Проект "Пианист Денис Мацуев"


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО
Северск
«Детская школа искусств»
ПРОЕКТ
«Пианист Денис Мацуев»
Подготовила:
учащаяся фортепианного отделения
Харитончик Ульяна
Руководитель:
Л.Г. Лукьянова, преподаватель
высшей квалификационной
категории по классу фортепиано
г. Северск
2016
Актуальность данной работы обусловлена тем, что имя пианиста Дениса Мацуева хорошо
знакомо даже тем меломанам, кто никогда не посещал концерты классической музыки. Он
выступает в королевских резиденциях и самых престижных концертных залах мира, вместе
с самыми известными симфоническими оркестрами, является обладателем множества
наград и премий. Именем Мацуева назвали звезду созвездия Лиры, а в 2007 году «Форбс»
внес его в список пятидесяти наиболее влиятельных персон. В определенном смысле
Мацуева можно назвать и рекордсменом от искусства. В 36 лет пианист стал одним из
самых молодых народных артистов РФ, исполнив в один вечер три концерта Чайковского,
поставив рекорд в музыкальном марафоне, и мало кто может посоревноваться с ним в
количестве концертов (более двухсот), данных за год. И, вместе с тем, Денис Мацуев
остается верным увлечению своего детства футболу, очень любит сибирскую природу,
продолжает общаться с бывшими одноклассниками и склонен удивлять друзей
неожиданными поступками.
Проблема: я решила проследить творческий путь Дениса Мацуева, чтобы понять, в чем
секрет его популярности и зрительской любви.
Гипотеза: если пианист Денис Мацуев стал победителем XI Международного конкурса им.
П. И. Чайковского (1998 год), лауреатом Государственной премии Российской Федерации в
области литературы и искусства 2009 года, народным артистом Российской Федерации (4
мая 2011 года), а слушатели на его концертах получают такой сильный эмоциональный
заряд и желают музыканту творческих удач и успехов, то, несомненно он большой
музыкант, а его творчество нужно людям.
Цель проекта: изучить творчество и общественную деятельность Дениса Мацуева,
послушать записи с его концертов. В соответствии с целью были поставлены задачи.
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
1. Изучить биографию Дениса Мацуева.
2. Сформировать представление о жизни, творчестве и общественной деятельности
известного пианиста, его характере, друзьях, творческих связях.
3. Прослушать записи его концертов.
4. Подготовить презентацию.
8. Поделиться своими открытиями с другими детьми.
9. Выступить с представлением работы.
Подготовила проект: учащаяся фортепианного отделения МАУДО ЗАТО Северск ДШИ
(класс Л.Г. Лукьяновой) Харитончик Ульяна.
Распределение ролей в проекте: учащаяся — исполнитель, учитель — консультант и
помощник.
Этапы работы над проектом:
1. Этап постановки вопросов.
На данном этапе сформулированы следующие вопросы:
Кто такой Денис Мацуев?
Каковы основные особенности его личности?
Как развивается его карьера?
В каких студиях и какие альбомы записал Денис Мацуев? В каких залах мира он
выступает?
2. Этап планирования.
Этап включает в себя разработку содержательной структуры проекта, поиск ресурсов для
работы над проектом, формулировку ожидаемых результатов работы.
Содержательная структура проекта:
Часть I, исследовательская, связанная с изучением биографии, исполнительской и
общественной деятельности Дениса Мацуева.
Часть II, практическая, связанная с созданием проектного продукта.
Ресурсы для работы над проектом:
Ресурсы сети Интернет.
Ожидаемые результаты работы (проектный продукт):
Создание компьютерной презентации.
3. Этап реализации проекта.
Изучение материалов по жизни и творчеству Дениса Мацуева.
Изучение его общественной деятельности.
Прослушивание альбомов и записей концертов Дениса Мацуева.
Подбор иллюстраций.
Создание компьютерной презентации.
4. Этап рефлексии.
Работа над проектом создала условия для личностного и творческого роста его участницы,
выразившегося в:
расширении кругозора;
освоении технологий самостоятельного поиска информации;
развитии интереса познавательной деятельности;
развитии аналитических, исследовательских и творческих способностей;
совершенствовании навыков работы с компьютером.
5. Презентация результатов работы:
Подготовка к проведению презентации полученных результатов.
Представление проекта на заседании Областной Творческой фортепианной лаборатории
Территориального методического объединения ДШИ Томского района и г. Северска.
Результаты осуществления проекта:
1. Изучила биографию Дениса Мацуева.
2. Рассмотрела основные особенности его исполнения.
3. Прослушала альбомы с записью выступлений пианиста.
4. Подготовила презентацию.
