Классный час "Патриарх Тихон 1917 - 1925 г.г." 7 класс

1
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 16"
Классный час
«Патриарх Тихон 1917 – 1925г.г
Подготовила:
кл.руководитель 7 «Б» класса
Пожалуйстина Елена Евгеньевна
г.Серпухов
28 октября 2016 г.
2
Цель: 1. Познакомить детей с выдающейся личностью - Патриархом Тихоном
(1917 1925г.г.), с житием Патриарха Тихона; иконой « Собор
Новомучеников и Исповедников Российских.
2. Развивать интерес к познанию православной культуры.
3. Воспитывать любовь к христианской культуре, к ближнему,
бережное отношение к духовному наследию родного
Подмосковья.
Оборудование урока:
1. Компьютер
2. Мультимедийное оборудование
3. Презентация
3
XX век в истории христианской православной культуры России можно назвать
веком святых Новомучеников и Исповедников.
- Давайте вспомним, каких Святых Православная церковь называет
Мучениками и Исповедниками? (Мученики это Святые, которые не отреклись от
Бога, даже когда их подвергали мучениям. Исповедник это человек, который
говорит о своей вере в Бога).
-Рассмотрите Икону
«Собор Новомучеников и Исповедников Российских, за Христа
пострадавших, явленных и неявленных»
- Прочитайте надпись на иконе. Что значит слово «собор» в данном случае?
(Собрание. На иконе изображён не один Святой, а несколько).
В центре изображены Святые Новомученики, над ними Спаситель и русские
Святые. А по обе стороны расположены клейма с изображением мученических
подвигов Святых..
Видеофильм «Кровавая Революция 1917 года | Россия на крови»
- В 20 веке в нашей стране произошла революция. К власти пришли люди, которые
стали уничтожать храмы, рушить христианские ценности семьи.
Видеофильм «Разрушение храмов в 20-30 года ХХ века»
Идут расстрелы священников. Сорок священников заживо закопаны на
Смоленском кладбище. Расстрелы крестного хода в Шацке и Туле. Ежедневно
происходят аресты духовенства.
25 января зверски убит митрополит Владимир Киевский.
Принят закон об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Церковные
общества лишились права собственности и права юридического лица.
Ежедневно доходят известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не
повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что
честно исполнили свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение
благу народному.
Учитель
Люди, продолжавшие верить в Бога и жить по христианским заповедям,
преследовались новой властью. Их отправляли в лагеря для заключённых. В это
страшное время появлялись люди, которые своей жизнью показали пример Веры в
Бога, любви к Нему.
Таким был Патриарх Тихон. На одном из клейм иконы изображён «Святый
патриарх Тихон в заточении в Донском Монастыре».
-А что значит ПАТРИАРХ? (Высший титул главы самостоятельной
(автокефальной) православной христианской церкви)
4
Рассмотрите прижизненные фотографии Святителя Тихона, Патриарха
Московского и всея Руси.
Детство и юность будущего Патриарха
Будущий Патриарх родился в приходе Воскресенской церкви погоста Клин
Торопецкого уезда Псковской губернии, в семье потомственного священника
Иоанна Тимофеевича Беллавина (1824—-1894); впоследствии родитель был
переведён в приход Спасо-Преображенской церкви города Торопца, в Псковской
епархии. Фамилия Беллавинъ была довольно распространена на Псковщине среди
лиц духовного звания.
У Василия Беллавина было три родных брата, которые умерли, не дожив до
старости. Родительница, Анна Гавриловна, скончалась в ночь с 29 на 30 апреля
1904 года (последний раз епископ Тихон гостил у неё в Торопце на Рождество 1903
года, проездом из Петербурга назад в Сан-Франциско, в свою епархию), после чего
у него не осталось близких родственников.
В девять лет Василий поступает в Торопецкое духовное училище, а в 1878 году,
по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в
Псковской духовной семинарии.
По словам современника, «с детства Тихон был очень добродушным, кротким
и богобоязненным без лукавства и святошества»; среди своих товарищей по
Псковской семинарии имел шутливое прозвище «Архиерей».
После семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где среди
товарищей имел прозвище «Патриарх». Его однокурсник, впоследствии
протопресвитер Константин Изразцов, миссионер в Южной Америке, вспоминал о
нём: «Во всё время академического курса он был светским и ничем особенным не
проявлял своих монашеских наклонностей. Его монашество после окончания
Академии поэтому для многих его товарищей явилось полной неожиданностью».
В июне 1888 года кончил духовную академию со степенью кандидата богословия и
правом получения степени магистра без нового устного испытания.
Стремясь своей чистой душой к Богу, он вел строгую, целомудренную жизнь и
на 26-м году жизни, в 1891 году, принял монашество. На его постриг собрался
почти весь город. Постригаемый сознательно и обдуманно вступал в новую жизнь,
желая посвятить себя исключительно служению Церкви. Ему, с молодости
отличавшемуся кротостью и смирением, было дано имя Тихон в честь святителя
Тихона Задонского.
Из Псковской Семинарии иеромонаха Тихона перевели инспектором в
Холмскую Духовную Семинарию, где он вскоре стал ее ректором в сане
архимандрита. На 34-м году жизни, в 1898 году, архимандрит Тихон был возведен в
сан епископа Люблинского с назначением его викарием Холмской епархии.
