Открытый урок "Урок-игра по сказке М.М.Пришвина "Кладовая солнца"" 6 класс


Корякова Алефтина Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №90 г. Златоуста
Класс: 6
Открытый урок литературы «Где дружба и совет – там и свет».
Тема: Урок-игра по сказке М.М.Пришвина «Кладовая солнца» 6 класс
Тип урока: литературная игра
Цель урока: подвести итоги изучения произведения
Задачи урока:
- раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы
- обратить внимание на портретные характеристики героев
- показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев
- раскрыть особенности жанра произведения
- показать гуманистическое звучание рассказа
- показать метафорический смысл названия произведения
Оборудование урока:
- презентация к уроку
- выучить наизусть отрывки из рассказа
- подготовить призы для блиц-турнира
- подготовить инсценировки
- выступление ученика об истории создания рассказа (с презентацией)
- найти голоса птиц
- иллюстрации для отрывков наизусть (в презентацию)
- черный ящик: компас, хлеб, ружье, деревянная посуда (в презентацию)
Ход урока:
Слайд 1. Учитель: Сегодня мы проводим итоговый урок по сказке-были М.М.Пришвина
«Кладовая солнца». У русского поэта Евгения Баратынского есть такие строчки:
С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел трепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.
Как вы понимаете слово «прозябанье»? (это жизнь), т.е. чувствовал жизнь трав.
Вот эти строчки как будто бы написаны о М.М.Пришвине - писателе-философе, лирике
природы, художнике-мыслителе. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это
имя? (ответы ребят)
Вы правы, чувство Родины, нерасторжимая связь с природой, с землей характеризует его
творчество. Он открыл простую красоту родной земли. Русская природа стала для Пришвина
источником поэзии, а великая любовь писателя к природе, по словам К.Г.Паустовского,
родилась из любви к человеку.
Слайд 2. Сам писатель признавался: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о
людях и думаю». В своих произведениях автор не только описывает природу, рассказывает о
героях, но и размышляет о смысле жизни, о ее законах, о месте человека в этом мире, о его
взаимоотношениях с природой, т.е. его произведения пронизаны тонким философским
подтекстом.
Далеко не простым был творческий путь художника. Сам Пришвин оценил его так: «Весь путь
мой был из одиночества в люди». «Кладовая солнца» - в определенной степени итог этого
пути. Она стала, поэтому, едва ли не самой солнечной книгой писателя: так много в ней света,
красок, любви к жизни, трепетного чувства счастья.
Слайд 3. Тема нашего урока: «Где дружба и совет там и свет». Как вы понимаете эту
пословицу? (ответы ребят)
Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о героях, о том, что дружба, верность,
отзывчивость помогает выносить все испытания, все преграды. Т.е. мы должны доказать или
опровергнуть правильность наших суждений, говоря о «Кладовой солнца»
Слайд 4 – 7. Давайте еще раз вспомним историю создания этого произведения.
(Выступление ученика)
Во время Великой Отечественной войны М.М. Пришвин, несмотря на свои 70 лет, отказался
от эвакуации в глубокий тыл и жил недалеко от Москвы, близ старинного русского города
Переславля-Залесского, сначала в небольшой деревушке Заозерье, затем в Усолье. В это
трудное военное время со всей силой раскрылась перед ним духовная красота русского
человека. Глубоко взволновала его судьба детей, особенно судьба ленинградских детей,
эвакуированных в эти места. Вместе со всеми писатель стремился облегчить их сиротливую
участь. И в нем крепла мысль осуществить свою давнишнюю мечту написать современную
сказку-быль. «Содержание всякой сказки, - писал Пришвин, - это борьба человека-героя с
каким-нибудь представителем зла… и сказка в этом смысле есть отражение общечеловеческой
веры в победу доброго начала над злым». Сказка-быль «Кладовая солнца» и была выражением
горячей веры писателя в победу добра и света. Создана она вскоре после войны, в мае-июне
1945 года. В ней еще чувствуется дыхание сурового боевого времени, но она согрета
радостным ощущением победы и весны.
Слайд 8. Учитель: Для проведения игры мы разделились на 2 команды: команда Насти (это у
нас «золотые курочки на высоких ножках») и команда Митраши (это у нас «мужички в
мешочке)
Конкурс «Представь героя».
Задание: Описать внешность, характер, человеческие качества героя. Чем герой понравился?
