Правила выполнения учебного рисунка по биологии

Правила выполнения учебного рисунка.
1. Правила научного изображения. Главное в научном рисунке — его достоверность.
Поэтому основной принцип — «рисую то, что вижу». Исключение составляют
артефакты (двойное изображение, создаваемое микроскопом при неправильном
освещении, пузырьки воздуха и другие посторонние объекты, попавшие на
препарат). Достоверность рисунка состоит в соблюдении всех пропорций, в верном
изображении деталей, видных при данном увеличении, в точной передаче цвета в
случае цветного рисунка. Полезный прием правильного отображения пропорций
определение соотношений частей тела. Соблюдение пропорций помогает
использование окуляров с мерной линейкой или сеточкой
2. Особенное внимание следует обращать на линии как элемент графического
изображения. Каждая линия на контурном рисунке что-то означает. Например,
границы тела животного (или границы клеток на препарате) замкнуты. Линии,
обозначающие их на рисунке, должны быть сплошными.
3. Техническое оснащение. Для рисования лучше использовать не альбом, а
отдельные листы в папке. Бумага должна быть плотной, гладкой и выдерживающей
несколько стираний ластиком: бумага для черчения. У большинства сортов бумаги
две стороны листа несколько различаются по фактуре: одна сторона более гладкая,
другая — шершавая. Рисунок следует выполнять на гладкой стороне. Обычно
используются листы формата А4, но для некоторых рисунков (например,
членистоногих с длинными придатками) более подходит формат АЗ.
4. Большинство рисунков зоологического практикума выполняется простым
карандашом. Карандаш должен быть средней жесткости («М» или «ТМ», по
европейской системе обозначений «В» или «НВ») и обязательно остро
заточенным (под углом 20–25 градусов). Подтачивать карандаш следует постоянно;
многие дефекты рисунков возникают именно из-за пользования тупым
карандашом. Годятся для рисования и автоматические карандаши с диаметром
стержня 0, 5 мм, которые в заточке не нуждаются. Ластик должен быть мягким
(хорошо подходят доступные сейчас ластики фирмы «Коh-i-nооr»).
5. Часть рисунков во время практикума выполняется тушью. Подходит любая черная
тушь, но лучшее качество дают специальные сорта туши для заправки
рапидографов. Основной инструмент при рисовании тушью обычное перо
(«вставка»). Для научных рисунков лучше всего подходят наиболее тонкие перья.
Иногда целесообразно использовать два пера разной толщины — для наружных
контуров и внутренних линий.
6. Акварель должна быть полумягкая, в ванночках (а не в тюбиках). Желательно
иметь набор красок не менее 24 цветов. Для рисования акварелью годятся только
мягкие (беличьи) кисти, причем необходимо иметь кисти как минимум двух
номеров — тонкую (для прорисовки деталей) и более толстую (для заливки).
7. Рисунки следует хранить только в папке. Чистовые рисунки удобно хранить в
прозрачной папке.
8. Методические и технические приемы рисования
Размер изображения. Он определяется прежде всего количеством деталей,
которые должны быть показаны на рисунке, и их размерами.
Размещение рисунка на листе. Необходимо прежде всего следить за тем,
чтобы изображение не вылезло за край. Более того — у краев листа нужно
оставлять поля не менее 1, 5–2 см шириной. Как правило, объект
располагают так, чтобы его длинная сторона располагалась вдоль длинной
стороны листа. Если объект не занимает весь лист (например, из-за сильно
вытянутой формы), то на свободном месте целесообразно поместить
изображенные крупным планом его части
Учебный рисунок всегда снабжается подписями. Обычно указывается
таксономическое положение объекта (начиная с класса или типа и
заканчивая видом). Эти подписи делаются в углу рисунка (лучше для них
провести линии по линейке). Кроме того, подписываются части объекта на
горизонтальных линиях, от которых проведены (по линейке) указывающие
линии к соответствующим частям рисунка. Указывающие линии не должны
пересекаться.
Подписи можно заменить цифрами. В этом случае в нижнем углу рисунка
составляется «легенда», в которой расшифровываются подписи. Все
подписи к любому рисунку (в том числе тушевому) нужно выполнять
только простым карандашом, чтобы можно было при необходимости внести
исправления.
Начинать рисунок следует с общего наброска. На нем должны быть
прорисованы внешние контуры объекта и намечены пропорции между
основными частями тела. Все линии должны быть очень тонкими, рисовать
нужно без всякого нажима на карандаш.
Завершающая стадия работы над рисунком, если он выполняется
карандашом, — придание линиям разной толщины и нанесение точечной
или линейной штриховки (если она необходима). Перед этим все лишние
линии нужно стереть, линиями большей толщины и четкости обводятся
внешние контуры рисунка (слишком сильно нажимать на карандаш не
нужно!). Для рисунка тушью делается карандашный набросок, который
затем «переводится в тушь». Ластиком нужно пользоваться как можно
реже: на разлохмаченной бумаге тушь расплывется, и рисунок будет
испорчен.
Выполнила Маслова Л.А., МБОУ «Школа №69»