Конспект урока "Нравственные ценности человека" 6 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия имени Ф.К.Салманова
Ханты - Мансийский автономный округ – Югра Тюменской области
Конспект занятия по русскому языку в
6 классе
«Нравственные ценности человека»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Леонова Светлана Петровна
г. Сургут
2016
Учебное занятие «Нравственные ценности человека»
Цель: создать собственный текст, используя различные источники информации.
Задачи: формировать навыки работы с текстом; понимать основную мысль текста;
сворачивать и разворачивать текстовую информацию, используя ключевые слова,
план.
Оборудование: тексты с заданиями, презентация, словари, ноутбуки, музыкальное
сопровождение
Ход занятия
НРАВСТВЕННОСТЬ - ЭТО «ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ; ДУХОВНЫЕ И ДУШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА,
НЕОБХОДИМЫЕ ЧЕЛОВЕКУ В ОБЩЕСТВЕ, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТИХ ПРАВИЛ, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ В ЕГО
ПОВЕДЕНИИ И ПОСТУПКАХ»
С.И.ОЖЕГОВ
ВО ВСЕ ВРЕМЕНА БОГАТСТВО ЯЗЫКА И ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ШЛИ РЯДОМ
А.П.ЧЕХОВ
1. Слово учителя (слайд 1) Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас учебное занятие на
тему: «Нравственные ценности человека». Каждый из нас, наверное, не раз ставил
перед собой вопрос: что такое нравственные ценности? Какие составляющие этого
понятия? Работая в группах, вам предстоит создать собственный текст, используя
различные источники информации, на ту проблему, которую вы определите по
пословице, поговорке или высказыванию (получает каждая группа). Главное –
правильно распределить роли в группе, работать слаженно и дружно, составить
собственный текст и представить его публике. Вы готовы? Начинаем нашу работу.
2. Задания группам ( на листах определенного цвета). Каждый из организаторов
получает текст пословицы или поговорки, группа в течение 1 минуты по ней
определяет тему и озвучивает ее.
Пословицы и поговорки (слайд 2)
«Язык не кинжал, ранит – не залечишь»
«Тот, кто не имеет сострадания, жесток» (Бернард Мандевиль)
«Не беречь поросли, не видать и дерева»
«В книге ищи не буквы, а мысли»
Темы (предполагаемые): (слайд 3)
Роль языка в жизни человека.
Милосердие, сострадание.
Сохранение природы и ее богатств.
Роль книги в жизни человека.
3. Работа в группах. Я раздам вам конверты, в которых даны тексты. ( Приложение
№1, Приложение 2). Вам необходимо прочитать их, выбрать текст соответствующий
вашей теме, подобрать, если нужно, информацию из других источников. Распределите
роли в группе (докладчик, организатор, регистратор, наблюдатель – журналист).
Ознакомьтесь еще раз с правилами работы в группе (слайд 4)
На работу вам отводится 20 минут.
4. Звучит музыка, группы работают.
Примечание: оператор за компьютером набирает и выводит на экран темы и
проблемы, определенные каждой группой в виде схемы (слайд 5)
5. Выступление групп.
Учитель: « Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом», -
писал А.П.Чехов. (слайд 6) Эти замечательные слова могут служить эпиграфом
ваших выступлений. Каждый образованный человек должен владеть богатством языка
и уметь грамотно и красиво говорить, логически продумывая свою речь. От самого
человека зависит, как он будет пользоваться удивительным даром – языком.
а) Выступление 1 группы. На схеме тема и проблема. Итог работы представлен в виде
синквейна (журналист)
? Я – концепция по проблеме (на схеме)
б) Выступление 2 группы (слайд 7) «Помоги, утешь, поддержи и мир станет чуточку
добрее»). Очень много сейчас говорят о милосердии, отзывчивости, сострадании.
Ведь каждый из нас рождается со способностью откликнуться на чужую боль. Как
важно, чтобы мы это чувство не растеряли, а увеличивали его, взращивали в наших
душах. Тогда мир вокруг нас станет лучше, добрее, светлее.