Примерный ответ: «Настя была, как золотая курочка на высоких ножках… Веснушки по
всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все
стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх». Настя стройная, высокая
девочка. Золотая курочка нежнее, ласковее, мягче брата. Настенька быстрая, подвижная,
домашняя работа горит у нее в руках. Она внимательна, умна, умеет успокоить «хозяина»,
ласково маленькой ручкой оглаживая его по широкому затылку. Она, как бывало ее мать,
встает еще засветло, управляется со скотиной, готовит еду. Она бережно хранит образ матери
и старается во всем ей подражать (цитата из текста: «Точно так же, как и покойная мать,
Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С
хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не
ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и
так хлопотала по хозяйству до ночи»)
Примерный ответ: Митраша был мальчик упрямый и сильный, «мужичок в мешочке», как
называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке» тоже был в золотых
веснушках, а носик его чистенький тоже, глядел вверх. Митраша суровее сестры. У него
отцовский задор и привычка «хорохориться» и повторять забавно-угрюмое «Вот еще!». От
отца он перенял и мужицкую трудовую хватку, и бондарное ремесло, кормившее семью, и
общественную активность – заботу не только о семье, но и обо всем крестьянском мире
(цитата из текста: «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки,
шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И эти
ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными
или деревянными обручами. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское
хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять
общественные заботы и, наверное, что-то смекает»).
Учитель: А как автор относится к своим героям?
Примерный ответ: Автор описывает детей с большой любовью и нежностью. Он называет их
умненькими детишками, очень милыми, нашими любимцами. При описании внешности он
использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: детишки, носик, чистенький,
сравнения: «золотая курочка на высоких ножках», «мужичок в мешочке». Повторение эпитета
«золотой» напоминает о солнце – символе тепла и жизни.
Конкурс «Черный ящик»
Задание. Угадайте, какой предмет лежит в «черном ящике».
1. Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по
лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)
2. В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет
деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)
3. Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота,
упираясь на него (Ружье)
4. «Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке?
(Хлеб)
Слайд 9. Конкурс инсценировок. Каждая команда получила задание, подготовить
инсценировку фрагмента из произведения.
Инсценировка для команды Насти: «Ссора брата и сестры»
Митраша: Нам надо по этой тропе на север идти.
Настя: Это не тропа!
Митраша: Вот еще! Люди шли, - значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не
разговаривай больше.
Настя: Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?
Митраша: Пусть ходят все люди! Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к
палестинке.
Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет
никакой палестинки. Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку,
а в самую Слепую елань угодим.
Митраша: Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все
бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
Слайд 10. Учитель: Чем закончился этот спор? Кто прав по-вашему?
Инсценировка для команды Митраши: «Правда Антипыча»
Геологи: Сколько тебе лет, Антипыч? Восемьдесят?
Антипыч: Мало
Геологи: Сто?
Антипыч: Много
Геологи: Антипыч, ну брось ты свои шутки, скажи нам по правде сколько тебе лет?
Антипыч: По правде я вам скажу, если вы вперед скажете мне, что есть правда, какая она,
где живет и как ее найти?
Геологи: Ты, Антипыч, старше нас, и ты, наверно, лучше нас знаешь, где правда.
Антипыч: Знаю
Геологи: Ну, скажи
Антипыч: Нет, пока жив я, сказать не могу, вы сами ищите. Ну, а как умирать буду,
приезжайте, я вам тогда на ушко перешепну всю правду.
Геологи: Хорошо, приедем, а вдруг не угадаем, когда надо, и ты без нас помрешь?
Антипыч: Деточки, вы не маленькие, пора бы самим знать, а вы все спрашиваете. Ну, ладно
уж, когда помирать стану и вас тут не будет, я Травке своей перешепну.
Учитель: О какой правде идет речь? Докажите цитатой из текста («Не пора ли сказать
теперь уж, как мы сами думаем о загадочных словах нашего старого лесника Антипыча,
когда он обещал нам перешепнуть свою правду собаке, если мы сами его не застанем в
живых? Мы думаем, что Антипыч не совсем в шутку об этом сказал. Очень может быть,
тот Антипыч, как Травка его понимает, или, по-нашему, весь человек в древнем
прошлом его, перешепнул своему другу собаке какую-то свою большую человеческую
правду, и мы думаем: эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за
любовь» )
Учитель: В начале урока я говорила о том, что прозу Пришвина с полным правом можно
назвать разнотравьем русского языка. «Кладовая солнца» - это не только рассказ о
приключениях детей, но и рассказ о природе. И к сегодняшнему уроку вы готовили наизусть
отрывки из произведения с иллюстрациями (рисунки ребят или иллюстрации на
презентации)
Конкурс «Пришвинский пейзаж»
Задание: Прочитать наизусть пейзажные зарисовки, а команда должна назвать средства
художественной выразительности, которые использованы в отрывке (работа с текстом)
Слайд 11. 1 текст: «Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Будово болото:
семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…С тех
пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства
сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья
разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями за воздух и свет.
Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и
местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную
жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово
болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек,
поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и
вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по
человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»
Слайд 12. 2 текст: «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что
тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. Он сел на самом верху, где сук сосны и
сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике, для
него довольно широком, ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего
солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь
его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый
лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на
своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья подкрыль, и
крикнул: «Чуф-ши!» по тетеревиному «чуф» скорее всего значило «солнце», а «ши»,
вероятно, было у них наше «здравствуй» »
Слайд 13. 3 текст: «Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над тинистой бездной. На
этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями
растений, стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневелые елочки… Елочки-старушки не
как деревья в бору все одинаковые: высокие, стройные, дерево к дереву, колонна к колонне,
свеча к свече. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук
подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу , а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы
хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок, - и так все: что ни елочка, то
непременно на что-то похожа… очень волновались старушки-елки, пропуская между собой
мальчика с длинным ружьем, в картузе с двумя козырьками. Бывает, одна вдруг поднимется,
как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других
старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь
вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на
шестах…»
Слайд 14. 4 текст: «Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по
болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, - та растет, и ее
видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны
зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички. Черные ягодки с
черным пушком. Так же брусника, кровяно-красная ягода. Листики темно-зеленые, плотные,
не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито.
Еще растет в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не
заметив. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-
рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна-
единственная ягода, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима
сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и
подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь
вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь и можешь
вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод»
Слайд 15. Учитель: Природа – это не только пейзаж, но и звери, и птицы. Какие звери
упоминаются в произведении и встретились Насте и Митраше в лесу? (Змея, заяц, лось,
волк, лисичка, собака).
А какие птицы упоминаются в произведении и встретились детям? (Тетерев, выпь, глухарь,
сороки, дрозд-белобровик, вороны, журавль, куропатка, кулик, чибис)
Конкурс «Лесные голоса», или «Язык зверей и птиц»
Задание: «Переведите язык животного мира на человеческий язык».
1. Как по-тетеревиному «солнце»? («Чуф»)
2. Поздоровайтесь по-тетеревиному. («Ши!»)
3. «Кра», - крикнула ворона в гнезде. Что это значит? («Берегись!»)
4. «Дрон-тон», - крикнул сторожевой ворон. Что это значит? («Скоро будет пожива!»)
5. «Дрон – тон!», - ответила самка. Что это значит? («Слышу и жду!»)
6. Носатые длиннохвостые сороки начали трещать: «Дри-ти-ти! Дра-та-та!»Что это
значит? («Попался!»)
7. Что подумал заяц, услышав непонятный шум и убегая в лес? («Подальше от греха!»)
8. Что прокричали 3 раза журавли, когда солнце погрузило как будто под землю золотые
ножки своего трона? («Спите, но помните: мы вас скоро разбудим, разбудим,
разбудим!»)
Слайд 16 – 18. Конкурс капитанов
Задание: Капитанам команд «Насте» и «Митраше» рассказать от первого лица об их пути. Как
герои попали в беду?