Исследовательская часть проекта
Пианист Денис Мацуев редкий пример классического музыканта, признанного не
только в узких кругах ортодоксально настроенного сообщества знатоков классической
музыки, но и за его пределами: его диск «Неизвестный Рахманинов», записанный на личном
рояле покойного композитора, был выпущен лейблом-гигантом Sony BMG. Это, впрочем,
не отменяет того, что Мацуев, играющий в Букингемском дворце, получающий
поздравления лично от Эндрю Ллойда Уэббера и путешествующий по миру с
настройщиком рояля, который до того служил у Рихтера, по-прежнему болеет за «Спартак»
и уверяет, что свой первый конкурс Чайковского выиграл потому, что смотрел чемпионат
мира по футболу вместо того, чтобы слушать конкурентов. Участник проекта «Сноб» с
декабря 2008 года. Денис Мацуев организатор и художественный руководитель
Международных ежегодных фестивалей «Звезды на Байкале», «Crescendo», «Новые имена»,
«Astana Piano Passion». Его популярность захватывает всё больше и больше слушателей, не
входящих в круг любителей классической музыки. В своём исполнительском творчестве
артист сочетает новаторский подход и богатые традиции русского фортепианного
искусства.
Денис Леонидович Мацуев появился на свет 11 июня 1975 года в сибирском
Иркутске. Его семья была связана с музыкой на протяжении нескольких поколений.
Дедушка Дениса работал артистом циркового оркестра, где играл на барабанах и перкуссии.
Мать (Ирина Дмитриевна Гомельская) была преподавателем фортепиано в педагогическом
институте, а отец (Леонид Викторович Мацуев) — великолепный пианист, композитор,
организатор и, как бы сейчас сказали, менеджер, заведовал музыкальной частью иркутского
драматического театра, ставил спектакли в театральном училище, писал к ним музыку, а
когда надо, и сам играл на рояле, был значимой фигурой в родном городе.
Именно отец и мать стали первыми наставниками сына. Впрочем, яркой
музыкальностью отличались и обе его бабушки: когда они садились за фортепиано и играли
в четыре руки, в дом Мацуевых в восторге сбегались все соседи. Именно бабушка Вера
Альбертовна Раммуль, физик по профессии, проводила первые уроки с будущим виртуозом,
и под ее руководством Денис уже в три года мог подобрать мелодии популярных шлягеров.
Из интервью Дениса Мацуева: «Я считался в детстве вундеркиндом. Но я никогда не
чувствовал себя особенным. Я понимал, что мне кое-что дано, скажем так. Я мог выучить
любое произведение, которое обычно учат три месяца, за два-три дня. Я очень быстро
запоминал, учил ноты наизусть. У меня был слух, я подбирал любую мелодию. Это от папы,
от мамы, от бабушек и дедушек, которые играли на разных музыкальных инструментах. У
нас и атмосфера в доме всегда была сумасшедшая, в хорошем смысле слова: огромное
количество гостей, все пели, все танцевали. Отсюда началась моя любовь к джазу. Бабушки
играли песни из советских кинофильмов, из оперетт. Я это всё слушал. Каждую субботу мы
дома собирались на большой джем-сейшн. И в какой-то момент я начал делать свое шоу,
домашнее. Я играл на фортепиано, пел, причем пародировал любые голоса, будь то эстрада,
будь то джаз, будь то оперный певец или певица. Играл на аккордеоне, на гитаре, играл на
скрипке, показывал кукольные спектакли. И по городу прошел слух, что у Мацуевых
ребенок делает такое!.. Многие мечтали попасть на это домашнее шоу. Тогда я начал
чувствовать, что у меня получается захватить внимание аудитории».
В Иркутске Денис учился в 11-й школе имени Маяковского старейшем учебном
заведении города и посещал школу искусств. Первым педагогом фортепиано в жизни
Мацуева была Любовь Николаевна Семенцова. Под ее руководством он впервые сыграл с
оркестром в 8 лет. «Я помню каждую ноту. Я даже помню, что я немножко разошелся с
оркестром. Это был концерт Гайдна. Я вышел в пионерском галстуке, почему-то альтистам
сказал, что вот эту фразу можно как-то поотчетливее, поглубже сыграть. Они были
поражены дерзостью такого молодого шкета».
Из интервью Дениса Мацуева: «Я учился в музыкальной школе, много играл и на
концертах, и в джазовых ансамблях. Такой был мультимузыкант, скажем так. До
определенного момента я думал, что все вот так могут подойти, сыграть любую мелодию. А
для многих это был шок. Я играл любые мелодии: Modern Talking, Europe, Boney M всё,
что было тогда. Это был потрясающий ключ к женским сердцам, потому что, когда на уроке
музыки я садился за пианино, девочки сразу окружали меня, и я играл всё, что они
заказывали. Я был первый герой вот это меня спасало. Но я никогда не думал, что я
какой-то особенный. В детстве я любил выступать и ненавидел заниматься, никогда не
занимался больше двух часов. Я не мог усидеть на месте. С таким темпераментом и не надо
было больше заниматься, родители это прекрасно понимали и никогда меня не заставляли».
