Презентация "Раскол церкви. «Боярыня Морозова»" 10 класс

Подписи к слайдам:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ИСТОРИИ
  • Тема: «Раскол церкви. «Боярыня Морозова»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИСТОРИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «РАСКОЛ ЦЕРКВИ. «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»
  • Позволяет:
  • - активизировать внимание учащихся по данному историческому вопросу;
  • - разнообразить познавательную деятельность учащихся;
  • - создать творческую обстановку.
  • Способствует переносу разобщенных знаний и умений из различных дисциплин в единое целое.
  • Обобщает знания самих учителей, которые обычно ограничены рамками своего предмета.
ДАННЫЙ УРОК ПРОВОДИТСЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Это период значимых эмоциональных, интеллектуальных, морально-нравственных и волевых изменений периода ранней юности, обусловленных появлением множества важных новообразований в сфере индивидуального сознания личности. Сознание и познание обращается вовнутрь и учит понимать самого себя, правильно воспринимать и оценивать свои собственные качества. В этом возрасте усиливается критичность и самокритичность, появляется самостоятельность в суждениях. И это положительно сказывается на развитии оценочных способностей.
Цели:
  • Цели:
  • Воспитание и развитие российских духовно- нравственных традиций;
  • Обобщение и систематизация знаний учащихся по вопросу раскола церкви.
  • Задачи:
  • Воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на
  • прекрасное, в жизни и искусстве;
  • Воспитать мотивацию к учебной деятельности посредством
  • использования новых педагогических технологий;
  • Развить у школьников умение работать с дополнительными
  • источниками;
  • Научить осмысливанию изучаемого материала;
  • Формировать умение выявлять проблемы, ставить вопросы;
  • Совершенствовать умение учащихся выступать перед
  • аудиторией, отстаивать свою точку зрения, аргументировать
  • собственное мнение;
  • Развить умение сравнительного анализа и обобщения, путем
  • ведения диалога с использованием межпредметных связей;
  • Продолжить развитие навыка работы в группах посредством
  • творческого и критического мышления подростков.
НА УРОКЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ:
  • 1. Педагогическая технология «Ажурная пила».
  • 2. Информационная технология - мультимедийная презентация: « В. И. Суриков «Боярыня Морозова» в программе Microsoft Power Point.
  • 3. Видеофильм «Художник в Третьяковской
  • галерее. В.И . Суриков».
  • 4. Работа с источником.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ:
  • Самостоятельное изучение источников (Исследовательская деятельность).
  • Коммуникативный диалог (Дискуссионная деятельность)
  • Моделирование (Игровая деятельность).
  • Сопереживание (Творческо-прикладная деятельность).
ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ:
  • На основе исследовательской деятельности – практическое задание, обмен знаниями, экспертиза.
  • На основе дискуссионной деятельности – диалоги, споры.
  • На основе игровой деятельности – игры, обсуждения.
  • На основе сопереживания – рисунки учащихся.
Основные понятия:
  • Основные понятия:
  • «Священство» и «царство»
  • Церковная реформа
  • Раскол
  • Старообрядчество
  • Личности в истории:
  • Царь Алексей Михайлович
  • Патриарх Никон
  • Аввакум
  • Ф.П. Морозова
  • В.И. Суриков
  • Царь Алексей Михайлович
  • Патриарх Никон
  • В.И. Суриков
  • Боярыня Морозова
НА ШКОЛЬНОЙ ДОСКЕ ЦИТАТА:
  • «… Оглянись на предков наших,
  • На героев прошлых дней…»
  • Наталья Кончаловская
УРОК РАССЧИТАН НА 2 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСА.
  • Ход урока:
  • Время
  • Отв. педагог
  • 1.Организационная часть.
  • 1-2 мин
  • Учитель:
  • ИЗО, истории
  • 2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе занятия.
  • 5 мин
  • Учитель истории
  • 3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
  • 20 мин
  • Учитель:
  • ИЗО, истории
  • 4. Этап первичной проверки понимания изученного.
