Конспект урока "Картины природы в музыке, литературе и живописи" 5 класс скачать


Конспект урока "Картины природы в музыке, литературе и живописи" 5 класс

Муниципальное образовательное учреждение
«Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5»
Сергиево – Посадского района Московской области
Конспект урока музыки
В 5 классе
«Картины природы в музыке, литературе и
живописи»
подготовила
учитель высшей категории
Орлова Марина Владимировна
г.Хотьково 2013
Цель урока: стимулировать раскрытие творческого потенциала личности; углубить
представление учащихся о внутренних взаимосвязях различных
видов искусства: музыки, живописи, литературы, их взаимопроникновении и синтезе.
Задачи урока:
Воспитательные: воспитывать эмоционально-эстетическую
отзывчивость и интерес к явлениям мира природы и мира искусства.
Образовательные: показать внутреннюю связь музыки, живописи, поэзии и прозы;
исследовать цветовое богатство музыки, живописи и русского языка; обогащать
словарный запас учащихся; выделять основные средства художественной
выразительности музыки, живописи, литературы для раскрытия исследуемого образа,
формированию зрительской компетентности, умения высказать свое суждение о замысле
художника.
Развивающие: способствовать развитию абстрактно-образного и ассоциативного
мышления; развивать эмоционально-образное восприятие явлений окружающего мира,
произведений искусства, способность видеть мир во всем многообразии его связей;
активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому
самовыражению.
Технологии:
технология развития процессов восприятия;
технология развития ассоциативно-образного мышления учащихся;
технология формирования певческой культуры учащихся;
информационно-коммуникативные технологии.
Зрительный ряд: слайды презентации урока с репродукциями произведений А.Куинджи,
К.Богаевского, И.Айвазовского; портреты композиторов (Э. Григ, М.П.Мусоргский),
художников (А.Куинджи, К.Богаевский, И.Айвазовский), писателей и поэтов (И.Тургенев,
Ю.Тютчев)
Музыкальный ряд: «Заход солнца» Э.Грига (исполнение);
«Утро» Э.Грига (слушание);
«Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргского (слушание).
Литературный ряд: Описание ночи из рассказа «Ермолай и мельничиха» И.Тургенева;
«Декабрьское утро» Ф.Тютчева.
Для учащихся: краски, кисти, баночки для воды, цветные карандаши, пастель, листы
бумаги, ручки.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- звукоусиливающая аппаратура (колонки);
- музыкальный центр;
- электронное цифровое пианино «Pianova» .
Ход урока
Вход. «Заход солнца» Э.Григ.
Приветствие.
Учитель. Эпиграфом к нашему уроку будет песня.
«Я хочу увидеть музыку» (Сл. Иры Исаковой. Муз. Г.Струве.) Исполняет
вокальная группа или звучит фонограмма песни на фоне слайдов (2 – 12).
Учитель: Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня будем говорить на нашем уроке?
Дети: О природе.
У. Итак, тема нашего урока: «Картины природы в музыке, литературе и живописи»
Слайд 13
У. Какие уже знакомые музыкальные произведения о природе вы можете назвать.
(Учитель на фортепиано наигрывает фрагменты из музыкальных произведений).
Дети: «Жаворонок» М.И.Глинки.
«Венецианская ночь» М.И.Глинки.
«Горные вершины» А.Варламова.
«Осенняя песня» П.И.Чайковского.
«На тройке» П.И.Чайковского.
«Заход солнца» Э.Грига.
У. Давайте с вами вспомним одну из названных вами песен.
«Заход солнца» Э.Григ. (Работа над чистотой интонации, фразировкой,
динамическими оттенками и т.д.)
У. Ребята, скажите, как композитор нарисовал картину заката, какие средства
музыкальной выразительности использовал?
(Ответы детей)
Слайд 14
(Мелодия – песенно-танцевальная
Ритм – мягкий
Темп – медленный
Динамика – тихая
Лад – переменный)
У. А теперь посмотрите на экран и выберите те картины, которые наиболее полно
выражают чувства песни «Заход солнца» Э.Грига.
Слайд 15(Пейзажи А.Куинджи, К.Богаевского, И.Айвазовского)
У. Давайте сравним музыку и живопись, проведем параллели между ними.
(Ответы детей)
Мелодия – линия (рисунок)
Ритм – ритм
Лад – колорит
Тембр – колорит
Слайд 16
У. Теперь выберем на синтезаторе наиболее подходящие тембры инструментов для
аккомпанемента к песне.
Д. Струнные смычковые.
У. И всё-таки, что же является самым главным в песне, в музыке вообще?
Д. Настроение, чувства и мысли, выраженные композитором.
У. Как наиболее полно и глубоко может выразить всё это исполнитель?
Д. Нужно самому почувствовать красоту природы, а значит представить мысленно эту
картину, полюбоваться и восхититься этой красотой).
«Заход солнца» Э.Григ (исполнение)
У. Получилось у вас своим исполнением нарисовать картину заката? Что понравилось?
Над чем ещё нужно поработать?
(Ответы детей).
У. Ребята, это была вокальная музыка, которую понять проще. А сейчас прозвучит
инструментальное произведение. Его главную мысль композитор выразил кратко в
названии. Попытайтесь дать свое название этому произведению.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига (слушание)
(Ответы детей)
У. Это «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига, написанной по драме норвежского писателя
Г.Ибсена.
