Презентация "Образ Воланда в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»"


Подписи к слайдам:
Образ Воланды в романе «Мастрет и Маргарита»

Образ Воланда в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • Презентацию подготовили
  • ученицы 11 класса МБОУ СОШ №9
  • г. Амурска
  • Васецкая Екатерина,
  • Сафронова Марина
  • Учитель Плохотнюк И.В.
  • 2015 год

Цель

  • Дать характеристику образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

- …так кто ж ты, наконец? - Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

  • - …так кто ж ты, наконец? - Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
  • Гёте. «Фауст»

Воланд

  • Воланд является самой загадочной фигурой романа «Мастер и Маргарита». Представляет силы зла и тьмы, явившись со своей свитой в Москву 30-х годов двадцатого века для проведения бала Сатаны.
  • Воланд появляется в «дорогом костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях».

Воланд возглавляет мир потусторонних сил.

  • Воланд возглавляет мир потусторонних сил.
  • Это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней».
  •  
  • В самом начале романа, когда Воланд появляется на Патриарших прудах, в его руках трость с головой пуделя на рукоятке. Чёрный пудель - знак Сатаны.

Образ Воланда несёт в романе огромную смысловую нагрузку. М.А. Булгаков вводит его в повествование под обличием сатаны. Лицо несколько скошено на сторону, кожа его очень смуглая.

  • Образ Воланда несёт в романе огромную смысловую нагрузку. М.А. Булгаков вводит его в повествование под обличием сатаны. Лицо несколько скошено на сторону, кожа его очень смуглая.
  • Внешний вид Воланда двояк. В одном случае дьявол одет в серый костюм, и выглядит внушительно и броско «он был в дорогом сером костюме…», в другом - «одет в ночную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече», с одной стороны он – «Великий Воланд», с другой – иностранец.
  • Кадры из х/ф «Мастер и Маргарита»
  • реж. Владимир Бортко
  • 2005 год

Весь его портрет чётко разделён на две половины: «…с левой стороны  у него были платиновые коронки,  а справой – золотые», «брови чёрные, одна выше другой», разные глаза: «левый, зелёный,  у него совершенно безумен, а правый – пуст, чёрен и мёртв», берет заломлен на одну сторону.

  • Весь его портрет чётко разделён на две половины: «…с левой стороны  у него были платиновые коронки,  а справой – золотые», «брови чёрные, одна выше другой», разные глаза: «левый, зелёный,  у него совершенно безумен, а правый – пуст, чёрен и мёртв», берет заломлен на одну сторону.
  • Даже мнения о нём расходятся: «…на поэта иностранец с первых же слов произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился, то есть не то чтобы понравился, а…  как бы выразиться… заинтересовал, что ли».

М.А. Булгаков наделяет Воланда широкими

  • М.А. Булгаков наделяет Воланда широкими
  • полномочиями: на протяжении всего романа он
  • судит
  • вершит судьбы
  • решает - жизнь или смерть
  • осуществляет возмездие, раздавая всем по заслугам: "Не по разуму, не по правильности выбора умственности, а по выбору сердца, по вере!"
  • Воланд не творит зла, а только обнаруживает его, жертвами его не становятся порядочные, честные люди.

Цель приезда в Москву

  • Выяснение того, изменились ли люди в советской Москве?
  • Воланд честно признается, что ему «хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре…», где он «лишь сидел и смотрел на москвичей».

Во время спектакля в варьете Воланд внимательно наблюдает за поведением публики. С одной стороны, «…горожане сильно изменились… внешне… как и сам город, впрочем». Однако Воланда интересует «гораздо более важный вопрос: изменились ли эти люди внутренне?» Действительно ли советской власти удалось воспитать население честным, «морально устойчивым», бескорыстным ?

  • Во время спектакля в варьете Воланд внимательно наблюдает за поведением публики. С одной стороны, «…горожане сильно изменились… внешне… как и сам город, впрочем». Однако Воланда интересует «гораздо более важный вопрос: изменились ли эти люди внутренне?» Действительно ли советской власти удалось воспитать население честным, «морально устойчивым», бескорыстным ?

Сам спектакль – это, скорее, психологическое исследование.

  • Сам спектакль – это, скорее, психологическое исследование.
  • Собравшуюся пёструю публику подвергают тестам на лживость, жадность, подлость, бессердечие, способность к предательству, милосердие.
  • Кадры из х/ф «Мастер и Маргарита»
  • реж. Владимир Бортко
  • 2005 год

Нехорошая квартира

  • В «нехорошей квартире» поселяется Воланд. Квартира №50 в доме 302-бис по Садовой улице. Здесь происходит контакт потусторонних сил с современным московским миром. С появлением Воланда в Москве Берлиоз погибает под колёсами трамвая, Лиходеева «нечистой силой» забрасывает в Ялту. В 27 главе кот Бегемот в этой квартире устраивает пожар, из-за которого сгорает весь дом. На этом история «нехорошей квартиры» заканчивается.
  • Дом-музей М.А.Булгакова (Россия, Москва)

За два года до начала действия романа из «нехорошей квартиры» за неделю загадочным образом исчезли пять жильцов и «корректный милиционер в белых перчатках», зашедший за одним из квартиросъёмщиков. Прочие жильцы дома ещё долго рассказывали невероятные легенды о произошедшем.

