Подготовка к ЕГЭ "Д. Самойлов «Сороковые»"


Подписи к слайдам:
Презентация PowerPoint

Д.Самойлов «Сороковые» (подготовка к ЕГЭ)

Щербакова Е.В.

МАОУ СОШ № 2

Г. Реж

«Сороковые»

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

 

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

 

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

 

Как это было! Как совпало – 

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

 

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

 

Д. Самойлов

Д.Самойлов

  • Д. Самойлов (Кауфман) — поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт — рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Са­марканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.

Задания

  • 1. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже),  в которой поэт использует олицетворение.
  • 2. Укажите размер, которым написано стихотворение Д.С. Самойлова «Сороковые» (без указания количества стоп).

3. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 3. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  • 1) звукопись
  • 2) инверсия
  • 3) сравнение
  • 4) повтор
  • 5) гипербола

4. Укажите приём, предполагающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк, к которому прибегает автор в пятом четверостишии.

  • 4. Укажите приём, предполагающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк, к которому прибегает автор в пятом четверостишии.
  • 5. Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я»  в лирическом стихотворении?

Сочинения

  • 1. Как в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые» отображены сила духа  и жизнелюбие военного поколения?
  • 2. Какие произведения отечественных поэтов посвящены Великой Отечественной войне и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Д.С. Самойлова «Сороковые»?

Материалы к сочинению № 1

  • Мы видим общую картину сурового военного време­ни, беды, горя. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы». Слово «роковые» несет здесь большую смыс­ловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания. Кар­тину разорванного войной мира дополняют звуковые обра­зы, созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «пого­рельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части — до и после войны.

Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», слышимый читателем перестук вагонных колёс, горькая картина разрухи воссоздают «сороковые, роковые», страшные, жестокие, незабываемые годы войны.

  • Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», слышимый читателем перестук вагонных колёс, горькая картина разрухи воссоздают «сороковые, роковые», страшные, жестокие, незабываемые годы войны.

Три безличных предложения передают мироощущение человека на войне («Просторно. Холодно. Высоко»). Каждое воспринимается неоднозначно. В сочетании эти слова вызывают впечатление чего-то значительного, важного, напряжённого, ощущение народной трагедии. Со строкой «И погорельцы, погорельцы…», кочующие к востоку, связывается огромная тема: народ, его судьба, Родина.

  • Три безличных предложения передают мироощущение человека на войне («Просторно. Холодно. Высоко»). Каждое воспринимается неоднозначно. В сочетании эти слова вызывают впечатление чего-то значительного, важного, напряжённого, ощущение народной трагедии. Со строкой «И погорельцы, погорельцы…», кочующие к востоку, связывается огромная тема: народ, его судьба, Родина.

Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и пре­красной поры жизни — юности. Вместе с тем эти строфы — уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которо­го слилась с судьбой страны.

  • Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и пре­красной поры жизни — юности. Вместе с тем эти строфы — уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которо­го слилась с судьбой страны.

Материалы к сочинению № 2

  • 941  поэт и писатель ушли на фронт и  417  не вернулись назад.  Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесёт война, в их стихах – мотив жертвенности.  Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.

Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия  прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

  • Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия  прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

Поэты-фронтовики

  • А.Сурков
  • К.Симонов
  • П.Коган
  • М.Кульчицкий
  • Д.Самойлов
  • Ю.Друнина
  • С.Орлов
  • Э.Асадов
  • С.Гудзенко
  • Б.Окуджава
  • М.Джалиль

Интернет-источники

  • http://festival.1september.ru/articles/647527/
  • http://fs1.ppt4web.ru/images/54691/108945/640/img5.jpg
  • http://www.playcast.ru/uploads/2017/05/04/22494027.png
  • http://www.mdou14lip.ru/files/images/pozdravliaem/455.gif
  • http://s40.radikal.ru/i090/1105/4d/60602197f277.jpg
  • http://agencyvolnyostrov.ru/autothumbs.php?img=/images/vystavki/xaldey_5a_480_341.jpg