Сценарий учебного задания урок-игра «Морской бой»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гуманитарный лицей г. Томска
Сценарий учебного задания
урок-игра
«Морской бой»
Учитель информатики и ИКТ:
Полищук Екатерина Александровна
Томск 2015
Автор: Полищук Екатерина Александровна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение Гуманитарный лицей г. Томска Томской области
Предметная область: Информатика и ИКТ
Название урока, мероприятия, классного часа, в рамках которого будет
использоваться презентация: Урок-игра «Морской бой»
Возрастная группа (класс): 10 класс
Название презентации: «Морской бой»
Количество слайдов: 46
Среда (редактор), в которой выполнена презентация: MS Power Point 2003
1 слайд – представление (автор, название, учебное заведение)
2 слайд – «Морской бой»
3 слайд – Правила первого раунда
4 слайд – Сетка вопросов для команд
5 слайд –
История ВТ - 10 очков
6 слайд – История ВТ - 10 очков
7 слайд – Вставьте слово - 10 очков
8 слайд – Разгадайте ребус - 10 очков
9 слайд – Компьютерная сеть - 10 очков
10 слайд – Вставьте слово - 10 очков
11 слайд – Основные устройства компьютера - 15 очков
12 слайд –
Основные устройства компьютера - 15 очков
13 слайд – Основные устройства компьютера - 15 очков
14 слайд – Устройства вывода - 15 очков
15 слайд – Логика - 15 очков
16 слайд –
Из полслова – слово - 15 очков
17 слайд – MS office - 40 очков
18 слайд –
История ВТ - 40 очков
19 слайд –
Система счисления - 40 очков
20 слайд – Разное - 40 очков
21 слайд – Основные устройства компьютера - 40 очков
22 слайд –
История ВТ - 50 очков
23 слайд – Отгадайте загадку - 10 очков
24 слайд – Вставьте слово - 10 очков
25 слайд –
История ВТ - 10 очков
26 слайд – Разное - 10 очков
27 слайд – Отгадайте загадку - 10 очков
28 слайд – Разгадайте ребус - 10 очков
29 слайд – Устройства ввода - 15 очков
30 слайд –
Логика - 15 очков
31 слайд – Лазерные диски - 15 очков
32 слайд –
Система счисления - 15 очков
33 слайд – Система счисления - 15 очков
34 слайд –
История ВТ - 15 очков
36 слайд – Основные устройства компьютера - 40 очков
37 слайд –
MS office - 40 очков
38 слайд –
MS office - 40 очков
39 слайд – Разное - 40 очков
40 слайд – MS office - 50 очков
41 слайд – Правила 2 раунда
42 слайд – Сетка вопросов для капитанов
43 слайд –
Непозиционные системы счисления – это
НСС — это такая система счисления, в которой положения цифры в записи числа не
зависит величина, которую она обозначает. Примером непозиционной СС
является римская система, в которой в качестве цифр используются латинские буквы.
44 слайд –
Интернет – это …
Всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи
информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также
просто Сеть
45 слайд –
Каков информационный объем сообщения? Я помню чудное мгновенье
(24 байт = 192 бит)
46 слайд – Подведение итогов игры
План проведения урока:
Этапы урока
Временная
реализация (мин)
Вступление
10
1 раунд
30
Перемена
10
2 раунд
25
Подведения итогов и заключение
15
Цели урока:
Подведение итогов, проверка, обобщение знаний, умений и навыков, приобретенных в
течение учебного модуля.
Задачи урока:
восстановить в памяти и закрепить теоретические знания по пройденным в течение
учебного модуля темам;
развивать у обучающихся:
1. умение концентрироваться, излагать свои мысли;
2. познавательную активность;
3. навыки работать в команде;
4. привлечение учащихся к творческой деятельности;
5. логического мышления;
воспитывать:
1. чувства товарищества, коллективизма, ответственности;
2. уважение к сопернику, умение достойно вести спор;
3. стойкость, волю к победе, находчивость.
Тип урока: урок-повторение
Вид: урок-игра
Оформление кабинета: 2 стола, на столах карточка с названием команды, бумага и
ручки; стол ведущего, на столе протоколы ведения игры (Приложение 1), ручки, таймер.
