Конспект занятия "Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Карл Брюллов" 7 класс

Мальцева Елена Николаевна учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «СОШ № 6» г. Благодарный Ставропольского края.
Мальцева Елена Николаевна
учитель изобразительного искусства и МХК
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ № 6» г. Благодарный
Ставропольского края.
Аннотация:
Урок изобразительного искусства в 7 классе проводится в форме беседы
применением компьютерной презентации).
Данная работа познакомит учащихся с творчеством великого русского художника
Карла Брюллова, расширит представления учащихся о становление таланта, творческой
индивидуальности и неповторимости стиля художника.
. Может использоваться на уроке МХК в 9-10 классах.
- 7 класс;
- Тема: «Реальность жизни и художественный образ»;
- Тема занятия: «Личность художника и мир его времени в произведениях искусства»;
- Тип занятия: Беседа;
Тема: «Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
Карл Брюллов».
Задачи занятия:
- развитие аналитических способностей учащихся;
- развитие наглядно-образного мышления, памяти, воображения, творческих способностей
школьников;
- обогащение духовного мира подростков;
- воспитание патриотических чувств.
Основные аспекты темы:
Золотая середина между господствующей академической живописью классицизма и новым
романтическим влиянием.
Подготовка к занятию. Перед уроком детям даются индивидуальные задания: найти
информацию о жизни и творчестве Карла Брюллова.
Оборудование: Слайдовая презентация.
Ход занятия.
Знакомство с биографией художника (сообщения учащихся).
Биография.
Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», — говорил Карл Павлович Брюллов.
Его собственное «чуть-чуть» пришлось на переломную эпоху в истории России.
Отечественная война 1812 года вызвала рост самосознания и консолидацию прогрессивных
сил нации. Демократизация общественной мысли оказала заметное влияние на становление
отечественной словесности, театра, музыки, живописи. На небосклоне «золотого века»
русской культуры взошли звезды Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Глинки, Кипренского,
Тропинина.
Мальцева Елена Николаевна учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «СОШ № 6» г. Благодарный Ставропольского края.
Судьба распорядилась так, что Карл Павлович Брюллов родился в один год с Александром
Сергеевичем Пушкиным — это им было предоставлено право формировать художественный
язык, на котором изъясняется российское искусство уже два столетия. В их биографиях есть
много поразительных совпадений. Оба несли в крови иноземные гены, но твердо считали
себя истинно русскими людьми. Поэт и художник не познали морщин старости они
пророчески предвидели, что их жизненный путь будет весьма короток, и творили до
последнего «прости».
Настоящая фамилия отца художника звучала как Брюлло, она была унаследована от
прадеда-француза. В XVIII веке Георг Брюлло приехал в Петербург и поступил лепщиком на
фарфоровый завод. Его внук занимался резьбой по дереву и миниатюрной живописью и
благодаря своим успехам стал академиком петербургской Академии художеств. Павел
Иванович Брюлло был дважды женат. От первого брака родился сын Федор. От второго
брака с дочерью придворного садовника Марией Ивановной Шредер появились на свет
четыре сына — Александр, Карл, Павел, Иван и две дочери Мария и Юлия. Старший
Федор шутил: «Три брата горбуны, почему и четвертому не быть». Его ирония имела
основания: все сыновья Павла Ивановича Брюлло учились в Академии художеств, а их
сестра Юлия вышла замуж за известного акварелиста Петра Федоровича Соколова.
В раннем детстве средний сын Карл не отличался особыми способностями, к тому же после
перенесенной золотухи был, слаб здоровьем. Отец, оберегая сына от подвижных игр, привил
ему любовь к рисованию. Мальчику не давали завтрак, пока он не изобразит определенное
его учителем количество человечков и лошадок. О том, что Павел Иванович не терпел
сантиментов, свидетельствуют такие слова Карла Павловича: «Отец не приучал нас к
нежностям и во всю свою жизнь поцеловал меня только один раз, когда я садился в
дилижанс, чтобы ехать за границу». Отец будущего живописца прекрасно понимал, что путь
в искусстве не усыпан лепестками роз и требует, прежде всего, самоотдачи и
самодисциплины.
В десять лет Карл начал учебу в Академии художеств. Профилирующие предметы —
рисунок, живопись, скульптура давались ему легко, он чаще других учеников получал за
прилежание золотые и серебряные награды. Однако правила строгого классицизма,
доминировавшие в обучении, юный талант нарушал без оглядки на авторитет
преподавателей. Композиция на мифологическую тему «Нарцисс», выполненная по всем
правилам академической системы, все же обнаруживала первые опыты художника-новатора.
