Урок изобразительного искусства "Библейская тема в изобразительном искусстве. Иллюстрирование евангельской притчи «О блудном сыне»" 7 класс


1
Санаторная школа – интернат № 5
Урок изобразительного искусства в 7 классе.
«Библейская тема в изобразительном искусстве.
Иллюстрирование евангельской притчи
«О блудном сыне»
Составила педагог ИЗО
Капитанова Наталья Васильевна
Нижний Новгород
апрель 2015 г..
2
Урок изобразительного искусства в 7 классе.
Тема: «Библейская тема в изобразительном искусстве.
Иллюстрирование евангельской притчи «О блудном сыне»
Составила педагог ИЗО Капитанова Наталья Васильевна
Продолжительность 3 урока: (план 2 и 3 уроков см. в конце конспекта)
Ход 1-го урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Вступление, знакомство с картиной Рембрандта «Возвращение блудного
сына», композиционный центр – одно из средств построения композиции 15 мин
- Просмотр мультфильма, анализ композиции кадра («стоп-кадр») 7 мин.
- Работа над эскизом, согласование эскиза с учителем – 15 мин.
- Домашнее задание: перенести эскиз на большой формат- 1 мин.
( длительность урока в школе интернате №5-40 мин.)
- Зарядка в момент, когда дети устали.
Тип урока: объединенный (комбинированный).
Цель:
1. Познакомить учащихся с библейской темой в изобразительном искусстве.
Особое внимание уделить сюжетно-композиционному центру, как правилу
построения композиции;
2. Сюжет библейской истории должен быть узнаваем в работах детей.
Задачи:
обучающие а) научить детей приемам создания композиционного центра;
б) через выделение композиционного центра, изображения
внешних движений тела персонажей, мимики лица уметь передать
нравственную суть притчи: покаяние сына - грешника и всепрощающую
любовь Отца.
развивающие а) закрепить умения детей по созданию самостоятельной
композиции;
б) использовать знания основных законов построения
композиции в сюжетном рисовании (законы целостности, соподчинения,
равновесия).
в) использовать знания о средствах композиции:
композиционный центр, перспектива, ритм (по форме и цвету), динамика
позах тела, линейном построении пространства и др.).
воспитывающие а) воспитание нравственных качеств человека через
евангельскую притчу: если что сделал плохое – покайся, и вернется к тебе
прежнее уважение и любовь.
б) воспитание уважения к библии, как источнику мудрых
ответов на все житейские вопросы, как источнику познания истории
человечества.
3
Зрительный ряд:
- Библия.
- картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»,
- гравюры Г. Доре,
- детские работы прошлых лет,
- просмотр мультфильма «Притча о блудном сыне»(5 мин.),
(«стоп-кадр») с целью для определения средств композиции, используемых
в кадре художником- мультипликатором,
- пособия учителя с изображением людей в восточных одеждах.
- схемы условных обозначений элементов композиции по Сокольниковой Н.М.).
- на демонстрационной доске вывешен текст основных законов композиции,
правил, приемов и средств ( как памятка для детей).
Материалы:
- бумага А-4, А-3, др. форматы, акварель, гуашь, кисти, простой карандаш,
бумага для эскиза, палитра.
Ход урока:
Много лет назад я туристом путешествовала по Волге. На одной из стоянок мы
посетили монастырь. Я тогда впервые увидела иконы. Я росла там, где не было
храмов. Иконы стояли в ряд на полу. Видимо, их подготовили для освящения.
Я помню свое состояние. Это напоминало внутренний вопль, который, я
теперь понимаю, был молитвенный. «Господи, я вот смотрю и ничего не
понимаю в содержании икон».
Через много лет судьба привела меня в храм, в учебное заведение, где я
изучала Священное писание, иконопись.
И вот, спустя еще ряд лет, я попадаю в Лувр - известный музей
изобразительного искусства в Париже. Все надписи картин на французском
языке. И как отрадно было мне узнавать сюжеты картин на библейские темы.
Мне не нужно было перевода. Я только вспоминала себя в те давние годы, когда
душа просила знаний, и я ничего не знала о Священном писании и не понимала
церковной иконописи.
Иконы отличаются от картин. Иконы пишутся по определенным правилам
(канонам), мы об это поговорим позже. Картины же на библейские сюжеты пишут
многие художники, они иллюстрируют события, описанные в библии.
Учитель показывает библию.
