Конспект урока "А. Печерский «Восстание в Собиборовском лагере»" 9-11 класс

Тема урока: А.Печерский «Восстание в Собиборовском лагере».
Ф И О: Павлова Татьяна Ивановна.
Должность: учитель русского языка и литературы.
Название учреждения: МБОУ СОШ № 6.
Название предмета: литература.
Классы : 9 11 ( 15-17 лет).
Населённый пункт: город Лениногорск РТ.
Цели и задачи:
Образовательная:
познакомить учащихся с книгой Печерского «Восстание в Собиборовском лагере»;
углубление знаний учащихся по теме трагедия в Собиборе;
умение находить причинно-следственные связи, делать выводы;
повысить информационную грамотность учащихся;
продолжить формирование аналитических умений старшеклассников.
Развивающая:
развитие навыков монологической речи, работы с текстом, умения его анализировать;
умение выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
развитие навыков критического мышления, продолжить развитие навыков групповой работы;
развить коммуникативные навыки.
Воспитательная:
воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном
мире;
продолжить работу по формированию толерантного сознания и активной позиции
нетерпимости к современным проявлениям и толерантности
Материалы и оборудование:
распечатанные отрывки из книг;
раздаточный материал с основными понятиями и терминам
музыкаМоцарта «Реквием»;
компьютер, проектор.
Ход урока:
Память о Холокосте необходима,
чтобы наши дети никогда не были жертвами,
палачами или равнодушными наблюдателями.
И. Бауэр
1.Слово учителя.
Ребята, сегодня я хотела бы предложить вам серьезный разговор на очень важную тему:
Холокост. Мы могли бы выбрать другую тему для разговора, могли бы просто посмотреть какой-
нибудь фильм, однако я глубоко убеждена, что, если человечество не будет помнить о Холокосте,
оно рискует его повторить.
Кто знает, что означает слово Холокост?
«Холокост» греческое слово, оно имеет следующие значения: «всесожжение», «уничтожение
огнем», «жертвоприношение».
Когда люди произносят слово «холокост», они имеют в виду политику нацистской Германии и ее
союзников по преследованию и уничтожению 6 млн. евреев в 1933 - 1945 гг. Синоним слова
холокост – «Шоа» – в переводе с иврита означает бедствие, катастрофа.
Что такое геноцид?
Геноцид действия, по полному или частичному уничтожению какой-либо национальной,
этнической, расовой или религиозной группы.
На этой фотографии вы видите Берлинский мемориал жертвам холокоста, построенный
несколько лет назад. В непосредственной близости от Потсдамской площади и Бранденбургских
ворот застыло море из 2700 черно-зеленых бетонных стел. В центре они достигают четырехметровой
высоты.
Наш разговор пойдет сейчас о книге А.Печерского»Восстание в Собиборе».
2.Сообщение учащегося.
История лагеря.
Лагерь Собибор располагался на юго-востоке Польши близ деревни Собибур (ныне в Люблинском
воеводстве). Он был создан в рамках операции «Рейнхард», целью которой было массовое
уничтожение еврейского населения, проживавшего на территории так называемого «генерал-
губернаторства» (территории Польши, оккупированной Германией). Впоследствии в лагерь
привозили евреев из других оккупированных
стран:Литвы, Нидерландов, Франции, Чехословакии и СССР.
Комендантом лагеря с апреля 1942 был оберштурмфюрер СС Франц Штангль (нем. Franz Stangl), его
штаб состоял из около 30 унтер-офицеровСС, многие из которых имели опыт участия в программе
по эвтаназии. Рядовых охранников для несения службы по периметру лагеря набрали
из коллаборационистов бывших военнопленных из Красной Армии, в основной своей массе (90-
120 человек) украинцев так называемых «травников», в связи с тем, что большинство из них
прошли обучение в лагере «Травники» и гражданских добровольцев.
Лагерь был расположен в лесу рядом с полустанком Собибор. Железная дорога заходила в тупик, что
должно было способствовать сохранению тайны. Лагерь окружали четыре ряда колючей проволоки
высотой в три метра. Пространство между третьим и четвёртым рядами было заминировано. Между
вторым и третьим ходили патрули. Днём и ночью на вышках, откуда просматривалась вся система
заграждений, дежурили часовые.