Пейзажный фон в этом полотне был написан под влиянием непосредственного наблюдения
природы. Попытка нарушить традиционный условный пасторальный пейзаж, внести в него
дыхание жизни, говорила о пытливом и взыскательном уме молодого мастера, о его
стремлении преодолеть условность академических правил. А в «Автопортрете» он изобразил
отрока, внимательно следившего за развитием событий военной баталии с Наполеоном.
На выходе из Академии Брюллов опять продемонстрировал самостоятельность, отказавшись
от дальнейшей стажировки в стенах консервативного учебного заведения. Он принял
предложение Общества поощрения художников поехать в качестве его пенсионера в
Италию. Именно тогда и видоизменили Карл и его брат Александр свою фамилию, добавив к
ней окончание «ов». Русские художники Брюлловы — так они хотели именоваться за
пределами Отечества.
Мальцева Елена Николаевна учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «СОШ № 6» г. Благодарный Ставропольского края.
Слайд № 2.
О творчестве Карла Павловича Брюллова (рассказ учителя).
«Мне тесно, я бы теперь расписал небо»
( Карл Брюллов).
2 мая 1823 года братья Брюлловы въехали в Рим. Инструкция предписывала Брюллову
(как и всем другим пенсионерам) представить на суд Общества поощрения художников
сначала небольшую картину на свободно избранную тему, а затем капитальное полотно.
Кроме того, также в согласии с инструкцией художник должен был сделать копию одного из
классических произведений итальянской живописи. В течение 1825-28 он работал над
копированием “Афинской школы” Рафаэля, написанной в стиле классицизма в натуральную
величину. Так шлифовалось мастерство, намечался переход к самостоятельному творчеству.
В первые годы пребывания в Риме, захваченный впечатлениями от памятников античного
искусства и окружающей экзотической природы юга, Брюллов немало сил отдавал
разработке мифологических тем и сюжетов из древней истории.
В Риме молодой живописец так близко подошел к изучению великих шедевров классики, что
с поразительной зрелостью делает глубокие выводы. Вот короткий отрывок из его письма к
брату Федору Брюллову - художнику: "Первое, что я приобрел в вояже, есть то, что я
уверился в ненужности манера. Манер есть кокетка или почти то же; делая соображения из
всего виденного во всех галереях, на дороге встречавшихся, вижу, что метода,
употребляемая древними мастерами, не без причин".
В то же время Брюллов неудержимо стремился прикоснуться кистью к живому теплу
бурлящей вокруг жизни. Процесс внутреннего противоборства завершится к началу 1830-х
годов: после 1829 года он, в сущности, перестанет обращаться к мифологическим сюжетам,
свое истинное призвание он найдет в живописи портретной и жанровой, в темах,
почерпнутых из реальной истории. Классицистические приемы постепенно вытесняются
новыми - романтическими, а позднее, в лучших портретах, и реалистическими.
Приглядываясь к окружающей жизни итальянского народа, в которой привлекали
красочность и своеобразие обычаев, Брюллов обратился к созданию жанровых сцен. В
данном случае он шел наперекор наставлениям Общества поощрения художников,
остерегавшего своих пенсионеров от увлечения бытовыми темами.
Слайд № 3
Первой жанровой композицией Брюллова была картина Итальянское утро (1823 год).
Решающую роль в картине играет освещение. В пленэрной обстановке художник обратился
к теме связи человека с природой. По поводу освещения в брюлловских полотнах наиболее
метко высказался Рамазанов – «Брюллов говорил о Рембрандте, что он похитил солнечный
луч. Мы теперь можем сказать тоже о самом Брюллове: присутствие света и воздуха в
большей части его картин поразительно».
"Утро" принесло ему широкую известность. Его героиня, умывающаяся под струями
фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как
олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.
Мальцева Елена Николаевна учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «СОШ № 6» г. Благодарный Ставропольского края.
Картина покорила всех - итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества
поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картина была Обществом
преподнесена в дар.
Затем последовал целый ряд картин с жанровыми сценами. Избрав сюжетом для картин,
религиозные обычаи итальянцев, художник воспользовался им лишь как предлогом для
передачи национального своеобразия народных типов, костюмов, природы Италии.
Неоднократно Брюллов рисовал народные праздники, передавая грацию и ритм движений,
самозабвенное упоение танцами. В ближайшее затем время художник выполнил ряд
бытовых сцен в технике акварели и сепии.
