Конспект урока "Раннее средневековье" 6 класс (игра)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Тверской лицей»
г. Тверь
разработка урока
по теме
«Раннее средневековье»
(игровой урок-повторение)
Учитель истории МОУ «Тверской лицей»
Соловьев Сергей Анатольевич
2
УРОК В 6-х КЛАССАХ
ТЕМА:
«Раннее средневековье»
(игровой урок-повторение)
Цели урока: закрепить и повторить изученный материал в игровой форме.
а) образовательные:
проверить уровень усвоения знаний и качество полученных знаний;
обучение систематизации знаний;
обучение логическому мышлению и формулированию выводов;
обучение прогнозированию ситуации;
закрепление навыков анализа и прогноза;
б) воспитательные:
формирование умения работать в команде;
воспитание ответственности перед товарищами.
в) развивающие:
развитие логического мышления во время интеллектуальной игры;
формирование умения делать выводы на основе известных фактов.
Тип урока: игровой урок-повторение
Место урока в учебном плане: Данный урок завершает раздел «Раннее
средневековье» курса Истории Средних веков.
Техническое и методическое обеспечение урока:
Компьютерная презентация;
3
Таблицы для записей ответов;
Карта.
Программное обеспечение урока:
Текстовый редактор Word;
Презентация Microsoft Power Point.
Ход урока:
Учащиеся заранее разделены на команды. Команд может быть 2-3, больше или
меньше в зависимости от наполняемости класса. Команды выбирают себе
капитанов, придумывают название команды. Несколько учащихся класса
выступают в роли экспертного жюри под председательством учителя-ведущего,
их задача - проверять ответы команд и записывать баллы. Количество членов
жюри соответствует количеству команд. Один учащийся сидит за компьютером,
осуществляя техническое проведение игры. Со звонком учащиеся рассаживаются
по местам команд. Парты сдвинуты так, чтобы участники каждой команды
образовывали круг, квадрат или прямоугольник.
Организационный момент (общее время 3-5 минут):
Учитель-ведущий приветствует игроков, объясняет правила, объявляет начало
игры.
Игра первая «Дальше, дальше, дальше!» (коллективная форма работы,
общее время 8 минут, 5-6 минут на ответы, 2-3 минуты на подведение
итогов).
На экране появляется слайд с вопросом. Учитель-ведущий зачитывает вопрос,
участники команд, коллективно обсуждают ответ, после чего капитан записывает
ответ своей команды в таблицу. Обсуждение должно проходить тихо, без криков,
в полголоса. За громкие высказывания, шумные обсуждения, повороты головой в
4
сторону соперников учитель-ведущий начисляет штрафные баллы. Каждый
штрафной балл - минус 1 правильный ответ.
Вопросы:
1. Племена, сыгравшие роковую роль в истории Римской
империи (германцы)
2. Последний император Рима, по иронии судьбы носивший
имя Божественного Августа (Ромул Август)
3. Эти германские племена сыграли решающую роль в судьбах
Европы в 5-9 вв. (франки)
4. Первый записанный кодекс законов у франков (Салическая
правда)
5. «Отец-основатель» франкского государства (Хлодвиг)
6. Византийский император, пытавшийся реставрировать
римскую империю в прежних границах (Юстиниан)
7. Название обширной империи, созданной арабами в 7-8 вв.
(халифат)
8. Главная отрасль хозяйства европейцев в 5-11 вв. (сельское
хозяйство)
9. До этого знаменитого франка в Западной Европе не было
империи с 476 года (Карл Великий)
10. Этот франкский король помог папе Римскому в борьбе
против лангобардов, а в историю вошел под этим
неблагозвучным для короля прозвищем (Пипин Короткий)
Учитель-ведущий объявляет окончание первой игры. Капитаны команд сдают
таблицы ответов жюри. Члены жюри проверяют ответы. После подведения итогов
учитель-ведущий оглашает результаты.
Критерии оценивания:
5
9-10 правильных ответов – «5 баллов»
7-8 правильных ответов – «4 балла»
5-6 правильных ответов – «3 балла»
Меньше 5 правильных ответов – «2 балла»
Игра вторая: «Да-нетки» (индивидуальная форма работы, общее время 7-8
минут: время на обдумывание ответа не более 1 минуты, 2-3 минуты для
проверки ответов членами жюри и объявление результатов).
