Классный час "Эрьзя – скульптор мира!"


Классный час на тему: «Эрьзя – скульптор мира!».
Цели и задачи:
- знакомство с жизнью и творчеством мордовского скульптора С.Д.Эрьзи;
- развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся;
воспитание любви к родному краю, народному искусству, труду
- привитие любви к родному краю, развивать стремление изучать историю
родного края сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих
предков.
Оборудование: выставка книг о творчестве С.Д. Эрьзи, выставка рисунков
«С.Д. Эрьзя по имени эрьзи», выставка сочинений, электронная презентация.
Подготовительный этап.
Подготовка к классному часу началась с посещения музея
изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи.
Ход классного часа
Вводное слово (читает ученик)
Ты - чародей резца
Ты - славный сын земли
Ты - лучший из эрзян
Я признаюсь в любви
Воспел людей Земли.
Воспел ты свой народ.
И в камне - ты резцом
Свой возвеличил род
Мордовию свою
Прославил на весь мир!
На Родину твою
Пришелся славы пир!
/Д. Надькин./
Учитель:
Добрый день дорогие друзья! Недавно мы посетили Музей С.Д. Эрьзи. И
я решила посвятит наш классный час этому замечательному человеку. Мы
поразмышляем о жизни и творчестве великого скульптора, заочно побываем
в мордовском республиканском музее изобразительных искусств еще раз, где
представлены работы Эрьзи.
Ребята прошу вас быть внимательными и активными. За каждый
правильный ответ я буду раздавать вам жетоны, которые мы подсчитаем в
конце урока. Самые активные ребята получат грамоты и дипломы. Желаю
всем удачи!
Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой
природой, своей культурой. А особенно радует то, что именно в Мордовии
родились люди, чьи имена прославили нашу землю и стали известны за ее
пределами. У мордвы это всемирно известный скульптор С.Д. Эрьзя. Его
называли «русским Роденом», его работы демонстрировались на
международных выставках в Венеции, Ницце, Милане. Память о мастере
увековечена в его работах. Эрьзе поставлен памятник у музея
изобразительных искусств, носящего его имя. Проходят годы, а интерес к его
творчеству не пропадает. Имя скульптора Эрьзи широко известно и в нашей
стране и за рубежом. Мордвин Степан Дмитриевич Нефедов взял себе
псевдонимом название одной из этнографических групп мордовского
народа - эрзи. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но
и признание того, что истоки его таланта, неиссякаемая жизнеутверждающая
мощь произведений - в их национальной самобытности и исконной
народности. Давайте проследим весь творческий путь этого славного
человека. Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана
Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Среди нас есть экскурсоводы,
которые расскажут нас о каком либо периоде из жизни Степана Нефедова.
Давайте начнем наше путешествие в прошлое.
П.Черняев «Степан Эрьзя»
Простая эрзянка была его мамой!
Он рос на земле, чтобы больше творить,
Берёзу, квебрачо, и бронзу, и камень
Заставил навек говорить.
Он знал все страдания ХХ века,
Разгадывать тайны и думы умел.
Всю жизнь изучал, узнавал человека,
Величье и гордость воспел.
… Бывал то задумчив, то весел, то мрачен…
Творенья берёг больше жизни своей.
Назвал Аргентину страною квебрачо,
Россию – Отчизной своей.
Рассказ о раннем детстве С.Д.Эрьзи.
Рассказ учителя. Я буду первым экскурсоводом.
26 октября 1876 года в селе Баево Ардатовского уезда (ныне Ардатовский
район Мордовии) в семье Нефедовых родился мальчик, который прославил
не только нашу республику, но и весь мир своими творениями.
Отец, Дмитрий Иванович, был крестьянином – бедняком. Он один из
немногих грамотных людей в селе Баево.
Рубрика « Это интересно»
А знаете ли вы, что Эрьзю сначала звали не Степаном, а именем, которое в
переводе с мордовского означает “дитя леса”. Когда он родился, то еще
неделю жил без имени – ждали отца, который как и многие крестьяне из
мордвы, находился на заработках. Но по обычаям старины ребенок не
должен долго оставаться без имени, т. к. нечистая сила может сглазить
младенца. Боясь такого лиха, старухи-староверки уговорили мать пойти в
священную дубовую рощу, где по старому обычаю предков дали имя
новорожденному ВиртАка – дитя леса. Вернулся отец. Он с радостью взял
маленького сына на руки и ,подбрасывая вверх, воскликнул: «Ого, смелый
будет человек, даже не пикнул.» Мать отобрала ребенка, прижала к груди и
упрекнула:
- Виртака еще махонький, а ты играешь, как с медвежонком.
