ты друг наш был - на нас восстал.
Некоторых ты разорил и на их места поставил иных, и от них ничего доброго не слыхать.
Других ты обвинил за то, что они людей мучат, а сам беспрестанно мучишь...".
12
Но старания противников Никона были напрасны, Алексей Михайлович доверял своему
"собинному другу", как он называл патриарху, и выдал ему головой всех его врагов.
Протопоп Аввакум (род.1621 -умер 1682)
Победа Никона привела к расколу русской православной церкви. Тех, кто отказался
признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же
раскольники считали себя последователями истинного древнеправославного и
завещанного апостолами учения, а вот Никона и его последователей клеймили именем
антихристовых слуг. Большинство членов кружка "ревнителей благочестия" по разным
причинам не смогли продолжить борьбу. И только один из них до конца отстаивал свои
убеждения. Именно ему было суждено стать идейным вождем старообрядцев,
"расколоучителем" в глазах официальной церкви и святым мучеником для
старообрядцев. Этого человека звали Аввакум. (Подробнее с биографией протопопа
Аввакума вы можете ознакомиться здесь)Интересно, что Никон и Аввакум, ставшие
злейшими врагами, были земляками-нижегородцами. Отец Аввакума умер. Мать женила
сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии. Девица жила в бедности, часто
ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. Потом мать умерла
в иночестве.
Аввакум Петрович Кондратьев, будущий протопоп Аввакум, родился в селе Григорове, в
пятнадцати верстах от родного селе Никиты Минова, будущего патриарха Никона. Из того
же Нижегородского уезда вышли почти все деятели эпохи церковного раскола, в том
числе Иоанн Неронов и епископ Павел. В возрасте двадцати одного года Аввакум
Кондратьев был рукоположен в диаконы, через два года стал священником, а еще через
восемь лет был посвящен в сан протопопа. Служил он истово, не спал перед литургией, а
когда приспевало время заутрени, сам спешил благовестить. На службе стоял с
благоговением, после обедни читал поучения, а после вечерни опять читал каноны,
молитвы, клал земные поклоны - сам четыреста поклонов, супруге делал снисхождение
"понеже ребятишки у нее пищать" – всего двести поклонов.
Как проповедник и церковный писатель Аввакума имел одну отличительную и
неповторимую особенность. Он первым и единственным стал писать не по книжному, а
так как говорили на улицах и площадях, употребляя простонародные обороты и не
пугаясь крепкого словца. Самые сложные догматические вопросы он толковал в
упрощенной форме, а библейские предания излагал так, как будто все это происходило
не в древней Палестине, а в современной ему Руси.
13
Аввакум с женой и новорожденным младенцем пошел в Москву. Младенца крестили по
дороге. В Москве протопопу дали грамоту — возвращаться на старое место. Он так и
сделал, вернулся в разоренный дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум
изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял. А воевода Василий
Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль. Но протопоп не-
благословил его сына Матфея, который брил бороду. Боярин чуть не бросил протопопа в
воду.
Евфимей Стефанович, другой начальник, тоже возненавидел Аввакума и даже пытался
взять его дом приступом. А ночью Евфимею стало худо, он звал Аввакума к себе и просил
у него прощения. Протопоп простил его, исповедал, маслом священным помазал, и
Евфимей выздоровел. Потом он с женой стали духовными детьми Аввакума.
Все же протопопа изгнали с этого места, он пошел в Москву снова, и государь велел
поставить его в Юрьевец-Поволский. А там новые беды. Попы, мужики и бабы напали на
Аввакума и били его. Эта толпа пыталась взять дом протопопа приступом, воевода же
велел охранять его. Аввакум опять отправился в Москву, но царь уже был недоволен тем,
что протопоп оставил свое место. Аввакум жил в Москве при Казанской церкви, у
протопопа Ивана Неронова.
Новым патриархом стал Никон. Он повелел креститься тремя перстами и уменьшить
число земных поклонов. Узнав об этом, Иван Неронов сказал, что пришло время
страдать. Аввакум и костромской протопоп Даниил написали царю письмо о вере, где
обличили ересь Никона. После этого Никон приказал схватить Даниила, его расстригли и
сослали в Астрахань. Сослали и Ивана Неронова, а протопопа Аввакума посадили в
темницу на цепь. Его не кормили три дня, но потом пришел некто — то ли человек, то ли
ангел — и принес протопопу тарелку щей. Аввакума собирались расстричь, но по просьбе
царя все же не сделали этого.