В этом туре участвуют только капитаны команд. Учитель-ведущий озвучивает
задания, появляющиеся на экране (1 минута на один вопрос), капитаны команд
записывают в таблицу ответы либо «Да», либо «Нет». Остальные члены команд
не должны помогать своему капитану. За подсказки, выкрики, жестикулирование
руками или кивки головой команда автоматически получает штрафные баллы.
Каждый штрафной балл - минус 1 правильный ответ.
Вопросы:
1. Верите ли Вы, что слово «Король» в русском языке произошло от
латинской формы имени Карла Великого «Carolus»? (Да)
2. Верите ли Вы, что европейцы в 5-11 вв. не знали бумаги? (Да)
3. Верите ли Вы, что Испания входила в состав Арабского
Халифата? (Да)
4. Верите ли Вы, что, коронуясь в Риме в 800 году, Карл Великий
осуществлял не программу создания новой империи, а
возрождение старой империи римских Цезарей? (Да)
5. Верите ли Вы, что в 7-9 вв. европейские страны в научно-
техническом и экономическом развитии были более отсталыми в
сравнении со странами арабского Востока? (Да)
6
Учитель-ведущий объявляет окончание второй игры. Капитаны команд
сдают таблицы ответов жюри. Члены жюри проверяют ответы. После
подведения итогов учитель-ведущий оглашает результаты.
Критерии оценивания:
5 ответов «Да» - «5 баллов»
4 ответа «Да» - «4 балла»
3 ответа «Да» - «3 балла»
2 ответа «Да» - «2 балла»
Игра третья: «Думай, думай, думай!» (коллективная форма работы, общее
время 12-15 минут, время на обдумывание ответа не более 5 минут, 2-5 минут
на заслушивание ответов и их оценивание).
На экране появляется слайд с вопросом. Учитель-ведущий зачитывает вопрос,
участники команд, коллективно обсуждают ответ, после чего капитан или другой
участник команды устно озвучивает ответ. Оценивает ответ учитель-ведущий.
Вопросы:
1. Хорошо известно, что византийцы называли себя ромеями, т.е.
римлянами, считая себя правопреемниками державы Цезарей. Не
смотря на это, византийцы не говорили на латыни языке римлян, а
пользовались греческим языком. Чем объясняется такое на первый
взгляд явное противоречие?
2. В 5 веке н.э. германцы «гуляли» по Римской империи как у себя дома, в
9-10 вв. норманны легко проникали в самую глубь Европы по рекам,
осаждая Париж и другие крупные города. Чем объясняется такая
очевидная беззащитность более развитых, социально и культурно
народов, перед намного более дикими воителями?
7
Критерии оценивания:
- развернутость и глубина ответа с учетом уровня образования и исторических
познаний учащихся;
- умение анализировать историческую реальность, выделять главное и
второстепенное;
- знание фактов исторической действительности, умение использовать их для
аргументации своей точки зрения.
Общее количество баллов – 5 за каждый вопрос.
Игра четвертая: «Триады» (коллективная форма работы, общее время 5-6
минут). Суть игры в том, что учащиеся должны написать то общее, что
объединяет три понятия на экране.
На экране появляется слайд с тремя словами. Учитель-ведущий зачитывает их,
участники команд, коллективно обсуждают ответ, после чего капитан записывает
ответ своей команды в таблицу. Обсуждение должно проходить тихо, без криков,
в полголоса. За громкие высказывания, шумные обсуждения, повороты головой в
сторону соперников учитель-ведущий начисляет штрафные баллы. Каждый
штрафной балл - минус 1 правильный ответ.
Вопросы:
1) германцы, кельты, славяне (варварские племена)
2) Лотарь, Людовик Немецкий, Карл Лысый (внуки Карла Великого,
подписавшие Верденский договор 843 года)
3) икона, мозаика, фреска (виды изобразительного искусства)
4) Мекка, Медина, Багдад (города арабского халифата)
5) «молящиеся», «работающие», «сражающиеся» (3 сословия
священники, крестьяне, рыцари)
8
Учитель-ведущий объявляет окончание последней игры. Капитаны команд
сдают таблицы ответов жюри. Члены жюри проверяют ответы. После
подведения итогов учитель-ведущий оглашает результаты всей игры в
целом.