Слайд № 4
После картины "Утро" Брюллов стремится дальше развить образное сопоставление бытия
природы и человека. Картина Итальянский полдень стала итогом многолетних исканий
художника. Работа создавалась с чувством бесконечного внимания и доверия к реальной
действительности. Моделью послужила невысокая плотная женщина, далеко не
классических пропорций, уже пережившая свою юность. Но она покорила художника ярким
блеском широко расставленных глаз, а главное - брызжущей через край жизненной силой.
Зрелая красота героини под стать налитой солнцем и соками земли грозди винограда,
которой она любуется. Зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов - зенит
человеческой жизни. В картине отразилось то новое отношение к жизни, новое понимание
задач искусства, которые вынес художник за пять лет самостоятельной работы.
Но смелость и новизна замысла вызвали единодушный отпор. Все выражали порицание
новой работе Брюллова: «Общество поощрения художников» и старший брат Федор, многие
коллеги и публика.
Картина настолько шокирует почтенных членов «Общества», что они лишают Брюллова
стипендии. Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов.
Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. Его живопись
становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее.
По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим
живописцем в Риме».
Слайд № 5
Почти одновременно с «Итальянским полднем» Брюллов написал Девушку, собирающую
виноград в окрестностях Неаполя, картину, в которой пейзаж имеет решающее значение.
Слайд № 6
Летом 1827 года Брюллов вместе с Анатолием Николаевичем Демидовым - владельцем
горнорудных заводов на Урале – впервые посетил раскопки Помпеи. О Помпее он слышал от
своего брата Александра.
Во время осмотра этого города в голове художника блеснула мысль написать большую
картину и представить на ней гибель Помпеи, о чем он сообщил Демидову. Тот, выслушав
его, предложил купить задуманную им картину и заключил с Брюлловым контракт, который
обязывал художника закончить заказ к концу 1830 года.
Два года, с лета 1827, когда он впервые посетил раскопки Помпеи, в нем зреет
грандиозный замысел монументальной исторической картины.
Он собирал необходимые материалы, изучал обычаи древней Италии, несколько раз бывал в
Неаполе, исследовал разрушенную Помпею, посещал Неаполитанский музей, где находились
поразительно живые отпечатки тел людей, засыпанных горячим пеплом. История
трагической катастрофы, постигшей древний город, целиком захватила все помыслы
Мальцева Елена Николаевна учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «СОШ № 6» г. Благодарный Ставропольского края.
живописца. Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой
реализации.
Возможно именно это обстоятельство, а также нелестный прием картины Итальянский
полдень и необходимость оправдываться, заставили художника принять решение, которое
привело к крутому повороту в его судьбе. 28 мая 1829 года Брюллов отсылает в Петербург
письмо, в котором вежливо отказывается от дальнейшего пенсиона Общества. Отныне,
впервые в жизни, он поистине свободен.
Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины.
Картина Брюллова Последний день Помпеи, законченная в 1833 году, была выставлена
сначала в Милане, затем в Париже и, наконец, летом 1834 года привезена в Россию. Когда
картина была доставлена в Петербург, она была названа первым днем русской живописи.
У всех на устах было в то время четверостишие Е.А.Баратынского:
Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень. —
И стал «Последний день Помпеи» —
Для русской кисти первый день!
Отныне скромная падчерица — русская живопись превратилась в горделивую
королеву, украшавшую лучшие залы и дворцы мира. Ликованию соотечественников не было
предела. Высокие ценители искусства были поражены блистательным произведением Карла
Брюллова.
Слайд № 7
Около 1832 года художник создал произведение, которое явилось как бы итогом его
творческих исканий в жанровой живописи и мифологии. У него возникает замысел картины
Вирсавия, над которой он работал более четырех лет.
Слайд № 8
В это же время по заказу графини Юлии Самойловой, дружба с которой окрасила всю
жизнь художника, он пишет картину Всадница.
Эта блестящая картина Брюллова сразу поставила его в ряд с крупнейшими живописцами
Европы. Виртуозно написанная, она вызвала сенсацию в Риме.
Вот один из отзывов прессы тех дней: "Отличный живописец, которого до сих пор мы
знали только по некоторым прелестным рисункам, исполненным акварелью, в этом году
появился с большой картиной, написанной масляными красками, и превзошел всеобщие
ожидания. Эта картина, портрет в настоящую величину, изображает очень красивую
девушку на лошади, в саду, и написана господином Карлом Брюлловым по заказу графини
Самойловой. Манера, которою исполнен этот портрет, заставляет припомнить прекрасные
произведения Ван Дейка и Рубенса".