Вопроса выбора профессии перед Денисом не стояло никогда – с детства он знал, что
будет пианистом. После школы Мацуев поступает в музыкальное училище в Иркутске, но
уже через год родителям становится понятно, что дальнейшее музыкальное образование
нужно получать в столице. В итоге Денис переезжает в Москву, где проходит
прослушивание в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.
Прослушивание проходит успешно, и Дениса зачисляют в ЦМШ в класс Валерия
Владимировича Пясецкого.
Во многих своих интервью Денис Мацуев с благодарностью говорит о родителях,
которые бросили любимую работу, налаженный быт и переехали с ним в Москву. Бабушка
Дениса продала двухкомнатную квартиру в Иркутске, и Мацуевы смогли купить
однокомнатную квартиру в Москве, чтобы предоставить Денису возможность заниматься у
лучших педагогов страны. «Мои родители потрясающие музыканты... Они пошли на
беспрецедентные жертвы ради меня: бросив все, переехали в Москву жить со мной в
однокомнатной квартире... Они по сей день со мной. В нашей семье ничего не изменилось:
как было, когда я в три года сидел за роялем и со мной папа занимался, так, в общем, и
сейчас. Я считаю, что 90% моего успеха — это их заслуга».
Из интервью Дениса Мацуева: «Мы приехали с родителями в Москву в полной
неопределенности, это был девяносто первый год, сразу после путча. Можешь себе
представить, что это было за время. Я устраивал родителям страшные скандалы в Иркутске.
Зачем мне нужно отрываться от своей команды, от своей компании и ехать в эту мрачную
Москву, где танки, вы в своем уме? Тогда родители сказали мне: зато ты сможешь смотреть
матчи «Спартака» вживую, на стадионе. И на это они меня полностью купили. На меня
работала вся индустрия под названием «семья». Бабушка втихаря от родителей продала
одну из своих квартир. Вообще она была уникальная женщина, единственная в нашей
семье, у кого была бизнес-жилка. Она даже в советское время в Иркутске каким-то образом
имела три, четыре квартиры, кооперативы, которые меняла туда-сюда. Она продала одну
квартиру, дала мне четырнадцать тысяч долларов по тем временам это были безумные
деньги. На эти деньги мы первое время снимали в Москве квартиру, пока не купили свою.
Мы жили на эти деньги. Это был героический поступок со стороны бабушки. Она, физик,
ушла с работы, когда я родился, и полностью посвятила свою жизнь мне. Папа был в
Иркутске ведущим композитором и в театральном училище, и в драмтеатре вырос в этом
театре). Он был потрясающий пианист, он же мне всё показывал, я многое впервые
услышал от него. Бросить всё, уехать в Москву, в однокомнатную квартиру на проспекте
Маршала Жукова это было сильно. Но это уникальный семейный дух. У нас девиз:
«Всё будет хорошо!» Ко всему, что бы ни происходило, мы стараемся относиться с
глубочайшей иронией. Будь то триумф, будь то провал. Провалов, слава богу, не было, но
меня скидывали с конкурса. За полгода до конкурса имени Чайковского меня не пропустили
в финал на конкурсе в Японии, когда я шел первым все три тура. В жюри у всех были свои
отношения, свои пристрастия».
Фортуна оказалась благосклонной к юному пианисту, уже в 1991 году Мацуев
становится лауреатом стипендии Международного фонда «Новые имена» (президент фонда
И.Н. Воронова). В рамках проекта, реализуемого фондом, Денис участвует в большой
серии концертов классической музыки по всей планете. Концерты прошли более чем в
сорока странах мира на лучших площадках. Концерты Мацуева посещали Папа Римский,
британская королева, Генеральный секретарь НАТО в Брюсселе.
В 1993 г. на первом в своей жизни Международном конкурсе пианистов в
Йоханнесбурге (ЮАР) Мацуев завоевывает I премию.
В 1994 году Денис Мацуев оканчивает Центральную музыкальную школу и
поступает в Московскую государственную консерваторию на семинар профессора,
народного артиста Российской Федерации Алексея Аркадьевича Наседкина. Начиная с
третьего курса, у Дениса преподавал Сергей Леонидович Доренский, народный артист
Российской Федерации, профессор. Для Дениса первый раз в Консерваторию, что для
других — первый раз в первый класс. И сегодня, оказываясь здесь, прославленный пианист,
признанная звезда от классики Денис Мацуев, играюший в лучших залах мира, всякий раз
не может справиться с волнением. Что уж говорить о провинциальном пареньке, впервые
шагнувшем в этот волнующий мир большой музыки?
Уже в 20 лет Денис Мацуев (1995) получает статус солиста (!) Московской
государственной филармонии, что открывает перед ним новые возможности для
концертной деятельности. Он выступает с лучшими российскими и зарубежными
оркестрами под управлением таких выдающихся дирижеров, как Е. Светланов, В. Федосеев,
М. Плетнев, А. Кац, М. Эрмлер, Ю. Башмет, Я. Леви, В. Спиваков, П. Коган, И. Фишер, Р.
