Презентация "Объектно - ориентированное программирование на DELPHI - 1"
Подписи к слайдам:
- Цикл презентаций «ООП на Delphi» посвящен объектно – ориентированному программированию с использованием одной из самых распространенных систем быстрой разработки приложений – Delphi
- Используя данный учебный курс, можно самостоятельно овладеть основами объектно – ориентированного программирования на Delphi. Для расширения Ваших знаний к курсу приложен ряд учебных пособий и справочников по Delphi
- Цикл содержит 13 презентаций:
- ООП на Delphi – 1: Знакомство с системой программирования Borland Delphi. Объекты (компоненты) и их свойства и методы
- ООП на Delphi – 2: Первая программа на Delphi, сохранение и компиляция
- ООП на Delphi – 3: Программное изменение свойств объектов
- ООП на Delphi – 4: Условия в Delphi. Создание простого теста
- ООП на Delphi – 5: Элементы ввода и вывода информации. Обработка исключений
- ООП на Delphi – 6: Заставка программы и элемент таймер
- ООП на Delphi – 7: Программируем свою игрушку
- ООП на Delphi – 8: Меню программы, диалоги
- ООП на Delphi – 9: Создаем свой текстовый редактор
- ООП на Delphi – 10: Базы данных на Delphi
- ООП на Delphi – 11: Калькулятор на Delphi. Обработка исключительных ситуаций
- ООП на Delphi – 12: Создаем тестирующую систему
- ООП на Delphi – 13: Графика на Delphi
- Delphi использует язык программирования Объект Паскаль, поэтому лучше сначала изучить обычный Паскаль и поработать в ТурбоПаскале, а затем и переходить к Delphi – перейти будет очень просто, т.к синтаксис языка остается неизменным.
- Изучение ООП на Delphi желательно проводить в старших профильных классах – количество часов, отводимое на информатику там вполне достаточно для освоения основ ООП на Delphi
- Объектно – ориентированное программирование на
- DELPHI - 1
- @ Краснополянская школа № 1 Домнин Константин Михайлович 2006 год
- На этом уроке:
- Знакомство с системой программирования Borland Delphi. Объекты (компоненты) и их свойства
- Вопросы:
- Введение
- Рабочее окно программы
- Компоненты Delphi
- Объекты и их свойства
- DELPHI - 1
- Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 1
- 1. Введение
- Введение
- Delphi – современная и мощная объектно – ориентированная система быстрой разработки приложений, позволяющая создавать как самые простые (учебные, игровые приложения), так и сложные программы баз данных и управления предприятием
- Программирование на Delphi – увлекательный процесс, который можно сравнить с со сборкой мозаики, детских кубиков, конструктора, где роль этих кубиков будут играть объекты (кнопки, надписи, Edit – ы и прочие компоненты)
- Как в конструкторе, мы размещаем эти элементы на нашей форме, причем каждый элемент (объект) обладает своими свойствами, которыми мы можем управлять
- Кроме того объекты имеют свои методы – они способны реагировать на определенные события (нажатие кнопки, клавиши … ), при этом будет исполняться то, что мы записали в коде обработки этого события
- На этом уроке мы познакомимся с рабочим окном Delphi - 7 и, некоторыми его часто используемыми компонентами (объектами) и их свойствами
- Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 1
- 2. Рабочее окно Delphi
- Это наша форма, на которой мы будем размещать объекты
- Это окно, в котором мы будем писать код программы
- Инспектор объектов (здесь мы будем изменять свойства и поведение объектов)
- Рабочее окно Delphi
- Система раскрывающихся меню и панели компонентов
- Рабочее окно Delphi
- Начнем с меню и панели компонентов:
- Система раскрывающихся меню,
- содержащая функции для работы с файлами, проектом, настройки программы и т.д.
- ( как в MS OFFICE)
- Рабочее окно Delphi
- Стандартная панель инструментов, позволяющая производить часто используемые действия с файлами, проектами, формами
- Начнем с меню и панели компонентов:
- Рабочее окно Delphi
- Панель компонентов нашего приложения, содержащая вкладки сгруппированных объектов
- Вкладка стандартных и наиболее часто используемых элементов
- Вкладка дополнительных элементов, которая сейчас открыта, ниже мы видим элементы, которые содержит эта вкладка
- Вкладка диалоги, которую мы тоже будем использовать
- В ходе работы мы будем использовать компоненты и с других панелей
- Начнем с меню и панели компонентов:
- Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 1
- 3. Компоненты Delphi
- Компоненты Delphi
- Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
- 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
- Frame - рамка. Наравне с формой служит контейнером для размещения других компонентов. В отличие от формы может размещаться в палитре компонентов, создавая заготовки компонентов
- MainMenu - главное меню программы. Компонент способен создавать и обслуживать сложные иерархические меню, как например, в MS Word и других офисных программах, ставший стандартом оформления программ
- Компоненты Delphi
- Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
- 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
- PopupMenu - вспомогательное или локальное меню. Обычно это меню появляется в отдельном окне после нажатия правой кнопки мыши.