Оборудование: компьютер, проектор и экран, презентация, бумага, карточки с
заготовками заданий (Приложение 2).
Организация урока: Класс делится на 2 команды (учащиеся 10 класса). Ведущий –
учитель.
Проведение игры.
Проведение игры сопровождается демонстрацией слайдов мультимедийной презентации
(Морской бой.ppt).
Стоимость вопросов: 5, 10, 15, 40, 50 очков
Продолжительность: 130 мин.
Ход игры
Ведущий: (Слайд 2)
Здравствуйте! Сегодня мы проводим увлекательное мероприятие под названием
«Морской бой». Многие из вас знакомы с этой игрой. Наша игра будет отличаться от
традиционной игры, прежде всего тем, что она целиком и полностью будет посвящена
теме «Информатики и ИКТ», и у сегодняшних участников есть возможность, проверить
свои знания в этой области, интуицию, умение работать в команде.
В игре принимают участие две команды, каждая из которых имеет своего капитана.
Класс разбивается на две команды и выбирает капитана. Каждая команда придумывает
название, девиз. (Приложение 3)
Ведущий: Давайте познакомимся с командами.
Команды по - очереди представляются (название, девиз, представление членов команд)
Ведущий: Наша игра состоит из двух раундов.
Послушайте правила игры. (Слайд 3)
I раунд – теоретический, игрокам каждой из команды предстоит ответить на 18 вопросов.
Каждая команда выбирает координаты по очереди из своей сетки. Нужно не только
первыми открыть все корабли соперника, но и набрать как можно больше баллов.
Право выбора первого вопроса и отвечать на него разыгрывается путем жеребьевки.
Право выбирать координаты и отвечать на них принадлежит исключительно капитану.
Если выбрали координату, а за ней корабль, то засчитываются 5 баллов и право выбрать
следующею координату. Если вместо корабля оказывается вопрос, то капитан отвечает на
него, капитан имеет право обсудить данный вопрос с членами команды в течение 1
минуты.
В случаи правильного ответа засчитываются очки (баллы за вопрос указаны на экране) и
выбирать координату переходит к следующей команде.
Команда, ответившая не правильно, очки не засчитываются, и команда не может больше
отвечать на этот вопрос. Выбирать координату переходит к следующей команде.
1 раунд заканчивается, когда команда открыла все корабли соперника.
Если команды готовы, мы можем начинать.
Прошу капитанов подойти и разыграть право первым выбирать координату.
Далее жеребьёвка.
Ведущий: Итак, мы начинаем. (Слайд 4)
Раунд I (30 мин)
Ведущий: Прошу ______(назвать имя и фамилию капитана) выбрать координату.
После сделанного выбора может открыться корабль (5 баллов), а может вопрос
(обязательно озвучить тему и стоимость вопроса)
Например: Выбрали координату А1. Играем «История ВТ» за 10.
Зачитывается вопрос с выбранного слайда, после чего запускается таймер, по истечении 1
мин (время, отведенное на обдумывание вопроса) раздастся звуковой сигнал. После того
как получен (не получен) ответ на вопрос, щелчком мыши на экран выводится
правильный ответ (то же для всех остальных вопросов и заданий)
Далее координаты 1-го раунда выбираются в соответствии с правилами.
После того как команда открыла все корабли:
Ведущий: Итак, корабли открыты, подведем итоги первого раунда.
Объявляются набранные командами суммы баллов.
Ведущий: Итак, с такими результатами мы подошли ко второму раунду - решающему.
Перерыв 10 минут
Слайд 41 «2 раунд»
2 раунд (25 мин)
Ведущий: Послушайте правила 2 раунда.
Во 2 раунде принимают участие только капитаны, и будет разыгран всего 1 вопрос.
Из 3 предложенных координат игроки выбирают одну, исключая по–очереди координату
до тех пор, пока не останется одна.
На ответ дается 2 минуты. Ответ подается в письменной форме.
Стоимость вопроса финального раунда определяет для себя каждый игрок, исходя из
набранной в предыдущих раундах суммы очков.
Минимальная ставка – 1,
Ставки кратны 1.