  • 3 мин
  • Учитель истории
  • 5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
  • 20 мин
  • Учитель ИЗО
  • 6. Этап применения знаний и способов действий.
  • 8 мин
  • Учитель:
  • ИЗО, истории
  • 7. Этап коррекции знаний и способов действий.
  • 1-2 мин
  • Учитель:
  • ИЗО, истории
  • 8. Этап обобщения и систематизации знаний.
  • 20 мин
  • Учитель ИЗО
  • 9. Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
  • 10 мин
  • Учитель:
  • ИЗО, истории
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА:
  • - Цели и задачи урока.
  • - Формы работы на уроке.
  • - Основные понятия.
  • - Личности в истории.
  • - Практические работы в группах.
  • Критерии оценивания работы групп:
  • Умение представить источник (тип источника, название, год, краткая историческая справка об авторе);
  • Умение составить ответ в соответствии с формулировкой задания ;
  • Композиционная логика ответа (трёхчастная структура, наличие речевых связок между логическими частями ответа);
  • Умение аргументировать суждения с помощью фактов, цитат;
  • Правильное введение цитаты в ответ посредством прямой и косвенной речи.
2. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА. - ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ И ПАТРИАРХ НИКОН
  • Алексей Михайлович родился в 1629 году и наследовал престол после своего отца в 1645 году шестнадцати лет. Первые три года государством правил его воспитатель Борис Михайлович Морозов, ставший временщиком, причем многие его приближенные оказались людьми нечестными. Морозов свое влияние на царя укрепил браком Алексея Михайловича с дочерью своего подчиненного – бедного боярина Милославского, Марией Ильиничной, а сам женился на её сестре. При помощи тестя и его родных Морозов стал притеснять народ; особую ненависть народа навлекли на себя начальник Пушкарского приказа Траханиотов и судья Земского приказа Леонтий Плещеев.В начале июня 1648 года народное неудовольствие выразилось в мятеже по поводу налога на соль. Многие бояре были убиты; чернь требовала Морозова, но ему удалось убежать. Царь лично успокоил народ, Морозова отослал в Кириллов монастырь, а Траханиотов и Плещеев были казнены.
  • Вскоре сильное влияние на Алексея Михайловича приобрел патриарх Никон, которого царь звал своим «собинным другом». Среди волнений царствования Алексея Михайловича возник раскол, связанный с именем патриарха Никона.
  • Неизвестный художник.
  • Портрет царя
  • Алексея Михайловича
- ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ И ПАТРИАРХ НИКОН
  • Патриарх Никон (в миру Никита) родился в 1605 году в крестьянской семье. На двадцатом году он был священником, но потеряв всех своих детей, вступил в монашество и с 1642 по 1646 год был игуменом Кожеозерской пустыни. Отправясь по делам монастыря в Москву, Никон явился с поклоном к молодому царю, как тогда делали все настоятели. Алексею Михайловичу так сильно понравился игумен, что патриарх Иосиф по царскому желанию посвятил Никона в сан архимандрита Новоспасского монастыря в Москве, где находилась родовая усыпальница бояр Романовых. Пользуясь расположением царя, Никон говорил о всех обиженных и тем приобрел в народе славу доброго пастыря.
  • После смерти Московского патриарха Иосифа, патриархом
  • был избран Никон (25 июля 1652 года). Сделавшись патриархом, Никон затворился в книгохранилище, чтобы изучить старые книги и спорные тексты. Найдя не соответствие, стал творить «свои законы».
  • С «тихим согласием» царя и Боярской думы Никон провозглашал себя «великим государем».
  • В 1653 году началась церковная реформа патриарха Никона.
  • Художник Ф. Солнцев.
  • Патриарх Никон со своим клиром.
3. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ. - ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «АЖУРНАЯ ПИЛА»
  • Учитель готовит материал для изучения, который можно разделить на несколько частей.
