Презентация "Мыржакып Дулатов" 11 класс

Подписи к слайдам:
Кокшетауский государственный университет имени Ш.Ш.Уалиханова Мыржакып Дулатов
  • Выполнила студентка 1 курса
  • факультета «Аграрно-экономический
  • институт имени С.Садвакасова»
  • Дубровина Диана
  • кафедра «Экономика, учет и аудит»
  • специальность «Экономика», группа ЭКР 72
Мыржакып Дулатов (Мир-Якуб)
  • Поэт, писатель, публицист, общественный деятель, просветитель-педагог.
  • Вместе с Алиханом Букейхановым и Ахметом Байтурсыновым вошел в плеяду национальных героев, обозначивших веху возрождения национального самосознания казахов в ХХ веке.
  • Член правительства Алашорда.
  • 1885 – 1935 гг.
Родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Костанайской области.
  • Родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Костанайской области.
  • Из краткого описания детства: «Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет – отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился».
Два года учился в сельской школе на русском и казахском языках.
  • Два года учился в сельской школе на русском и казахском языках.
  • С двенадцати лет учился в Торгайском двухклассном русско-казахском училище.
  • По окончании педагогических курсов в 1902 г. работал учителем в ауле.
Часы досуга посвящал самообразованию, много и жадно читал книги казахских, русских, европейских и восточных авторов. Первый стихотворный опыт был напечатан в первом номере казахской газеты «Серке» в Петербурге.
  • Часы досуга посвящал самообразованию, много и жадно читал книги казахских, русских, европейских и восточных авторов. Первый стихотворный опыт был напечатан в первом номере казахской газеты «Серке» в Петербурге.
  • «Серке» - вожак, выводящий заблудшую овечью отару в буран на дорогу.
  • Мыржакып Дулатов публикует в «Серке» страстное стихотворение «К молодежи».
В дни революции 1905 года он был в рядах демонстрантов в Каркаралинске,
  • В дни революции 1905 года он был в рядах демонстрантов в Каркаралинске,
  • участвовал в работе съезда казахской конституционно-демократической партии в Уральске в 1906 году,
  • ездил в Петербург в составе группы делегатов этого съезда.
Первое собрание стихов «Оян, қазақ» вышло в 1909 году, сразу разошлось и было переиздано в 1911 году.
  • Первое собрание стихов «Оян, қазақ» вышло в 1909 году, сразу разошлось и было переиздано в 1911 году.
  • Заголовок книги послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала ХХ века, о
  • дним из ведущих вдохновителей которого Мыржакып Дулатов считается по праву.
В 1911 году сборник «Оян, қазақ» был конфискован, как отметил сам автор, главным управлением по делам печати.
  • В 1911 году сборник «Оян, қазақ» был конфискован, как отметил сам автор, главным управлением по делам печати.
  • Смагул Садвакасов в предисловии к книге «Молодой Казахстан» (1928 г.) писал: «В начале этого столетия появляются первые последователи Абая. К ним можно причислить ныне живущих А. Байтурсынова, М. Дулатова, М. Жумабаева.
  • Первый роман на казахском языке под названием «Бақытсыз Жамал» («Несчастная Жамал») вышел в 1910 году.
  • Автором его является вышеупомянутый Мыржакып Дулатов. Роман описывал жизнь угнетенной казахской женщины, продаваемой, как вещь, за калым, и имел огромный успех, доставив автору небывалую славу».
Это было первое смелое обращение демократически настроенного человека, просветителя к народу.
  • Это было первое смелое обращение демократически настроенного человека, просветителя к народу.
  • В те времена мало кто осмеливался бы так открыто призывать народ к борьбе.
  • «Проснись, казах, оглянись вокруг. Нельзя так долго находиться во тьме».
  • Эти слова призывают народ к действию. Свобода – не кусок хлеба, который нужен нам каждый день для поддержания жизни. Свобода – это нечто большее. Свободный человек сам определяет свою судьбу.
Стихотворение «К молодым», опубликованное в первом номере газеты «Серке» в 1907 году, отражает все увиденное и пережитое поэтом в период первой русской революции.
  • Стихотворение «К молодым», опубликованное в первом номере газеты «Серке» в 1907 году, отражает все увиденное и пережитое поэтом в период первой русской революции.
  • Статья Мыржакыпа Дулатова «Наши задачи», разоблачавшая царскую политику на национальных окраинах, была опубликована во втором номере «Серке».
  • После этого издание этой газеты было запрещено.
Второй сборник стихов Мыржакыпа Дулатова под названием «Азамат» вышел в 1913 году.
  • Второй сборник стихов Мыржакыпа Дулатова под названием «Азамат» вышел в 1913 году.
  • Он имел обширную переписку с русскими публицистами, которых он в своих письмах знакомил с восточной культурой.
  • Работал в журнале «Айкап», газете «Ақ-жөл».
  • В 1926 года работал преподавателем института народного образования в Оренбурге,
  • в 1927 году – помощником редактора газеты «Енбекши қазақ».