-Что за имя Виртака? Я назову сына Степаном.
В сумерках ноябрьского вечера, задами, озабоченный отец тащился к
священнику, то и дело поправляя барана, которого нес за плечами.
Священник, пожурив его немного и , впустив барана в хлев, буркнул: -Завтра
твое чадо будет Степаном. Так дитя леса Виртака стал Степаном…
Маленький Степан любил следил за письмом отца. Мать, Мария Ивановна,
была простой, разговорчивой.
Степан рос в окружении старших: брата Ивана и сестры Ефимии-Фимы, как
ее называли в семье. Ходить и говорить Степан начал поздно. Его несколько
запоздалое развитие сильно беспокоило родителей. Степан в детстве очень
боялся и стеснялся чужих людей. Учитель. Ребята я расскажу вам о
маленьком Степане, а вы ответите на вопрос: «Почему он так поступил?».
Уже 5-летним ребенком, Степан, найдя ржавый гвоздь и укладываясь на
полатях, начинает ковырять потолок, подражая отцу в письме, пока родители
догадались посмотреть, чем занимается сын, весь потолок уже был исчерчен
кружочками, линиями, точками. Так что отцу пришлось обстругать доски
рубанком. Степану наказали: впредь не ковырять потолок гвоздем. Но его это
не остановило, он только заменил гвоздь углем, мелом.
Учитель. А почему, ребята, он продолжал ковырять потолок?
Дети: /ответы/: У маленького Степана была с детства потребность рисовать,
лепить. У него были способности.
Как и все крестьянские ребятишки, Степан помогал отцу: он пахал, косил
сено, возил дрова из леса. А вечерами лепил из глины или вырезал из дерева
фикурки птиц и зверей; на клочках бумаги, на стенах избы кусочками угля и
сухой глины рисовал портреты родных и знакомых.
Учитель. Да, ребята, вы правы. У мальчика с детства была потребность к
рисованию, лепке, великому труду, творческому труду. Но надо было
учиться.
Сценка. (Деревенская изба. Печь, исчерченная углем. Мать, отец, Степан
за столом).
Мать: (жалуется плаксивым голосом) Совсем от рук отбился,
поговорил бы ты хоть с ним, отец, ведь все на мне одной лежит. (Плачет)
Отец: (кашляет) Чай, прясть и ткать парня не заставишь.
Мать: Да ведь и без этого дел-то много, чего же ты говоришь!
Отец: Надо подумать…
Мать: (срывается на крик) Да чего еще думать! Да возьми хоть с собой,
пускай помогает!..
Отец: Там уже нечего помогать, скоро кончаем.
Мать: Вот Иван, какой он был работящий да умелый, и по дому все
делал и пахал один, и сеял, а этот лоботряс все стены углем исчертил.
Отец: (ворчит) Рисовать тоже дело. Я всю жизнь пахал да топором
махал, а добра не нажил.
Мать: Да ведь и перед людьми-то стыдно за него! Даже Назаровы
ребята над ним смеются.
Отец: Ладно, осенью отвезем к Ивану, пускай научит столярничать.
(Крестится на иконы).
И начинается его трудовая дорога в жизни. Кто расскажет о начале трудовой
жизни. Слово экскурсоводам.
Юношество. 2 экскурсовод.
С 14 лет Степан начинает трудовую жизнь. Его отдают в ученики к
иконописцу. Целых 8 лет он ходит артелью по Руси, расписывает церкви,
рисует иконы.
С большим трудом удается бедному мордовскому юноше поступить в
знаменитое Московское училище живописи, а чтобы не быть голодным,
вечерами работает у фотографа.
Эрьзя заканчивает училище, скульптурный класс, Степан Дмитриевич
вынужден покинуть Россию и поселиться в Италии.
За границей неизвестный скульптор стал всемирно известным. Здесь на
международной выставке работы Эрьзи принесли ему славу. Лучшие его
работы «Тоска», «Поп», «Последняя ночь перед казнью» - получают
высокую оценку. 3 года упорного труда и бессонных ночей не прибавили ему
ни денег, ни вещей. Но зато Эрьзя увозит из Италии другое духовное
богатство, которое не вместить ни в какие сундуки.
Учитель. Ребята, как вы думаете, какое богатство?
Дети. Свои работы.