Слайд 17
У. Посмотрите на пейзажи великих художников и скажите, какой из них наиболее
созвучен музыке Э.Грига.
Слайд 18
(Ответы детей)
У. А теперь я вам расскажу занятную историю.
Одна из радиостанций не так давно назад проводила беседы о серьезной музыке. И вот
после передачи, где звучало «Утро» Грига, в редакцию пришло письмо от одного
слушателя. Вот что он писал:
«Я очень люблю музыку, но далеко не всегда ее понимаю. Редко мне удается
отгадать, о чем она рассказывает. И только когда объявляют название произведения, мне
кое-что становится понятным. Вот исполняли пьесу Грига «Утро». Конечно же. Вместе с
музыкой я сидел на рыбалке ранним утром и видел всю чарующую красоту рассвета. Но
не объяви вы название, я либо ничего себе не представил бы, либо мог представить с
таким же успехом не утро, а ночь».
У. Давайте проведем эксперимент: послушаем еще раз ту же музыку и на ее фоне
прочтем описание ночи у И.Тургенева.
«Утро» Э.Грига (слушание)
Ученица читает фрагмент из рассказа И.Тургенева «Ермолай и мельничиха» (на фоне
музыки): «…Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо
лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда…Вы ждете.
Внутренность леса постепенно темнеет, алый свет вечерней зари медленно
скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше, переходит от
нижних, почти еще голых веток к неподвижным, засыпающим верхушкам. Вот и самые
верхушки потускнели. Слегка повеяло теплой сыростью. Ветер около нас замирает.
Птицы болтливо лепечут. В лесу все темнее да темнее. Деревья сливаются в большие
чернеющие массы; на синем небе робко выступают первые звездочки. Все птицы спят…»
У. Что вы можете сказать?
Д. Несоответствие. В тексте все спит, а в музыке - просыпается.
Д. У Грига – утро, а у Тургенева – описание ночи.
У. А в настроении утра и ночи есть что-то общее? (Только в их начале)
У. По-французски «сумерки» - «entre chien et loup», дословный перевод - «между собакой
и волком».
И это очень образно. Чуть заметный переход от дня к ночи (вечер) столь же неясен, как
и от ночи к утру. Если взять самое начало этого перехода, то вы сразу и не определите,
что это такое. Скажем, на картине, на фотографии или кадре из кинофильма. Именно
поэтому начало описания ночи отлично сочеталось с началом музыки утра. А потом они,
естественно, разошлись: текст «заснул», а музыка «проснулась».
У. Но продолжим эксперимент.
«Утро» Э.Григ (слушание)
На фоне звучащей музыки ученик читает стихотворение Ф.Тютчева «Декабрьское утро»:
На небе месяц – и ночная
Еще не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день,
Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух- трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной!
У. Гармонирует музыка Грига со стихами Тютчева «Декабрьское утро»?
(Ответы детей).
У. При желании можно было бы найти другие стихи или прозу на ту же тему, и они не
менее удачно сочетались бы с этой музыкой. Вот почему Григ имел полное право назвать
свою пьесу «Утро».
У. Ребята, как вы думаете, почему слушатель радиопередачи не понимает музыку, вы
ведь все правильно почувствовали?
Д. Наверное потому что у него в детстве не было уроков музыки, и он не учился
понимать музыку.
У.Очень даже может быть. Помните, какими вы пришли в первый класс, какими были
ваши ответы. А сейчас ваш язык стал богаче, и вы намного лучше научились понимать
музыку.
У. А теперь давайте вновь обратимся к эпиграфу нашего урока.
«Я хочу увидеть музыку…
Я хочу услышать музыку…»
Скажите, кто сегодня помог нам услышать и увидеть музыку?
Д. Композиторы, художники, писатели и поэты.
(Ребята называют композиторов, поэтов, писателей и художников, с творчеством которых
встретились на уроке)
Слайды 19 – 22
У. Вот и для вас пришло время попробовать свои силы в творчестве. Сейчас прозвучит
музыка М.П.Мусоргского, а вы попытайтесь свои чувства и образы, которые возникли в
вашем сознании, воплотить в рисунках, стихах или эссе, что кому ближе.
«Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргский (слушание)
(Выполнение творческих работ)
У. А теперь, ребята, отложите пока свои работы. Вы их завершите дома и на следующей
неделе мы устроим выставку. А сейчас давайте вновь обратимся к теме нашего урока.
Скажите, где же подсмотрели свои шедевры великие мастера, с которыми мы сегодня
встретились на уроке?
Д. У природы.
У. И я хочу завершить наш сегодняшний разговор о картинах природы в искусстве
следующими словами:
Без музыки не проживу и дня,
Она вокруг, она внутри меня -
И в пенье птиц, и в шуме городов.
В молчанье трав, и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
(О.Гаджикасимов)
Выход: «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргский.
Список литературы:
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя – музыканта. – М., 2000.
2. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., 1978.
3. Португалов К.С. Серьёзная музыка в школе. - М., 1980.
4. Теория и методика музыкального образования детей / Под ред. М.Красильниковой,
Е.Школяра и др. - М., 1998.