Конспект урока "Основы программирования в Lego Mindsorms NXT" 3 класс

Конспект урока (классного часа, внеклассного мероприятия в школе, занятия в ДОУ).
Учитель: Кузнецова О.М.
Образовательная организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №8 им. А.С. Пушкина г. Черемхово
Предмет: Внеурочная деятельность по информатике «Компик»
Класс/группа: 3 класс
Раздел: Программирование робота
Тема занятия: Основы программирования в Lego Mindsorms NXT
Тип занятия: Комбинированный
1. Цели образовательного занятия
1 уровня
2 уровня
3 уровня
Социальные знания об области
применения робототехники.
Ценностное отношение к научным
разработкам, к науке в целом.
опыт построения различного рода отношений в ходе
целенаправленной продуктивной деятельности;
опыт индивидуальной самостоятельной работы и
сотрудничества в коллективе; опыт
самоорганизации.
2. Задачи, решаемые в ходе образовательного занятия
Научить определять область
применения робототехники.
Познакомить c различными видами и
способами программирования, а также с
основными правилами составления
программ.
Научить распределять объем и последовательность
работы между членами команды в условиях
ограниченности технических ресурсов.
Научить элементарному
программированию.
Научить контролировать ход работы по
программированию робота
Научить проводить испытания
программируемого робота-тележки.
УУД
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Учебная мотивация
Умения устанавливать аналогии,
находить несколько вариантов
решения одной задачи;
анализировать ситуацию;
выбирать адекватные средства для
решения реальных проблем
Умения планировать деятельность;
исправлять ошибки
Технические условия: ПО Notebook (Smart Board), Система "Исполнители" версия 2.5, среда программирования NXT (NXT Programming).
Используемое оборудование: Lego Mindsorms NXT, ноутбуки, стационарные компьютеры, интерактивная доска.
Материал к уроку : презентация для интерактивной доски, раздаточный материал: пошаговые инструкции для программирования робота
исполнителя, файл «Задача 1» готовая задача для робота исполнителя, Документ MS Word с пошаговой инструкцией для практической
части.
Время,
мин
Элементы
методической
структуры
урока (занятия)
Наглядный дидактический материал
(скриншоты интерактивной доски,
слайды презентации, ссылки на
учебное видео и т.д.)
Содержание этапов занятия
Ожидаемый
результат
использования
дидактического
материала (ИКТ,
учебно -
лабораторное
оборудования и др.)
на каждом занятия
Скриншот/
слайд
Методический
комментарий
скриншота
Действия учителя
Действия обучающихся
2 мин.
Орг. Момент.
-
Цель: психологический настрой
учащихся и обеспечение рабочей
обстановки на уроке.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на
занятии мы с вами продолжим
работать с конструктором LEGO
Обучающиеся
рассаживаются по
группам (группы были
сформированы на
предыдущем занятии).
-
Проговариваются
критерии и шкала
оценочного листа,
обучающиеся
оценивают свои
знания на начало
урока
NXT, я попрошу вас сесть
рабочими группами ка на прошлом
занятии.
На ваших столах лежит памятка «
Правила работы в группе»,
посмотрите, вспомните и
пользуйтесь этими правилами на
сегодняшнем занятии.
Ребята на ваших столах лежат
«Оценочные листы», ознакомьтесь
с ними, посмотрите внимательно на
критерии
(представлены на слайде,
озвучены), оцените себя по шкале
по каждому критерию (шкала и
обозначение представлены на
слайде).
3 мин.
Целеполагание
Цель занятия
появляется на
экране после
рассуждения и
совместного
формулирования
Цель: Совместное формулирование
цели урока.
На прошлых занятиях мы с вами
сконструировали робота тележку,
возьмите в руки своих роботов,
включите их. Они едут?
Двигаются? Нет! А как вы думаете
почему?
Как вы думаете, чем мы будем
заниматься на сегодняшнем
занятии?
Цель нашего занятия: научиться
программировать робота.
Обучающиеся берут
своих роботов,
включают их. Отвечают
на вопросы.
Примерные ответы
обучающихся:
- задавать действия;
- учить двигаться.
Физическое
восприятие робота
1 мин
Мотивация
-
-
Цель: выработка на личностно
значимом уровне внутренней
готовности выполнения учебной
задачи.
Сегодня на занятии вы оживите
ваших роботов, они смогут не
только двигаться в заданных
направлениях, но и подавать
звуковые сигналы примерно так
(демонстрация робота движение +
звук)
Обучающиеся
слушают, наблюдают за
действиями робота
Развитие у детей
мотивации изучения
робототехники, в
том числе
познавательного
интереса
7 мин.
Проектировочн
ый этап.
Совместное
исследование
проблемы.
Работа с
интерактивной
доской6
Демонстрация не
последовательного
выполнения
действий
Расставление
блоков в нужном
порядке
Демонстрация
правильного
выполнения
программы
Цель исследования: выявить
основное правило составления
программы.
Метод исследования: Наблюдение
Робот – это все же не человек, он не
может сам делать то, что ему
захочется, он выполняет только те
действия - команды, которые
заложены в его памяти. Но как он
их выполняет?!
Давайте посмотрим на нашу доску
(работа с интерактивной доской).
На доске вы видите робота
кулинара, его задача сварить
картошку. Он знает такие команды,
как: возьми кастрюлю, включи
плиту, налей воды и спусти
картошку, выключи плиту, жди 15
минут, почисти картошку.