На схеме тема и проблема. Итог работы представлен в виде синквейна (журналист)
в) Выступление 3 группы. (слайд 8) «Охранять природу значит охранять Родину»
М.Пришвин). Красота природы многолика. Мы видим ее и в хрупких цветах, и в
живых картинах родного края. Она притягивает и манит к себе людей. В окружении
красоты природы душа поет, мы счастливы. Главное – сберечь эту красоту.
На схеме тема и проблема. Итог работы представлен в виде синквейна (журналист)
г) Выступление 4 группы. (слайд 9) « Читать - это еще ничего не значит; Что читать и
как понимать читаемое – вот в чем главное дело» К.Ушинский). наша русская
литература – наша гордость. В ней запечатлены великие порывы духа. Литература,
вдумчивое чтение возвышает душу человека, делает нас духовно богаче, лучше,
добрее.
На схеме тема и проблема. Итог в виде синквейна (журналист)
7) Межгрупповое взаимодействие.
Учитель: В ваших выступлениях были подняты очень важные проблемы,
существующие в нашем обществе. К какой области человеческой жизни мы их можем
отнести? ( нравственной) ? Являются они важными для нас? Значит, мы их можем
определить как нравственные ценности человека.
? А какова ваша Я – концепция по решению этой проблемы??? ( заполняем схему)
8) Итоги занятия.
9) Домашнее задание. Творческая работа. Написать сочинение на тему «Нравственные
ценности моей семьи»
Список использованной литературы
1. Ожегов С.И. Толковый словарь. – Екатеринбург: «Урал – Советы », 1994.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. ПГПУtinabel@mail.ru
Приложение №1
II
Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом,
родным домом. Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, они
приняли за своего. А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на
их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака.
Он носил выпуклые круглые очки, за которые мальчишки метко прозвали
бледнолицего мальчугана Бычок. Они презирали его и за суетливую манеру плавать,
поэтому в свое братство не принимали.
Но однажды произошло невероятное! Бычок - этот хилый очкарик, доплыл до
Чертова Пальца – мрачной отвесной скалы у входа в бухту! Для него, конечно, это
было поистине отчаянным поступком. И молчаливое сопение мальчишек являлось
тому свидетельством….
Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко
занося слабые, как тростинки, руки. Вдобавок он то и дело поправлял очки. Не мог
предусмотреть и еще одного обстоятельства.
С моря шла мертвая зыбь – широкая медленная волна. Безобидная в открытом море,
она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты. С каждой новой волной накат у
берега становился сильнее и опаснее. Справиться с ним мог бы только опытный и
сильный пловец. Этого не мог, конечно, знать городской мальчик. Отбойная волна
отшвыривала его назад, словно слепого котенка. Кто - то из мальчишек неуверенно
сказал у меня над ухом:
- Ребята, а Бычок – то тонет…
Их сбивало с толку то, что он не кричал: «Помогите!» или что - нибудь в этом же
роде. Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством.
Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз
мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. Мне
повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку. Он уже обессилел,
обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго еще морщился и
откашливался. Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал:
- А все-таки я совсем немножко не доплыл… Чуть-чуть!
- Чуть-чуть … - вскипев, передразнил я его. Не утонул ты чуть-чуть, заморыш
несчастный.
По Л.Куклину
II
Она некому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы
сказать, где находилась она во всю долгую зиму и чем кормилась. От теплых изб ее
отгоняли дворовые собака, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею
принадлежностью к дому; когда гонимая голодом или инстинктивною потребностью в
общении она показывалась на улице, - ребята бросали в нее камнями и палками,
взрослые весело улюлюкали и страшно пронзительно свистали. Не помня себя от
страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загороди и людей, она
мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном
месте.
Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.
Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик,
возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос
о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и
некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд.
- Жучка! – позвал он ее именем, общим всем собакам. Жучка! Пойди сюда, не бойся!
Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик
похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:
- Да пойди, дурра! Ей богу, не трону!
Но пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками
подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды,
нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка
легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.