Познакомился Аввакум и с новгородским архиепископом Никоном - «другом нашим», как
он тогда его называл. Но когда Никон начал реформы, Аввакум стал его рьяным
противником. Он возглавил борьбу с патриархом после ссылки Иоанна Неронова. Ему
запретили произносить поучения в Казанском соборе, но он "завел свое всенощное" в
сушиле, находившемся на дворе сосланного друга, переманив к себе часть прихожан: "в
некоторое время и конюшня-де иные церкви лучше". 13 августа 1653 г. наступила
развязка. В тот день, как сообщал в письме Неронову священник Данилов, протопоп "чел
поучения на паперти... лишние слова говорил, что и не подобает говорить". Отряд
стрельцов схватил протопопа и шестьдесят человек его прихожан во время всенощной.
14
Аввакума привезли на патриарший двор и посадили на цепь. Вскоре были взяты под
стражу и другие противники Никона. Аввакуму была назначена участь расстриги, и он
уже был привезен в собор для совершения обряда лишения духовного сана, но царь
Алексей Михайлович упросил патриарха помиловать протопопа. Вместо расстрижения
Аввакум «за ево многие безчинства» по указу Никона был сослан в Сибирь.
Началась одиннадцатилетняя сибирская ссылка церковного мятежника. Авакума и его
жену, еще не оправившуюся после родов сына, бросили в телегу и повезли в Тобольск
Семья протопопа несла все тяготы ссылки, от лишений умерли двое малых сыновей,
остальным приходилось босыми ногами скитаться по острым каменьям, выпрашивать
подаяния, а во время голода питаться вместе с отцом травой, кореньями, не брезговать
падалью.
Конфликт светской и духовной власти
Пока поборники старых обрядов скитались по ссылкам, патриарх Никон пребывал в
зените славы и могущества. Он сумел расширить свои права в деле назначения высших
церковных иерархов. До него архимандритов ставились самим царем, теперь же это
право патриарху. Обширная патриаршая епархия была государством в государстве, не
подчиняясь, как другие епархии, Монастырскому приказу. На патриаршем дворе были
свои приказы, там в семи палатах ежедневно заседали судьи, там были свои бояре,
служилые люди и патриаршие стрельцы. Голштинский посол Адам Олеарий сообщал о
Никоне: "Он судья над духовными в делах, которые не подлежат одному лишь светскому
праву, ему принадлежит надзор над религиозными делами, добрыми нравами и
христианским образом жизни; что ему при этом представится правильным, он, по
усмотрению своему, устраивает, учреждает и упраздняет, предоставляя великому князю
исполнение. В его предприятиях ни великий князь, ни вообще кто бы то ни было не имеет
права советовать, ни, того менее, противоречить ему..."
От своих предшественников по патриаршему престолу Никон унаследовал колоссальные
богатства, и сам значительно их приумножил. Он получал большие доходы от московских
церквей церквей и Троицкой лавры, каждый священник и диакон платил патриарху за
посвящение в сан. Никон поражал современником пышностью своих облачений: мантией
зеленого бархата, скрижалями на мантии с вышитыми золотом и жемчугом херувимами.
На белом клобуке патриарха вверху утвержден был крест на круглом золотом подножии,
украшенный драгоценными камнями и жемчугом.
Соборное Уложение запретило духовенству приобретать вотчины, но для Никона было
сделано исключение. Царь Алексей Михайлович дозволял Никону покупать новые земли
15
и дарил ему села и деревни. Земельные владения патриарха превосходили по своим
размерам владения любого светского феодала. В своих владениях Никон развернул
обширное монастырское строительство.
Действительно, власть Никона простиралась далеко за пределы его церковных владений.
Однажды в Успенском соборе царь Алексей Михайлович в своей речи к боярам в
присутствии самого Никона назвал его "великим государем", и с тех пор этот титул
утвердился за патриархом. Раньше такой титул был лишь у патриарха Филарета, отца
первого царя из династии Романовых.
Никон, не довольствуясь положением фактического соправителя государства, начал
претендовать на первенствующую роль. Он образно сравнивал духовную и светскую
власть с двумя небесными светилами - солнцем и луной, причем власть архиерейскую
уподоблял солнцу, сияющему днем, а царскую - луне, которая светит отраженным светом.
"Не от царей начальство священства приемлется, но от священства на царство
помазуются, - писал Никон, - явлено много раз, что священство выше царства..."Конфликт
светской и духовной власти был предопределен и только благорасположение Алексея
Михайловича к духовному владыке оттягивало неизбежную развязку. Но двоевластие не
могло продолжаться вечно. Царь уже начал тяготится опекой патриарха, а что касается
знати, то она люто ненавидела выскочку, крестьянского сына, обращавшегося с
родовитыми боярами как со своими холопами.