14 сентября 1898 года владыка Тихон был направлен для несения
ответственного служения за океан, в далекую американскую епархию в сане
епископа Алеутского, с 1905 года - архиепископа. Возглавляя Православную
5
Церковь в Америке, архиепископ Тихон много сделал в великом деле
распространения Православия, в благоустройстве своей огромной епархии, в
которой он учредил два викариатства, и в постройке храмов для православных
русских людей.
В 1907 году он вернулся в Россию и был назначен на Ярославскую кафедру.
Одним из первых распоряжений по епархии скромного и простого архипастыря
было категорическое запрещение духовенству при личных к нему обращениях
класть вошедшие в обычай земные поклоны. И в Ярославле он быстро приобрел
любовь своей паствы, оценившей его светлую душу, что выразилось, например, в
избрании его почетным гражданином города.
После Февральской революции и сформирования нового Синода владыка
Тихон стал его членом. 21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд
духовенства и мирян избрал его своим правящим архиереем, как ревностного и
просвещенного архипастыря, широко известного даже за пределами своей страны.
15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный Собор, и Тихон,
архиепископ Московский, став его участником, был удостоен сана митрополита, а
затем был избран и председателем Собора.
Собор ставил своей целью восстановить жизнь Русской Православной Церкви
на строго канонических началах, и первой большой и важной задачей, остро
вставшей перед Собором, было восстановление Патриаршества после 200- летнего
ССинодального периода. При избрании Патриарха решено было голосованием
всех членов Собора избрать трех кандидатов, а затем предоставить воле Божией
посредством жребия указать избранника. Свободным голосованием членов Собора
на Патриарший престол были избраны три кандидата: архиепископ Харьковский
Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон.
В 1917 году Всероссийский Поместный Собор русской Православной Церкви
восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской
Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего
Предстоятеля и Первосвятителя. На Патриарший Престол был избран митрополит
Московский и Коломенский Тихон, который стал проповедником того пути, по
которому была призвана идти Русская Церковь в новых сложных условиях.
На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде
всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым
гocyдapственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло
сделать все возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья
в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей
разрухи.
В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал
переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании от 19 января
(1 февраля) 1918 г. им выражены архипастырская озабоченность положением
6
Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх безбоязненно обличал
безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнес анафему тем,
кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к
защите оскорбляемой Церкви: « ... а вы противостаньте им силою веры вашей,
вашего властного всенародного вопля ... А если нужно будет и пострадать за дело
Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания
вместе с собою ... ».
Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны наступил голод,
Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал
исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим,
обращенное к право славной России и ко всем народам вселенной. Он призывал
церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если
только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый
Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение
голодающих.
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю
свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо
тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите
Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость
характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как
непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения
Церкви изнутри.
Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации
отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается:
«Российская Православная Церковь ... должна быть и будет Единой Соборной
Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили,
ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены»
(из Воззвания от 1 июля 1923 г.)
Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью
и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание
Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г.: «В годы гражданской разрухи,
по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, писал Святейший
Патриарх Тихон, ― во главе Русского государства стала Советская власть. Не
погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и
уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними
по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя
распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным
строем ... Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых,
искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».
7
Личной проповедью и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной
борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой
власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под
«домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все
время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он
безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и
за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом
мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на
постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду
страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом
предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби.
Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием
Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь.
Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник
Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском
монастыре.
Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы.
Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский),
впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения
Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы.
Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».
В 1981 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей
прославил в соборе новых мучеников и исповедников Российской Церкви,
Патриарха Тихона. А в 1989 г., в год юбилея установления Патриаршества в
Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной
Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта/7 апреля и
26 сентября/9 октября.
- Мы с вами посмотрели фотографии патриарха Тихона и узнали о его
биографию. А это иконы святителя Тихона, которые были написаны после
прославления его Русской Православной Церковью Московского Патриархата.
Посмотрим, что говорит о нем Патриарх Кирилл.
-Теперь давайте ещё раз посмотрим на икону «Собор Новомучеников и
Исповедников Российских».
-Что мы видим на клейме, посвящённом подвигу Святителя Тихона -
рассмотрите его внимательно.
(Мы видим Святого, который стоит на стене и благословляет народ).
8
Святые Новомученики Российские, молите Бога о нас!
С этой молитвой обращаются православные христиане к Новомученикам
за помощью.
- Имена многих Новомучеников нам неизвестны. На иконе «явленных и
неявленных», то есть тех святых, имена которых нам не явлены, не открыты Богом. На
следующих занятиях мы обязательно подробнее познакомимся с подвигами других
Новомучеников земли Российской, которые были прославлены в наше время.
III. Подведение итогов.
Учитель: - О чём мы говорили сегодня на уроке?
Дети: - О Новомучениках, о Патриархе Тихоне.
- Познакомились с биографией Патриарха
- Рассмотрели его прижизненные фотографии и Иконы.
- Познакомились с иконой «Собор Новомучеников и исповедников
Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных».
- На иконе в центре Новомученики, над ними Спаситель, по обе
стороны клейма с изображением мученических подвигов.
- Подробно рассмотрели на клейме Святителя Тихона.