Презентация "Русская культура в XVI веке. Расцвет культуры Московского царства" 10 ласс

Подписи к слайдам:
Русская культура в XVI веке. Расцвет культуры Московского царства. Цель
  • Показать, что к концу XVI века сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс.
План лекции
  • Факторы, влиявшие на формирование культуры
  • Фольклор
  • Просвещение и накопление научных знаний
  • Общественно – политическая мысль и литература
  • Живопись
  • Пение и музыка
  • Быт
Факторы, влиявшие на формирование культуры
  • На рубеже XV- XVI вв. почти одновременно с Англией, Францией, Испанией образованием единого государства завершился процесс объединения русских земель.
  • В отличие от мононациональных государств Западной Европы Российское государство изначально формировалось как многонациональное;
  • Процесс объединения на Руси опирался в основном на военную мощь московских князей.
Недостаток экономической объединяющей силы, как на Западе – зарождающаяся буржуазия процветающих городов, в России с лихвой восполнило государство.
  • Недостаток экономической объединяющей силы, как на Западе – зарождающаяся буржуазия процветающих городов, в России с лихвой восполнило государство.
Все это породило не только специфическую форму самодержавия, но и особую социально- психологическую атмосферу , присущую России XVI и последующих столетий.
  • Все это породило не только специфическую форму самодержавия, но и особую социально- психологическую атмосферу , присущую России XVI и последующих столетий.
  • Формирующаяся общерусская культура была подчинена задачам служения «государеву делу».
  • Заботой о Российском государстве проникнуты общественная мысль и литература, государственным задачам подчинено зодчество, живопись XVI в.
После двух с половиной веков изоляции культура молодого Российского государства вошла в соприкосновение с ренессансной культурой Запада, что стало важным условием преодоления известной культурной отсталости России.
  • После двух с половиной веков изоляции культура молодого Российского государства вошла в соприкосновение с ренессансной культурой Запада, что стало важным условием преодоления известной культурной отсталости России.
Фольклор
  • Осовремененный былинный эпос киевского периода
  • Исторические песни
  • Народные баллады
  • Главная тема устного народного творчества – борьба за независимость.
  • В связи с этим осовременивался героический былинный эпос киевского периода.
  • Этой же теме посвящены исторические песни, ставшие в XVI в. наиболее распространенным жанром фольклора.
  • Песни откликались на важнейшие события и исторические явления, оставившие глубокий след в народном сознании.
Например, политика и личная жизнь Ивана Грозного породили целые циклы исторических песен («Поход на Казань», «Казаки идут к Казани», «Взятие Казани», «Иван Грозный молится по сыну», «Смерть Ивана Грозного» и др.)
  • Например, политика и личная жизнь Ивана Грозного породили целые циклы исторических песен («Поход на Казань», «Казаки идут к Казани», «Взятие Казани», «Иван Грозный молится по сыну», «Смерть Ивана Грозного» и др.)
  • Параллельно и в тесной связи с исторической песней развивался более молодой жанр – народная баллада ( повествовательная песня драматического характера).
  • Сюжеты некоторых баллад имеют весьма древнее происхождение , в них проступают черты славянского язычества («Княгиня и змей», «Беглый княжич»).
  • Большинство лишено архаики и обращено к современности («Гнев Ивана Грозного на сына», «Оборона Пскова» и др.)
Просвещение и накопление научных знаний 1563 –открыта первая типография на средства казны Страницы первой (1564) печатной книги в России «Апостол» -создатели: Иван Федоров, Петр Мстиславец
  • Интенсивное экономическое развитие в конце XV – XVI вв., рост государственного аппарата, обеспокоенность церкви нарастанием рационалистических и еретических идей в обществе, особенно в крупных городах, требовали повышения грамотности населения.
  • Недаром в решениях Стоглавого церковного собора 1551 г. Говорилось: «…по всем градам … учинить в домех училища, чтобы все православные христиане передавали священникам и дьяконам своих детей на учение книжной грамоте». Однако, школ по прежнему не хватало.
Как и столетия назад, основным видом учебного заведения оставались частные школы грамоты, открывавшиеся в городских и сельских приходах, при монастырях, учителями чаще всего выступали лица духовного звания.
  • Как и столетия назад, основным видом учебного заведения оставались частные школы грамоты, открывавшиеся в городских и сельских приходах, при монастырях, учителями чаще всего выступали лица духовного звания.
  • Обучение сводилось к усвоению элементарной грамоты.
  • В школах более высокого типа изучали арифметику, грамматику, Закон Божий и другие предметы.
  • Специальных учебных пособий не существовало, обучение велось с помощью рукописных «Псалтыри» (одна из книг Библии), «Часослова» (православная богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения суточного круга богослужения , в том числе служб, называемых «часами»).
  • В конце XV- XVI в. В связи с ростом производства и общим культурным подъемом происходило дальнейшее накопление знаний в различных отраслях науки и техники, но знание носило прикладной характер.
Учебные пособия по арифметике и геометрии для писцов, занимавшихся измерениями земельных площадей, свидетельствуют о развитии математики. Наиболее древним, из дошедших до нас, русских учебников геометрии является руководство писцам 1556 г.
  • Учебные пособия по арифметике и геометрии для писцов, занимавшихся измерениями земельных площадей, свидетельствуют о развитии математики. Наиболее древним, из дошедших до нас, русских учебников геометрии является руководство писцам 1556 г.
  • Математические расчеты, связанные с измерением земель различной конфигурации, содержится в известном сочинении «Благохотящим царем правительница и землемерие» священника Ермолая –Еразма.
  • Далеко вперед шагнули географические знания, особенно в третьей четверти столетия. Получила развитие русская картография.
  • Значительных успехов достигло историческое знание. Укреплявшаяся государственность нуждалась в исторической литературе, которая могла способствовать ликвидации пережитков удельной старины, укреплению самодержавия, упрочению его союза с церковью («Четьи -Минеи», «Лицевой (т.е. иллюстрированный) Никоновский общерусский летописный свод», «Степенная книга»). Подобная литература тесно соприкасалась с публицистикой.
Общественно – политическая мысль и литература Конец XV в. стал переломным в истории общественной мысли и публицистики: в это время было положено начало тем спорам об обрядах и букве, которые в XVII столетии приведут к Расколу; появились признаки религиозного свободомыслия, попытки рационалистической критики основных догматов православия; важнейшим вопросом общественно – политической мысли сделался вопрос о месте церкви в государстве. Одним из самых ярких проявлений умственной жизни средневековья в Европе являлись ереси.

