Технологическая карта урока "Работа с графическим редактором растрового типа" 7 класс
Технологическая карта урока
Предмет_информатика
Класс__7
Автор УМК Семакин И.Г. и др.
Раздел программы: обработка графической информации
Тема урока Работа с графическим редактором растрового типа
Тип урока_Урок комплексного применения знаний и умений, практикум
Цель урока: создание рисунка средствами графического редактора Gimp в
стиле художника Аркадия Геппа
Задачи урока:
✓ обучающая – закрепить навыки работы учащихся с основными
инструментами и операциями графического редактора Gimp;
✓ развивающая - развивать творческие способности, внимание,
логическое мышление, интерес к современным информационным
технологиям;
✓ воспитательная – воспитывать творческое восприятие мира через
технические средства обработки графической информации, чувство гордости
за свой родной край.
Планируемые образовательные результаты:
✓ предметные
умение создавать и редактировать изображения, используя основные
инструменты и операции Gimp;
✓ метапредметные
умение работать с информацией, выполнять операции сравнения и анализа;
умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
умение высказывать свою точку зрения, умение взаимодействовать с
другими учениками во время выполнения общего задания
✓ личностные
положительное отношение к изучению информатики, желание умело
пользоваться графическим редактором
Оборудование и ресурсное обеспечение урока: компьютерный класс (ПК
учителя - 1, ПК учащихся - 12, мультимедийный проектор - 1, маркерная
доска – 1), ОС linux, программа Gimp, видеофильм «Кошки А.Геппа»,
презентация к уроку, папка с файлами рисунков ( заготовками) для
учащихся
Ход урока
Этап
урока
Цель
этапа
Формы учебного
взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Организа
ционный
Создание
благоприят
ного
климата на
уроке
Добрый день, друзья! Я рада вас видеть. У нас
сегодня необычный урок. Вам предстоит выступить в
роли творца, а это значит, нам понадобится хорошее
настроение. Улыбнитесь, подарите свою улыбку мне,
передайте улыбкой свое настроение соседу по парте.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
Приветствуют
учителя.
Проверяют
наличие
учебного
материала на
столах,
организуют
свое рабочее
место
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества со
сверстниками
Личностные:
психологическая
готовность учащихся к
уроку, самоопределение
Актуализ
ация
опорных
знаний.
Проверка
знаний по
теме
«графически
й редактор
Gimp».Форм
ирование
умений
определять
объем
знаний,
которые уже
были
усвоены и
которые еще
предстоит
усвоить,
умения
точно
выражать
свои мысли
и
фронтальная
Чтобы творить, необходимы базовые знания.
Вспомним, что изучали на предыдущем уроке.
Слайд 2 ( презентация в папке «презентация»)
Стратегия «Вопросительные слова»:
Учитель предлагает учащимся таблицу вопросов и
терминов по теме «работа в графическом редакторе
Gimp», разбивает класс на 2 команды, по одному
представителю от каждой команды приглашает за
учительский компьютер и напоминает правила игры
«вопрос-ответ». ( см. в конце приложение 1)
Вопросительные
слова
Основные понятия
Как?
Что?
Какой?
Каким образом?
Какая
взаимосвязь?
Каково
назначение?
Растр
Графический редактор
слой
вырезать
копировать
фильтр
масштаб
вращение
По одному
игроку от
каждой
команды
садятся за
учительский
компьютер и в
случае
необходимости
поясняют ответ
команды
демонстрацией
в графическом
редакторе
Gimp.
Представители
команд задают
вопросы
противнику и
отвечают на
Личностные: учебно-
познавательный интерес
Логические:
анализ, сравнение.
Коммуникативные:
достаточно полное и
точное выражение своих
мыслей в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации
формулиров
ать вопросы
для
получения
ответов.
инструмент
сохранение
расширение
вопросы
противника.
фронтальная
Слайд 3. Учитель предлагает ответить на вопрос
«Что означает слово коллаж?» и с помощью сервиса
Learning Apps напомнить последовательность
действий по его созданию.
