Конспект урока "Веселые информатики" 5 класс

1
Обобщающий урок игра «Веселые информатики»
Материал подготовила Кулигина А.Л.
Цель урока систематизация, обобщение и диагностика усвоения учебного
материала по курсу информатики для 5 класса.
Задачи урока:
образовательные повторение, обобщение и систематизация знаний
учащихся по темам «Информация вокруг нас», «Устройство компьютера»,
«Кодирование информации», «Текстовая информация», «Обработка
информации», в том числе через использование нестандартных заданий;
развивающие –развить навыки индивидуальной и групповой работы,
познавательного интереса, творческих способностей, логического
мышления, навыков самопроверки и взаимопроверки, способностей
сравнивать, сопоставлять делать выводы;
воспитательные способствовать воспитанию у учащихся творческой
активности и самостоятельности; повышение мотивации учащихся путем
использования нестандартных задач; способствовать формированию
личности ученика, готового к жизни в современном информационном
обществе.
Методика подготовительного периода:
Подбор конкурсов, составление методической разработки конкурса;
создание жюри и обеспечение его всем необходимым материалом.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный
материал.
Программа мероприятия:
1. Представление команд.
2. Конкурс вопросов (разминка).
3. Конкурс капитанов.
4. Конкурс кроссвордистов.
5. Конкурс анаграмм.
6. Конкурс «Заполни таблицу»
7. «Отгадай ребус»
8. Конкурс «Устройства Компьютера».
9. Подведение итогов.
2
Ход урока
Организационный момент
Класс делится на пять команды, придумывают название, выбирают
капитана. Каждая команда садится за отдельные столы кругом, чтобы иметь
возможность обсуждать вопрос.
Учитель объясняет правила игры. Выигрывает та команда, которая наберет
больше баллов.
Учитель:
Добрый день, дорогие друзья! Приглашаем всех вас отправиться с нами в
увлекательную страну «Информатики». Дорогие ребята, мы с Вами изучили, для
чего нужен компьютер, знакомились с основными устройствами, подключаемыми
к компьютеру, изучили все об информации.
И хотя мы проучились немного, мы уже многое знаем. Хотите убедиться?
Тогда приветствуйте наши команды. Сегодня мы с Вами должны доказать, что мы
не зря ходили на уроки и все знаем об ЭВМ и информации.
Игра - это всегда праздник, веселое настроение, выдумки. Она открывает
совсем другие стороны информатики, те, на которые не всегда и обращаешь
внимание на уроке, при серьезном разговоре об этой сложной современной науке.
Для многих учащихся игра даст возможность проявить свою любовь к предмету,
а для некоторых может стать толчком к заинтересованности.
Азарт, интрига, скорость мыслей, быстрое принятие решения, здоровая
конкуренция между командами вот чем отличается наша игра.
У любой игры есть свои правила, и сегодня не исключение. Цель игры состоит в
том, чтобы дать правильный ответ на вопрос строго в отведённое время.
Учитель: Каждое игровое задание оценивается определенным количеством
баллов. Если команда затрудняется ответить на поставленный вопрос, то ей на
помощь могут прийти болельщики, но количество балов за ответ при этом
уменьшится вдвое.
В начале каждого задания мы будем объяснять правила. От вас требуется
быть предельно внимательными, если что-то не понятно не стесняйтесь,
задавайте вопросы.
Победителей игры определит наше уважаемое жюри в составе учащихся
10А класса. Итак, все участники игры на месте, жюри на месте мы можем
начинать!
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Вы в поход отправляетесь смело
В мир загадок и сложных задач.
Учитель: Первое задание «Визитная карточка». Прошу капитанов представить
свои команды.
3
1. Представление команд.
Чтоб нам не нарушить порядок –
Приветствия ваши мы выслушать рады!
2. Конкурс вопросов
Учитель: Как у спортсменов любая игра начинается с разминки, так и мы
начнем игру с конкурса «Разминка». Предлагаю командам ответить на
представленные вопросы. За каждый правильный ответ команда получает один
балл. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то на помощь может прийти
другая команда, и при этом команда может получить дополнительно один
балл за верный ответ.
Вопросы
Ответы
1. Назовите клавиши удаления символов
Delete, Backspace
2. Какая клавиша заставляет курсор «прыгнуть» в
конец строки?
Еnd
3. Чтобы перейти в начало строки, надо нажать
клавишу …
Ноmе
4. Какая клавиша позволяет устанавливать
расстояние между символами?
Пробел
5. К устройствам ввода или вывода относится
монитор?