Аббадо, М. Янсонс, Э. Класс, Д. Деприст, М. Вензаго и многих других.
В 1998 году, будучи студентом выпускного курса, Денис Мацуев принял участие в
XI Международном конкурсе им. Чайковского. Его выступление стало настоящим
триумфом, и было высоко оценено как членами жюри, так и музыкальными критиками,
которые отметили эмоциональный, «концертный» стиль исполнения молодого музыканта,
контрастирующий с традиционно спокойной «конкурсной» манерой. Одобрительные
рецензии о выступлении Дениса появились даже в зарубежной прессе. Эту победу Денис
Мацуев считает самым значительным достижением в своей жизни. Она принесла ему
мировую известность и международное признание. «Я всегда на концертах играл лучше,
чем на репетициях. Я не волновался, наоборот, у меня всё начинало кипеть внутри. Даже на
экзамен в школе я шел с вдохновением, мечтал быстрее выбежать к роялю и играть: радость
зашкаливала, я прыгал, орал, просто рвал и метал. Это мне и помогло на конкурсе, потому
что я играл как на концерте. Я не играл для членов жюри, которые сидели в шестом ряду,
хотя там были выдающиеся музыканты. Я играл для публики, которая пришла в Большой
зал консерватории. Я завершал конкурс, играл концерт Листа, очень эффектный, который
никто не исполнял, его мы с моим профессором Сергеем Леонидовичем Доренским
выбрали буквально за десять дней до подачи заявок на конкурс. И это было победное
решение, это было ярко». С этого момента его дальнейшая карьера «изменилась на 180
градусов». Пришлось очень много трудиться, разучивать новый репертуар.
В 1999 г. Д. Мацуев оканчивает консерваторию с отличием по классу профессора
Сергея Доренского. Наставник отмечал в своем ученике «великолепную технику и
артистизм». Эти качества пианиста наиболее полно и ярко проявляются в музыке
композиторов-романтиков, однако репертуар Мацуева вовсе не ограничивается только этим
направлением. Свидетельство тому программы концертов и записи пластинок с
произведениями Гайдна, Бетховена, Шуберта, Шопена, Листа, Чайковского, Рахманинова,
Прокофьева.
Пианист дружит с В. Спиваковым, Р. Щедриным, М. Плисецкой, С. Бэлзой, Г.
Гараняном, Е. Образцовой, И. Бутманом, многими другими корифеями нашего искусства, а
также с Эндрю Ллойдом Уэббером: неоднократно участвовал в его музыкальном фестивале
в предместье Лондона г. Сидмонтоне. Немаловажная деталь: Уэббер был одним из
первых, кто поздравил пианиста с триумфальной победой на конкурсе им. Чайковского.
Памятный факс от автора нетленных рок-опер Денис хранит как реликвию. «Помню, когда
я победил в 1998 году на конкурсе имени Чайковского, результаты я должен был узнать
только в 11 часов вечера. А уже в девять дома я получил факс: «Я в этом не сомневался.
Твой Эндрю».
Другая страсть музыканта джаз. Он и сам с удовольствием сочиняет джазовые
композиции, великолепно импровизирует на заданные темы. А еще общается с такими
легендами джаза, как Чик Кореа и Бобби Макферрин. Вот что говорил о Денисе Георгий
Гаранян: «Денис удивительный человек, он впитывает все как губка. Хотя и говорит, что не
джазовый музыкант, сейчас он уже не прав. Денис уже наш, он "испорчен" джазом».
Мацуев выступал перед британской королевой в Букингемском дворце, Папой
Римским в Ватикане, Биллом Клинтоном в Белом доме, Борисом Ельциным и Владимиром
Путиным в Кремле, а также перед президентами других стран, генералами НАТО,
арабскими шейхами. Играл даже в четыре руки с королем Таиланда.
Первый сольный концерт пианиста прошел в 2004 году в Московском
международном доме музыки. Светлановский зал дома музыки был набит до отказа.
В 2004 году музыкант стал выступать в рамках собственного абонемента, в котором
принимают участие лучшие отечественные и зарубежные оркестры и дирижеры. Среди них
можно назвать Владимира Спивакова, Михаила Плетнева, Валерия Гергиева и других.
В том же 2004 году Денис Мацуев подписывает контракт с российскими
представителями крупнейшей мировой корпорации звукозаписи в мире SONY BMG Music
Entertainment, с помощью которой записал свой дебютный диск «Tribute to Horowitz», в
который вошли «Венгерская рапсодия №2», вариации к «Кармен», «Мефисто–вальс» и
другие произведения.
Сразу же после выхода диска получает престижнейшую российскую
профессиональную премию в области звукозаписи «Рекорд-2005». Летом 2005 г. на этой же
фирме впервые был издан Пятый фортепианный концерт Р. Щедрина, записанный Д.