( ссылка
https://learningapps.org/watch?v=pwvzpn6p501 )
Учитель подсчитывает баллы, заработанные
командами, определяет победителя.
Отвечают на
вопрос
представители
команд у доски
с
проговаривание
м, составляют
схему действий
.
Представители
команд также
зарабатывают
баллы для
команды.
Личностные: учебно-
познавательный интерес.
Познавательные:
построение логической
цепи рассуждений.
Коммуникативные:
достаточно полное и
точное выражение своих
мыслей в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Постанов
ка цели и
задач
урока.
Мотивац
ия
учебной
деятельн
ости
учащихся
.
Слайд 4.Посмотрим на уже знакомую нам программу
Gimp глазами нашего земляка, художника Аркадия
Геппа. Прежде чем показать Вам фрагмент
видеофильма о нем, (создан моей ученицей
Ковалевой Анастасией) я прошу Вас подумать над
строками из песни, которая будет звучать в этом
фильме:
“В мире двусмысленном
Ангел двуликий стал
сводным братом моим...”
Формировани
е умения
фронтальная
Как эти слова могут быть отнесены к творчеству
Отвечают на
Коммуникативные:
анализироват
ь
информацию.
художника? Как, вы думаете, что рисует художник?
Выслушать мнения
вопрос
учителя.
Взаимодействую
т с учителем во
время опроса,
осущест-
вляемого во
фронтальном
режиме
Выдвигают
предположения
Оценивают
ответы
обучающихся
планирование учебного
сотрудничества
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации,
смысловое чтение,
построение логической
цепи рассуждения.
Регулятивные:
прогнозирование
Проверяем свои догадки, смотрим фрагмент
видеофильма. ( до слов «мой рисунок в стиле Геппа»)
Демонстрация видеофильма ( переход на видео по
)
Смотрят
фрагмент
видеоролика,
его анализ
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации
фронтальная
Слайд 4-5. Обсуждение картин художника и строк из
песни:
«Есть в его облике смутное сходство,
Я не пойму только с кем»
Участвуют в
обсуждении,
анализируют
стихотворные
строки и
работы
художника
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации,
сравнение и анализ.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями
коммуникации, умение
слушать других
Постанов
фронтальная
Слайд 6. Можно ли средствами графического
Обсуждение
Регулятивные:
ка
проблемы
и ее
решение
редактора выполнить рисунок в стиле Геппа?
Организация устного коллективного анализа учебной
задачи «создать рисунок в стиле геппарт средствами
графического редактора» на примере картины
Аркадия Геппа « Кошка». Фиксация выдвинутых
учениками гипотез, организация их обсуждения.
вопроса.
Составление
схемы
выполнения
задания, запись
в тетрадь
прогнозирование,
исследуют условия
учебной задачи,
обсуждают предметные
способы решения.
Познавательные:
выбор наиболее
эффективных способов
решения задачи,
анализ, сравнение,
аргументируют свою
точку зрения,
создание способов
решения проблемы.
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли
Регулятивные:
составление плана и
последовательности
действий.
Демонстрация выполнения плана в графическом
редакторе Gimp на основе файлов «кошка»,
«бабочка», «птица» ( см. папку к поиску плана)
Одно из возможных решений:
Действия
1. найти в папке
файл «кошка»,
вырезать, вставить
кошку на новый
лист.
2. Плавающие
Соотносят
результат своей
работы по
созданию
плана с
демонстрацией
Регулятивные:
контроль и коррекция в
форме сравнения
способа действия и его
результата с заданным
эталоном.
Познавательные:
умение осознанно и
произвольно строить
высказывания.
выделение
превратить в
«новый слой –
контур кошки»
На другой слой
вставляем бабочек,
птиц
переворачиваем,
масштабируем,
располагаем в
нужном месте.
Получаем рисунок
с контуром кошки.
Удаляем слой
«контур кошки».
Добавляем фон.
Применяем
градиентные
заливки, фильтры
Слайд 7.
