Технологическая карта урока "Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси" 6 класс

Департамент образования Вологодской области
Автономное образовательное учреждение Вологодской области
дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации) специалистов
«Вологодский институт развития образования»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного
учреждения»
Выполнил:
Скорюкова Валентина Ливерьевна-
учитель истории
МБОУ: «Верхнетолшменская ООШ»
2014г.
Технологическая карта урока
Предмет: история, 6 класс
Базовый учебник: «История России с древнейших времен до конца16 века» М. Просвещение 2010г.
Тема урока: Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Цель урока: характеристика деятельности князя Владимира Святославовича и определение причин и значения
принятия Русью христианства.
Задачи урока:
1.Обучающая: актуализировать знания из курса всеобщей истории о возникновении христианства ;объяснить
особенности новой религии по сравнению с язычеством
2 Развивающая: используя отрывки из документов, уметь объяснять причины принятия христианства, давать оценку
значения принятия христианства.
3 Воспитательная: воспитывать российскую гражданскую идентичность, уважение к истории своей страны.
Тип урока: комбинированный
Форма: групповая, индивидуальная
Методы: поиска правильного решения, словесный, наглядный.
Приемы: прогнозирование, составление логической цепочки учебного материала
Оборудование : тексты документа, карта «Киевская Русь»
Планируемые результаты:
Личностный результат осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания
обучающегося о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства.
Метапредметный результат уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать
познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
Предметный результат знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси,
понимать значение этого события для русского народа; уметь читать историческую карту и соотносить её данные с
хронологией событий; извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
1
Мотивация к
учебной
деятельности (1-2
минуты)
Цель: включение
обучающегося в
учебную
деятельность на
личностно
значимом уровне.
П. задаёт детям
вопросы:
1. С каким
настроением вы
пришли на урок?
1. Обучающиеся
выбирают смайлик,
соответствующий их
настроению.
2
Актуализация
знаний (4-5 минут)
Цель: включение
школьника в
учебную
деятельность через
карточки-символы,
проблемные
Раздает карточки с
символами правления
князей.
Рассказывает
ученикам, что после
смерти Святослава
между сыновьями
Уч-ся рассказывают о
соответствующем князе.
вопросы.
началась
междоусобная война за
власть. Победителем
из нее вышел
Владимир. Он и стал
великим князем.
Почему он?
Против его власти
восстали вятичи и
радимичи.
Почему? Что могло
произойти с
Древнрусским
государством, если бы
Владимир не подавил
их восстания?
Выдвигают гипотезы.
Ответ: не хотели
подчиняться.
Ответ: другие племена
могли бы тоже восстать,
угроза для
существования
Древнерусского гос-ва.
3
Целеполагание
Как Владимир
сохранил
Древнерусское гос-во?
Можно ли опираться
только на силу в
отношениях между
людьми?
Что должен был
сделать Владимир
чтобы сохранить гос-
во?
Как Владимир это
сделал?
Ответ: силой.
Возможный ответ: нельзя
опираться только на силу,
будут обиженные, война.
Объединить русских
людей
С помощью христианства
Называют тему урока.
Составляют план
Назовите тему урока.
Что вам известно о
христианстве?
Какие религии вы еще
знаете?
В каких соседних
странах с Киевской
Русью были
распространены эти
религии в 10в.?
Отвечают.
Работают по карте,
называют:
Иудаизм-в Хазарии.
Ислам- Волжская
Булгария.
Католичество-Польша,
Венгрия.
Православие Византия,
Болгарии.
4
Изучение нового
материала
Проблемный вопрос: «
Почему князя
перестали устраивать
языческие боги,
каковы причины
принятия
христианства на
Руси?» (составьте план
ответа на вопрос).
Физкультминутка
Работают в группе по
документам.
Задания группам:
Группа №1. Внимательно
прочитайте документ «
Из повести временных
лет», учебник, с.54 и
ответьте на вопросы.
Группа №2. Внимательно
прочитайте текст №2 «Из
истории государства
Российского»
Н.Карамзина и ответьте
на вопросы.
Группа № 3.
Внимательно прочитайте
Группы №№ 1-5
представляют
выполненные задания.
каковы главные
отличия христианства
от язычества
текст №3 «Сквозь
глубину веков» Б.
Раушенбаха и ответьте на
вопросы.
Группа №4. Внимательно
прочитайте текст №4
«Политический фон
крещения Руси» А. Поппэ
и ответьте на вопросы.
Группа №5. Внимательно
прочитайте текст №5
«Из повести временных
лет» и ответьте на
вопросы:
-где и как крестили
киевлян?