Похвалы итальянской критики не были преувеличенными. Эта картина действительно
является выдающимся произведением не только европейского, но и мирового искусства.
Слайд № 9
Славу Брюллова как мастера портрета закрепил его Портрет Ю.П. Самойловой с
Джованиной Пачини и арапчонком. В портрет Самойловой Брюллов вложил всю силу своего
вдохновения.
Портреты молодого художника можно, по словам Ацаркиной Э.Н., разделить на
лирически-камерные, жанрово-бытовые и парадно-репрезентативные.
Мальцева Елена Николаевна учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «СОШ № 6» г. Благодарный Ставропольского края.
Вначале своей деятельности Брюллов отдавал предпочтение двум первым видам, но в
конце 1820-х годов в его творчестве стали преобладать репрезентативно-парадные портреты.
Взаимопроникновение всех этих форм у Брюллова началось лишь по возвращении в
Петербург, когда окрепли его реалистические позиции.
После двенадцати лет пребывания на чужбине художник в конце декабря 1835 года
приехал в Москву, где провел несколько месяцев. Он страстно увлекся московской стариной,
восхитился величием Кремля, любовался панорамой города с Воробьевых гор. Воображению
его представлялись многочисленные картины из русской истории. Но все они остались в
эскизах.
Брюллова окружила в Москве среда художников, писателей, музыкантов, актеров. Он
сдружился с В.А. Тропининым и Е.И. Маковским. Тропинин написал портрет Брюллова с
карандашом в руках на фоне дымящегося Везувия. Витали создал бюст художника.
Высшие достижения Брюллова будут лежать отныне не в области исторической картины, а
в сфере портрета. Он станет законным наследником и продолжателем традиций именно
русской портретной школы. Встреча с Тропининым оказалась первой после приезда из
Италии встречей с отечественным искусством портрета. Он увидел здесь новый для него
метод работы, когда в предварительных набросках идет процесс досконального изучения
натуры и претворения ее без прикрас, без сознательного подтягивания к "идеалу". Сам
Брюллов натурных рисунков к портретам не делал, его подготовительная работа заключалась
в эскизных разработках композиционного решения.
Большим событием в жизни художника была его встреча и завязавшаяся дружба с
Пушкиным. Они сразу сошлись и полюбились друг другу. В письме к жене от 4 мая 1836
года поэт пишет: "Мне очень хочется привести Брюллова в Петербург. А он настоящий
художник, добрый малый, и готов на все". Дружба продолжалась до трагической гибели
поэта.
В мае 1836 года Брюллов, наконец, приехал в Петербург. Начались торжества и
чествования художника. Брюллов был торжественно провозглашен первым художником
России, мировым гением, сравнивавшимся со всеми великими художниками мира.
Вскоре по возвращении в Петербург, Брюллов приступает к исполнению обязанностей
профессора исторического класса в Академии. Императорская Академия художеств,
предложив Брюллову, руководство историческим классом, возвела его в звание младшего (2-
й степени) профессора. Для получения звания старшего профессора ему надлежало написать
большую картину на тему, утвержденную Академией.
Наверное, почетный член многих академий Европы был озадачен таким оборотом дела.
Очевидно, "Последний день Помпеи", написанный по собственной инициативе, был
недостаточно весомым для получения звания старшего профессора. Таково было
высочайшее благоуважение государя Николая I.
В Петербурге Брюллов поставил себя независимо. Он уклонился от заказа на портрет
Николая I, а, начав писать царицу с дочерьми, так и не пошел дальше отдельных портретных
этюдов.
Оппозиционные настроения Брюллова не подлежат никакому сомнению. Близость с
Пушкиным, композитором Глинкой, живое участие в судьбе Шевченко, Федотова, многих
учеников и просто бедных учеников, особенно крепостных, случайно встретившихся на пути
все эти черты рисуют человеческий облик Брюллова.
С 1836 года Брюллов начинает работу над огромным полотном по заказу Николая I -
"Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году", которая никак не
укладывалась в заданные историей Карамзина рамки. Брюллов хотел передать огромный
патриотический подъем, который охватил русских людей, защищавших независимость своей
родины.
Мальцева Елена Николаевна учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «СОШ № 6» г. Благодарный Ставропольского края.