Посмотрите, что получится, если
просто робот будет выполнять все
команды по очереди
Обучающиеся
наблюдают, работают с
интерактивной доской,
делают выводы по ходу
наблюдения.
На интерактивной
доске обучающиеся
расставляют действия в
правильном порядке
Закрепление навыков
работы на
интерактивной доске
На доске демонстрация робота
выполняющего команды (робот
выполняет команды в разнобой).
Что получилось?
Картошка сварилась?
А что нужно сделать?
На интерактивной доске
обучающиеся расставляют
действия в правильном порядке,
демонстрация робота
выполнившего задание верно.
Целью нашего исследования было
выявить основное правило
составления программ, давайте
сделаем выводы и сформулируем
правило.
Обучающиеся делают
вывод на основе
наблюдения:
Для того чтобы робот
выполнил задачу его
действия должны
стоять в правильном
порядке друг за другом.
Основное правило:
действия в программе
должны стоять строго в
определённом порядке.
10мин.
Техническое
моделирование
решения
задачи
На экране окно
программы
«Исполнители», с
готовой задачей
для робота, на
фоне экрана перед
обучающимися
ставится задача,
работа по
инструкции №1.
Анализ
выполнения
программы по
инструкции № 1.
Цель: практически проверить
эффективность использования
моделирования в процессе
обучения решению задач в
начальной школе.
Этап включает в себя
самостоятельную деятельность
обучающихся в программе Система
"Исполнители" версия 2.5, по
подготовленным пошаговым
инструкциям.
Итак, программа это
определенный порядок действий
робота, но разные роботы
выполняют разные задачи, давайте
посмотрим на знакомого нам уже
Обучающиеся
приступают к работе на
компьютерах, в окне
программы необходимо
по инструкции
составить программу
для робота
исполнителя.
Работа с инструкцией
№ 1: слова программы
набирают с клавиатуры.
Анализируют причины
не выполнения роботом
заданной программы.
Работа с инструкцией
Формирование
навыка
самостоятельной
работы в программе
Система
"Исполнители"
версия 2.5
Задача для
обучающихся
составить
программу по
инструкции №2.
Анализ
выполнения
программы по
инструкции № 2.
робота исполнителя, у вас на
экранах уже открыто окно
программы «Робот» с, которой мы
встречались на прошлых занятиях.
На ваших экранах готовая задача,
машина должна проехать 3 клетки
вперед и остановиться на парковке.
Задача для обучающихся: работая
по инструкции составить
программу для робота
исполнителя (пошаговая
инструкция №1)
Задача выполнена? Машина
доехала до места?
Что выдает вам программа?
Роботы не поняли ваших команд,
давайте обратимся за помощью в
справочник программы и
попробуем составить программу
другим способом.
Задача для обучающихся:
составить программу для робота –
исполнителя, используя команды
внесенные в память робота, по
инструкции № 2.
Теперь робот поехал?
Давайте сделаем вывод на основе
полученных нами результатов.
Обучающиеся делают выводы
№2: программа
составляется с
помощью команд
внесенных в память
компьютера.
Делают выводы:
У каждого робота свой
набор команд.
Каждый робот
понимает только те
команды, которые
написаны на понятном
ему языке.
8 мин.
Программирова
ние модели
Цель: сформировать у учащегося
представление о принципах
и приемах программирования модели
робота-тележки из Lego Mindsorms
Формирование
умений и навыков в
сфере технического
программирования
Формирование
представления о
двух способах
программирования
робота – тележки
Пошаговая
инструкция
программирования
робота – тележки.
NXT.
Подводя итоги первой половины
нашего урока, мы можем уже
сказать, что программа - это
определенная последовательность
команд исполнителя, написанная на
понятном ему языке.
Теперь перейдем к
программированию роботов и
попробуем составить программу
для робота тележки из
конструктора LEGO Mindsorms
NXT
Роботов можно программировать 2
способами: 1 с помощью
специальной среды NXT и второй
способ программирование через
главное меню блока NXT.
Сегодня мы познакомимся и
испытаем 2 способ.
Совместное программирование
робота (пошаговая инструкция
демонстрируется на слайдах)
Получилось?
Все роботы при запуске
выполняют одинаковые действия
Обучающиеся в
группах
программируют робота
слушая объяснения
учителя, задают
возникающие в ходе
работы вопросы.
Демонстрируют
готового
запрограммированного
робота
6 мин
Практическая
работа и
демонстрация
работ
-
-
Цель:
Задачи:
У каждой группы на рабочем столе
компьютера находится файл
«Инструкция» в котором находятся
инструкции по составлению
программы для робота, в итоге мы
Обучающиеся
программируют робота
по инструкции.
Демонстрируют
полученную
программу.
Формирование
навыков
самостоятельного
технического
программирования и
представления
работы
получим несколько различных
программ.
3 мин.
Итоги занятия
Работа с
оценочными
листами по итогу
занятия
Ребята, что вы узнали на
сегодняшнем занятии?
Теперь возьмите в руки свои
оценочные листы, и снова оцените
себя по каждому критерию (шкала
и обозначение представлены на
слайде).
Оценочные листы оставляем на
столах, спасибо за урок, встретимся
через неделю.
Обучающиеся отвечают
на вопросы и работают
с оценочным листом.