Библия – в переводе означает «книги», а их в библии - 57.
«Священное писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу
сильною, твердую и мудрую», - сказал святой Иоанн Златоуст.
(далее беседа с детьми может протекать по разному, в зависимости от того, знают ли
дети основы православной культуры).
4
- В библии мы можем найти ответ на любой вопрос. Евангелие это книга, в
которой описана земная жизнь Иисуса Христа – сына Божьего. Таких книг в
библии четыре. Их так и называют – четвероевангелие. Написаны они разными
людьми.
- Вы помните, как переводится слово ЕВАНГЕЛИЕ?
Дети: - «Благая весть» ( наши дети знают).
- Часто, говоря с народом, Христос учил людей, но делал это иносказательно,
через притчи. Притча очень близка к басне. Басни вы знаете!
Сформулируйте, что такое, по вашему, притча и для чего она использовалась?
Дети:
- Притча – это маленький поучительный рассказ, использовалась с целью
наставления, поучения.
Учитель:
- Нравственного поучения. Иисус Христос, как описывает евангелие, учил
людей жить праведно, без греха.
Сегодня мы вспомним одну из Его притч «О блудном сыне».
Многие художники обращались к библейским темам, притчам, черпая в них
сюжеты для своих картин.
Мы с вами на уроках православной культуры не раз знакомились
с гравюрами Густава Доре - французского живописца, графика, скульптора.
( можно показать детям 2-3 гравюры известных библейских сюжетов,
чтобы дети их назвали).
Далее учитель предлагает рассмотреть картину Рембрандта
«Возвращение блудного сына».
- Одной из вершин творчества великого нидерландского художника
Рембрандта считается картина «Возвращение блудного сына».
Она была написана в последнее десятилетие жизни мастера, когда он был уже
немощным, старым и нищенствовал, ведя полуголодное существование. До
этого Рембрандт (1606-1669) неоднократно обращался к сюжету «блудного
сына» в своих графических работах.
Давайте вспомним содержание притчи.
Учитель с детьми вспоминает содержание притчи, если дети знакомы с ней.
Если нет, то рассказывает сам.
Вопросы к детям по картине Рембрандта:
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
- Что выражает поза сына?
- Рад ли отец возвращению сына? Как это выражено в картине?
- Почему художник высветил руки отца?
- Как вы понимаете слова отца: «Был как бы мёртв и ожил»?
Учитель:
- Да. В притче рассказано о постепенном падении младшего сына и затем
постепенном возстании.
5
- Эта притча читается священником в храме перед началом Великого поста,
призывая согрешивших людей не отчаиваться, а найти в себе силы
покаяться и начать жить заново, ибо, как сказано в писании, «нет такого
греха, который бы не простил Отец небесный».
В этом заключается всепрощающая любовь Отца небесного, которая
дает силы начать жить заново, без греха.
- А какие выводы из этой притчи вы сделали для себя?
- Да, надо учиться прощать других и самим просить прощения у всех.
Учитель:
- Давайте определим, какими средствами художник достиг такого сильного
эмоционального воздействия на зрителя?
- Как вы думаете, композицию картины мы отметим как замкнутую или
открытую? Почему?
(дети определяют по «схемам условных обозначений элементов
композиции» по Сокольниковой Н.М.).
- Обратите внимание на композиционный центр.
Центром композиции является та часть, которая достаточно ясно выражает
главное в идейном содержании сюжета.
А что является главным? (ответы детей).
- Вы правы, главное в сюжете - покаяние сына.
Центр может выделяться объемом, освещенностью и другими средствами
в соответствии с основными законами композиции. Какими?
(целостности, соподчинения, равновесия).
- Выделение главного в композиции связано с особенностями зрительного
восприятия человека, фиксирующего свое внимание прежде всего на
сильно действующем раздражителе.
Это могут быть движение, световые эффекты или резкое изменение
условий освещенности, контрасты тоновые или цветовые, контрасты
величин, форм и т. д.
Так зрительно воспринимает предметный мир любой человек, в том числе
и художник.
А вот второстепенные фигуры, или второплановые, пишутся более обобщенно,
без живописных подробностей, чтобы они не отвлекали на себя слишком много
внимания, не «забивали» главные образы. При таком выделении внимание
зрителя сначала сосредоточивается на главном, затем на второстепенном,
которое, как многие инструменты в оркестре, не мешают главному, а только
аккомпанируют, помогают ему.