  • (Костомаров Н.И.. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Том второй. Ростов-на-дону. 1998г)
  • Обратите внимание, он делится на смысловые куски, а не разрезается случайным образом.
  • «Патриарх Никон». (Приложение №1)
  • Часть 1. «Порода и богатство ценились выше личных достоинств…»
  • Часть 2. «Детство Никиты».
  • Часть 3. «Никита выучился читать, он захотел изведать всю мудрость божественного писания…».
  • Часть 4. «…Его неудержимо влекло к себе церковь и богослужение…»
  • Создается 4 группы. (Учащиеся самостоятельно делятся на группы). Каждой группе присваивается номер:
  • 1,2,3,4 и ученикам внутри группы, выдаются жетоны различного цвета (красный, синий, зеленый, желтый) соответственно
  • выданному приложению: часть 1 – красный цвет, часть 2- синий цвет, часть 3- зеленый цвет, часть 4- желтый цвет). Так в
  • каждой группе есть все куски одного текста. Учащиеся изучают предложенные отрывки текста.
  • По сигналу учителя учащиеся объединяются в новые группы.( 1 группа - красные (часть1) , 2 группа – синие
  • (часть2), 3 группа - зелёные (часть 3), 4 группа – желтые (часть4). Так каждый, становится экспертом по одному из
  • периодов жизни Патриарха Никона). Идет обсуждение по тематике в каждой группе.
  • Учитель задает ребятам вопрос - каждой группе: «Вы познакомились с историческим источником. Кто такой
  • патриарх Никон? ». (Дети дают ответ на данный вопрос, работая в своей группе).
  • Снова сигнал учителя – ребята объединяются в первоначальные учебные
  • группы. Каждый из экспертов знакомит остальных с содержанием своего ответа,
  • обосновывая его.
  • «Ораторы» докладывают о результатах работы, своих групп всему классу.
  • Схема примерного построения, альтернативного вопроса:
  • Он считал….
  • разработал…
  • предложил…
  • опроверг…
  • утверждал…
РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  • 1 группа:
  • Раскол
  • Религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. Поводом для возникновения раскола послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др. меры по унификации московской богословской системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др. считали, что русская церковь сохранила «древнее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги.
  • Никон, хотел следовать греческим богослужебным образцам . При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным им греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). Нововведения были одобрены церковными соборами 1654—55. В течение 1653—1656 на Печатном дворе шёл выпуск исправленных или вновь переведённых богослужебных книг.
  • Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия».
  • Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие идеологи раскола подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях рус. общества, что привело к возникновению движения, названного расколом. .
  • 2 группа:
  • Старообрядчество
  • Религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей старообрядчества от официальной церкви происходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия». Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от «никониян» общины, не признавали новых икон, исправленных официальной церковью богослужебных книг, новых обрядов (например, троеперстия вместо прежнего двоеперстия при совершении «крестного знамения» и др.).
- РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  • 3 группа:
  • Аввакум Петрович (1620 или 1621 — 14.4.1682)
  • Протопоп, один из основателей русского старообрядчества , писатель. Сын сельского священника. В 1646—1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. Аввакум резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить Аввакума с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но Аввакум не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 Аввакум был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками Аввакум был сожжён в срубе.
