Задание 25 ЕГЭ "ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА"


Подписи к слайдам:
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА

Задание 25 ЕГЭ

Позиция автора - это мнение автора текста о

поднятой им проблеме и путях её решения.

Запомните!

Проблема и позиция автора тесно связаны.

Проблема — некоторый вопрос, который вызывает размышления автора.

Позиция автора - ответ на этот вопрос, поставленный в тексте: то, в чём автор видит решение проблемы: итог его размышлений.

Не следует путать авторскую позицию с проблемой.

Позиция автора обозначается как тезис (законченное предложение!, а проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с именем существи­тельным, употреблённым в родительном падеже.

Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:

1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

Ведь позиция автора — вывод, к которому приходит автор текста, размышляя! над поставленной проблемой.

Обратите внимание, формулируя позицию автора

1. Формулировка позиции автора приводится в отдельном абзаце экзамена­ционного сочинения.

2. Если во вступлении к сочинению проблема сформулирована в форме во­проса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос.

3. Если во вступлении к сочинению проблема сформулирована сочетанием слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в

родительном падеже, то это имя существительное должно прозвучать при обозначении автор­ской позиции.

4. Если трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому.

5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора вы­ражена чётко и ясно, если это возможно. Помните о том, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора.

6. Позиция автора может быть предъявлена:

а) в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами;

б) в конце текста - как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале текста;

в) дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце - как более широкий, доказанный вывод.

7. Чаще всего позиция автора содержится в заключительной части текста: в том фрагменте, где автор подводит итог сказанному, размышляет над описанны­ми событиями и поступками героев.

8. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, а также лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения– всё это средства выражения позиции автора.

9. Очень важно обозначить позицию именно по той проблеме, которую вы называете как основную, чтобы избежать логических ошибок: к сожалению, в экзаменационных сочинениях часто бывает так, что проблема указана одна, а позиция автора определена по другой проблеме. Формулировка позиции автора должна чётко соотноситься с заявленной проблемой.

10. Если в исходном тексте повествование идёт от первого лица, то нельзя ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором текста.

Позиции автора и героя- рассказчика могут не совпадать. В этом случае надо оговорить, в чём автор не согласен с героем-рассказчиком, и указать,

из чего это видно.

Позиция автора может выражаться

  • ПРЯМО (в отдельных предложениях; прямых авторских обращениях к читателю)
  • КОСВЕННО (в поступках или мыслях героев; в отношении автора к изображаемым событиям: с помощью различных художественных средств).

Запомните!

Как правило, позиция автора выражается

ПРЯМО в публицистических текстах, а

КОСВЕННО — в художественных.

Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно будет обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать его частично или передать своими словами.

Для того чтобы понять позицию автора художественного текста. задайте себе ряд вопросов и попытайтесь ответить на них:

  • положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, речи, мыслях героя?
  • как относятся к герою другие персонажи?
  • какое влияние оказывают поступки героя на поведение, психологическое состояние, судьбу других персонажей?
  • автор осуждает или одобряет поведение героя? в чём автор согласен со своим героем, а в чём нет?
  • что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
  • какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?
  • какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?

Запомните!

В художественном тексте позиция автора не всегда может быть заявлена прямо: она как бы «вытекает» из самого содержания текста, так что формулировать её приходится самостоятельно.

Типичные ошибки, часто допускаемые при выявлении позиции автора

1) В экзаменационном сочинении отсутствует формулировка авторской позиции: выпускник сразу после формулировки проблемы переходит к изложению своей точки зрения или к аргументации.

2) Выпускником приводится цитата, не имеющая отношения к авторской позиции.

3)Формулируется позиция автора по другой проблеме исходного текста, не за явленной в сочинении.

4) Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика; однако автор и рассказчик - это не одно и то же, следовательно, их позиции могут не совпадать.

Методические рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто допускаемых при выявлении позиции автора:

  • позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами;
  • если трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому!

Основные

проблемы

1) проблема ревности (что такое ревность?);

2) проблема соотношения любви и ревности (бывает ли любовь без ревности?);

3) проблема преодоления ревности (как преодолеть ревность?);

4) проблема становления и крушения любви (как крепнет и разрушается любовь?).

Авторская

позиция:

1) ревность – естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь;

2) любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви, её начало часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит и ревностью;

3) через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности;

4) с преодолением ревности связано становление любви, а крушение начинается с эгоизма.

(1)Ревность – чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь.

(21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого.

Поэтому необходимо не спешить с определением позиции автора, дочитать текст до конца и помнить о том, что именно в конце текста автор подводит итоги, делает выводы, расставляет все точки над и.