В сборник «Азамат» вошли не только стихотворения Мыржакыпа Дулатова, но и его высокохудожественные переводы произведений Ф.Шиллера, А.С.Пушкина, Г.Тукая М.Ю.Лермонтова.
  • В сборник «Азамат» вошли не только стихотворения Мыржакыпа Дулатова, но и его высокохудожественные переводы произведений Ф.Шиллера, А.С.Пушкина, Г.Тукая М.Ю.Лермонтова.
  • Тонким эстетическим вкусом и глубиной отличаются статьи Мыржакыпа Дулатова о творчестве Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, А.Байтурсынова, объемистый труд «История происхождения казахов и кыргызов», «Библиографический указатель казахских книг» в двух частях и другие работы.
Большое значение придавал Мыржакып Дулатов созданной, как он считал, лишь благодаря самоотверженному труду и умелому руководству А. Байтурсынова, газете «Қазақ», выполнявшей роль общественно-политического издания, и просуществовавшей до октября 1918 года.
  • Большое значение придавал Мыржакып Дулатов созданной, как он считал, лишь благодаря самоотверженному труду и умелому руководству А. Байтурсынова, газете «Қазақ», выполнявшей роль общественно-политического издания, и просуществовавшей до октября 1918 года.
  • Жизни и творчеству А. Байтурсынова он посвящает позднее очерк (1922 г.).
  • Активно сотрудничал в 1911 году Мыржакып и в первом казахском журнале, где появились его рассказы и стихи.
  • В 1915 году выходит сборник стихов под общим названием «Терме».
С весны 1913 г. в Оренбурге начала выходить газета «Қазақ», в которой Мыржакып Дулатов активно сотрудничает с Байтурсыновым.
  • С весны 1913 г. в Оренбурге начала выходить газета «Қазақ», в которой Мыржакып Дулатов активно сотрудничает с Байтурсыновым.
  • Жизнь и творчество Мыржакыпа Дулатова тесно связаны с партией «Алаш» и правительством «Алаш Орды».
  • Мыслящие люди, в их числе Мыржакып Дулатов, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынула по воле царской администрации более 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости.
  • Здесь они были продолжателями просветителей XIX века.
Мыржакып Дулатов был одним из составителей программы партии «Алаш». С конца 1917 года до апреля 1918-го возглавлял газету «Қазақ», являлся одним из руководителей правительства «Алаш Орда», членом его Военного Совета.
  • Мыржакып Дулатов был одним из составителей программы партии «Алаш». С конца 1917 года до апреля 1918-го возглавлял газету «Қазақ», являлся одним из руководителей правительства «Алаш Орда», членом его Военного Совета.
  • В 1919 году вместе со многими другими деятелями алашординского движения Мыржакып Дулатов переходит на сторону Советской власти. Начинается новый этап в жизни и творчестве.
  • В 20-30 годы Мыржакып Дулатов работал в редакциях газет «Ақ жөл», «Енбекши қазақ», журнала «Кызыл Қазақстан», занимался переводческой деятельностью.
Со второй половины 20-х годов начинаются гонения на деятелей дореволюционной казахской интеллигенции. В
  • Со второй половины 20-х годов начинаются гонения на деятелей дореволюционной казахской интеллигенции. В
  • 1928 году Мыржакып Дулатов был арестован, сидел два года в тюрьме.
  • Находясь в тюрьме, на допросе в 1929 году в ответ на обвинение в «национализме» он пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отечество принадлежало нам».
  • Мыржакып Дулатов резко выступал против реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с его письменной историей.
  • Это положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории.
  • Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстаивать права казахского языка и религии.
Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное.
  • Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное.
  • Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно истина восторжествует».
  • Далее был сослан в Соловецкий лагерь и в апреле 1930 года приговорен к расстрелу, который был заменен десятью годами тюремного заключения.
  • Скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 года.
  • В ноябре 1988 года был посмертно реабилитирован.
Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове:
  • Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове:
  • «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом… Рано или поздно, истина восторжествует».
Мыржакып Дулатов прошел непростой творческий и жизненный путь, оставив после себя богатое наследие.
  • Мыржакып Дулатов прошел непростой творческий и жизненный путь, оставив после себя богатое наследие.
  • Он был блестящим знатоком литературного языка, способствовал формированию кадров для казахской журналистики.
  • Его произведения отличаются не только гражданским пафосом, но и высоким поэтическим мастерством.
  • Мыржакып Дулатов принадлежал к той плеяде деятелей казахской интеллигенции, которая пробудила политическое сознание народа, внушила ему необходимость приобщения к общечеловеческим ценностям.
В памяти народа Мыржакып Дулатов остался верным сыном народа.
  • В памяти народа Мыржакып Дулатов остался верным сыном народа.
  • Он ушел из жизни в борьбе за свободу и независимость народа.
  • В 1990 году в Костанайской области, в Торгайском районе, открылся памятник А.Байтурсынову и М. Дулатову.
  • Автор — скульптор Х.Е Наурызбай