9 июля 1658 г. к Никону пришел князь Юрий Ромодановский и сказал: "Царское
величество на тебя гневен, ты пишешься великим государем, а у нас один великий
государь - царь". Никон возразил, что этот титул был дарован ему самим царем, о чем
свидетельствую писанные его рукой грамоты. "Царское величество, - продолжал
Ромодановский, - почтил тебя как отца и пастыря, но ты этого не понял; теперь царское
величество велел мне сказать тебе, чтоб ты вперед не писался и не назывался великим
государем, и почитать тебя вперед не будет". После этого разговора Никон решился на
отчаянный шаг. Он обратился к народу со словами, что больше не хочет быть
патриархом, снял с себя патриарший клобук, облачился в простое монашеское одеяние и
пешком пошел в Новый Иерусалим. В письме к царю Никона отрекался от патриаршего
престола и смиренно просил пожаловать келью, в которой он мог провести остаток своих
дней. Очевидно, Никон рассчитывал, что царь Алексей Михайлович, испугавшись его
демонстративного ухода, примириться с ним. Но, как оказалось, Никон допустил ошибку,
переоценив степень своего влияния на царя. Алексей Михайлович отказался лично
беседовать со своим недавним учителем и через своих посланцев довольно холодно
16
попросил его остаться патриархом, а когда Никон заупрямился, не стал настаивать. При
царском дворе откровенно радовались падению всесильного владыки.
Большой церковный собор
Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено созвать
церковный собор, на который пригласили патриархов всех православных церквейПервым
вопросом было дело Никона. Ему велели явиться на собор "смирным обычаем", но
бывший патриарх вошел в столовую палату, где проходили заседания собора, со свитой,
а впереди него несли крест. Никону припомнили все - и своеволие, и деспотическое
управление церковью, и страсть к расширению патриарших владений. Не были забыты и
нападки Никона на Соборное Уложение. "К этой книге, - обличал его царь, - приложили
руки патриарх Иосиф и весь освященный собор, и твоя рука приложена..." - "Я руку
приложил поневоле", - отвечал Никон. Подсудимый пытался защищаться, но его
оправдания не принимались во внимание.
Восточные патриархи произнесли приговор: "Отселе не будеши патриарх и священная да
не действуеши, но будеши яко простой монах". 12 декабря 1666 г. с Никона сняли клобук
и панагию, и велели ему жить в тихо и безмятежно, а о своих согрешениях молить
всемилостивого бога. "Знаю я и без вашего поучения, как жить", - огрызнулся Никон и
язвительно добавил, обращаясь к Александрийскому и Антиохийскому патриархам.
Местом ссылки Никона стал Ферапонтов монастырь на Белом озере. Лишенный
патриаршего сана, он жил отнюдь не как простой монах. Вместо кельи у него были
обширные палаты, его по-прежнему обслуживало множество слуг. И тем не менее
Никону, давно забывшему свое крестьянское происхождение и привыкшему к роскоши,
условия жизни казались невыносимыми. Вообще, в ссылке этот энергичный и
властолюбивый человек проявил малодушие и мелочность. Перед братией он продолжал
гордо величать себя патриархом, в письмах царю униженно называл себя смиренным
иноком. Царь Алексей Михайлович проявлял заботу об опальном владыке, а тот
постоянно жаловался на мнимые притеснения и лишения.
Церковный собор 1666-1667 гг. осудил и низложил Никона, главного инициатора
церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Из десятилетней
сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум не изменил своим убеждениям и
подал Алексею Михайловичу обширную челобитную, требуя восстановить старую веру.
На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования: "И с тех мест царь на меня
кручиноват стал: не любо стало, как опять я стал говорить; любо им, когда молчю, да мне
17
так не сошлось. А власти, яко козлы, пырскать стали на меня…" Аввакума отправили в
новую ссылку на Мезень, а через два года снова привезли в Москву вместе с другими
вождями раскола для окончательного суда. В Успенском соборе над протопопом было
совершено расстрижение: «потом и проклинали; а я их проклинал сопротив; зело было
мятежно в обедню ту тут».
В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву, чтобы
они предстали перед для судом восточных и русских православных иерархов.
Церковный собор предал анафеме и проклятию как еретиков и непокорных всех не
принявших реформы. Таким образом было официально провозглашено, что церковные
реформы были не личной прихотью Никона, а делом церкви.