Лагерь делился на три основные части «подлагеря», у каждого было своё строго определённое
назначение. В первом находился рабочий лагерь (мастерские и жилые бараки). Во втором
парикмахерский барак и склады, где хранили и сортировали вещи убитых. В третьем находились
газовые камеры, где умерщвляли людей. Для этой цели в пристройке у газовой камеры было
установлено несколько старых танковых моторов, при работе которых выделялся угарный газ,
подаваемый по трубам в газовую камеру.
Большинство заключённых, привозимых в лагерь, умерщвляли в тот же день в газовых камерах.
Лишь незначительную часть оставляли в живых и использовали на различных работах в лагере.
В течение полутора лет действия лагеря в нём было убито около 250 000 евреев.
3.Рассказ о А.Печерском.
Александр Аронович Печерский родился 22 февраля 1909 г. в семье кременчугского адвоката, у
него было три брата и сестра. В 1915 г. его семья эвакуировалась в Ростов-на-Дону в связи с
приближением фронта. Во время учебы в школе занимался музыкой (сочинял собственную музыку)
и художественной самодеятельностью (был заводилой). С 1925 г. учился в музыкальной школе по
классу фортепиано. С 17 лет начал работать электриком на паровозоремонтном заводе. Позже
работал бухгалтером, а перед Великой Отечественной войной заместителем ректора Финансового
института по хозчасти, руководил художественной самодеятельностью. Он женился на донской
казачке Людмиле Васильевне Замилацкой, у них родилась дочь Элеонора (Элла), но семейная жизнь
не сложилась.
В июне 1941 г. мобилизован в армию, в сентябре аттестован как техник-интендант 2 ранга
(лейтенант). Воевал в качестве ст. лейтенанта 596 артиллерийского полка 19 армии. В начале октября
1941 г. под Вязьмой вся армия попала в окружение. Когда кончились боеприпасы, А.А. Печерский
попал в плен, но сумел скрыть свое еврейское происхождение.
Находился в Смоленском лагере, проболел 7 месяцев тифом. После неудачной попытки бегства в
мае 1942 г. отправлен в штрафную команду в лагерь в г. Борисов. Здесь при медосмотре установлено
его еврейское происхождение, и 20 августа 1942 г. он отправлен в Лесной лагерь под Минском, затем
в Минский рабочий лагерь. Неудачные попытки бегства оканчивались без тяжелых последствий,
поскольку он был в собственной одежде (а не в полосатой лагерной) и считался пойманным в первый
раз. В лагерях всегда добровольно шел на тяжелую работу, чтобы быть в форме и получать
улучшенное питание.
В составе первой партии (2000 чел.) узников Минского лагеря, включавших советских
военнопленных-евреев (600 чел.), отправлен 22 сентября 1943 г. в лагерь смерти Собибор близ
Влодавы в Люблинском воеводстве (Польша). По словам Алексея Вайцена (находился в лагере с мая
1942 г.), Печерский бросался в глаза («высокий, стройный блондин с волевым лицом командира»,
«он излучал на окружающих энергию и уверенность»). Здесь находились евреи из Польши,
Чехословакии, Франции, Нидерландов. В этом лагере было уничтожено 200-250 тыс. евреев. В
лагере существовала подпольная группа во главе с польским евреем Леоном Фельдхендлером, с
которым А.А. Печерский вскоре сблизился и предложил план освобождения. А.А. Печерский
(подпольная кличка «Сашка») вместе с товарищами разработал план восстания, успешно
осуществленном под его руководством в суккот 14 октября 1943 г. (это было единственное
успешное восстание в лагерях уничтожения).
