Презентация "Икона в православной культуре" 4 класс


Подписи к слайдам:
Курс Основы религиозных культур и светской этики

Открытый урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 а классе

«Икона в православной культуре»

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ СОШ села Гнилуша

Золотых Елена Владимировна

Цель - показать многогранность и духовное значение иконы в традициях русского народа, ее бытование в церковном и повседневном быту, изучение смысла и содержания икон, относящихся к предмету богословия. Задачи: 1. рассмотреть соотношения понятий «культура» и «традиция»; 2. показать, в чем заключаются трудности взаимоотношений христианства и культуры, дать определение понятию «православная культура»; 3. показать на примере этнографического материала интегрированность иконы в религиозно-бытовые традиции русского народа; 4. выявить роль и место православной традиции в повседневной культуре. 5.познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины; 6.уяснить, что свет – основа иконописания; 7. воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.

Ико́на (от греческого «образ», «изображение»).

  • Ико́на (от греческого «образ», «изображение»).
  • Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины.
  • Для иконы характерна условность изображения. Все подчинено раскрытию внутреннего смысла.

язык иконы

Красный

цвет любви

победы

мучений царя

Белый

цвет чистоты

святости

Черный

цвет зла

смерти

Зеленый

цвет жизни

Желтый:

цвет

божественного

света

Серый:

цвет пустоты

на иконе его

не используют

Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.

Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.

Иконное пространство построено своеобразно. В нем предметы не уменьшаются, а увеличиваются по мере удаления.

Иконное пространство построено своеобразно. В нем предметы не уменьшаются, а увеличиваются по мере удаления.

Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира нашего в иной мир.

Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира нашего в иной мир.

Икона есть видимое невидимого.

«Изображение» времени

  • До сотворения мира не было и времени. Время к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать «был» или «есть» — Он вечен и неизменен. Бог не стареет, не меняется.
  • В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет".

В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.

  • В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.
  • Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.

Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе зданий: происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.

Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе зданий: происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.

Внешний источник света в иконах отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.

Внешний источник света в иконах отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.

Лик — это самое главное в иконе: он говорит о личности святого. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.

Лик — это самое главное в иконе: он говорит о личности святого. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.

Большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д

Большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д

Чудотворная икона Казанской Божьей Матери

Святая Блаженная Ксения Петербургская

Вывод : объединяет иконы то, что неизъяснимым образом они откликаются на наши просьбы и молитвы, спасают, приходят на помощь , когда такое спасение уже кажется не в людской власти.

Спас Нерукотворный

Андрей Рублёв «Троица».

  • Гармония – с греческого связь, порядок, слаженность, соразмерность, лад.

Размышляем сами.