Однако работа над «Осадой Пскова» постоянно нарушалась вмешательством
официальных советников. Не закончив картину, Брюллов использовал ее как перегородку в
своей мастерской. К тому же, по мнению самого мастера, произошел разрыв между
замыслом и его решением. Баталия в «Осаде» превратилась в картину всенародного
выступления. Это послужило источником творческих переживаний художника, и он оставил
работу над ней.
Но этот эпизод лишь положил начало тягостным отношениям, наступившим между царем
и "первой кистью России". Брюллов по масштабам своего дарования стремился к
монументальной живописи, к фреске. И когда после пожара Зимнего в 1837 году Брюллов
просит царя дать расписать ему фресками стены дворца на темы истории России, то его
хлопоты, кстати, горячо поддержанные поэтом Жуковским, не увенчались успехом.
Слайд № 10 Портрет баснописца И.А.Крылова. 1839. Холст, масло. Не окончен.
Над какими бы темами не задумывался Карл Брюллов, в каком бы жанре он не работал,
лучшие минуты своего вдохновения он отдавал портрету.
Продолжая традиции русских портретистов предшествующего периода с их интересом к
внутреннему миру человека, он сумел сказать и в этой области свое существенное слово.
Слайд № 11 Портрет М.А. Бек. 1840.
Брюллов написал в Петербурге около восьмидесяти портретов. Он оставался мастером
большого полотна. Но теперь в его парадных портретах характеристики людей заметно
усложняются.
Слайд № 12
Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой
Слайд № 13
Около 1839 года Карл Павлович берется за создание нового портрета Юлии Самойловой.
Самойлова приезжает по делам наследства в Петербург в самый тяжелый период, когда
после бракоразводного процесса, оклеветанный в глазах общества, Брюллов чувствует себя
потерянным и бесконечно одиноким. Самойлова окружает его нежной заботой. Он словно
бы вновь обретает, воскрешает в душе прежний свой идеал, вновь верит, что жизнь не
соткана только из измен, обмана, предательства и клеветы, что все его портреты,
воспевавшие прекрасную женщину, прекрасного человека, не ложь и не пустая фраза.
И вот тогда, словно желая утвердиться в этом чувстве, он берется за новый портрет
Самойловой.
Портрет имеет второе название - "Маскарад". Содержание этого портрета - торжествующее
явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности. Фантастическая
грандиозность архитектуры помогает проявиться этой новой грани авторского замысла:
кажется, там, в глубине огромного полотна, не просто веселятся маски на обычном
маскараде, а там творится маскарад жизни - каждый пытается выдать себя не за того, кто он
есть на самом деле. В этом мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства,
пренебрежительно скинувшая маску, гордо демонстрирует свою непричастность к
лицедейству света.
Вскоре Самойлова покидает Россию. Брюллову больше не суждено увидеться с нею.
27 апреля 1849 года болезнь заставила Брюллова навсегда покинуть родину и уехать на
остров Мадейру. Он уезжает, надеясь на возвращение, не зная, что три года спустя смерть
настигнет его на чужбине.
Два последних года жизни, проведенных в Италии, оказались необычайно плодотворными
в творчестве Брюллова. Он переживает период новых творческих исканий. Среди созданного
Мальцева Елена Николаевна учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «СОШ № 6» г. Благодарный Ставропольского края.
в те два года есть ряд произведений, которые внушительно свидетельствуют о том, что если
бы не преждевременная смерть, Россия и Европа увидели бы в лице Брюллова совершенно
иного, нового художника.
Творчество Брюллова, оплодотворенное новыми достижениями, поднялось на более
высокую ступень художественного познания. Блестящее мастерство способствовало
осуществлению новых творческих дерзаний. Полная порывов и исканий жизнь художника
оборвалась в зените его славы и творческих замыслов... «Многое еще вижу я впереди,—
горестно заметил Брюллов незадолго до кончины,— я не сделал и половины того, что мог и
должен сделать».
Брюллов умер 23 июня 1852 года в местечке Марчиано, близ Рима, где пользовался
местными целебными водами. Смерть настигла художника внезапно, хотя организм его
давно был подточен. «В день смерти ему было хорошо, писал в некрологе, помещенном в
журнале «Пантеон», его современник, он целое утро провел на ногах, гулял, обедал с
аппетитом; но вдруг вскоре после обеда, почувствовал сильнейший припадок удушья, и три
часа спустя его не стало на свете». По свидетельству того же автора, проживавшего в Риме,
«Брюллов тосковал в последнее время по России и с наслаждением мечтал о том времени,
когда снова увидит... холодный север».
