Конспект урока по истории Казахстана "Духовная культура казахского народа" 5 класс

История Казахстана 5 класс.
Урок 20
Тема урока: Духовная культура казахского народа.
Цели урока:
образовательная объяснить смысл и значение ораторского искусства в жизни казахов, дать
знания о красноречии и искусстве ораторства как особенностях духовной культуры казахов;
развивающая - научить правильно формулировать свои мысли и делать выводы, развивать
способность кратко излагать свои мысли, используя исторические термины и понятия;
воспитание уважения к родному языку, ораторскому искусству;
тип урока: изучение новой темы.
Наглядность: презентация.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Опрос домашнего задания.
Расскажите о народных праздниках казахов.
Расскажите о празднике Наурыз.
3. Новая тема.
Ключ ко всем искусствам – красноречие.
Запишите на листочках – что такое красноречие?
Беседа с классом.
Рассказ учителя:
По традиции, поэтическое, ораторское, певческое, музыкально-исполнительское мастерство
почитались у казахов более всего, поэтому детей с малых лет учили петь, играть на домбре,
говорить красиво, остроумно.
Каждый казахский юноша должен был продемонстрировать свое искусство кюйши на тризнах,
тоях в честь новорожденного, а если он отказывался, его ждало «наказание»: подвешивали на
аркане к потолку юрты, «подогревали» на огне и заставляли мычать. Таков был старинный ритуал.
Благодаря народным обычаям и традициям, каждый казах был в соответствии со своими
возможностями исполнителем, участником представления.
Молодежь осваивала сразу несколько видов искусства. Поэты были одновременно певцами, а
кюйши – композиторами, в то же время, они участвовали в конноспортивных соревнованиях или в
национальной борьбе. Например, всем известные Ахан сере, Биржан сал, Жаяу Муса, Асет, Мади
и другие демонстрировали свое мастерство в разных видах искусства и национального спорта.
Прибытие любого из них на летовку становилось праздничным событием.
В традиционной народной школе, обучавшей поэтическому и ораторскому мастерству, не
заставляли заучивать наизусть тексты, как это делалось в духовных школах-медресе. Молодые
люди учились критически оценивать явления, тренировались в красноречии. Они осваивали не
только словесное искусство, но знакомились с древними обычаями и ритуалом исполнения
поэтических произведений. Слушателями и ценителями были многочисленные толпы людей,
потому что каждый творец и исполнитель должен был пройти испытание перед народом.
Акыны искали молодых людей, стремившихся овладеть тем же искусством, которым владели они,
принимали участие в судьбе каждого из них.
Изречения, высказывания и наставления ораторов раннего периода сохранялись не на бумаге, а в
памяти народа. Распространяясь устно, они претерпели немало изменений, сокращений,
передаваясь от поколения к поколению в значительной обработке; говоря образно, сохранили
лишь суть, зерно, обратясь «в узелок с надколенную чашечку, вобравший в себя девяносто
высказанных слов» и стали народными изречениями.
Многие ораторы стали легендами. Среди них Жиренше шешен, Аяз би, Алдар Косе, Паша бала и
другие.
Особое место в ораторском искусстве занимали бии.
Читаем речь Казыбек бия стр. 130 учебника.
4. Закрепление:
1. Назовите знаменитых казахских ораторов. (Аяз би, Асан Кайгы, Айтеке би и др.).
2. Назовите известных вам казахских ораторов (Анет баба, Айтеке, Толе, Казыбек бии, Срым
батыр)
3. В каком веке ораторское искусство получило особенно широкое распространение? (в 18 веке)
4. Какое место занимали казахские ораторы и бии в традиционном казахском обществе?
5. Рефлексия
6. Домашнее задание параграф 40,42 пересказ