Блиц-турнир
Задание: Команды по очереди должны ответить на вопросы викторины. За каждый
правильный ответ получают баллы
1. Назовите фамилию ребят. Можно ли ее считать «говорящей»? (Веселкины. Фамилию
можно считать «Говорящей», потому что они были оптимистами, жили дружно и
весело преодолевали трудности)
2. Какое крестьянское хозяйство досталось ребятам? (Изба пятистенная, корова Зорька,
телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, петух Петя и поросенок Хрен)
3. Почему детей все любили, уважали? ни всем помогали, справлялись со своим
хозяйством и были очень дружны)
4. Какая самая сладкая клюква? (Перезимовавшая под снегом)
5. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес за ягодами? (Топор, манки, компас,
ружье)
6. Что такое палестинка? (Палестинка урожайное место, слово произошло от
Палестины –«земли благодатной, богоданной»)
7. Какие 2 дерева стояли и стонали на все Блудово болото? (Ель и сосна)
8. Какие птицы выясняли отношения рядом со спорящими братом и сестрой? (Тетерев и
ворон)
9. Что случилось после ссоры и птичьей драки? (Нашли тучи и подул сильный ветер,
словно природа была недовольна)
10. Кто и почему жил в картофельной яме возле сторожки? (Собака Травка после
смерти хозяина Антипыча)
11. Какую пословицу Антипыча забыл Митраша, когда пошел своей дорогой? (Не
зная броду, не лезьте в воду)
12. Кто такой Серый Помещик? (Волк)
13. Что за старушки обитали в болоте? (Елочки, хилые, слабые, скрюченные)
14. По какой примете на болоте можно отыскать человеческую тропу? (Трава
белоус)
15. Что такое Слепая елань? (Елань- омут в болоте, погибельное место, «Слепая»,
потому что ее не видно, она маскируется под сухое, безопасное место)
16. Почему Митраша не кричал, оказавшись в болоте? (Каждое движение, каждый
вздох, а тем более крик еще сильнее затягивал его в трясину)
17. Как Митраша выбрался из болота? (Его спасла собака Травка, которую он
подманил к себе ласково, а потом ухватился за лапы, и она его вытащила)
18. Почему Настя назвала собаку Муравкой, а Митраша Затравкой? народных
песнях молодая травка называется муравка (трава-мурава). Кличку собаки Настя не
могла точно вспомнить, но то что ласковое народно-поэтическое «муравка» ей
окозалось ближе, означало, что Настя вновь стала «золотой курочкой», а Митраша,
сын охотника и сам начинающий охотник, зовет собаку Затравка)
19. Как окончил свою жизнь Серый Помещик? (Его случайно убил Митраша,
который целился в зайца)
20. Почему Травка пошла с детьми? (Она решила, что это ее новый хозяин.
Травка привыкла жить для человека и служить ему)
21. Как Настя искупила свою вину? (Она все собранные ягоды отдала детям,
эвакуированным из Ленинграда)
22. Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему по-
вашему, Пришвин отказался от этого названия? (Если бы он назвал рассказ «Друг
человека», то главным героем была бы собака, которая спасла человека. Но главная
идея рассказа в том, что природа это огромная кладовая, и человек должен
научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не теряя
при этом своих лучших человеческих качеств. Название «Кладовая солнца» вполне
соответствует этой идее)
23. Что понимает писатель под выражением «кладовая солнца»? (Кладовая солнца
это и Блудово болото с его торфяными запасами, и вся природа с великими
сокровищами жизни)
Учитель: Пришвин сам определил жанр своего произведения сказка-быль. Что это
такое?
Задание: Команда Насти называет сказочные мотивы, команда Митраши черты
реалистического повествования.
Примерный ответ команды Насти: сказка это повествование, основанное на вымысле.
В произведении есть сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились).В
рассказе Пришвина как и в сказке герои стоят перед выбором пути-испытания у камня:
хороший или плохой путь выбрать. Для сказки характерны присутствие врага героя: в
рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон. В рассказе как в сказке есть предмет-
помощник это компас. В сказке добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается
благополучно. В рассказе, как и в сказке, природа предостерегает о приближении
опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа
хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата. Название болота – Блудово от слова
«заблуждаться», «скитаться в поисках истины». Так и наши герои искали и нашли истину,
преодолев все испытания этого враждебного человеку места. Как и в сказке, рассказ
Пришвина имеет поучительный смысл «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок»: надо жить дружно, заботиться друг о друге. Самая большая правда «есть правда
вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эту правду герои поняли в конце своего
пути-испытания.
Примерный ответ команды Митраши: Быль это история о том, что действительно
было. В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную
жизнь русских людей. Называет реально существующий город Переяславль-Залесский и
торфяное месторождение, где работают геологи. В простой и ясной форме Пришвин
рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях: «Солнце отдает свое тепло
растениям, умершие и упавшие в болото, они скапливают эту энергию и образуют горючее
вещество – торф. Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории
не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому, что они
прислушивались к советам старших, любили и знали природу, повадки животных. Урок,
который вынесли ребята из похода за клюквой, есть главный закон жизни на земле, залог
счастья.
Слайд 19. Учитель: Для чего же Пришвин соединил два столь противоположных жанра
воедино? Ответ прост: автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не
просто как историю, произошедшую с конкретными детьми, но и в более широком,
обобщенном, символическом смысле. В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот
какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде
всего, о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь это кладовая душевного
тепла, любви. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в
единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. Рассказ
«Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни
человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом.
Я думаю, прочитав это произведение, вы стали чуточку добрее, поняли, как нужно
относиться к природе и животным, не нужно быть легкомысленными и равнодушными.
Подведение итогов