В 16 часов дня истощенные и безоружные восставшие убили всех эсэсовцев (11 офицеров и около
40 охранников-бандеровцев), захватили оружие и прорвали ограду. Через час начался побег из 550
заключенных на волю вырвалось 320 чел. Большая их часть погибла. Печерский в составе группы в
60-70 человек азбиты по 10-12 человек) переправился через Буг и 20 октября 1943 г. вышел к
польским партизанам Брестского партизанского соединения, а затем попал в один из его отрядов. В
партизанском отряде, командир которого не хотел брать к себе евреев, он был в диверсионной
группе подрывником (пустил под откос два эшелона).
В феврале 1944 г. партизанский отряд соединился с частями Советской армии. А.А. Печерский был
отправлен в фильтрационный лагерь, а затем в штрафной батальон «искупить свою вину за
нахождение в плену». В августе 1944 г. в первом же бою был тяжело ранен, ему вернули звание
техника-интенданта 2 ранга. В 1945 г., находясь в госпитале, был демобилизован в звании капитана.
С этого времени его верной спутницей стала фронтовая подруга медсестра Ольга Ивановна. Никаких
воинских наград не получил. Пенсия была назначена грошовая (сначала 60, потом 100 рублей при
средней зарплате 230 рублей).
Находясь в госпитале, написал в форме писем сестре Зине воспоминания (еще в лагере, затем в
партизанском отряде начал вести зашифрованный дневник), которые показал Антокольскому,
Каверину и другим писателям, поддержавшим их публикацию (осуществлена на идиш небольшим
тиражом и без упоминания еврейства автора).
В 1945 г. вернулся в Ростов-на-Дону, постоянно находясь под наблюдением органов
госбезопасности. Работал администратором театра Музкомедии. В 1950-1953 гг., когда проходила
кампания борьбы с «безродным космополитизмом», он был исключен из партии и уволен с работы,
за его национальность и за нахождение в плену (на жизнь пришлось зарабатывать рисованием картин
и изготовлением ковров, находясь на иждевении жены). Видимо, это была реакция на публикацию
им на идиш и на русском языке книги его воспоминаний «Восстание в Собиборе» (Москва, 1946 г.),
которые были переизданы в 1964 г. «храбрым» молодежным издательством (вымарало его отчество,
он стал просто «Сашкой») и в декабре 1973 г. в журнале «Советиш геймланд» (на русском языке в
сборн
4.Чтение стихотворений о лагерях смерти.
Бродят тучи над планетой,
Словно пленники в неволе.
В душном воздухе, прогретом,
Слышатся мне звуки боли.
Это души Холокоста,
Чьи разбросанные кости,
Что остались без погоста,
Стонут, просятся к нам в гости.
Просят, чтобы их согрели,
И обмыли, и одели,
И земле родной предали,
И молитву прошептали.
А в просторах неба где-то
Тихо бродят тени гетто,
Словно звездочки на небе,
Только нету с ними ребе.
Тихо, буднично и просто,
Бродят души Холокоста...
5.Слово учителя.
Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или
равнодушными наблюдателями (И. Бауэр)
. Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.
Шесть миллионов – и каждый в отдельности.
Это – память, противящаяся забвению.
Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.
Это убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ
ВСЕХ.
Вот что означает ХОЛОКОСТ.
Восстание в Собиборе — единственный за всю историю удавшийся массовый побег
заключенных из нацистского лагеря смерти. О трагической судьбе самого Александра Печерского,
организатора и предводителя восстания, известно многим. Но одно дело читать сухую
энциклопедическую статью, и совсем другое — изложенные простым незамысловатым языком, а
потому гораздо более красноречивые, воспоминания очевидца. План побега казался в буквальном
смысле сценарием к блокбастеру. И то, что это было на самом деле, и было именно так,
одновременно ужасало и восхищало. При этом ни разу на страницах книги не появилось слово
«еврей» — оно было вымарано редактором еще того, первого издания 45-го года.