  • 4 группа:
  • Морозова Феодосия Прокофьевна [1632, Москва, — 2(12).11.1675, Боровск]
  • Деятельница русского раскола, сподвижница протопопа Аввакума, боярыня. Дочь окольничего П. Ф. Соковнина, родственника М. И. Милославской, жены царя Алексея Михайловича. В 1649 выдана замуж за боярина Г. И. Морозова, брата Б. И. Морозова. Овдовела в 1662. Около 1670 тайно постриглась в монахини под именем Феодоры. За принадлежность к старой вере, «противление» царю и патриарху арестована в ночь на 16 ноября 1671; огромное состояние М. было конфисковано. Зимой 1673 вместе с сестрой — княгиней Е. П. Урусовой и женой стрелецкого полковника М. Г. Даниловой подвергнута пыткам. Позднее Морозова вместе с «союзницами» была отправлена в Боровск, где её уморили голодом в земляной тюрьме. На смерть Морозовой один из руководителей старообрядчества протопоп Аввакум написал прочувствованное «О трёх исповедницах слово плачевное». В конце 70-х гг. 17 в. о жизни Морозовой была написана «Повесть», автор которой — аноним, тайно посетивший Морозову в боровском заключении. Морозовой посвящены рисунки и картины В. И. Сурикова, В. Г. Перова, А. Д. Литовченко, К. В. Лебедева и других художников.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
  • 1652 год – Никон избран патриархом.
  • 1653год – началась церковная реформа.
  • - Аввакум сослан в Тобольск за то, что выступал против
  • церковной реформы Никона.
  • 1653-1656гг. – выпуск исправленных и вновь переведенных
  • богослужебных книг.
  • 1654-1655гг. – нововведения Никона одобрены церковными соборами.
  • 1658 год - разрыв царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.
  • 1659 год - отказ Никона от патриаршества.
  • 1660 год - собор решил, что Никон не может вмешиваться в
  • церковные дела.
  • 1661 год - Никон пишет письмо царю, о мирском суде.
  • 1666 год - суд над Никоном.
  • 1671 год - арест боярыни Морозовой.
  • 1673 год - боярыня Морозова подвергнута жестоким пыткам.
  • 1672-1675 гг. - Аввакум создает свои главные произведения.
  • 1676 год - падение Соловецкого восстания, усиление гонения на раскольников.
  • 1675-1695гг - «Гари» . В огне погибло около 20 тысяч староверов.
  • 1681 год - скончался Никон.
  • 1971 год - гонения старообрядцев до 20 века, были признаны ошибочными, в том числе и
  • признаны ошибочными «гари».
4. ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.
  • Какие две позиции выявились в российском обществе во время преобразований патриарха Никона?
  • Могло ли не быть церковного раскола в 17 веке? (Да. Нет. Почему?).
  • Как вы считаете, церковный раскол подтверждает характеристику 17 века как «бунтарского» или это совсем иная тема?
  • Патриарх Никон и прототип Аввакум – две грандиозные фигуры в истории России. Что между ними общего и в чем различие? Кто из них защищал старину, неизменность традиционных обрядов и представлений, а кто – требовал их изменения и обновления?
  • Как вы думаете, могли ли художники наряду с историками отобразить данные события 17 века в своих произведениях?
  • Руководствуются критериями оценивания ответа:
  • Умение составить ответ в соответствии с формулировкой задания ;
  • Композиционная логика ответа (трёхчастная структура, наличие речевых связок между логическими частями ответа);
  • Умение аргументировать суждения с помощью фактов, цитат;
  • Правильное введение цитаты в ответ посредством прямой и косвенной речи.
5. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
  • Просмотр видеофильма : «Художник в Третьяковской галерее. В.И.Суриков».
  • Просмотр презентации: «В.И. Суриков «Боярыня Морозова»» в программе Microsoft Power Point
  • Василий Иванович Суриков
  • В.И. Суриков с матерью и братом.
  • Красноярск.1868г
  • В.И. и А.И. Суриковы
  • с дочерьми художника
  • Олей и Леной
  • А.А. Сурикова,
  • жена художника.1880г
  • 1881-1887гг
  • «Боярыня Морозова»
  • Процесс работы
  • над картиной
  • 1881-1887гг
  • Эскиз. 1881г
  • Эскиз. 1884г.
РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ. «СУРИКОВ В.И. ПИСЬМА. ВОСПОМИНАНИЯ О ХУДОЖНИКЕ». СОСТАВЛЕНИЕ И КОММЕНТАРИИ Н.А. И З.А.РАДЗИМОВСКИХ,С.Н. ГОЛЬДШТЕЙН. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
  • 1 группа:
  • П.Ф. и А.И. Суриковым Москва. 3 апреля 1886г.