- У у, мразь! Тоже лезет!
Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а мужик,
шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кусочки изорвал новый
платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок.
Л.Андреев «Кусака»
II
Сострадание – активный помощник.
Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо
другому, постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей
семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от
равнодушия, и самим равнодушным? С самого детства воспитывать прежде всего,
самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в
беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие
размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. Сочувствие
великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой
способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям,
воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в
содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть
чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают
окружающие. Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а
дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. Кажется,
что им хорошо. Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений
и лишних забот. Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или
поздно – как аукнется, так и откликнется! На мою долю недавно выпало счастье
познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в
выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной
потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные
жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние
наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал,
ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой,
оказывается неготовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.
Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым
страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. Одно из самых важных человеческих
чувств – сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием.
Содействием. К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо
приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого,
чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности.
По С. Львову
III
Я бывал во многих местах и интересовался, как человек
взаимодействует с природой. Набедокурил «венец творения» повсюду.
Природа — не сырьё для цивилизации, а
прекрасный солнечный дворец, в который человек должен своим трудом,
волей, разумом вносить усовершенствования. Нет большего
преступления, чем уродовать, извращать природу. Природа,
неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это мать, родившая и
вскормившая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, - с
высшей степенью любви.
Всегда ли мы соблюдаем нравственные законы в отношении к
природе? Увы, нет. Недаром появились запреты, «суровые»
наказания... Все знают о них, и тем не менее...
3начит, дело не в запрещающих законах, не в наказаниях.
Вообще, наказание никогда не было сильным средством в решении
какой-то проблемы.
Д. С. Лихачев
III
Будем беречь природу! Для каждого человека стало привычным, что красный свет
светофора предупреждает «Остановись!» к сожалению, бывая на природе, не всегда
люди останавливаются перед красиво цветущими растениями, чтобы полюбоваться
ими, а, как правило, стремятся сорвать их для букета.
Все редко встречающиеся исчезающие или подвергающиеся уничтожению растения
занесены в Красную книгу – список видов, предупреждающий, что перечисленные
виды растений требуют постоянной охраны. Ученые включили в Красную книгу около
600 видов дикорастущих растений нашей страны, которые нуждаются в защите
человека. Среди них пицундская сосна, корень жизни – женьшень, северная орхидея –
венерин башмачок, русский рябчик, обыкновенный подснежник и много других
красиво цветущих или декоративно – лиственных растений.
В наше время, когда всем известна огромная роль растительного мира в жизни
человека, нельзя допускать исчезновения с лица Земли ни единого вида растений так
как это большая потеря, прежде всего для человека.
Равнодушие к зеленому другу тоже зло, которое приводит к плачевным результатам.
Как часто человек бывает в роли наблюдателя гибели растения, не проявляя ни
малейшей заботе о его спасении.
Человек должен бережливо и внимательно относиться не только к тем растениям,
которые занесены в красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас и в
природе, и в саду, и дома …
III
Природа любит разнообразие и многоцветье. Водопады дождей просияли сквозь
радугу, как через призму, окрасили землю во все радужные цвета и оттенки. Мы
живем на разноцветной земле. Видел я красную землю.
Вдруг покраснели дали! Вчера еще все было тускло-зеленым, а сегодня у подножья
далеких гор красная полоска – непонятная и неожиданная. Словно кто-то красным
карандашом потушевал снизу синие горы. Что это – отблеск зари? Или россыпи
красных камней? Или далекий степной пожар?
Топочут копыта коня все ближе, все ярче, все шире загадочная полоса. Так вот это
что – разливы маков!
Маки, живые маки! Их видимо-невидимо! Они обступили со всех сторон, они
затопили как наводнение! Маки трепещут на ветру пламенем невиданного пожара. От
маков рябит в глазах, и кружиться голова. По сторонам вздымаются красные увала
как волны багряного моря. На гребнях вскипает огненная пена пронизанных солнцем
багряных лепестков.