Мацуевым и симфоническим оркестром Баварского радио под управлением Мариса
Янсонса. Следующий альбом Мацуева, выпущенный совместно с SONY BMG и
содержащий записи «Времен года» Петра Чайковского и композиции Игоря Стравинского,
в частности, фрагменты из балета «Петрушка», получает премию «Рекорд-2006».
Помимо высших наград на международных конкурсах, у музыканта есть несколько
других «знаков отличий». Именем Д. Мацуева названа звезда в созвездии Лиры. Он избран
также лицом фирмы Yamaha (как когда-то С. Рихтер). «Для меня это огромная честь. Это
преемственность Рихтера, который также по контракту играл на ролях этой фирмы, а он для
меня недосягаемая личность, до которой я никогда не доберусь». Однако у пианиста с
этой компанией некоммерческие отношения: Yamaha возит за ним рояли по всему миру, а
Денис своей игрой «рекламирует» марку. Кстати, знаменитый настройщик роялей С.
Рихтера маэстро Козуто Осато теперь сопровождает в гастрольных поездках…
Мацуева.
В сентябре 2004 году Денис, при поддержке Станислава Бэлзы, выступил
организатором и художественным руководителем международного фестиваля классической
музыки «Звезды на Байкале» участием таких мэтров музыки, как В. Спиваков, Е.
Образцова, Г. Гаранян, М. Горенштейн, М. Федотов и др.). Этот фестиваль проводится
ежегодно и собирает все большее и большее количество ценителей и звезд классической
музыки со всего мира.
Из журнала «Музыкальная жизнь», № 9, 2013:
«Звезды на Байкале» так назвал свой фестиваль Денис Мацуев, уже восьмой год (с
2004) приглашающий в Иркутск известнейших артистов. «Вначале немного статистики: за 9
дней сыграно 12 концертов, прошли мастер-классы известных музыкантов и педагогов,
покорен Байкал и проведен событийный футбольный матч между командами участников
фестиваля и представителями правительства Иркутской области. Выиграли чиновники со
счетом 5:4, но Д.М., худрук фестиваля и виновник всех этих культурно-спортивных забав,
не унывал — ведь одержана убедительная победа в борьбе за публику.
«Моя задача разрушить стереотип восприятия, мнение, что в России только 5
звезд классической музыки, — рассказывает Денис. Знаю по себе, завоевать любовь
наших слушателей с первого раза сложно, надо приехать, по крайней мере, 2-3 раза.
Сказывается отечественная специфика — с первого знакомства роман не закручивается».
На восьмом фестивале оркестром-резидентом стал ГСО Татарстана под
руководством Александра Сладковсого. Денис Мацуев исполнил с оркестром Третий
концерт Прокофьева.
Учитывая напряженный гастрольный график Мацуева-пианиста, можно только
поражаться, как ему удается физически совмещать столько обязанностей! Но всемирно
известный пианист оптимистичен: «Делаю то, что мне нравится, и получаю огромное
удовольствие от того, что мои проекты удаются, что другим в результате становится лучше
и хорошо. Эта потребность дарить людям радость — тоже отсюда, из наших краев. В
детстве я обожал собирать во дворе ребят играть в футбол, кормить-поить у себя дома.
Вся семья работала на мою команду. Так вот это и осталось. Когда приезжаю сюда,
погружаюсь в то время. Словно и нет за плечами прошедших 20-25 лет мы как бы
собираемся с друзьями, только они еще и выдающиеся музыканты». «Эти несколько дней я
провожу в каком-то другом мире, я попал в свое детство. У меня есть квартира в Иркутске...
В ней не изменилось ничего, я специально не делаю там ремонт: вхожу туда и чувствую
мой мир 20-летней давности: атмосфера, запах, все... Я встречаюсь с друзьями, и то
сумасшествие, которое со мной здесь происходит, меня безумно радует. К счастью, я не
стал ни москвичом, ни нью-йоркцем, ни лондонцем, ни парижанином. Я сибиряк!»
Из журнала «Музыкальная жизнь» № 10, 2015:
«В Иркутске прошел X международный фестиваль «Звезды на Байкале». О событиях
фестиваля можно рассказывать с любого момента настолько насыщен впечатлениями и
самодостаточен каждый день программы. Десятый, юбилейный, фестиваль особенно богат
на интересные и эксклюзивные проекты: его инициатор и худрук Денис Мацуев с
гордостью признается, что особенно постарался, планируя афишу. Все концерты проходили
при аншлаге. Еще бы! Услышать Валерия Гергиева-пианиста, «Тромбон-шоу», увидеть
выступления звезд балета Большого театра редкая удача, которую иркутяне постарались
не упустить.
Внутри фестиваля складывались свои сюжеты. Например, дети-музыканты,
неизменно занимающие важное место в проектах Дениса Мацуева. В интервью интернет-
порталу Daily culture он, стоя в кулисах концертного зала Иркутской филармонии,
вспоминал, как почти 30 лет назад Иветта Воронова, руководительница программы «Новые
имена», пригласила его в Москву. Теперь эта миссия открывать и выводить в «люди» —
перешла к самому Денису.