  • «… Я пишу большую картину теперь, «Боярыню Морозову», и будет только к будущему январю готова она. Только к будущему году освобожусь совсем. А это лето все надо писать этюды к этой картине. Боже, когда я с вами повидаюсь, все откладываю год от году! Нельзя - большие задачи для картины беру…»
РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ. «СУРИКОВ В.И. ПИСЬМА. ВОСПОМИНАНИЯ О ХУДОЖНИКЕ». СОСТАВЛЕНИЕ И КОММЕНТАРИИ Н.А. И З.А.РАДЗИМОВСКИХ,С.Н. ГОЛЬДШТЕЙН. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
  • 2 группа:
  • В.В. Матэ. Москва. 26 мая 1887г.
  • «Василий Васильевич! Посылаю Вам фотографию «Морозовой»; не знаю, хороша ли она для Вас будет. Я сделал отметки на ней, где не вышли по оригиналу цвета. Я думаю, в этот размер и сделать гравюрою, а если позволит размер «Иллюстрации, то можно и больше…»
РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ. «СУРИКОВ В.И. ПИСЬМА. ВОСПОМИНАНИЯ О ХУДОЖНИКЕ». СОСТАВЛЕНИЕ И КОММЕНТАРИИ Н.А. И З.А.РАДЗИМОВСКИХ,С.Н. ГОЛЬДШТЕЙН. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
  • 3 группа:
  • В.В. Стасов. СПб. Имп. Публ. Б-ка. 16 ноября 1902г.
  • «…Вы написали «Морозову», предмет всегдашнего моего удивления и обожания. Когда я видаюсь с Евгением Петровичем Пономаревым, я всегда тотчас же завожу речь о Вас и, к удовольствию своему, узнаю кое-что про Вас, а также хоть капельку – про Ваши работы. Конечно, в недалеком будущем мы опять увидим с наслаждением новые Ваши картины. Только бы они не были малозначительными, а затрагивали бы опять которую - нибудь глубокую и широкую русскую древнюю трагедию, корни русской старой истории, как в «Морозовой» и в «Стрельцах». Это настоящий Ваш удел, арена и задача! Трагедия, трагедия, трагедия – никак не что-то спокойное и равнодушное! Это не для Вас – как мне кажется и как глубоко убежден…»
РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ. «СУРИКОВ В.И. ПИСЬМА. ВОСПОМИНАНИЯ О ХУДОЖНИКЕ». СОСТАВЛЕНИЕ И КОМЕНТАРИИ Н.А. И З.А.РАДЗИМОВСКИХ,С.Н. ГОЛЬДШТЕЙН. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
  • 4 группа:
  • Открытое письмо попечителю Третьяковской галереи. Москва. 17 сентября 1913г.