Степан Дмитриевич переезжает во Францию. Он участник Парижской
выставки 1911 года, которая принесла ему огромный успех. Его работы
«Каменный век», 2 головы Христа, одна из которых отлита в бронзе, были
проданы прямо с выставки. Давайте посмотрим его творения этих периодов.
Презентация
Французские газеты отзывались о русском скульпторе как о чуде,
печатали его фотографии и портреты.
В 1913 году Эрьзя открывает 1 профессиональную выставку скульптуры
и рисунка в Париже в галерее Жоржа Пети.
В 1914 году великий скульптор возвращается на Родину. До 1918 года
живет в Москве, с 1918 по 1925 год живет в Екатеринбурге, Батуми,
Новороссийске, Баку, создает памятники, посвященные переменам в
нашей стране.
Учитель. Ребята, слово нашим чтецам-экскурсоводам.
1. Сияй, наш Эрьзя, новым поколениям!
Твой труд раздвинул занавес веков
Минувших. Вижу я освобожденье России от
тиранства и оков.
2. Тебе присущ
чудесный дар прозренья.
Я вижу: ты идешь среди лугов
И взором придаешь лугам цветенье.
И выпрямляешь стебельки цветов.
3. И вижу я: с
тобой, как с добрым другом.
Такой тихой радостью объят,
Идет поэт Есенин пышным лугом,
Да так идет, что соловьи молчат.
Шагают рядом Эрьзя и Есенин.
Таким в веках не суждено забвенье!
5. Узнала вся Россия
в изумленье,
Как много сделать вы смогли добра.
И жизнь прекрасней стала без сомненья.
От вашего резца и от пера.
6. Стремясь лучами
отблагодарить,
На вас глядело солнце с неба нежно.
И оба жили вы одной надеждой:
Побольше счастья людям подарить.
- Таких, как вы, не заслоняют тени.
В груди бушует к творчеству стремленье.
Экскурсовод 3.
Учитель. С 1927 по 1950 год Эрьзя живет в Аргентине. За эти годы
организовано свыше 10 персональных выставок. С полной силой
раскрывается талант скульптора. Основным материалом для его работ
становятся породы дерева – квебрахо, альгарробо. Они покоряют Эрьзю, и
мастер создает множество портретов. Например, «Александр Невский»,
«Людвиг Бетховен», «Л.Н. Толстой» и другие. Центральное место занимаю
женские образы, которые художник наделяет красотой, обаянием. Но он
уделял место и сказочным мотивам. Обратите внимание на скульптуру
Бабы - яги
Светлана Ламбина Лана Веточка
Баба русская Яга - символ доброты и зла...
Нос, приплюснув к подбородку
Из печной трубы уродка
Вылетела в сонный мир,
Дымный, сказочный эфир...
Растянулся рот ехидно:
Всё ей слышно, всё ей видно...
Баба русская Яга - символ доброты и зла!
- А какие вы знаете портреты?
Дети. Мать. Женские портреты.
Учитель. Да, ребята. Эрьзя много работ посвятил женщине, матери.
Он ценил мать.
Ребята, Степан Дмитриевич долгие годы жил за границей, но образ
великой Родины всегда оставался в сердце у художника. Три года, ожидая
разрешения выехать на Родину, Эрьзя переписывался со своим племянником,
Михаилом Ивановичем Нефедовым, который жил в Москве. Степан
Дмитриевич отправил ему телеграмму встретить его, ведь ему, 74-летнему
старику нелегко пришлось бы с грузом. Он вез все скульптуры и много
древесины.
Ребята, о чем всегда думал Эрьзя?
Дети. О работе.
Учитель. Да, он всегда думал только о работе, о своей личной жизни он
забывал.
Дети.
Учитель. Последняя персональная выставка в Москве была в 1954 году.
Она продемонстрировала популярность скульптора на Родине. Прочитаю о
ней из книги Кузьмы Абрамова, а вы подумайте глубже. «Перед многими
скульптурами лежали охапки цветов. Хотя выставка не имела рекламных
объявлений, на нее ежедневно приходило более 6 тыс. посетителей.
Выстраивались даже очереди. Каждый день меняли тетради для записи
отзывов. Вот один из них: «Уважаемый, товарищ Эрьзя! Внимательно
осмотрев Вашу выставку мы можем от всей души пожелать, чтобы наши
молодые художники учились у Вас той огромной силе жизни, которой
дышат Ваши произведения» группа инженеров-химиков.» А Чтобы вы
написали Эрьзе после этого урока? Ведь он посвятил себя народу,