Коронация

Ивана Грозного

В России идеи еретиков конца XV в. нашли свое продолжение в идеях «нестяжателей» - идео-логов русского исихазма Нила Сорского и Вассиана Патрикеева.
  • В России идеи еретиков конца XV в. нашли свое продолжение в идеях «нестяжателей» - идео-логов русского исихазма Нила Сорского и Вассиана Патрикеева.
  • Они высказывались за реформу монастырей для поднятия авто-ритета, призывали монахов к аскетизму.
  • Идеи встретили резкое непри-ятие высших иерархов церкви, чье консолидированное мнение выра-зил игумен Волоцкого монастыря Иосиф(«иосифляне»)
Он оправдывал наличие у церкви материальных богатств, изображая их как «убежище для бедных и разоренных крестьян». Он оправдывал наличие у церкви материальных богатств, изображая их как «убежище для бедных и разоренных крестьян». Иосиф развил теорию теократического абсолютизма, согласно которой власть великого князя имеет божественное происхождение, что не только укрепило ее авторитет, но и усилило роль церкви в государстве. Нестяжатели были осуждены как еретики соборами 1503, 1531 г. В 1518 г. В Россию для исправления богослужебных книг был приглашен грек Михаил Триволис (в монашестве – Максим, прозванный на Руси Греком.
  • В 1518 г. В Россию для исправления богослужебных книг был приглашен грек Михаил Триволис (в монашестве – Максим, прозванный на Руси Греком.
  • Максим Грек был одним из образован-нейших людей своего времени. Российская действительность, а точнее реальная жизнь русской церкви неприятно поразила его во-пиющим несоответствием проповедуемым ей идеалам.
  • И тогда со страниц его собственных произ-ведений зазвучал голос публициста, обли-чавшего обман, подлог, ростовщичество церковников.
  • Дух произведений Максима Грека близок главным идеалам проповедника нестяжа-тельства монаха Кирилло –Белозерского монастыря Вассиана Патрикеева.