Судьба Александра Печерского не уникальна, и от этого кажется еще более поразительной. Он
родился в 1909 году в Кременчуге Полтавской губернии в еврейской семье. В 1915 году семья
переехала в Ростов-на-Дону, где Александр закончил школу-семилетку. Был простым служащим,
руководил кружком самодеятельности. В первый же день войны был призван в армию, а в октябре
1941 года попал в плен. Началась борьба за выживание в нечеловеческих условиях: тиф, который
Печерскому удалось скрыть от немцев и чудом выжить, штрафная команда в городе Борисове,
«еврейский подвал», куда его и других евреев заточили после медицинской комиссии и где он выжил
с товарищами, простояв 10 суток в кромешной темноте и тесноте, трудовой лагерь в Минске и,
наконец, Собибор. Он пробыл в лагере меньше месяца, и за это время смог возглавить
существовавшее еще до его прибытия подполье и организовать массовый побег, в ходе которого
планомерно были убиты 12 эсэсовцев. Из 600 заключенных 400 бежали и 200 из них выжили.
«У меня есть большой недостаток, писал Печерский впоследствии, я не умею защищать
свои интересы, я становлюсь бессильным. Если бы в лагере я пытался один бежать, то провалился
бы, но когда решалась судьбы других людей, я более здраво решал вопросы».
После войны Печерский со всего света получал множество писем от выживших благодаря ему
заключенных Собибора. Юлий Эдельштейн, министр информации и по делам диаспоры Государства
Израиль, назвал Печерского «человеком, поднявшим рабов на битву за свободу».
Однако судьба самого Печерского, как и большинства героев его поколения, сложилась скорее
трагически. Штрафбат, тяжелое ранение, гонения в эпоху сталинского антисемитизма,
невозможность устроиться на работу в течение пяти лет, жизнь в коммуналке...
В Голливуде был снят фильм о восстании в Собиборе, в израильском городе Цфате именем
Печерского названа улица, в Бостоне установлена стеклянная стела с его именем. В России —
ничего.
«Сколь ярким и беспримерным был подвиг А. Печерского, столь же глухим и безнадежным было
забвение, написал Николай Сванидзе в предисловии к книге. — Ни улицы, ни площади его имени
в Ростове-на-Дону пока нет. Не удостоен он пока ни единой награды...»
Но сам Печерский не забывал. Всю жизнь, рискуя собственным благополучием, он занимался
розыском и перепиской с бывшими собиборовцами. Вплоть до своей смерти в 1990 году Печерский
добивался сохранения памяти павших и наказания преступников. На основании показаний
соратников Печерского был осужден Иван Демьянюк, охранник Собибора. «Люди должны знать
правду о фашизме и понимать, что фашизм — это действительность, а не выдумка евреев»,
говорил А. Печерский.
«Эта книга — восстание из пепла», так охарактеризовал ее издатель Михаил Гринберг.
Выступавший на презентации книги журналист Владислав Флярковский отметил: «Историческая
дистанция имеет коварное свойство: поддерживать подвиг всех и растворять подвиг каждого.
Поэтому я выражаю почтение и благодарность издателям этой книги о человеке, имеющем фамилию,
имя и отчество, о человеке, совершившем конкретный подвиг. И выражаю восхищение тем, какой
большой вес может иметь маленькая книжка».
«Я не люблю акцентировать внимание на этническом происхождении кого бы то ни было,
сказал в свою очередь Николай Сванидзе, герои и негодяи национальности не имеют. Не
следовало бы делать этого и сейчас, если бы не одно “но”, заключающееся в том, что подвиг
Печерского замалчивался в течение многих лет, и его судьба сложилась так, как она сложилась,
потому что он имел именно это этническое происхождение — потому что был евреем. Причина в
страшном государственном советском антисемитизме... Сейчас есть государство, которое отрицает
Холокост, есть люди, в том числе и в нашей стране, которые солидарны с этим государством. Есть
люди, которые говорят, что евреи не принимали участия в войне, что они скрывались по норам, что
они сидели в Ташкенте, что их спасал Сталин и если бы не Сталин, то где бы они сейчас были... В
свете этого мы можем сказать, что этот герой и советский офицер был этническим евреем. Это
ничего не меняет в подвиге Печерского, это просто позволяет нам лучше понять обстановку того
времени и то, почему его подвиг остался в безвестности. Таким людям нужно ставить памятник, и я
надеюсь, что это произойдет».
Издание книги Печерского, поддержанное министром информации Израиля Юлием
Эдельштейном, стало первым шагом в процессе у