Презентация "Борис Львович Васильев (Памяти писателя посвящается…)" 9-11 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Парфенюк Татьяна Анатольевна,
  • учитель русского языка и литературы
  • БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31
  • с углубленным изучением отдельных предметов»
  • БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ
  • 21.05.1924 – 11.03.2013
  • ПАМЯТИ
  • ПИСАТЕЛЯ
  • ПОСВЯЩАЕТСЯ…

  • БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ
  • 21.05.1924 – 11.03.2013
  • ПАМЯТИ
  • ПИСАТЕЛЯ
  • ПОСВЯЩАЕТСЯ…

  • РОДИТЕЛИ
  • Б. Л. Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске.
  • В одном из интервью журналисту «Дружбы народов» в 1997 году писатель говорил о родителях следующее:
  • «Отец – Васильев Лев Александрович. Из дворян. Офицер трех армий: царской, Красной и Советской. Чудом пережил три армейские чистки, бившие больше всего по бывшим офицерам царской армии...»
  • Мать – Алексеева Елена Николаевна. Из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века.
  • «Глубокомысленный вопрос: «с чего начинается Родина?» – подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности».
  • Поколение Васильева – первое поколение, родившееся после кровопролитий Гражданской войны, – выросло в условиях продолжающейся тайной гражданской войны. «Конечно, мы не ощущали всего ужаса террора, – напишет он позже, – но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь».

  • СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • На вопрос о том, какую роль играло семейное воспитание в его формировании как личности, Васильев отвечал:
  • «Решающее. Мать заложила нравственные начала, поскольку понятие «порядочности» было стержнем ее существа. Отец внушил мне представление о том, что воля есть первый признак культуры, а потому для человека «НАДО» всегда, при любых обстоятельствах важнее, чем «ХОЧУ». Он же, исходя из своего представления о воле, приучил меня к строгому режиму как к первому, внешнему проявлению воли».

  • СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • Б. Васильев вспоминал:
  • «А эстетическим воспитанием занималась бабушка (с материнской стороны), с которой мне на редкость повезло. Она была полугречанкой: брюнеткой с синими глазами, на добрых 25 лет моложе деда и довольно известной в свое время шансонетной певицей.
  • Она обладала невероятно живым характером и талантом все превращать в игру. Историю, географию, литературу – все, что, по ее мнению, мне следовало знать. Мы разыгрывали с ней исторические сценки, путешествовали по миру («Сегодня, Боренька, мы с тобой поедем в Париж. Гарсон, устриц и бутылку светлого божоле!.. «)

  • СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • «Читала обычно моя старшая (на десять лет старше меня) сестра Галя, мама чинила одежду, бабушка перебирала пшено, а отец ремонтировал обувь. Он умел делать все.
  • А читали, как правило, русскую классику, которую я, естественно, воспринять не мог, но ритм которой неведомыми путями в меня проник. Может быть, эти ежевечерние чтения и определили мои последующие пристрастия: я и сейчас ловлю фальшь на слух, а скудость словарного запаса автора – по первым строкам его сочинения чисто интуитивно, что ли».
  • «В нашей семье существовала единственная ценность: книги, поскольку я был сыном командира Красной Армии. Его часто переводили с места на место и при этом обеспечивали всем необходимым по прибытии. Мебелью, посудой, постельным бельем, питанием. Поэтому для меня с детства все оказалось второстепенным, кроме книг. Книги были единственным сокровищем семьи, их НЕ ВЫДАВАЛИ комендатуры по прибытии».

  • СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • «Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...»
  • Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над «врагами народа» и массовыми репрессиями и расстрелами.

  • УЧЁБА
  • В 1932 году семья переехала в Воронеж. Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война.

  • ВОЙНА
  • Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

  • ВОЙНА
  • Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.
  • «...Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины».

  • СЕМЬЯ
  • Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина (впоследствии имени Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его спутницей на всю жизнь.
  • Драматичный эпизод в начале их совместного пути стал, по словам Бориса Васильева, эпиграфом ко всей последующей жизни:
  • «…Я уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. И понял, что меня занесло на неразминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась передо мною. Лицом к лицу.
  • – Мины.
  • – Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. Шаг в шаг.
  • – Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть.
  • – Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя.
  • Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. Шаг в шаг. И – вышли. С той поры я часто попадал на минные поля… Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я – счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг».

  • НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана.
  • В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
  • Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений.
  • Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса «Танкисты» (1954) – о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием «Офицер» была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года незадолго до премьеры спектакль без всяких объяснений был запрещен Главным политическим управлением армии.
  • Непросто складывалась судьба и первого прозаического произведения Васильева «Иванов катер» (1967): А.Т. Твардовский принял повесть для публикации в «Новом мире». Но после его смерти она почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году.
  • Приходилось писать ради заработка сценарии для телепередачи КВН, сочинять подтекстовки к киножурналам «Новости дня» и «Иностранная хроника»...

  • «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»
  • В 1969 году в восьмом номере журнала «Юность» была напечатана другая повесть автора – «А зори здесь тихие...».
  • Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту.
  • «Зори...» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР.

  • «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»
  • Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в литературе те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность «лейтенантской прозой» сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами.
  • Васильев вдруг осознал, что это не «его» война. Его притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным связи, поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы.
  • Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести высоко и трагично, и вместе с тем проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни.
  • Повесть вобрала в себя характерные особенности васильевской прозы. Ее философско-нравственная, с мелодраматическим оттенком, составляющая несет на себе печать авторской личности – романтически увлекающейся, чуткой и слегка сентиментальной, склонной к иронии и прозорливой. Это проза мужественного и честного писателя, органически не принимающего компромисса между истиной и ложью.

  • ВОЕННАЯ ПРОЗА
  • Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях «В списках не значился» (1974); «Завтра была война» (1984), в рассказах «Ветеран» (1976), «Великолепная шестерка» (1980), «Вы чье, старичье?» (1982), «Неопалимая купина» (1986) и др.
  • Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден, что искусство не должно выступать в роли утешителя; его функции – обнажать перед людьми жизненные опасности в любых их проявлениях, будить совесть и учить сочувствию и добру.

  • ВОЕННАЯ ПРОЗА
  • Рассказы Васильева о послевоенных судьбах фронтовиков неизменно проникнуты горечью – слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в мирной жизни – и чувством вины перед ними за равнодушие и бессердечие общества.
  • Писатель видит в этом закономерные последствия войны, ни миллионные жертвы которой, ни громкие победы не в силах предотвратить чудовищное падение нравов воюющих сторон. Война узаконивает убийства и развращает души вседозволенностью, она возвращает в мирную жизнь людей опустошенных. А это опасно сказывается и на последующих поколениях, и на ходе всей истории.

  • «НЕ СТРЕЛЯЙТЕ БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ»
  • Роман «Не стреляйте белых лебедей» (1973) занимает в творчестве писателя особое место. В поединке с циничными и жестокими браконьерами гибнет забитый ими до смерти главный герой, воспринимаемый в деревне как «божий бедоносец», Егор Полушкин, вступившийся за доверенную его охране природу.
  • Веривший в свою правоту и человеческую справедливость, он становится жертвой зла, вызывая у читателя гневную реакцию по отношению к убийцам. Стреляющие в лебедей и забивающие ногами их защитника, они прежде всего убивают в себе все человеческое. Острую жалость и безмерное сострадание вызывает нелепо оборвавшаяся судьба лесника.
  • Добро уязвимо, как всякое нравственное начало, и требует от нас защиты не в одиночку, а всем миром.

  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
  • История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное воплощение в романе «Были и небыли», повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах – Олексиных), об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживает на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается определить ее сущность.
  • Исторические романы Бориса Васильева содержат многие аналогии, повествуя о яростной борьбе за власть («Вещий Олег». М., 1996), о предпосылках Смутного времени и его последствиях («Князь Ярослав и его сыновья». М., 1997), о коварстве и жестокости княжеской власти, о первых обращениях русов к христианству («Ольга – королева русов». М., 2002).
  • Обращаясь к истории, он утверждает: «Да, историю – не в записи, разумеется, – исправить невозможно, но можно – и нужно! – попытаться сгладить последствия деяний прошлого, если эти деяния сказываются в дне сегодняшнем».

  • ФИЛЬМОГРАФИЯ
  • По сценариям и книгам Б. Л. Васильева снято 15 кинофильмов:
  • «Очередной рейс» (1958),
  • «Длинный день» (1961),
  • «След в океане» (1964),
  • «Королевская регата» (1966),
  • «На пути в Берлин» (1969),
  • «Офицеры» (1971),
  • «А зори здесь тихие» (1972),
  • «Иванов катер» (1972),
  • «Аты-баты, шли солдаты...» (1976),
  • «Подсудимый» (1985),
  • «По зову сердца» (1986),
  • «Наездники» (1987),
  • «Завтра была война» (1987) ,
  • «Вы чье, старичье?» (1988),
  • «Я – русский солдат» (1995).