Земля горит от цветов – полыхает красная степь. Седые степные луны скользят над
красными маками, и белые их крылья отсвечивают розовым цветом.
Порозовели даже белые облака, даже дали подернулись розовой дымкой. Цветы без
конца и края. Неистовое буйство красного цвета, кипучая лава цветов!
Н. Сладков.
IV
Пронёсся нынче какой-то странный слух, что в школе совсем не обязательно
преподавать литературу, отнимать на неё время от точных наук, которые, мол, основа
основ, а литература – для немногих и пусть преподаётся факультативно. Говорят об
этом умники, которые не в состоянии уразуметь, что Книга – самый глубокий
источник познания мира и самое сильное средство воздействия на духовное развитие
личности… Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу. И
привычное выражение, в которое мы подчас даже не вдумываемся, – «Любите книгу,
источник знаний» – не случайно. Горький говорил: «Всему, что есть во мне хорошего,
я обязан книгам». Думаю, это может сказать любой развитый человек, даже самый
великий. Классические авторы прошлых веков питались теми книгами древности,
которые развивали их индивидуальность. Хорошо бы помнить об этом тем, кто
сегодня лишает людей привычки к чтению, легкомысленно заявляет: зачем трудиться,
читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, получить готовый
стереотип? Я болезненно переживаю, слухи о том, что литературу уберут из школы.
Переживаю не за литературу, ей от этого ничего не сделается, она будет существовать,
пока живёт наш мир; я переживаю за наших девчонок и мальчишек, которые не смогут
стать сотворцами – они будут беднее, безмерно беднее нас, хотя, может быть, и
прагматичнее. Духовно развитая личность более гармонична и приятна в общении,
содержательна, в отличие от человека скудного духом, хотя и очень богатого
материально. Книги, как ничто другое, могут предостеречь мыслящих людей, молодое
поколение, помогут распознать зло, научат добру. Они существуют на Земле
несколько тысячелетий – папирусы, пергаментные свитки, наборы Гутенберга,
типография Ивана Федорова… Люди стремились запечатлеть и передать своим
современникам и потомкам то, что всегда считалось жизненно важным и
необходимым. Писатель знает что-то такое, до чего не может додуматься обычный
человек, он может словами выразить мысль, которая пронзает душу. Настоящая книга
не только учит, открывает человеку красоту мира, она ещё радует, исцеляет душу, а
значит, и тело. Потому что всё духовное тесно связано с физическим. С литературой
неразрывно связана вся моя жизнь с того самого дня, когда я открыл для себя магию
слов.
По В. Розову
IV
В современном обществе целый океан проблем. Они обступают нас всюду, и по какой
дорожке ни пойдёшь, возникают новые. Возьмём вопрос о чтении на уроке,
домашнем. О том, много ли читают, как читают, как относятся к книге. Тоже дело
очень сложное. Сейчас, по моим наблюдениям, читают гораздо меньше, чем 25 – 30
лет назад. Я помню годы войны, когда я мальчишкой оказался в эвакуации, в тылу, в
особых больничных условиях. Какой великой ценностью была для нас книга!
В десять лет я прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство, и любовь» Шиллера.
Не могу сказать, что я многое понял, но я до сих пор представляю себе какие-то сцены
из Шиллера. Под влиянием всё убыстряющегося, всё более нервного ритма жизни
появилась тенденция, которую многие считают неизбежной и закономерной: вместо
того чтобы читать объёмные романы великих писателей, можно посмотреть
экранизацию и познакомиться с содержанием книги. Некоторые считают, что это
очень современно и даёт большое преимущество человеку, так как экономит его
время, которое необходимо затратить на ознакомление с произведением. Это так
удобно для школьника, которому столько нужно прочитать «по программе»! Я же
думаю, что телевизор – великий враг книги. Несчастье, что дети слишком много и
неразборчиво смотрят телевизор и слишком мало читают книги. Конечно, телевидение
великая сила и без него трудно обойтись в нашей жизни, в учёбе. Но использовать
его надо разумнее. Но что мы делаем с телевидением? Хаотично, когда придётся,
включаем аппарат и «смотрим», что ни показывают. Варварство. Нужно формировать
вкус у ребят, чтобы они могли выбрать то, что можно обсудить потом с друзьями, с
учителями.