В наспех сбитом деревянном гробе тело Брюллова было привезено из Марчиано в Рим,
где было встречено толпой художников, пожелавших на руках нести его на кладбище в
Монте-Тестаччо. Великий русский художник был похоронен рядом с сыном поэта Гёте. На
его могиле был воздвигнут памятник, сооруженный по поручению Александра Брюллова
архитектором Щуруповым.
Всеразрушающее время. Эскиз. 1851-1852, холст, масло. Частное собрание, Италия.
Эскиз картины, задуманной Брюлловым как итог творческой деятельности.
В самом верху ее, посреди валящихся в пропасть гор, пирамид и обелисков стоит Время,
гигантский Микельанджеловский старик, с бородой до колен, как у Микельанджеловского
Моисея. Все столкнул он с пьедесталов и со страниц жизни, весь мир со всем его
прошедшим летит в реку забвения, в Лету, которой волны кончают внизу картины и в
которых все должно погибнуть.
Летят в вечное забвение и законодатели древности со своими скрижалями каменными:
Эзоп— один из первейших учителей-законодателей, Ликург, Солон, Платон; летят и поэты
древности: слепой Гомер с разбитой лирой и венцом на голове — самая большая... фигура
всей картины,— такое спокойствие и величественность движения дал ему Брюллов, что
кажется, будто бы он не падает вниз, а спускается с каких-то высот, тихо несомый, как на
крыльях, своим широко развевающимся голубым плащом; подле него, в противоположность
величавому спокойствию Гомера даже и в падении, стремительно, как стремительны были
его гимны, падает в Лету Пиндар; подле Гомера — Вергилий, Данте, Петрарка, Тассо,
Ариосто.
Выше поэтов несутся в бездну герои науки: Птолемей со сферой мира, в которую он
опустил свой измеряющий отвес; Ньютон, увенчанный венцом из звезд; кругом Птолемея —
Коперник, Галилей с трубой и трое других великих испытателей природы...»
На эскизе вместе с науками и искусствами изображены символы стран, религий и идеологий:
от египетских сфинксов, Зороастра и Магомета до римского папы и русского патриарха. Там
же, в коловороте вращения — Сила и Власть, Свобода и Рабство.
Заключение:
К. П. Брюллов прошел школу, которую можно назвать классической
для своего времени по реализации тех тенденций и задач, которые она перед собой
ставила и одним из первых художников, положивших в основу всего изобразительного
искусства изучение натуры.
Мальцева Елена Николаевна учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «СОШ № 6» г. Благодарный Ставропольского края.
Он не только обновил академическую методику, но внес те коренные изменения в
национальный художественный метод, без которых не представлялось возможным развитие
русской живописи во второй половине XIX столетия.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1823
Итальянское утро. 1823. Холст, масло. Кунстхалле, Киль, Германия.
1827
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1827. Холст, масло. 62 x 52,5.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Итальянский полдень. (Итальянка, снимающая виноград). 1827. Холст, масло. 64 x 55.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
1832
Вирсавия. 1832. Холст, масло. Не окончен. 173 x 125,5. Третьяковская Галерея, Москва,
Россия.
Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц гр. Ю.П. Самойловой.
1832. Холст, масло. 291,5 x 206. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
1830-1833
Последний день Помпеи. 1830-1833. Холст, масло. 456,5 x 651. Государственный Русский
Музей, Санкт Петербург, Россия.
1832-1834
Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832-1834. Холст, масло.
Частное собрание, Калифорния, США.
1838
Портрет баснописца И.А.Крылова. 1839. Холст, масло. Не окончен. 102,3 x 86,2.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
1840
Портрет М.А. Бек. 1840. Холст, масло. 87 х 70. Национальная галерея Армении, Ереван,
Армения.
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью
Амацилией Паччини (Маскарад). Не позднее 1842. Холст, масло. 249 x 176.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
1841
Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой. 1841. Холст, масло. 200 x
142. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
1848
Автопортрет. 1848. Картон, масло. 64,1 x 54. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Источники информации:
http://www.tanais.info/art/brulloffm.html
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%2
0%D0%B8%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82
%D0%B2%D0%BE%20%D0%91%D1%80%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2
%D0%B0&stype=image
http://ru.wikipedia.org/wiki/Брюллов_К.
http://www.centre.smr.ru/win/artists/brullov/biogr_brullov.htm