Одним из центральных событий фестиваля стал спектакль «Музыка на двоих» с
участием легендарных французских актеров Фанни Ардан и Жерара Депардье. На пресс-
конференции Денис Мацуев объяснил появление драматического жанра в байкальской
афише: «Театральное искусство и музыка близкие сферы. Я «вырос» в Иркутском
драматическом театре имени Охлопкова, где мой отец много лет заведовал музыкальной
частью. Для меня любой выход на сцену сродни театру».
Кроме того, Мацуев художественный руководитель ежегодного фестиваля
молодых талантов Crescendo. площадки которого традиционно работают в Москве, Санкт-
Петербурге, Екатеринбурге, Тель-Авиве, Париже, Нью-Йорке и других городах мира с 2005
года. «Фестиваль Crescendo существует для открытия новых имен, чтобы публика их
знала. ...Законы шоу-бизнеса пришли в наше дело, и очень сложно развиваться молодым
музыкантам. А музыканту «выбиться в люди» всегда было очень сложно, не только в наше
время». Президент РФ В. В. Путин официально заявил о поддержке этого фестиваля
Правительством России.
В феврале 2006 года пианист вошёл в состав Совета по культуре и искусству при
президенте России.
Среди достижений музыканта особое место занимает диск «Неизвестный
Рахманинов» (2007), записанный на рояле, принадлежавшем лично композитору. История
этой записи началась с того, что после концерта в Париже внук Рахманинова Александр
предложил Денису Мацуеву исполнить найденные в архивах фугу и сюиту великого
композитора. Эксклюзивное право на премьерное исполнение Денис получил взамен на
дружеское обещание бросить курить, данное Александру Рахманинову, и которое он, к
слову, сдержал. «Полтора года назад в Париже, после концерта, ко мне подошел внук
Рахманинова и сказал такую фразу: «Если ты бросишь курить, я сделаю тебе большой
подарок». Я сказал: «Я уже не курю», и он мне дал ноты неизвестного Рахманинова,
которые только что нашли, - сюиту и фугу».
Альбом «Известный Мацуев исполняет неизвестного Рахманинова» в 2008-м
выдвинут на премию Grammy.
Еще один альбом, выпущенный в 2006 году, был записан совместно с
симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии (руководитель Юрий
Темирканов).
В ноябре 2007 года Денис Мацуев с триумфом выступает в знаменитом Нью-
Йоркском Карнегги-холл с сольной программой. Вскоре запись этого выступления
появляется в виде альбома «Denis Matsuev. Concert at Carnegie Hall», ориентированного уже
непосредственно на западного слушателя. Вскоре альбом расходится в США и Европе
огромными тиражами.
Давал сольные концерты во Владикавказе в 2007-м в рамках благотворительного
марафона «Детям Беслана». «Терапевтический момент необходим как детям, которые
пострадали, так и вообще всем детям, которые здесь находятся. Нужно «лечить» и
просвещать детей и подростков. А я глубоко убежден, что классическая музыка излечивает
людей».
В 2007 году Мацуев вошел в список 50 самых знаменитых людей России журнала
Forbes.
В 2009 году Денис Мацуев совместно с Валерием Гергиевым и откестром
Мариинского театра выпускают альбом с сочинениями Рахманинова на новом, незадолго до
этого организованном лейбле «Mariinsky-Live».
Денис Мацуев по праву признан лидером нового поколения русских пианистов,
достигших всемирной популярности. В 2010 году, по приглашению французских коллег, он
принял участие в организации фестиваля искусств города Анси, направленного на
популяризацию во Франции русской культуры и сближение современных французской и
российской музыкальных школ.
Из журнала «Музыкальная жизнь» №9, 2015: (Йосси Тавор, «Музыка над озером»).
«Анси — небольшой курортный городок на границе Франции и Швейцарии. Вот уже
шестой год подряд в последнюю десятидневку августа он становится одним из
музыкальных центров Европы. Денису Мацуеву, художественному директору
музыкального фестиваля в этом красивейшем месте, удается собрать топовых артистов из
разных стран.
Первой кульминацией фестиваля стал концерт Молодежного оркестра Кампуса
Анси, которым дирижировал Фейсал Каруи. Денис Мацуев исполнил с оркестром Рапсодию
Рахманинова на тему Паганини. С выходом на сцену Мацуева атмосфера в зале сразу
наэлектризовалась, и с первых нот стало ясно, что слушателей ожидает событийное
исполнение.
Третий концерт финального марафона фестиваля в Анси открылся Третьим
фортепианным концертом Прокофьева в исполнении Дениса Мацуева. Можно снова
говорить о феноменальной технике, о владении инструментом, о завораживающем
пианизме этого талантливого музыканта. Но он в той же степени сегодня покоряет нас и
новым, свежим прочтением авторского текста, и огромным дыханием лирических пластов
музыки, и все большей музыкальной мудростью, которой пронизано его исполнение. За
бурными овациями последовали бисы, последний из которых был, как все и мечтали об
этом, джаз».