  • О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
  • Писатель постоянно напоминает о необходимости установления и поддержания приоритета культуры, которую определяет как традиционную, выработанную тысячелетиями систему выживания русского народа, с горечью признавая, что «революция и воспоследовавшая за нею Гражданская война, а в особенности сталинские репрессии практически уничтожили культурную мощь России. Цивилизованные страны перестали воспринимать нас как свою составную культурную часть: такова, увы, данность сегодняшнего дня...»

  • О ПРИРОДЕ ПАТРИОТИЗМА
  • Размышляя о природе патриотизма, Васильев с болью говорит: «Ныне это великое понятие затрепано, замусолено и затаскано бесстрастными, не обладающими хотя бы крупицами харизмы коммунистическими вождями в Государственной думе. ...Неужели не ясно, что любовь доказывается только делами, только поступками и решительно не чем иным?»

  • ОБ ОТНОШЕНИИ
  • ВЛАСТИ К НАРОДУ
  • Так же бескомпромиссно он размышляет о сложившемся, часто уничижительном отношении власти к народу, взаимосвязи территории и уровня жизни в России, с тревогой говорит об отсутствии гражданского общества в нашем государстве.

  • ПРИЗНАНИЕ
  • Борис Львович Васильев – лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» – «За Честь и Достоинство».
  • Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.
  • НО ГЛАВНОЕ – ПРИЗНАНИЕ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ ЕГО КНИГ И ЗРИТЕЛЕЙ ФИЛЬМОВ ПО ЕГО СЦЕНАРИЯМ.
  • О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое звучание, вызывая у читателей благодарный отклик и чувство гордости за возможность причислить себя к его современникам.

  • 11 марта
  • 2013 года
  • писателя
  • не стало…
  • Но его книгам и фильмам, очень хочется в это верить, предстоит
  • долгая жизнь…

  • Источники информации
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Васильев,_Борис_Львович
  • http://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=143
  • http://persona.rin.ru/view/f/0/32239/vasilev-boris-lvovich
  • http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/vasilev/
  • http://www.kp.ru/daily/26043.5/2957740/
  • http://geroiros.narod.ru/wwsoldat/200/ARTICLES/BIO/vasilyev_bl.htm
  • http://slovo.ws/bio/rus/Vasilev_Boris_Lvovich/index.html
  • http://booket.ru/book-40831.html
  • http://shopping-time.ru/product.php?id=539091
  • http://www.chaskor.ru/article/daty_nedeli_17302
  • http://xit-avto.ru/author/vasilev-boris-lvovich.html
  • http://books.j5.ru/tov/pobediteli-_1
  • http://www.rudata.ru/wiki/Новости_кино/Архив_2008_май
  • http://www.kinomost.ru/index.asp?case=17&kw=10145
  • http://society.lb.ua/life/2010/05/05/42828_boris_vasilev_istoriya_narodu_.html
  • http://www.booqs.ru/Details.aspx?ProductID=29110
  • http://www.timetolive.ru/rubriki/4159/

  • Источники информации
  • http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/28758/foto/53923/
  • http://www.pravlenie.ru/society/142889/
  • http://control.audiopedia.su/audio/13972
  • http://www.bookin.org.ru/book/1919780
  • http://top.rbc.ru/photoreport/11/03/2013/848612.shtml
  • http://www.echel.ru/press/?page=33&ctgr=1&id=1074
  • http://royalcheese.ru/people/1607-pamyati-borisa-vasileva.html
  • http://www.neva24.ru/a/2013/03/11/Skonchalsja_avtor_povesti/gallery/8609/71963/
  • http://subscribe.ru/catalog/rss.262751
  • http://kniga-kam.ru/?p=7424
  • http://blogs.privet.ru/community/legendi_kino/106065274
  • http://blog.i.ua/search/?type=label&words=4092&p=6&brief=0
  • http://soft-podborka.com/film-online/military/97531-aty-baty-shli-soldaty.html
  • http://spek.keytown.com:81/sites/default/files/rasIIIProg/5_tvorch/Vasil_prj/old_smol/biograf/biograf.htm