  • «…Покойному П.М. Третьякову просто некогда было заниматься систематическим размещением картин. Ему важно было одно: чтобы нужные для галереи картины не ушли мимо. И при жизни он не считал, дала законченным. При этом он всегда шел навстречу желаниям художников. Мне случалось как-то говорить с ним о том, что картину мою «Боярыня Морозова» ниоткуда не видно хорошо. Тогда он сказал: «Нужно об этом подумать». И вот придумали. Расширили дверь комнаты, где помещена картина, мне администрация галереи показала ее с такого расстояния и в таком свете, о котором я мечтал целых двадцать пять лет…»
Я.А. ТЕПИН. 1 ГРУППА:
  • Подумайте, ведь историю о боярыне Морозовой рассказала Сурикову в детстве по изустным преданиям его тетка Ольга Матвеевна! Когда впоследствии он прочел о Морозовой в книге Забелина «Домашний быт русских цариц», он точно старый сон вспомнил. « Знаете,- говорил он мне,- ведь все, что описывает Забелин, было для меня действительной жизнью». Отсюда пошло у Сурикова то острое ощущение женской прелести в старой Руси, которое выразилось в «Боярыне Морозовой»…
  • … её основная тема – русские сани и ворона на снегу. Исходя из соотношений сизовато-черного крыла к розовому снегу- вечной антитезы черного с белым, - Суриков развил их в вибрирующей массе густого воздуха. Эта живописная тема обусловила и историческую тему – религиозные противоречия в душевной атмосфере московского государства. Но Суриков не судья истории – он её поэт. Его путь шел не от словянофилов, а от «Персты твои тонкостны, и очи твои молниеностны», - как писал Морозовой прототип Аввакум. Отсюда, через узор саней, высокие крыши, поверх жалованной шапочки княгини Урусовой, его путь шел к печальному лику Гребенской божьей матери и от него уже к гудящей толпе, в которой – разрешение всех живописных и исторических вопросов. Трагический элемент, начавшейся с правого угла картины от двуперстия блаженного, развился по диагоняли в воздетой руке Морозовой в высшее напряжение и рассыпался в том же направлении в подлом смехе московского попа.
ВОСПОМИНАНИЯ ХУДОЖНИКА. 2 ГРУППА:
  • «… Наряду с впечатлениями вольного детства среди вольной природы в жизнь врывались суровые впечатления быта и нравов 17 века. Мощные люди были. Сильные духом. Размах во всем был широкий, а нравы - жестокие. Казни и телесные наказания на площадях публично происходили. Эшафот недалеко от училища был. Там на кобыле наказывали плетьми. Бывало, идем мы, дети, из училища. Кричат: «Везут! Везут!». Мы все на площадь бежим за колесницей. Палачей дети любили. Мы на палачей как на героев, смотрели. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. Рубахи у них красные, порты широкие. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. Геройство было в размахе. И сила, какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. И ужаса никакого не было. Скорее восторг. Нервы все выдерживали…»
ВОСПОМИНАНИЯ ХУДОЖНИКА. 3 ГРУППА:
  • …« Боярыню Морозову» я задумал еще раньше «Меньшикова» - сейчас после «Стрельцов». Но потом, чтобы отдохнуть, «Меньшикова» начал».
  • Но первый эскиз «Морозовой» еще в 1881 году сделал, а писать начал в восемьдесят четвертом, а выставил в восемьдесят седьмом. Я на третьем холсте написал. Первый был совсем мал. А этот я из Парижа выписал. Три года для неё материал собирал. В типе боярыни Морозовой - тут тетка одна моя, Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Федоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. В Третьяковке этот этюд, как я ее написал.
  • Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу её лицо- толпа бьет. Очень трудно её лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось.
  • В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище – ведь вот где её нашел. Была у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили – у них молитвенный дом там был. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Там, а Преображенском, все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки – начетчицы. И вот приехала к ним начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с неё написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину – она всех победила…. «Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев»…это прототип Аввакум сказал про Морозову, и больше про нее ничего нет.
  • А священника у меня в толпе помните? Это целый тип у меня создан.
  • А Юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу - он. Такой вот череп у таких людей бывает. Так на снегу его и писал…»
ВОСПОМИНАНИЯ ХУДОЖНИКА 4 ГРУППА:
  • Все с натуры писал: и сани, и дровни. И переулки все искал, смотрел; и крыши где высокие. А церковь-то в глубине картины – это Николы, что на Долгоруковской. Штрихи все ловил. Помните посох-то, что у странника в руках. Это богомолка одна проходила мимо с этим посохом.
  • Девушку в толпе, это я со Сперанской писал – она тогда в монашки готовилась. А те, что кланяются,- все старообрядочки с Преображенского.
  • В восемьдесят седьмом я «Морозову» выставил. Помню, на выставке был. Мне говорят: «Стасов вас ищет».