Устройства
вывода
6. Какое популярное у игроков устройство ввода вы
знаете?
Джойстик
7. Как называются знания, получаемые человеком из
различных источников?
Информация
8. Как называется несколько соединённых между
собой компьютеров.?
Сеть
9. Как называется устройство для ввода
изображения с листа?
Сканер
10. Указатель местоположения на экране – это…
Курсор
11. В переводе с английского Windows это…
Окна
12. Как называется человек на компьютерном языке?
Пользователь
13. Назовите наименьшую единицу измерения
информации.
Бит
14. Как называется программа для работы с
текстом?
Текстовый
редактор
15. Кто может заразить компьютер?
Вирус
16. Как называется специальная программа для
управления внешними устройствами компьютера?
Драйвер
17. Назовите устройство для считывания графической
Сканер
4
и текстовой информации в компьютер?
18. Центральный «мозг» компьютера,
предназначенный для переработки информации
это…?
Процессор
19. Программируемый цифровой обработчик
всевозможных данных, называется…?
Компьютер
20. Как называется жесткий диск, предназначенный
для постоянного хранения информации,
используемой при работе с компьютером?
Винчестер
3. Конкурс капитанов.
Капитаны пересаживаются отдельно от команды. Им раздаются карточки с
заданием. «Нарисуй по координатам». За правильную работу ученик получает 2
балла.
Команда 1
Отметьте точки (Помните, первое число по оси ОХ, второе – по оси OY.):
1 (1,4), 2 (3,1), 3 (11,1), 4 (13,4), 5 (6,4), 6 (6,11), 7 (9,11), 8 (8,10), 9 (9,9), 10 (6,9), 11 (11,4)
Соедините точки:
1 2 3 4 1.
5 6 7 8 9 10 11.
Команда 2
Отметьте точки (Помните, первое число по оси ОХ, второе – по оси OY.):
1 (1,3), 2 (3,1), 3 (10,1), 4 (12,3), 5 (6,3), 6 (6,11), 7 (9,10), 8 (6,9), 9 (9,7), 10 (10,3)
Соедините точки:
1 2 3 4 1.
5 6 7 8 9 10.
Команда 3
Отметьте точки (Помните, первое число по оси ОХ, второе – по оси OY.):
1 (1,4), 2 (3,1), 3 (11,1), 4 (13,4), 5 (6,4), 6 (6,11), 7 (9,10), 8 (6,9), 9 (11,4)
Соедините точки:
1 2 3 4 1.
5 6 7 8 9.
Команда 4
Отметьте точки (Помните, первое число по оси ОХ, второе – по оси OY.):
1 (1,3), 2 (3,1), 3 (9,1), 4 (11,3), 5 (5,3), 6 (5,11), 7 (8,11), 8 (7,10), 9 (8,9), 10 (5,9), 11 (8,7), 12 (9,3)
Соедините точки:
1 2 3 4 1.
5 6 7 8 9 10 11 12.
Команда 5
Отметьте точки (Помните, первое число по оси ОХ, второе – по оси OY.):
1 (1,4), 2 (3,1), 3 (11,1), 4 (13,4), 5 (6,4), 6 (6,11), 7 (9,11), 8 (8,10), 9 (9,9), 10 (6,9), 11 (11,4)
Соедините точки:
1 2 3 4 1.
5 6 7 8 9 10 11.
5
В это время команды выполняют следующее задание
Задание для команд.
«Найди пару».
Для каждого слова в левой таблице найдите пару в правой
1. Материнская
2.Жёсткий
3. Графический
4.Электронная
5.Системный
6.Оперативная
7.Информационны
8.Система
9.Программное
10.Декада
11.Локальная
12.Циклический
1. Сеть
2. Блок
3. Счисления
4. Память
5. Плата
6. Редактор
7. Информатики
8. Обеспечение
9. Технологии
10. Алгоритм
11. Диск
12. Почта
Каждая правильно выбранная пара оценивается в один балл.
4. Конкурс кроссвордистов. Каждое верное слово команды 1 балл.
1. Устройство визуального отображения
информации.
2. Устройство, предназначенное для
вычислений, обработки информации и
управления работой компьютера.
3. Другое название жёсткого диска.
4. Устройство, предназначенное для печати
информации на бумаге.
5. Устройство, предназначенное для ввода в
компьютер рисунков, текстов с бумажных
носителей.
5. Конкурс анаграмм
Учитель: предлагаю вам конкурс «Лишний термин».
Командам по очереди предлагаются термины. За отведенное время
необходимо найти лишний и прокомментировать ответ.
Каждое верное слово команды – 1 балл.