-как поступил князь
Владимир с языческими
идолами?
-охотно ли расстались
киевляне с языческими
идолами?
(нет многобожия, обо-
жествления природы,
жертвоприношений)
5
Первичное
закрепление знаний
3 Как выбор веры
Владимиром
Святославовичем
повлиял на
интенсивность
культурных контактов
с соседями?
Каким было
византийское наследие
на Руси? Прочитать
с.41составить схему
устройство русской
православной церкви
Ответ: усилились
контакты с
православными соседями,
распространяются
ремесла книжное дело
каменное строительство
выпечка просфор..
Константинопольский
Патриарх—митрополит-
епископы-монахи,
приходские священники-
миряне
6
Обобщение и
систематизации
знаний.
Задание классу:
Почитайте текст с.41,
заполните таблицу
«Значение принятия
христианства на Руси»
(политическое,
международное,
духовное).
Заполнение таблицы в
тетради работают в
парах
7
Информации
домашнего
задания.
Составить синквейн:
«характеристика
деятельности князя
Владимира»
Приложение № 3
Текст № 1 Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских
летописей М.; 1989.)
« В лето 986. пришли болгары - мегометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили
каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие
всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль креститься, но он хотел еще разузнать обо всех верах…
В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говоря,
прими закон наш. Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех
пришли греки, браня все законы, а свой- восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и
старцы:- « Если хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба».
Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к болгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру». Пошли
русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился
к послам: « Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в
мечети, и нет у них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах
различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки и ввели нас туда, где служат они Богу
своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как
лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы
забыть красоты той».
Текст № 2 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина).
« Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону…. Великий
князь грозил им стоять три года под стенами, ежели сдадутся, но граждане отвергли его предложения, старались
уничтожить все работы осаждающих…
К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу
с надписью: « За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете
отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане,
изнуряемые жаждою, сдались россиянам. Завоевав, славный и богатый город…. российский князь… чрез послов
объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае отказа
возьмет Константинополь. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и
призрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и
венец, ответствовали ему, что « приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное».
Владимир…. С радостью изъявил согласие креститься.
Текст № 3 (Из книги Раушенбаха Б. Сквозь глубину веков )
« В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически….С Византией уже сложились достаточно
тесные экономические отношения, она была близко расположена… На решение Владимира могло повлиять и то,
что в православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести на понятном языке
Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому вполне соответствовал
замыслам Владимира. Ни Русь, ни Византия не расценивали предстоящее крещение как чисто религиозный акт….
Точка зрения Византии сводилась к следующему:
поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную Церковь возглавляли патриарх и император, то
Русь автоматически становилась вассалом Византии…. Точка
зрения Владимира и его окружения была иной. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии,
но вполне суверенное государство. Как друг Византии, она оказывала бы ей военную помощь».
Текст № 4. (Из книги А. Поппэ « Политический фон крещения Руси»).
« Тяжелое военное поражение, еще более болезненная потеря престижа в битве с болгарами 17 августа 986 года,
побудили Василия III пересмотреть политику Византии по отношению к Руси. Контакты с Киевом были
установлены вскоре после отступления из Болгарии. Во время переговоров между Василием и Владимиром
,обсуждались три проблемы: принятие христианства Русью и ее правителем, его брак с багрянородной Анной и
военная помощь Византийской империи… Выбор даты крещения Владимира и его подданных не представлял
особого труда…. Некоторые византийские послы оставались в Киеве, чтобы подготовить и совершить обряд
крещения… до прибытия в Киев багрянородной Анны. Самое раннее, это могло произойти летом 988 года».
Текст № 5. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир… повелел опрокинуть идолы- одних- изрубить, а других - сжечь. Перуна же приказал привязать к
хвосту коня и волочь его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, приставил12 мужей колотить его жезлами…. Когда
влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, т.к. полностью не приняли еще они святого
крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где
к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполняли, что им было
приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, как зовется оно и до
сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый,
или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, пошли с радостью люди, ликуя и говоря: «Если
бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре». На следующий день вышел Владимир с попами
царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи,
другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на
месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ».
Текст № 6. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь
во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…. И по другим городам стали ставить церкви и
определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших
людей детей и отдавать их в обучение книжное…. Когда отданы были в обучение книжное, то тем самым сбылось
на Руси пророчество, гласившее: « В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не
слышали они раньше учения книжного, но по божьему усмотрению и по милости своей помиловал их Бог, как
сказал пророк: « Помилую, кого хочу».
,