(По В. Лакшину)
IV
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время –
величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по
программе, разумеется, не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются
дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от
первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую
появившиеся новые интересы.
Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего.
Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо
развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом
самовоспитания. Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно
делать, советуясь со знающими людьми с существующими справочными пособиями
разного типа.
Д.С. Лихачев
I
Повар и царь
Молдавская сказка
Жил – был царь. Пригласил он как-то чужеземных царей и советников разных на
честной пир с музыкантами. За три дня до пира вызвал царь к себе повара, дал ему
денег и приказал купить на базаре самое лучшее и самое дорогое, что есть на свете,
чтобы на столе были только отборные кушанья. Пошел повар на базар, накупил там
языков на все деньги, сварил с разными специями и приготовил блюда к царскому
столу.
Вот и гости собрались. Рассадил их царь за столами и приказал подавать куша
нья. Подал повар каждому по куску языка. Съели гости язык, и приказал царь
следующие блюдо нести. А повар опять раздал по куску языка каждому. Гости ничего
понять не могут. Смотрят удивленно друг на друга – почему им подают только блюдо
из языка? Съели гости, что подано, и ждут, чего еще подадут. Приказал царь нести
следующую перемену. Повар опять принес язык! – Почему нас ничем другим не
угощают, а только языком? – спрашивают гости. Призвал царь повара:
- Разве не приказывал я тебе купить на базаре самое лучшее, самое дорогое, что есть
на свете?!
А повар отвечает:
- Пресветлый царь! Разве есть что-нибудь на свете лучше и дороже языка? Язык все
может – царей на престол возводить, войны прекращать и мир заключать!
Подивились гости словам повара, за смекалку похвалили. Потом решили так: пусть
повар еще раз на базар сходит и купит там самое плохое, что только на свете есть.
Пошел повар и принес с базара … язык!
Говорит ему царь:
- Разве не приказывал я тебе купить самое плохое, что на свете есть?! А повар
отвечает:
- Пресветлый царь! Разве может что-нибудь на свете быть хуже языка? Ведь язык все
может испортить и разрушить и дружбу, и согласие, и мир!
I
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он
назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего,
что его окружает.
Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и
мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки,
искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения
самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. Более того, в нем таится чудесная
возможность обращаться к нашей памяти, воображению, к самым разным ощущениям
и чувствам, вызывая в нашем представлении живую реальность. Это и делает его
драгоценным материалом для поэта.
Какое же это необъятное, неисчерпаемое море - человеческая речь. И литератору надо
знать ее глубины, надо изучать законы, управляющие этой прихотливой и вечно
изменчивой стихией.
Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен
волновать и потрясать души простым сочетанием немногих слов.
Язык отражает глубокое знание жизни и природы, приобретенное человечеством. И не
только специальный язык разных профессий - охотников, моряков, рыбаков,
плотников, - но и общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный
житейский опыт. В живой народной речи запечатлелось так много накопленных за
долгие века наблюдений и практических сведений из тех областей знания, которые по-
ученому называются агрономией, метеорологией, анатомией и т. д.
Вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт получает заодно
заключенный в слове опыт поколений, умение находить самый краткий и верный путь
к изображению действительности.
Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся
сейчас, - с придачей некоторого количества новых, - будут служить многие столетия
после нас для выражения еще неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не
поддающихся нашему предвидению поэтических творений.
И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые
донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык.
В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая
архитектура, и музыка слова, и словесная живопись.
Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова - поэзии.
По С.Маршаку
Приложение №2
План
1. Прочитайте тексты, определите основную мысль.
2. Выявите проблему, которую поднимает автор текста.
3. Найдите ключевые слова и выражения, относящиеся к данной проблеме.
4. Составить собственный текст:
а) отобрать необходимый материал по данной проблеме;
б) использовать различные источники информации;
в) подготовиться к выступлению.