Показывает лучшие рисунки учащихся в стиле
А.Геппа
Отмечают в
чем
«изюминки»
работ.
Познавательные:
осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания , поиск и
выделение необходимой
информации, анализ,
сравнение
Физкульт
минутка
Здоровьесб
ерегающая
методика
для снятия
утомления
индивидуальная
Организует проведение физминутки ( см.приложение
«Физминутка»)
Выполняют
физкультминут
ку для снятия
утомления
Личностные: установка
на здоровый образ
жизни.
Компьют
ерный
практику
м
Выполнени
е рисунка
«кошки» в
графическо
м
редакторе
Gimp в
стиле
геппарт.
парная
Консультации учителя по мере необходимости
Распределяют
обязанности в
паре,
придумывают
рисунок,
действуют по
составленному
плану
Материал для
работы в
папке «
рисунки для
работы» на
каждом
рабочем столе
ученика
Регулятивные:
планирование,
управление своей
деятельностью,
инициативность,
элементы волевой
саморегуляции
Познавательные:
анализ, контроль и
оценивание результата.
Коммуникативные:
совершенствование
навыков сотрудничества.
Личностные:
формирование умения
наблюдать,
анализировать,
сравнивать, делать
выводы;
осуществление контроля
и самоконтроля.
Рефлекси
я
Самооценк
а
учащимися
Организация обсуждения.
Какой из этапов создания рисунка в стиле Геппа
вызывает затруднения? Какие пути выхода из
Познавательные:
построение речевого
высказывания в устной
результато
в своей
учебной
деятельнос
ти
затруднения?
Какой из рисунков твоих одноклассников больше
всего понравился? Свой выбор обоснуй
Слайд 9
Далее учитель предлагает выбрать смайлик и оценить
свое психоэмоциональное состояние.
Выставляет оценку отдельным учащимся.
форме, контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности.
Регулятивные:
контроль и оценка своей
деятельности в рамках
урока.
Коммуникативные:
умение слушать и
вступать в диалог,
формулирование и
аргументация своего
мнения.
Личностные:
рефлексия способов и
условий
действия, контроль и
оценка процесса
и результатов
деятельности.
Информа
ция о
домашне
м
задании,
инструкт
аж по его
выполнен
ию
Обеспечени
е
понимания
учащимися
цели,
содержания
и способов
выполнения
домашнего
задания
Слайд 10
Домашнее задание на выбор:
✓ поиск информации в Интернете «Кто из
художников работает в стиле геппарт?»
Создание совместной презентации по плану :
• краткая информация о художнике
• работы художника в стиле геппарт
• в форме облака слов своё мнение о
художнике
✓ выполнение рисунка в стиле Геппа
Работа с
дневниками
Личностные:
формирование навыков
самоорганизации
Приложение 1 Игра «вопрос-ответ»
Учитель предлагает ученику из первой команды задать вопрос, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Далее учитель называет ученика из команды-соперника, который должен ответить на вопрос. Первый ученик проверяет правильность
ответа. Если второй ответил неверно, то ответ должен дать тот, кто задал вопрос. Если же первый ученик не знает ответа, то его команда
получает штрафные очки. За формулировку вопроса, правильный ответ на поставленный вопрос команды получают баллы. Если второй
ответил верно, вопрос задает представитель его команды, в противном случае - представитель первой. За шум, неорганизованность команда
получает щтрафные очки. По одному представителю от каждой команды садятся за компьютер учителя – в случае необходимости они
дополняют ответ демонстрацией в графическом редакторе Gimp,своей быстрой и качественной работой помогают заработать
дополнительные очки команде.
Информатика - еще материалы к урокам:
- Итоговое тестирование по информатике 6 класс Босова
- Итоговое тестирование по информатике 7 класс Босова
- Памятка для школьников "Как безопасно пользоваться электронной почтой"
- Методическая разработка открытого урока "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией"
- Презентация "Поисковые системы"
- Проверочная работа "История развития компьютерной техники"