- Label - метка. Этот компонент используется для размещения в окне надписей.
- Компоненты Delphi
- Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
- 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
- Edit - строка ввода. Предназначена для ввода, отображения или редактирования одной текстовой строки.
- Memo - многострочный текстовый редактор. Используется для ввода и/или отображения многострочного текста.
- Компоненты Delphi
- Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
- 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
- Button - командная кнопка. Обработчик события OnClick этого компонента обычно используется для реализации некоторой команды.
- CheckBox - независимый переключатель. Щелчок мышью на этом компоненте в работающей программе изменяет его логическое свойство Checked.
- Компоненты Delphi
- Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
- 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
- RadioButton - зависимый переключатель. Обычно объединяется как минимум еще с одним таким же компонентом в группу. Щелчок по переключателю приводит к автоматическому освобождению ранее выбранного переключателя в той же группе
- ListBox - список выбора. Содержит список предлагаемых вариантов (опций) и дает возможность проконтролировать текущий выбор. .
- Компоненты Delphi
- Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
- 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
- ComboBox - комбинированный список выбора. Представляет собой комбинацию списка выбора и текстового редактора
- ScrollBar - полоса управления. Представляет собой вертикальную или горизонтальную полосу, напоминающую полосы прокрутки по бокам Windows-окна.
- Компоненты Delphi
- Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
- 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
- GroupBox - группа элементов. Этот компонент используется для группировки нескольких связанных по смыслу компонентов.
- RadioGroup - группа зависимых переключателей. Содержит специальные свойства для обслуживания нескольких связанных зависимых переключателей.
- Компоненты Delphi
- Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели (естественно для начала только основные и часто применяемые)
- 1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
- Panel - панель. Этот компонент, как и GroupBox, служит для объединения нескольких компонентов. Содержит внутреннюю и внешнюю кромки, что позволяет создать эффекты “вдавленности” и “выпуклости”.
- Actiontist - список действий. Служит для централизованной реакции программы на действия пользователя, связанные с выбором одного из группы однотипных управляющих элементов таких как опции меню, пиктографические кнопки и т. п
- Компоненты Delphi
- 1. Вкладка ДОПОЛНИТЕЛЬНО
- (Рассмотрим только некоторые, нужные нам компоненты)
- BitBtn - командная кнопка с надписью и пиктограммой.
- StringGrid - таблица строк. Этот компонент обладает мощными возможностями для представления текстовой информации в табличном виде.
- DrawGrid - произвольная таблица. В отличие от StringGrid ячейки этого компонента могут содержать произвольную информацию, в том числе и рисунки.
- Компоненты Delphi
- 1. Вкладка ДОПОЛНИТЕЛЬНО
- (Рассмотрим только некоторые, нужные нам компоненты)
- ColorBox - специальный вариант ComboBox для выбора одного из системных цветов
- Chart - диаграмма. Этот компонент облегчает создание специальных панелей для графического представления данных.
- Image - рисунок. Этот компонент предназначен для отображения рисунков
- Компоненты Delphi
- Кроме того, нам понадобятся некоторые компоненты с вкладок
- Win32, Диалоги, Система, Доступ к данным
- Ввиду множества компонент ограничим на этом их рассмотрение, при дальнейшей работе с Delphi Вам обязательно понадобятся справочники и электронные учебники по Delphi, которые приложены к данному курсу
- Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 1
- 4. Объекты и их свойства
- Объекты и их свойства
- Начнем с главного объекта любого приложения - формы
- Давайте запустим Delphi и рассмотрим свойства формы в инспекторе объектов
- Инспектор объектов содержит две вкладки:
- Параметры (здесь мы изменяем свойства объекта)
- События (здесь мы определяем, при наступлении какого события будет исполняться наш код)
- Свойств и событий для объектов, в частности для формы, очень много. В рамках нашего курса мы рассмотрим лишь простые и широко используемые
- Объекты и их свойства
- Align – свойство, определяющее положение формы на экране. Например, если мы выберем это свойство равное значению alClient, то форма займет весь экран
- Попробуйте задать свойству Align разные значения и посмотреть , как изменится вид и положение формы на экране. Для этого нажмите кнопку «Выполнить» на панели инструментов (или клавишу F9)
- 1. Свойство Align (выравнивание формы на экране)
- При рассмотрении следующих свойств также пробуйте менять значения, запускать проект (F9), чтобы увидеть, как отражается изменение свойства на форме (или другом объекте)
- Объекты и их свойства
- 2. Свойство AlfaBlend (прозрачность объекта)
- AlfaBlend – включает и выключает прозрачность формы
- AlfaBlendValue – позволяет установить степень прозрачности
- Задайте свойству AlfaBlend значение True, а свойству AlfaBlendValue – значение 100, запустите (F9), и форма становится прозрачной
- 3. Свойство AutoScroll (автоматическое появление полосы прокрутки)
- При включении (true) на форме автоматически будет появляться полоса прокрутки, если размеры объектов будут превосходить размеры формы
- 4. Свойство AutoSize(автоматическая установка размера формы)
- При включении (true) размеры формы автоматически подгоняются под размеры объектов на ней
- Объекты и их свойства
- 5. Свойство BorderIcons (вид иконок в заголовке формы)
- Установка этих свойств позволяет нам включать или выключать кнопки для работы с окном на нашей форме
- Например если свойству biMinimize дать значение False, то в нашем окне не будет кнопки минимизации окна (она будет недоступна)
- 6. Свойство BorderStyle определяет вид границы нашего окна
- Например значение bsSingle делает границу тонкой, а значение bsNone делает форму вообще без границы (это часто используется при создании заставок к программам)
- Объекты и их свойства
- 7. Свойство Сaption (определяет заголовок окна программы)
- Если вписать здесь слово Калькулятор, то оно автоматически вписывается в заголовок окна
- 8. Свойство Color определяет цвет нашей формы
- В правой части присутствует набор цветов, которые можно раскрыть и выбрать нужный.
