Сценарий "Турнир информатиков" 4 класс

Автор: Никонорова Татьяна Александровна
Название работы: «Внеклассное мероприятие для обучающихся четвёртых классов
«Турнир Информатиков»
Предмет преподавания: информатика и ИКТ во 2 – 4 классах
Должность: учитель
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №13
Адрес : пр. Комсомольский, 10. тел. 8(3462) 52-50-71
Контактный телефон автора: д.т. 8(3462) 26-21-81 с.т. 8 9058274412
Электронный адрес: niktanja@mail.ru
Задачи:
Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его
применение;
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
Развитие логических способностей
Цели мероприятия:
Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважения к
сопернику, воспитание чувства ответственности;
Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в
увлекательной форме
Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления,
творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.
Оборудование и материалы:
листы с заданиями конкурсов для команд и болельщиков
бланк для жюри (Приложение 1)
листы ответов для жюри (Приложение 2)
оформление доски: плакаты, цветное название мероприятия, эпиграф (“Кто
владеет информацией, тот управляет миром”)
магнитофон с записями легкой музыки и бодрой для начала мероприятия
призы
интерактивная доска
презентация «Турнир информатиков»
Организация мероприятия
2 команды по 6 человек в каждой
жюри (3 человека)
Ход соревнования
Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались
с вами для проведения турнира знатоков информатики. А начать его я хочу со слов,
взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!”
Информация для человека – это, прежде всего, знания
Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).
А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление
команд).
Команда «Процессоры»
Девиз:
Процесс процессора идёт
К победе нас он приведёт!
Команда: «Компьютерные гении».
Девиз:
Компьютерный гений не унывает,
Компьютерный гений всегда побеждает.
Мы внимательны, дружны,
И, конечно же, умны!
Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.
1 конкурс. Он называется «Дальше, дальше, дальше…»
Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы.
Если вы не знаете, то должны сказать «дальше».
“Дальше, дальше, дальше…” (1 балл правильный ответ)
Вопросы для команды 1.
1. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи
информации.
/информатика/
2. Организованная последовательность действий.
/алгоритм/
3. Устройство ввода звуковой информации.
/микрофон/
4. Пересылка данных с носителя данных в основную память
/загрузка/
5. Устройство ввода в компьютер информации непосредственно с листа.
/сканер/
6. Какие устройства обычно используются для ввода информации в компьютер?
/клавиатура, мышь/
7. Какое устройство в компьютере обрабатывает информацию? /процессор)/
8. Перевод информации в удобную для передачи или хранения форму
называется… одирование/
9. Какую сеть образуют компьютеры в нашей школе? /локальную/
10. Для чего составляют алгоритмы? /для решения задач/
11. Какая буква продолжает цепочку: Б, В, Г, Д, Ж, З … / К /
Вопросы для команды 2.
1. Центральное устройство компьютера
/процессор, системный блок/
2. Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск;
принтер. /Ответ: магнитный диск/
3. Универсальное электронное устройство обработки информации
/компьютер/
4. Специальный индикатор, указывающий позицию на экране
/курсор/
5. Алгоритм, записанный на языке программирования
/программа/
6. Какое устройство можно назвать «мозгом» компьютера? /процессор/
7. Можно ли на одной дискете сохранить содержание школьного дневника?
/да/
8. Устройство, которое необходимо для передачи информации по телефонным
проводам? /модем/
9. В какое устройство в компьютере информация поступает на хранение?
/память/
10. Какое число лишнее в последовательности: 10, 20, 30, 34, 40, 50 /34/
11. Монитор служит для … /вывода информации/
Жюри подводит итоги этого тура
Второй конкурс называется «Разгадай ребус»
Вы увидите на экране ребусы для обеих команд. Разгаданное слово записать,
лист с ответами передать жюри. Каждое правильно разгаданное слово 1 балл.
(Память, компьютер, дисковод, программист)
3 конкурс «Алгоритм» (полный ответ – 5 баллов)
Волк, коза и капуста.
Один человек должен был перевести через реку волка , козу и капусту . Но его
лодка была такая маленькая , что он при каждом переезде мог взять с собой или
одно животное или капусту.
Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог ее
съесть . Нельзя было так же допустить, чтобы коза оставалась одна с капустой , т.к.
она могла ее съесть , как при этих условиях перевести все на другой берег?
Составьте алгоритм переправы на другой берег.
(Команды работают на листочках. Один из участников вводит алгоритм в
компьютер)
Алгоритм «Переправа»
Начало
1. Перевезти козу.
2. Возвратиться самому.
3. Перевезти волка.
4. Возвратиться вместе с козой.
5. Перевезти капусту.
6. Возвратиться самому.
7. Перевезти козу.