  • За два года до начала действия романа из «нехорошей квартиры» за неделю загадочным образом исчезли пять жильцов и «корректный милиционер в белых перчатках», зашедший за одним из квартиросъёмщиков. Прочие жильцы дома ещё долго рассказывали невероятные легенды о произошедшем.
  • В книге подробное описание этих событий занимает целую страницу седьмой главы.
  • 1915 год
  • Дом, где находится «нехорошая квартира».

Великий бал у Сатаны

  • Бал, который даёт Воланд в Нехорошей квартире в , бесконечно длящуюся, полночь пятницы,
  • 3 мая 1929 г.

Бал у Сатаны – это переплетение реального и сверхъестественного, это граница двух миров: «Ежегодно мессир даёт один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей…».

  • Бал у Сатаны – это переплетение реального и сверхъестественного, это граница двух миров: «Ежегодно мессир даёт один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей…».
  • М.А. Булгаков создаёт перенасыщенную внешними деталями обстановку бала, делает его пространство предметным. Тем самым М.А. Булгаков сталкивает фантастические, сверхъестественные события с реальными.
  • Таким образом, в сцене бала соприкасаются три реалии: конкретно-историческая, художественная и реалия высшего порядка (сатана, ведьмы)

 На балу Воланд провозглашает бесконечность и силу бытия как такового, наказывая небытием тех, кто не верит в вечную жизнь: «Каждому будет дано по его вере. Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие».

  •  На балу Воланд провозглашает бесконечность и силу бытия как такового, наказывая небытием тех, кто не верит в вечную жизнь: «Каждому будет дано по его вере. Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие».
  • Воланд принес с собой не только смерть и кровь, но и торжество возмездия. Он провозглашает смерть залогом будущей жизни. 

Исторические личности в сравнении с Воландом

  • Некоторые находят в Воланде некую пародию на Иосифа Виссарионовича Сталина (1878-1853гг.). И на самом деле, у них много схожего. Так же, как И.В.Сталин не тронул М.А.Булгакова, уничтожив при этом многих других, - Воланд спасает Мастера, а других наказывает. И.В.Сталин в 1899 г. был исключен из духовной семинарии в Тбилиси, так же как и Сатана, падший ангел, был изгнан с небес.
  • Воланд
  • И.В.Сталин

  • Некоторые литературоведы считают прототипом Воланда В.И.Ленина. Б.В.Соколов приводит в пример эпизоды из жизни В.И.Ленина, перенесённые М.А. Булгаковым  на страницы романа. Например, случай, когда осенью 1917 года Владимир Ленин скрывался от временного правительства и его искала полиция с помощью пса по имени Треф, напоминает эпизод из романа, где речь идёт о поисках Воланда и его свиты сыщиками из уголовного розыска и их ищейкой Тузбубен.
  • Легендарный доберман Треф
  • Кадры из х/ф «Мастер и Маргарита»
  • реж. Владимир Бортко
  • 2005 год

Также, по свидетельству очевидцев странных событий в романе, зубы у Воланда то ли из золота, то ли из платины, то ли из обоих материалов вместе. Здесь ,якобы, подразумевается орден В.И.Ленина, с 1934 года его изготавливали из золота, а с 1936 года барельеф стали чеканить из платины. Воланд – это сочетание величия и скромности, это высший справедливый судья, как и В.И.Ленин. Известно, что многие врачи В.И. Ленина отождествляли его с дьяволом.

  • Также, по свидетельству очевидцев странных событий в романе, зубы у Воланда то ли из золота, то ли из платины, то ли из обоих материалов вместе. Здесь ,якобы, подразумевается орден В.И.Ленина, с 1934 года его изготавливали из золота, а с 1936 года барельеф стали чеканить из платины. Воланд – это сочетание величия и скромности, это высший справедливый судья, как и В.И.Ленин. Известно, что многие врачи В.И. Ленина отождествляли его с дьяволом.
  • Воланд
  • В.И.Ленин

Вывод

  • С помощью образа Воланда и его свиты М.А.Булгаков через острую сатиру обнажает невежество и бездуховность общества, и в то же время поднимает на должный уровень истинные ценности – любовь и благородство Маргариты, талант Мастера.
  • При помощи мистики, фантастики Михаил Булгаков подвергает осмеянию все то, что отвернулось от добра, изолгалось, развратилось, утратило вечные истины.