- Если Вас не устраивает этот набор, сделайте двойной щелчок мышкой по правой части свойства и выберите сами нужный цвет
- Объекты и их свойства
- 9. Свойство Enabled (доступность объекта)
- При свойстве false объект будет недоступен (неактивен)
- 10. Свойство Font (установки шрифта)
- Здесь можно изменять размер, цвет и написание теста на объектах
- 11. Свойство FormStyle (стиль формы)
- Определяет стиль формы. Например, если этому свойству придать значение fsStayOnTop, то размеры формы нельзя изменить, уцепляясь за ее границы
- 12. Свойство Icon (иконка окна программы)
- Определяет иконку в окне программы, которую вы можете выбрать из имеющихся или нарисовать сами
- Объекты и их свойства
- 13. Свойство VertScrollBar (определяет наличие и вид вертикальной полосы прокрутки
- 14. Свойство Visible (определяет видимость объекта)
- Если значение свойства равно true, то объект виден, а если false – то объект не виден
- 14. Свойство VindowState (определяет статус окна программы при ее запуске)
- Окно программы в зависимости от значения этого свойства может запускаться в развернутом на весь экран (максимизированном), свернутом (минимизированном) или обычном виде
- Итак, мы рассмотрели некоторые свойства объектов (в частности формы) и попробовали их в действии. Аналогично у каждого объекта (кнопки, Edit, Memo, Timer …) есть свои свойства, которые имеют много общего и некоторые отличия
- Объекты и их свойства
- А сейчас рассмотрим, на какие события могут реагировать объекты формы
- Для этого давайте поместим на нашу форму КНОПКУ. Как это сделать?
- Ищем на панели Delphi вкладку СТАНДАРТНЫЕ, на ней элемент КНОПКА (Button), щелкаем по ней, а затем щелкаем по форме – появляется кнопка
- Изменим свойство Caption кнопки на ВЫХОД
- Сейчас перейдем на вкладку СОБЫТИЯ инспектора объектов
- Основное событие для многих объектов, и особенно для кнопки – это щелчок мышкой по нему OnClick
- Сделайте двойной щелчок по белой области этого свойства, и вы увидите окно с кодом программы:
- Вставьте между словами begin и end оператор close, после этого запустите программу (F9) и нажмите кнопку - кнопка работает, т.е. при возникновения события щелчка по кнопке выполняется код закрытия окна (close)
- close
- Компоненты Delphi
- Кроме наиболее применимого события нажатия на кнопку существует и много других, например событие наведения курсора мыши на объект OnMouseMove
- С этими событиями и их обработкой мы познакомимся в процессе работы с нашим курсом
- ООП на Delphi – 2:
- Первая программа на Delphi, сохранение и компиляция
- Вы научитесь сохранять и компилировать проект, создадите первую программу, научитесь читать исходный код модуля
- На этом уроке мы познакомились с системой программирования Borland Delphi, Объектами (компонентами) и их свойствами
- ИТОГИ УРОКА:
- НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ:
- Домнин Константин Михайлович
- E – mail: [email protected]
- 2006 год.
Информатика - еще материалы к урокам:
- Презентация "Tипы и виды тестирования"
- Презентация "Введение в тестирование ПО"
- Презентация "Программирование на языке Паскаль. Часть II. Массивы"
- Презентация "Основы алгоритмизации и программирования на языках высокого уровня"
- Презентация "Тестирование документации и требований"
- Презентация "Среда проектирования Visual Basic"