Конец
Четвёртый конкурс «Весёлая разминка» (по 2 балла за удачное выступление)
Пока один из участников из команды вводит данные в компьютер, проведём
конкурс, который называется «Весёлая разминка». Вам надо будет изобразить
мимикой и жестами различные ситуации (по жребию):
1. Принтер
2. Компьютер завис
3. Компьютерную мышь.
4. Мальчика, играющего в компьютерную игру
- Члены жюри проверяют работу членов команд на компьютерах.
Пятый конкурс «Кроссворд»
За 5 минут команды должны разгадать кроссворд. Лист с ответами передаётся
членам жюри на проверку. Болельщики тоже могут разгадывать кроссворд на доске.
Шестой конкурс «Капитаны, капитаны»
-Настало время показать себя капитанам. Помните, в рассказе Артура Конан-
Дойля «Пляшущие человечки» преступник применял оригинальный код для записи
своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и
даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как
понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или
шифр.
Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить
способы кодирования.
Капитанов команд попрошу получить задания.
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:
2. Роса шила ф фасе.
3. Коляманлядаля.
Ответы:
1. Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на
звонкие, звонкие – на глухие)
2. Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
Седьмой конкурс «Без капитанов ..»
В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами,
причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом
направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но
не по диагонали.
Задание
Примечание:
каждое угаданное слово приносит команде 1 балл.
Бейсик, курсор, массив, память, сервер, истина, пароль, кнопка, версия.
Восьмой конкурс «Перевёртыши»
Замените некоторые слова противоположным по смыслу (или просто другим,
если противоположного не существует) и верните пословицам первоначальный вид.
1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
2. Компьютер памятью не испортишь.
3. Дарёному коню в системный блок не заглядывают.
4. Утопающий за F1 тается.
5. Бит байт бережёт.
6. Что из Корзины удалено, то пропало.
7. Вирусов бояться – в Интернет не ходить.
8. За одного хакера семь кандидатов наук дают.
9. Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.
Подведение итогов, награждение команд грамотами.
Пока жюри подсчитывает баллы и подводит итоги, предлагаем вашему
вниманию логические задачи.
Задача 1. В школе 500 учеников, почему среди них обязательно найдутся хотя бы
двое, родившихся в один и тот же день?
Задача 2. Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились
другие слова.
Пар - кон
диск - азия
ком - оса
кипа - ус
гимн - овод
бой - пот
пол - рак
бал - кость
приз - рис
Приложение 1.
Лист оценки
Конкурс
Максимальный
балл
1 команда
«Дальше,
дальше,
дальше, …»
По 1 баллу за
правильный ответ.
Максимум – 12 б.
«Весёлый
ребус»
1 балл за каждое
слово
«Алгоритм»
До 5-и баллов
«Весёлая
разминка»
До 2-х баллов
«Кроссворд»
1 балл за каждое
слово. Максимум –
10 баллов.
«Капитаны»
2 балла + 2 (за способ
кодирования )
«Без
капитанов»
1 балл за каждое
слово
«Перевёртыши»
2 балла за каждую
пословицу
Всего:
Место:
Приложение 2.
Листок ответов
1 конкурс.
1 команда
1. Информатика
2. Алгоритм
3. Микрофон
4. Загрузка
5. Сканер
6. Клавиатура, мышь
7. Процессор
8. Кодирование
9. Локальная
10. Для решения задач
11. К
2 команда.
1. Процессор, системный блок
2. Магнитный диск
3. Компьютер
4. Курсор
5. Программа
6. Процессор
7. Да
8. Модем
9. Память
10. 34
11. Для вывода информации
2 конкурс
Память, компьютер, дисковод, программист.
3 конкурс
Начало
1. Перевезти козу.
2. Возвратиться самому.
3. Перевезти волка.
4. Возвратиться вместе с козой.
5. Перевезти капусту.
6. Возвратиться самому.
7. Перевезти козу.
Конец
5 конкурс
6 конкурс.
1. Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на
звонкие, звонкие – на глухие)
2. Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
7 конкурс.
Бейсик, курсор, массив, память, сервер, истина, пароль, кнопка, версия.
8 конкурс
ЗАДАНИЯ
ОТВЕТЫ
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я
скажу, кто ты.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто
ты.
Компьютер памятью не испортишь.
Кашу маслом не испортишь.
Дареному компьютеру в системный блок
не заглядывают.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Утопающий за F1 хватается.
Утопающий за соломинку хватается.
Бит байт бережет.
Копейка рубль бережет.
Что из Корзины удалено, то пропало.
Что с возу упало, то пропало.
Вирусов бояться – в Интернет не ходить.
Волков бояться – в лес не ходить.
За одного хакера семь кандидатов наук
дают.
За одного битого семь небитых дают.
Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.
Всяк кулик свое болото хвалит.