Максимальная – «ва-банк».
В случае «ва–банка» при правильном ответе сумма удваивается, в противном случае
команда лишается суммы, на которую поставил капитан.
И мы объявляем заключительный раунд.
Капитаны остаются за столами одни (игроки занимают места для зрителей)
Слайд 42 сетка 2 раунда
Ведущий: Прошу капитанов исключить координату. Начнем с капитана команды,
набравшей по итогам 1 раунда наименьшее количество очков____ (имя, фамилия). Убрали
координату.
Дальше для капитана, чья команда набрала наибольшее количество баллов. Убрали
координату.
Остается одна координата.
Ведущий: Прошу игроков делать ставки. Запишите на бланках сумму баллов, которую
ставите на кон. (Приложение 5).
Ставки сделаны, ставок больше нет. Смотрим вопрос.
Зачитывается вопрос, по истечении 2 мин (время, отведенное на ответ) раздастся
звуковой сигнал.
После звукового сигнала ответы капитаны передают ведущему.
Ведущий: А теперь смотрим на правильный ответ.
Ответ на вопрос капитана ____ (имя, фамилия), а какова была его ставка? Таким образом,
команда ____ (название) набирает в финальном раунде____ очков (в зависимости от
ставки и правильности ответа). Для второй команды то же самое.
Победителем игры становится команда, набравшая наибольшую сумму после
завершающего вопроса.
Слайд 46 «Подведение итогов игры»
Победителями могут быть и обе команды, при равенстве очков. Подводятся итоги.
Ведущий: Объявлением победителя.
На этом наша игра подошла к концу, благодарим всех за участие, до новых встреч!
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в этой игре дает
возможность учащимся почувствовать себя участниками настоящего шоу, анимация
повышают эмоциональное состояние, что дает положительную мотивацию к победе.
Обобщающий урок-повторение пройденного теоретического и практического материала
превращается в увлекательное действия, в процессе которого обучающиеся советуются
друг с другом, находят общее решение, сплачиваются как коллектив.
Мультимедийное сопровождение игры выполнено средствами программы Microsoft Power
Point, наглядная демонстрация возможностей этого программного продукта, пробуждает
интерес к творчеству, к созданию собственных работ, к проектной деятельности.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
1. Информатика и ИКТ. 10 класс / Угринович Н.Д. - М.: Бином, 2012
2. Практикум по информатике и информационным технологиям. Угринович Н.Д,
Л.Босова, Н.Михайлова – Бином: Лаборатория Знаний, 2002
3. Учебник по информатики: http://dpk-info.ucoz.ru/
4. Упражнения: http://learningapps.org/
Приложение 1
Протокол игры
Команда/
вопрос
1 команда
_____________________
2 команда
________________________
1 раунд
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Открытых
кораблей
Всего очков
2 раунд
1
Всего очков
Приложение 2
Вопросы и ответы 1 раунда
Сетка 1 команды
10 очков –
Первые ЭВМ были созданы ... (40-50 года)
10 очков – Основная часть 3-го поколения ЭВМ (Интегральная схема)
10 очков – Вставьте слово:
Как грудной малыш без мамы
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без ……
Шагу бы не мог ступить!
(Программы)
10 очков – Разгадайте ребус (Дисковод)
10 очков – Как называется программа просмотра гипертекстовых страниц
WWW?(Браузер)
10 очков – Вставьте слово
Прос
Мони (……)
Резис
Редак
(ТОР)
15 очков – Название, какого устройства в компьютере с английского языка дословно
переводится как "Радостная палка"? (Джойстик)
15 очков –
Плоттер – это… (для вывода сложных и широкоформатных объектов:
плакаты, чертежи, схемы и т.д.)
