Конспект урока "Восточные славяне в VIII - IX вв." 10 класс

Конспект урока для 10Г класса
по предмету «История России»
Выполнила: Радионова В.В.
Группы ИО-11-02
Тема урока: «Восточные славяне в VIII – IX вв.»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся
Цель: охарактеризовать главные особенности занятий, общественного строя, быта и
верований восточных славян; описать их отношения соседними племенами и народами,
общий уровень социально-экономического развития.
Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:
Образовательные:
сформировать представление о жизни древних славян;
выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных
славян;
выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
изучить систему управления Древнерусским государством;
Развивающие:
развивать познавательные умения умения доказывать, делать выводы;
развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать
причинно-следственные связи между событиями;
Воспитательные:
воспитывать уважение к историческому прошлому России;
сформировать у учащихся собственного отношения к изучаемому периоду.
Основные понятия:
Вече - собрание горожан для решения общественных дел, а также место этого собрания.
Государство это власть князя и его соратников, этой войско, охраняющее власть, это и
законы, регулирующие деятельность жителей, и налоги.
Дружинники -приближённые князя, а также княжеское войско.
Племенной союз - союзы восточнославянских племён, формирование которых началось
в бронзовом веке. Большей частью племенные союзы были связаны не единством
происхождения, а районом расселения, поскольку территориальные связи преобладали
над родовыми.
Князь - предводитель войска и правитель области в феодальной, удельной Руси.
Путь «их варяг в греки» - водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через
Восточную Европу в Византию.
Политеизм система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких
божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.
Язычество - религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство.
Основные даты:
862г.— призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси.
882г. объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство.
Оборудование урока: карта “Расселение восточных славян”, изображения языческих богов.
Литература: Сахаров А., Боханов А. История России. с древнейших времен до конца XVII
века. 10 класс. Часть 1, РС 2014г, 288стр.
Дополнительная литература:
Платонов С. Ф., Полный курс лекций по русской истории. С.-П., 1997.
Рыбаков В. А. Мир истории. Начальные века Русской истории. -М.,1987.
Седов В. В. Восточные славяне в YI-YIII в. -М., 1982.
План урока.
I. Оргмомент (2 мин.).
II. Проверка домашнего задания (8 мин.).
III. Изучение нового материала.(25 –30 мин).
Восточнославянские племена в VIII IX вв.
Хозяйство восточных славян, Общественный строй восточных славян
Предпосылки образования государства
Религия восточных славян
IV. Закрепление изученного материала. (4мин.).
V. Рефлексия (2мин.)
Ход урока.
I. Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).
Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжим изучение древнейшей истории нашей
страны
II. Проверка домашнего задания (8 мин.).(фронтальный опрос)
Давайте вспомним, что вы уже успели изучить на прошлых уроках. Для этого проведем
небольшой фронтальный опрос
1)Заполните пропуски:
Большую часть Европы и Азии населяли ______________ - объединение многих народов,
говоривших на общем языке, которые затем распались на ______________. В германскую
группу племен входили немцы, _______________, ________________ и датчане.
_________________ группа включает современные народы: французов, итальянцев и
испанцев. Славянские племена также отделились от этой общности. Позднее они разделились
на 3 большие группы: южных (_______________), западных (________________) и восточных
(________________) славян.
2)Ответье на вопрос: Какой была картина расселения восточнославянских племен на
территории Восточной Европы в VIII веке? Почему их расселение в основном носило
мирный характер?
3)Назовите национальности, которые образуются в результате Великого переселения
народов, заполнив схему
III. Изучение нового материала.(30 –31 мин) (рассказ учителя + самостоятельная работа)
Восточнославянские племена в VIII – IX вв.
Учитель: На рубеже VIII—IX вв. восточные славяне занимали обширную территорию,
включавшую бассейны Днепра и Днестра, Буга и верховьев Западной Двины, а также
верховья Волги.
В летописном рассказе о расселении славян, содержащемся в “Повести временных лет”,
названы полтора десятка племенных союзов.
Вот что пишет Нестор в Повести временных лет о расселении восточных славян:
":и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами,
потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались
дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в
Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались
своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по
Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ:"
[1]
Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания:
особенностей ландшафта.
Работа с текстом учебника: Распределите названия восточнославянских племен и места их
обитания, используя текст учебника:
Поляне
г. Искоростень
Кривичи
г. Ростов
Новгородские
словене
г. Киев
Уличи
г. Новгород
Радимичи
Бассейн р.
Южный Буг
Вятичи
р.Днестр и р.
Днепр
Волыняне / бужане
г. Полоцк
Полочане
г. Смоленск
Древляне
р. Сож, р. Сейм
Хозяйство восточных славян
Основным занятием славян конечно же было земледелие. Археологические находки
позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту,
свеклу и т.д. Из технических культур славяне разводили лен и коноплю.
Системы земледелия вначале сильно отличались у славян, живших на севере и на юге. Там,
где росли густые леса, преобладала подсечно-огневая система. Сначала деревья подрубались,
и целый год постепенно засыхали. На следующий год высохшие деревья сжигались, и в золу
сеяли зерно. Иногда землю предварительно распахивали, но чаще всего не делали и этого.