Максим Грек

(ок. 1475 -1556)

поставление

св.Макария

на митрополичью кафедру

Однако светская власть уже пошла на союз с иосифлянами, выдвинувшими идею о ее божественном происхождении.
  • Однако светская власть уже пошла на союз с иосифлянами, выдвинувшими идею о ее божественном происхождении.
  • В 1531 г. По приказу митрополита Даниила Максим Грек был арестован, обвинен в ереси и в государственной измене и осужден на пожизненное заключение, прерванное только после смерти Василия III в 1533 г.
  • Неразвитость социально – экономических отношений, отсутствие широкой социальной базы для реформационного движения предопределили поражение еретиков и укрепление позиций церкви.
  • Это отразилось на развитии русской культуры XVI в., оказавшейся под жесточайшим прессом канонических требований.
Многообразие общественных идей, выражавших устремление различных слоев в новых социально – политических условиях, отразилось в светской публицистике. Многообразие общественных идей, выражавших устремление различных слоев в новых социально – политических условиях, отразилось в светской публицистике. В оформлении теории феодальной монархии принимали участие предста-вители духовенства(теория «Москва – третий Рим» монаха Филофея, выступив-шего с тезисом о богоизбранном царстве и обоснованием не только мирового значения Русского государства, но и в еще большей степени исключительного значения РПЦ); дворяне (челобитные И.С.Пересветова, содержащие программу строительства дворянского государства во главе с самодержцем). Представители княжеско – боярской аристократии(переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским демонстрирует диаметрально противоположные взгляды на государственную власть венценосного апологета самодержавия и представителя княжеско – боярской оппозиции, убежденного сторонника сословно – представительной монархии).
  • Представители княжеско – боярской аристократии(переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским демонстрирует диаметрально противоположные взгляды на государственную власть венценосного апологета самодержавия и представителя княжеско – боярской оппозиции, убежденного сторонника сословно – представительной монархии).
  • Это политические концепции отражали основные тенденции в развитии российской государственности, сложившиеся в XVI в.
  • К публицистике тематически и идейно примыкает историческая литература, проникнутая идеей самодержавия, усиления его союза с церковью.
Так, Никоновская летопись, по замыслу ее составителей(в число редакторов входил Иван IV), должна была показать историю Московского царства, как историю мировой державы, а Ивана IV – достойным преемником римских и византийских императоров.

Никоновский

летописный

свод

  • Так, Никоновская летопись, по замыслу ее составителей(в число редакторов входил Иван IV), должна была показать историю Московского царства, как историю мировой державы, а Ивана IV – достойным преемником римских и византийских императоров.
  • В «Степенной книге» история государственности сплетается с историей РПЦ, а главным делом государственной власти представали защита и укрепление Православия.
В XVI в. Появился новый жанр литературы – остро-сюжетная повесть («Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле», нач. XVI в.)
  • В XVI в. Появился новый жанр литературы – остро-сюжетная повесть («Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле», нач. XVI в.)
  • Даже в этом жанре заметно влияние общественно – политических идей. Кроме занимательности сюжета успеху повести способствовало и то, что ее героем был купеческий сын.
  • С ростом товарно – денежных отношений торговый люд занимал заметное положение в феодальном обществе; обладая относительно высоким уровнем грамотности, он нуждался в своей литературе и она появилась.
Зодчество
  • На рубеже XV -XVI столетия начался новый этап в развитии каменного зодчества.
  • С превращением Москвы в столицу независимого единого государства , с формированием представления о ней как об оплопте православия, связано стремление поднять художественный и технический уровень московского строительства.
  • Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. В результате московское зодчество теряло региональную ограниченность и приобретало общерусский характер.
В конце XV и. обветшавшие стены белокаменного кремля Дмитрия Донского заменил на (1465 -1495, протяженность 2 км, 18 башен) красный кирпич инженер из Милана Пьетро Антонио Солари. В конце XV и. обветшавшие стены белокаменного кремля Дмитрия Донского заменил на (1465 -1495, протяженность 2 км, 18 башен) красный кирпич инженер из Милана Пьетро Антонио Солари. В 30-е гг.