6
Каждой команде предлагается из анаграмм составить слова и выбрать лишнее
слово. Оценивается быстрота и правильность решения.
Реши анаграммы и найди лишнее слово
Нреска, лавитурака, ринтерп,ливас
Искд, дисетак, кгани, котафне
Аркаинт, графотоияф, токрытка, кос
Сон, лазаг, шиу, якыз, кури, пеалсинь
1. Сканер, клавиатура, принтер, слива-лишнее слово, так все остальные
устройства ПК
2. Диск, дискета, книга, конфета-лишнее слово, остальные носители
информации
3. Картина, фотография, открытка, сок-лишнее слово, все остальные
носители зрительной информации
4. Нос, глаза, уши, язык, руки, апельсин - лишнее слово, все остальные органы
чувств, которыми человек воспринимает информацию
А сейчас предлагаю жюри подвести предварительные итоги конкурсов.
(Выступает десятиклассник, объявляя предварительные итоги).
6. Конкурс – Заполни таблицу.
Командам предлагается по тексту заполнить таблицу, правильно обозначив
названия столбцов. (3 балла).
Учитель: Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия
графам и заполните таблицу.
У Левченко Н.Г. автомобиль «Волга» зарегистрирован 15.08.08. Номер
машины Федорова К.Ф. А138АП-02. Сидоров А.М. приобрел 14.02.95 автомобиль
«Форд». Федоров К.Ф. зарегистрировал «Жигули» 20.05.07. Сидорову А.М. на
автомобиль выдали номер К137ЩП-59. Номер машины Левченко Н.Г. А537АК-63.
Левченко Н.Г.
Федоров К.Ф.
Сидоров А.М.
7.Отгадай ребус (2 балла). Каждая команда получает два задания – ребуса.
Учитель:
7
Далее командам предлагается вам отгадать ребусы. На карточках вы
увидите задание. Вам необходимо назвать зашифрованные слова.
Монитор
Клавиатура
Интернет
Память
Передача
Кодирование
Скорость
Интернет
Кодирование
Дисковод
8
8. Конкурс «Устройства Компьютера» (Каждое правильно выбранное
устройство дает команде 1 балл)
Учитель:
Каждой команде нужно ответить на один вопрос и показать стрелкой на
напечатанном задании те устройства, которые нужно выбрать, отвечая на вопрос.
У каждой команды свой вопрос.
1) Какие устройства ввода информации представлены на слайде?
2) Какие устройства вывода информации представлены на слайде?
3) Какие устройства хранения информации представлены на слайде?
4) Какие устройства компьютера являются дополнительными?
5) Какие устройства компьютера являются основными?
9. Подведение итогов.
Учитель:
Предлагаю жюри подвести окончательные итоги конкурсов.
Жюри:
Все команды показали сегодня хорошие знания по информатике. Но
победителем оказалась команда:……….
Я хочу поблагодарить всех участников и гостей за активное участие, за то,
что мы с вами умеем жить полной жизнью, радоваться и огорчаться, увлекаться и
удивляться, шутить, быть справедливыми, упорными и правдивыми.
Учитель
Всем спасибо за вниманье.
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
9
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь —
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Список используемой литературы
1. Ашутова, Т.В., Коннова, Н.В. КВН «Веселая информатика» (VII VIII
классы) [Текст] / Т.В. Ашутова, Н.В.Коннова // Информатика в школе:
Приложение к журналу «Информатика и образование». 2003. - №5. – с. 52-
54
2. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – 6-е изд.,
испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
3. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике/ Л.Л. Босова, А.Ю.
Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2007.
4. Босова Л.Л. Аыторские мастерские / [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
5. Головина, Т.Ю. Игра «Что? Где? Когда?» (X-XI классы) [Текст] / Т.Ю.
Головина // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и
образование». – 2003. - 5. – с. 97-102
6. Дик, Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов
н/Д.: «Феникс», 2005. – 288 с. (Сердце отдаю детям)
7. Зубрилин, А.А. Занимательные задачи на уроках информатики [Текст] /
А.А. Зубрилин // Информатика в школе: Приложение к журналу
«Информатика и образование». – 2004. - №5. – с. 3-94
8. Сборник заданий к игре-конкурсу по информатике «Инфознайка – 2012» /
[Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.infoznaika.ru/tasks.aspx
9. Сборник заданий к игре-конкурсу по информатике «Инфознайка – 2014» /
[Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.infoznaika.ru/tasks.aspx
10. Шеронова, А.В. Давайте поиграем [Текст] / А.В. Шеронова // Информатика
и образование. - 2002. - № 9.