  • Император Александр третий на выставке был. Подошел к картине. «А, это юродивый!» - говорит. Все по лицам разобрал. А у меня горло от волнения ссохлось: не мог говорить. А другие-то, как легавые псы кругом…
  • Задачи художника:
  • Написание картины опирается на изучение натуры.
  • (Отсюда поиски прототипов)
  • Красота композиции должна давать впечатление естественности.
  • (Не случайны 35 эскизов композиции этой картины, отражающих процесс его работы)
  • Цель художника:
  • В «Морозовой» отразить не пытки боярыни и не смерть её в земляной тюрьме в Боровске, а провоз по улицам древней Москвы среди толпы народа, провоз, который рассчитан был на глум и унижение раскольницы, а превратился в её торжество, показав потрясенной толпе величие духа и силу подвига Морозовой.
ОСНОВНАЯ ТЕМА КАРТИНЫ:
  • Русские сани и ворона на снегу.
  • Исходя из соотношений сизовато-черного крыла к розовому снегу – вечной антитезы черного с белым, как символ религиозного раскола.
  • В картине мы видим контрасты роскоши и нищеты.
  • Шёлк, порча и самоцветы боярышень соседствуют с лохмотьями нищих, рубищем и веригами юродивого.
  • Показана и красота русского «узорочья».
  • Красота народного творчества, народных изделий: платки, шали.
  • Протяженность времени события в картине отмерена движением саней, бегом мальчика среди толпы.
  • Мы видим, как изменяются выражения лиц, чувства, мысли, переживания столпившихся по мере того, как в поле их зрения попадает Морозова с истово поднятым двуперстием, бледным лицом и сверкающим взглядом.
  • Природа и предметная среда - объективная основа колорита.
  • Некую цветовую целостность дает климат, погода, освещение.
  • От двуперстия блаженного по диагонали к поднятой руке Морозовой – впереди храм, как знак неизбежного будущего. А взгляд Морозовой через жалованную шапочку княгини Урусовой падает к печальному лику Гребенской божьей матери и от него уже к гудящей толпе.
- ВОПРОСЫ ГРУППАМ:
  • 1 группе - Какой эпизод из истории раскола изображен на картине?
  • 2 группе - Какие слои русского общества представлены в картине?
  • 3 группе - Как в картине показан драматизм ситуации, отношение разных сторон общества к происходящему?
  • 4 группе - Каково отношение толпы к боярыне Морозовой?
  • Руководствуются критериями оценивания ответа:
  • Умение составить ответ в соответствии с формулировкой задания ;
  • Композиционная логика ответа (трёхчастная структура, наличие речевых связок между логическими частями ответа);
  • Умение аргументировать суждения с помощью фактов, цитат;
  • Правильное введение цитаты в ответ посредством прямой и косвенной речи.
6. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ. - РАБОТА НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ.
  • До реформы- «староверы»
  • (сторонники Аввакума)
  • После реформы
  • (сторонники Никона)
  • Крещение двумя перстами
  • Земной поклон
  • Двукратное пение «аллилуйя»
  • Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу.
  • Написание имени Христа: Исус
  • Крещение тремя перстами
  • Поясной поклон
  • Трехкратное пение «аллилуйя»
  • Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца.
  • Написание имени Христа: Иисус
  • 7. Этап коррекции знаний и способов действий.
  • До реформы – «староверы»
  • (сторонники Аввакума)
  • После реформы
  • (сторонники Никона)
  • Заполнение таблицы: Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы 17 века.
  • Материал для самоконтроля
8. ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
  • 1.Попытайтесь оживить картину, наполнить её звуками, возгласами, словами.
  • ( Проявите свои чувства через звуки и слова. Что бы мог сказать каждый герой в картине В. Сурикова?)
  • 2. Используя материалы (белый лист формата А3, фломастеры или масляные мелки), выполните художественное решение своей картины «Мое отношение к происходящим событиям церковной реформы 17 века»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ
  • Один из выполненных рисунков.
9. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
  • Учащиеся отвечают на вопросы:
  • Чему я научился сегодня? (Что нового узнал?)
  • Какие вопросы у меня остались? (Что осталось непонятным и поэтому беспокоит меня?)
  • Каждая группа задает вопрос по теме урока ко всей аудитории:
  • Примеры с урока:
  • Чем характерна церковная реформа 17 века? Что она дала России? Каковы её последствия?
  • - Есть ли в России, Удмуртии, нашем районе старообрядцы?
  • - Что для тебя означало событие - открытие Собора Архангела Михаила в г. Ижевске и приезд на его открытие Святейшего
  • Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 ?
НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА КОНЧАЛОВСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭМА «НАША ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА»
  • «Мы отчизне верно служим,
  • Ты - один из сыновей,
  • Так расти, чтоб ты был нужен,
  • Дорог родине своей!
  • Ждет тебя за труд награда-
  • Цель прекрасная в дали,
  • Но оглядываться надо
  • На пути, что мы прошли.
  • Ничего нет лучше, краше
  • Милой родины твоей!
  • Оглянись на предков наших,
  • На героев прошлых дней…»
- ПОЧЕМУ МЫ ВЫБРАЛИ СТРОКИ ИЗ ПОЭМЫ НАТАЛЬИ КОНЧАЛОВСКОЙ?
  • Все очень просто!
  • Её дед - известный художник - передвижник В.И. Суриков.
  • Она написала о нём книги: «Дар бесценный», «Суриково детство»
  • (с книгами можно познакомиться в библиотеке и сети Интернет).
  • Её муж, Сергей Владимирович Михалков – известный детский писатель.
  • Отец – художник, Петр Петрович Кончаловский.
  • Её дети, известные кинорежиссеры: Никита Михалков, Андрей Кончаловский.
ЛИТЕРАТУРА К УРОКУ:
  • А.К. Лебедев, А.В. Солодников «В.В. Стасов» Москва «Искусство» 1982г;
  • Костомаров Н.И. русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. в 3-х томах. Том второй- Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г;
  • Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова.- М.: Просвещение, 1995;
  • История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967;
  • Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966;
  • Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917—1953 гг., в сб.:
  • Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М.—Л., 1954; Гусев В. Е., «Житие» протопопа Аввакума — произведение демократической литературы XVII в., там же, [т.] 14, М.—Л., 1958;
  • Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.
  • Щапов А. П., Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в., Соч., т. 1, СПБ, 1906;
  • Сапожников Д. И., Самосожжение в русском расколе. Со 2-й половины XVII в. до конца XVIII в., М., 1891;
  • Смирнов П. С., Внутренние вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898;
  • Смирнов П. С., История русского раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895;
  • Смирнов П. С., Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в., СПБ, 1909;
  • Каптерев Н, Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1—2, Сергиев Посад, 1909—1912;
  • Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. 2, [М., 1915];
  • Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М. — Л., 1931;
  • Сахаров Ф., Литература истории и обличения русского раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в. 1—3, Тамбов — СПБ, 1887—1900.
  • Тихонравов Н. С., Боярыня Морозова. Эпизод из истории русского раскола, «Русский вестник», 1865, т. 59, № 9;
  • Забелин И. Е., Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетии, 3 изд., М., 1901;
  • Мазунин А. И., Повесть о боярыне Морозовой (памятник русской литературы XVII в.), Л., 1965.
  • Каптерев Н. Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1—2, Сергиев-Посад, 1909—12; Устюгов Н. В., Чаев Н. С., Русская церковь в XVII в., в сборнике: Русское государство в XVII в., М., 1961.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «РАСКОЛ ЦЕРКВИ. «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»»
  • Материал подготовлен учителями: Косолаповой О.В Муриной З.В
  • МОУСОШ с Пугачево Малопургинского района
  • Удмуртской Республики
  • Разработана подробная презентация всего материала
  • урока для учащихся по каким-либо причинам пропустившим урок.