Стены

Китай-города

    • В 30-е гг.
  • XVI в. была возведена вторая линия укреплений в Москве – стены Китай – города (мастер Петрок Малый)
Планировка Москвы ее сердца Кремля -послужила образцом планировки многих русских городов XV – XVII вв.
  • Планировка Москвы ее сердца Кремля -послужила образцом планировки многих русских городов XV – XVII вв.
  • В 1585 – 1593 гг. возведена третья стена – Белый город . Мастер – Федор Конь.
Замечательным итогом развития русского крепостного зодчества в XVI в.
  • Замечательным итогом развития русского крепостного зодчества в XVI в.
  • Явился построенный
  • Ф. Конем, Смоленский кремль, за изумительную красоту свою названный «ожерельем земли Русской».
  • Четким квадратом поднялись в 1492 г. Стены Иван-города.
  • Затем появились мощные башни на стенах Новгородского и Псковского кремлей.
  • В 1508- 1511 гг. с участием Петра Фрязина был построен каменный кремль Нижнего Новгорода.
  • В 1514 -1521 гг. построили кремль в Туле, в 1525 -1531 гг. – в Коломне.
В первой половине XVI в. русские зодчие осуществили задачу перенесения в каменное строительство элементов шатрового храма (столпообразного сооружения с невиданной ранее каменной архитектуре конструкцией верха в виде шатра)
  • В первой половине XVI в. русские зодчие осуществили задачу перенесения в каменное строительство элементов шатрового храма (столпообразного сооружения с невиданной ранее каменной архитектуре конструкцией верха в виде шатра)
  • Один из лучших шатровых храмов - церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 -1532 гг),построенная по приказу Василия III в честь рождения наследника престола, будущего Ивана IV.
  • Это поистине русская, народная во всех формах постройка, недаром церковь в XVIIв. пыталась воспрепятствовать распространению шатрового стиля как противоречащего древним канонам.
Сложная форма двускатных кокошников, восьмигранная форма барабанов глав боковых столпов, необычное украшение центрального барабана полуцилиндрами, декор церкви Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (сер. XVI в.) также свидетельствуют о воздействии деревянного зодчества.
  • Сложная форма двускатных кокошников, восьмигранная форма барабанов глав боковых столпов, необычное украшение центрального барабана полуцилиндрами, декор церкви Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (сер. XVI в.) также свидетельствуют о воздействии деревянного зодчества.
  • Церковь зачатия Анны в Москве (сер. XVI в.) так же свидетельствует о воздействии деревянного зодчества.
Русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым в 1554 -1561гг. в память о взятии Казани воздвигнут на Красной площади собор Покрова «что на рву».
  • Русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым в 1554 -1561гг. в память о взятии Казани воздвигнут на Красной площади собор Покрова «что на рву».
  • Архитектурный ансамбль церкви состоит из 9 столпообразных храмов различной высоты, в которых отразились казанские события.
  • Первоначальную цветовую гамму здания образовывало сочетание красного кирпича стен с белым резным декоративным камнем, с которым гармонировали сверкающие главы, крытые «белым железом»,и цветные майоликовые украшения центрального шатра.
  • Нарядные луковичные главы соборов появились в конце XVI в., а цветистая роспись – в XVII-XVIII вв.
Иностранцы отмечали, что храм «построен скорее как бы для украшения, чем для молитвы». Светское начало превалирует над культовым.
  • Иностранцы отмечали, что храм «построен скорее как бы для украшения, чем для молитвы». Светское начало превалирует над культовым.
  • Храм на Красной площади, по имени юродивого, жившего на его ступенях, получил второе название - собор Василия Блаженного.