Хорошие урожаи такие участки давали только в течение трех-четырех лет. Затем участок
забрасывали и вырубали новый. Именно с такой крайне неудобной системой, требующей
огромного количества земли, и была связана малонаселенность первых славянских
поселений. Основными же орудиями труда на севере были топор-мотыга, заступ, борона-
суковатка.
На юге, с его теплым климатом и плодородными почвами, основной системой земледелия
был перелог. Ралом, а позднее деревянных плугом с железным лемехом, распахивали землю.
Когда участок истощался, переходили на другое место. Однако очень скоро обе эти системы
уступили место пашенному земледелию.
Другим важным занятием славянских племен было скотоводство. Скотоводство восточных
славян было органически связано с земледелием. Скотоводство давало мясо, молоко; скот
использовали как тягло на пашне (в нечерноземной зоне – лошади, в черноземной – волы)
Немаловажное значение имели рыбалка и охота, тем более, что в густых лесах водилось
множество пушных зверей, мех которых использовался для изготовления одежды, а также
шел на продажу.
В качестве оружия славяне использовали луки, копья, мечи, палицы (палки с тяжелыми
набалдашниками и шипами). Пущенные из тугих луков каленые стрелы могли настигнуть
неприятеля даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использовали шлемы и
прочные "рубашки" из мелких металлических колец – кольчуги.
Важную роль в жизни восточных славян играло также бортничество – сбор меда диких пчел.
Также начали складываться торговые отношения.
В начале 9 века начинает действовать торговый Днепрово-Волховский путь, названые
позднее «из Варяг в Греки», по которому Восточные славяне вели торговлю с Византией.
Путь из Варяг в Греки. Из Греки поднимались по Днепру, волокли до Ловоти, и по Ловоти в
Ильмень озеро и далее в Волхов, Ладогу и Балтийское море.
(Повесть временных лет)
В связи открытием этого пути приобретает важное значение Новгород, стоящий у озера
Ильмень.
Общественный строй восточных славян
Работа со схемой: слушая рассказ учителя нарисовать схему «Общественный строй славян»
Учитель: к концу IX века сложилась четкая иерархия общества. На его вершине князь, в
чьих руках все управление племенем. Он опирался на воинов-дружинников. Рядом с князем
выделялся воевода.
Также действовало собрание всего племени-вече.
Основную часть племени составляли свободные его члены люди или смерды. Наиболее
зажиточные - мужи, вои - те, кто имел право и обязанность участвовать в войнах и мог себя
снарядить для военных мероприятий.
Челядь (женщины, дети) подчинялись мужам.
Сироты, холопы, убогие, скудные, нищие бедные, неполноправные, попавшие в
зависимость от богатых людей.
Самая низшая ступень — рабы (пленники)
Предпосылки образования государства
Беседа: Взгляните на представленную, на доске схему и попробуйте объяснить ее, используя
текст учебника (стр. 29-31) и полученные знания
Предпосылки образования древнерусского государства
Экономические
(увеличение производительности труда,
накопление богатств, развитие торговли
социальные
Возникновение имущественного
неравенства, выделение знати
политические
Усиление роли военной знати
Внешне политические
Постоянное военное давление соседей
Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по
столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения
первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на
пути "из варяг в греки". Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути:
первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни
восточнославянского общества.
Религия восточных славян
Учитель: Существует достаточное количество источников, по которым можно судить о
верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских
язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы
природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы отсюда
вытекают и боги-повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего
пантеона богов у славян были и более мелкие божества домовые, русалки и другие. Мелкие
божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней
участвовали. Славяне верили в существовании у человека души, в небесное и подземное
царство, в жизнь после смерти.
Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и
людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, просили покровительства, им приносили
жертвы – чаще всего это был скот. Точных сведений о наличии человеческих
жертвоприношений у языческих славян не существует.
Особое значение имеет культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Дажьбога
(Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра.
Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец
молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде.
Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования
государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал
укрепляться.
Перун – центральный образ индоевропейской мифологии – громовержец (древнеинд.
Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху»
(отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с
противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д.
Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого
с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку .
В языческий пантеон входили также Волос (Велес) – покровитель скотоводства и хранитель
подземного мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие.
Также у славянских язычников существовали различные образы, которые олицетворяли те
или иные явления природы, но не были божествами. К ним можно отнести Масленицу,
Коляду, Купалу и других. Чучела этих образов сжигались во время праздников и ритуалов.
Появление государства у восточных славян было важной вехой на пути развития общества.
Переход от догосударственного общества к государственной организации шел постепенно на
протяжении VI—IX вв.
IV. Закрепление изученного материала.(Беседа).
Назовите племенные образования славян их их ареал расселения, которые мы сегодня
узнали
Дайте характеристику занятиям и общественному устройству славянских племен
Соедините имена богов и их сферу распространения.
Перун - бог молний, грома, войны
Ярило - бог солнца
Стрибог - бог ветра
Сварог - бог неба
Велес - бог скота
Макошь - богиня плодородия
Ладо - бог любви и согласия
V. Рефлексия
Ответить на любые два вопроса на листочках:
Как бы вы назвали урок?
Что было самым важным на уроке?
Зачем мы сегодня на уроке…?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
VI. Домашнее задание: (3 мин.)
§ 2, ответить на вопросы в конце параграфа
на выбор: нарисовать карту расселения восточнославянских племен / написать сочинение от
представителя любой социальной общности славянского племени «Мой день в племени».