В декабре 2011 года Мацуев стал почётным профессором МГУ. Продолжил
сотрудничество с Межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена», став
президентом этого фонда. Главной задачей Фонда является дальнейшее образование
талантливых детей и художественное воспитание молодёжи во всех регионах Российской
Федерации. Фонд за свою более чем 20-летнюю историю воспитал несколько поколений
артистов и под руководством Мацуева (основатель фонда Иветта Воронова) продолжает
расширять просветительскую деятельность в области поддержки талантливых детей.
Мероприятия в рамках всероссийской программы «Новые имена регионам России»,
которая ежегодно проходит более чем в 20 городах России.
Из журнала «Музыкальная жизнь» 10 за 2015 год. (Евгения Кривицкая, «Эстафета
победителей»): «Три рояля с обнаженными струнами, эпатажно повернутые
перпендикулярно залу, и пианисты, сидящие спиной к публике и играющие Тройной
концерт Моцарта. Такой сюрприз Денис Мацуев и его юные подопечные из фонда «Юные
имена» Варвара Кутузова и Александр Малофеев преподнесли Московской филармонии в
день 75-летия Концертного зала имени Чайковского».
Родной Иркутск тоже не забывает знаменитого земляка, в 2011 году Мацуеву было
присвоено звание почетного гражданина города. И в том же году в Иркутске был открыт
«Дом музыки Дениса Мацуева». В нем разместился штаб-квартира фестиваля «Звезды на
Байкале», а также, дом стал одной из площадок для выступлений молодых стипендиатов
фонда «Новые имена», проведения мастер-классов, небольших концертов, выставок
современного искусства.
Из интервью Дениса Мацуева: «Я детство свое очень люблю. В старой квартире в
Иркутске, которую я со страшным скандалом не дал продать, я не делал ничего, никакого
ремонта, специально, чтобы сохранить запах своего детства. Когда чувствую этот запах, у
меня внутри начинает щемить, и я от этого получаю громадное удовольствие. Недавно я
приехал на нашу дачу под Иркутском, где не был лет пятнадцать, наверное. Она стоит
полуразвалившаяся, там всё заросло, но мне там стало так хорошо! Потому что там ничего
не изменилось те же деревья, те же мои сосны, то же футбольное поле. Пришли все
соседки, бабушки, которые еще живы, слава богу, и мои ребята, которые уже стали
взрослые и сами имеют детей. Это люди потрясающие! Сибиряки это все-таки
национальность, я считаю. Они сразу бросились блины печь, а я всего-то заехал на двадцать
минут, просто детства вдохнуть. Я сентиментальный и, может быть, наивный в какой-то
мере, но то, что связано с детством, с юношеством, я помню вплоть до деталей, вплоть до
запахов улицы, Ангары, омуля нашего байкальского».
Мацуев является арт-директором фонда им. Сергея Рахманинова. В этом качестве
обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой выкупить и вернуть в
собственность государства швейцарское имение Сергея Рахманинова «Сенар» для
устройства в нём Международного культурного центра.
В 2012 году Мацуев возглавил Общественный совет при Министерстве культуры РФ.
Член попечительского совета благотворительного фонда «Память поколений».
В 2012 году Денис стал художественным директором Первого Международного
фестиваля и конкурса молодых пианистов Astana Piano Passion.
В 2013 году в качестве артистического директора возглавил конкурс-фестиваль
Сбербанк DEBUT в Киеве.
В 2013—2014 годах участвовал в серии благотворительных концертов в пользу
пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке России в 2013 году.
В феврале 2014 года выступал на церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских
игр в Сочи.
Посол доброй воли ЮНЕСКО с апреля 2014 года.
В настоящее время Д. Мацуев дает более 200 концертов за сезон в самых
престижных залах мира, таких как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Альберт-холл и Royal
Festival Hall в Лондоне, «Мьюзикферайн» в Вене, «Елисейские поля» и театр «Шатле» в
Париже, «Концертгебау» в Амстердаме, Национальный театр в Рио-де-Жанейро,
Берлинская филармония, Большой зал консерватории и Концертный зал им. Чайковского в
Москве и др. На Земле осталось немного стран, где не выступал артист.
Также Денис Мацуев любит музыкальные марафоны. На сегодняшний день он
является единственным пианистом, исполнившим все три концерта Чайковского за один
вечер. В планах артиста повторить подобный успех, но на этот раз все концерты С.
Рахманинова за два вечера.
Из интервью Дениса Мацуева: «Для меня очень важно, чтобы каждый год на
концерты приходила новая публика. С молодыми слушателями сложно, это совсем другой
тип мышления, другие пристрастия, понимание музыки. Когда в зале новая публика, ты это
чувствуешь сразу. Поход на концерт классической музыки это очищение от всех тягот и
невзгод нашей повседневности. Публика молодеет, что особенно приятно. На концерты
ходит много молодёжи. И ей многому надо учиться. Всё-таки хлопать между частями в
принципе не нужно. Мобильные телефоны, которые включаются на концертах, это
вообще бич во всем мире. Нужна большая подготовка. Поход на концерт симфонической
музыки это не просмотр шоу. Это тяжёлая работа. Публика должна быть готова к тому,
что она услышит.