15 очков – Какое устройство осуществляет взаимосвязь и обмен информацией
между всеми устройствами компьютера? (Магистраль)
15 очков – Соберите слова, правильно расставив буквы, и назовите среди них устройство
вывода информации: ятапьм, ксанре, гарлиотм, риепнтр, гикало
(принтер)
15 слайд – Вычислите значение
логического выражения (1)
15 очков –
Сильно нагретый влажный воздух; секретное слово. (пар; пароль)
40 очков – Найдите ошибки написания в строке формул и исправьте их:
1. =В2–$B13
2. =СУММ(B2,B13)
3. СРЗНАЧ(B2:B13)
4. =2/13
2. =СУММ(B2:B13)
3. =СРЗНАЧ(B2:B13)
40 очков –
Счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений
приблизительно с V века до н.э. в Древней Греции, Древнем Риме? (Абак)
40 очков –
Сколько единиц в двоичной записи числа 63? (6)
40 очков – Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не
так просто, а вынесла 3 коробочки: красную, желтую и зеленую. На красной коробочке
было написано: "Здесь золотой ключик"; на жёлтой - "Зелёная коробочка пуста "; а на
зелёной - "Здесь сидит змея" . Все надписи неверны. Где золотой ключик? (в зеленой)
40 очков – К какому виду программному обеспечению относится операционная система?
(системное программное обеспечение)
50 очков –
Изобретателем первой аналитической вычислительной машины является
(Чарльз Бэббидж )
Сетка 2 команды
10 очков – Отгадайте загадку
На нем информацию можно читать,
Картинки смотреть и в игры играть.
(Монитор)
10 очков – Вставьте слово
Процес
Му (……)
Профес
Спон
(СОР)
10 очков –
Основная часть 2-го поколения ЭВМ (Транзисторы)
10 очков – Амперсанд – это название символа (&)
10 очков – Вставьте слово:
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну конечно же – ………
(Компьютер)
10 очков – Разгадайте ребус (Логика)
29 слайд – Соберите слова, правильно расставив буквы, и назовите среди них устройство
ввода информации: якьмшы, лавакираут, орниотм, риепнтр, гикало
(Клавиатура)
30 слайд –
У какой из логических функций следующая таблица истинности
(Дизъюнкция)
31 слайд – Сколько лет может храниться информация без изменений на CD диске?
(Неограниченно)
32 слайд –
Сколько единиц в двоичной записи числа 21? (3)
33 слайд – Переведите из римской в десятичную систему счисления число МCMILIX
(1999)
34 слайд –
Устройство ввода информации; Химический элемент V группы
периодической таблицы, относится к семейству азота, известен как яд. (Мышь; мышьяк)
35 слайд –
Первыми носителями информации были… (Перфокарты)
36 слайд – По какой шине передаются сигналы, определяющие характер обмена
информацией по магистрали? (Шина управления)
37 слайд –
В каком году был выпущен первый выпуск Microsoft Office? (1989)
38 слайд –
Найдите ошибки написания диапазона и исправьте их:
1. =В2;B13
2. =B2,B13
3. B2:B13
4. =2:13
(=В2:B13
=B2:B13
=B2:B13
=B2:B13)
39 слайд – Одно яйцо варится 5 минут. Сколько потребуется времени, чтоб сварить 4
яйца? (5 минут)
40 слайд – Значение формулы = СУММ(A1:A4) равно 10. Чему равно значение ячейки
А4, если значение формулы = СРЗНАЧ(A1:A3) равно 3? (1)
Вопросы и ответы 2 раунда
1)
Непозиционные системы счисления – это
НСС — это такая система счисления, в которой положения цифры в записи числа не
зависит величина, которую она обозначает. Примером непозиционной СС
является римская система, в которой в качестве цифр используются латинские буквы.
2)
Интернет – это …
Всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи
информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также
просто Сеть
3)
Каков информационный объем сообщения? Я помню чудное мгновенье
(24 байт = 192 бит)
Приложение 3
Бланк команды
Название:____________________________________________________________________
Девиз:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Капитан:_____________________________________________________________________
Члены команды:______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приложение 4
Бланк ответа капитана
2 раунд
Ваша ставка: _________________________________________________________________
Ваш ответ: ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Информатика - еще материалы к урокам:
- Презентация "Действия с информацией" 3 класс
- Технологическая карта урока "Действия с информацией" 3 класс
- Презентация "Информационная шкатулка" 4 класс
- Практическая работа "Работа со списками" 4 класс
- Методическая разработка урока "Создание списков в текстовом редакторе" 4 класс
- Внеурочное занятие "Кодирование информации"