интерьеры

собора

Опыт великолепных построек середины XVI в. оказывал воздействие на сооружение в конце XVIв.
  • Опыт великолепных построек середины XVI в. оказывал воздействие на сооружение в конце XVIв.
  • Зданий с разнообразием форм и объемов, сочетанием шатров, башен, куполов.
  • Очень пышным и декоративным был возведенный в конце столетия храм в селе Вязёмы.
Живопись В начале XVI в. В древнерусской живописи ведущую роль играло «рублевское» направление. Художники больше обращались к сюжетам Ветхого завета , к легендарно-историчес-кому жанру, проявляли интерес к нацио-нальному быту, к русским реалиям (архитектура, костюм и т.п.). Крупнейшим художником рублевского нап-равления на рубеже веков был Дионисий (30-40 –е гг. XV в. – около 1508 г.). В отличие от Андрея Рублева он был мирянином, видимо, знатного происхождения. Два его сына Владимир и Феодосий – тоже были художниками и работали вместе с отцом. Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502).
  • Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502).
  • Они дошли до нас в первозданном виде почти полностью.
  • Основной темой росписи Рождественского собора стал «Акафист» - цикл торжественных песнопений в честь Богоматери.
Черты стиля художника – идеально прекрасные пропорции, мягкий скругленный силуэт в сочетании со светлым, но звучным колоритом, наконец, предельная слитность с архитектурой.
  • Черты стиля художника – идеально прекрасные пропорции, мягкий скругленный силуэт в сочетании со светлым, но звучным колоритом, наконец, предельная слитность с архитектурой.
  • Влияние Дионисия сказывалось на всем искусстве XVI в.
Одновременно усиливалась церковная регламентация художественного творчества.
  • Одновременно усиливалась церковная регламентация художественного творчества.
  • В постановлениях Стоглавого собора 1551 г. от иконописцев потребовали писать «како греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев, а от своего замышления ничто же претворяти».
  • Идеальный образ, к которому должен был стремиться каждый художник, обрисован в 43-й главе Стоглава:
  • «подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празнослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце; особенно хранить чистоту душевную»
Для иконописи XVI в. Характерно возвеличивание средствами искусства официальных политических идей. Так, икона –картина «Церковь - воинствующая»или «Благословенно воинство небесного царя» мало напоминает традиционный молельный образ. На ней изображено торжественное возвращение в Москву русского войска из покоренной Казани, переданное как апофеоз «воинства небесного царя».
  • Для иконописи XVI в. Характерно возвеличивание средствами искусства официальных политических идей. Так, икона –картина «Церковь - воинствующая»или «Благословенно воинство небесного царя» мало напоминает традиционный молельный образ. На ней изображено торжественное возвращение в Москву русского войска из покоренной Казани, переданное как апофеоз «воинства небесного царя».
  • Меняется и внешний облик иконы. Практически обязательной становится серебряный чеканный оклад.
Традиционная книжная миниатюра претерпела значительные изменения в связи с заменой пергамента бумагой и введением книгопечатания.
  • Традиционная книжная миниатюра претерпела значительные изменения в связи с заменой пергамента бумагой и введением книгопечатания.
  • В частности появилась гравюра на дереве – ксилография.
  • К числу лучших гравюр XVI в. принадлежит заставка с изображением евангелиста Луки в первой печатной книге Ивана Федорова «Апостол» (1564).
  • Ученик и последователь первопечатника Андроник Тимофеев Невежа, работавший в московской типографии после отъезда учителя, во многом содействовал развитию искусства книжной гравюры.
Пение и музыка
  • XVI столетие -особый этап в развитии церковной музыки. Впервые появляется авторское творчество.
  • Это время связано с созданием нового вида большого знаменного распева(более украшенного, исполняемого с большим дыханием).
  • В числе создателей первых авторских произведений прежде всего следует назвать новгородских распевщиков Савву и Василия (в иночестве - Варлаам)
Сам царь Иван Грозный не был чужд сочинительства, известны его песнопения в честь московских святынь – икон «Владимирская Богоматерь», и «Митрополит Петр».
  • Сам царь Иван Грозный не был чужд сочинительства, известны его песнопения в честь московских святынь – икон «Владимирская Богоматерь», и «Митрополит Петр».
  • Одна из главных особенностей музыки – ее многораспевность (один текст распевался множеством различных распевов: путевой, деместовый (особенно пышный), большой знаменный).
  • В Москве появились два хора: Патриарших певчих дьяков и Государевых певчих дьяков.
В XVI в. Сложилась культура великорусской народности, завершившая соответству-ющий этнический процесс.
  • В XVI в. Сложилась культура великорусской народности, завершившая соответству-ющий этнический процесс.
  • Именно с XVI в. началась культура русского народа в собственном смысле слова (так же как и культура украинского и белорусского народов).
  • Многообразные новые явления, характеризующие культурное развитие России в следующем столетии были подготовлены историко-культурным процессом конца XV- XVIвв.
Домашнее задание 1.История России с древнейших времен до конца XVII века. Н.И.Павленко, И.Л.Андреев Параграф - 23, или История России. 10 класс. Параграф – 25 О.Н.Журавлева, Т.И.Пашкова, Д.В.Кузин. 2.Повторить гл. IV ( или параграфы 20- 26) к историческому диктанту по эпохе Ивана Грозного.

Иван Грозный,

парсуна