Определяющим в выборе репертуара является то, что позволяет мне наиболее полно
раскрыться как музыканту, как личности, приоткрывает свою артистическую кухню
Денис. На сегодняшний день это, безусловно, романтическая музыка. Играть ее очень
сложно, но мне кажется, именно в ней я могу максимально выложиться и физически (пока
позволяет возраст и здоровье), и душевно как говорится, кровью и сердцем… Мне важно
не только видеть, как у слушателей наворачиваются слезы от моей игры, и ощущать
собственное удовлетворение, но я мечтаю (сумасбродная мысль!), чтобы и композитор
пусть и в мире ином! был доволен моей интерпретацией. Когда я играю, например,
Листа, мне кажется, что слышу, как он сам исполнял то или иное произведение.
Романтизм ушел из нашей жизни. Я, как человек очень романтичный, исполняющий
романтическую музыку, довольно тяжело переживаю этот уход. Сегодня налицо то, что в
музыке называется атональность. Это когда нет гармонии полный авангард. Сейчас у нас
как раз период такого авангарда, но я уверен, что мы еще вернем и вернемся в
романтическую историю. Мы так соскучились по этому! Желаю возвратиться всем в
романтическое состояние души!
- Скажи, Денис, а какое самое экзотическое или самое сложное для тебя было
выступление?
- Сложным концертом может стать любой. Например, на моем концерте как-то погас
свет, и я доиграл его без света.
- А тебе вообще свет нужен?
- Мне не нужен, но я выступал с оркестром, который играл по нотам. И постепенно
музыканты замолкали, замолкали, остался только концертмейстер, который по слуху
доиграл. И потом я начал играть что-то на бис, какую-то джазовую импровизацию, публика
начала кричать «Браво!», потом включился свет, были овации. Мы начали всё сначала,
дошли до того места, когда погас свет, и он опять начал мигать. Я думаю: да что ж такое-
то? А однажды рояль упал, на концерте в Париже. Я Седьмую симфонию Прокофьева
играл, вошел в такой раж, в хорошем смысле слова, потому что там пять форте, экстаз в
конце! Дальняя ножка рояля просто упала, и я со стула упал; у меня даже видео есть. У
публики был шок. Потом критики, правда, написали: ну, это у него специально
заготовленный номер, мы прекрасно понимаем. Или вот был случай, когда я заменил одну
очень известную пианистку много лет назад, во Франции, в Лионе. Нужно было сыграть с
одним знаменитым английским дирижером концерт Моцарта. Мне звонят: «Срочно
вылетай, надо заменить пианистку, она заболела». Я говорю: «Конечно». «Ты играл
Двадцать первый концерт Моцарта?» Я говорю: «Играл». «Ты же играл его с этим
дирижером?» Я говорю: «Конечно, играл». «Ну, значит, вам не нужно репетировать». Я
говорю: «Конечно, не нужно». Моцарт это же не Рахманинов, где нужно говорить об
интерпретации. Четко играть ноты, быть вместе с оркестром, и всё будет замечательно.
Прилетел, мы с дирижером поздоровались, он говорит: «Следи за мной», я ему говорю:
«Следи за мной». Никаких недоразумений не должно было быть. Каждый концерт Моцарта
начинается с оркестрового вступления. Полный зал, уже объявили, что вместо пианистки
играю я. Выхожу, дирижер взмахивает палочкой и звучит не Двадцать первый, а Двадцать
третий концерт Моцарта! Слава богу, что Двадцать третий концерт я тоже раньше играл.
Иначе была бы катастрофа. Когда музыканты играли вступление, я весь концерт повторил в
голове. Кстати говоря, это было не самое плохое выступление. Но когда дирижер взмахнул
палочкой и я услышал, что звучит Двадцать третий концерт, я думал, что всё, кранты.
(Улыбается.)
- Тебе очень идут смокинги, парадные костюмы. Вот если бы можно было их носить
в повседневной жизни, ты наверняка так бы и поступал.
- Нет. Я не люблю каждый день носить смокинги, в повседневной жизни мне хочется
расслабиться и быть в нормальной, удобной одежде. Носить то, в чем удобно ходить,
лежать. Но когда ты выходишь на сцену играть Шопена, Рахманинова, Листа, Шумана,
Прокофьева, ты должен выходить во фраке, в белой рубашке, манишке, лаковых ботинках.
Потому что по-другому сразу играется. Я не терплю этих гофрированных рубашек, которые
очень модными стали. Многие солисты играют в них, а я не могу, у меня сразу теряется
какое-то нужное состояние, настрой, я не