Конспект урока "Искусство возрождения в Европе" 7 класс скачать


Конспект урока "Искусство возрождения в Европе" 7 класс

1
Тема
ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ
7 класс
Задачи урока: Образовательные:
сформировать представление об эпохе Возрождения,
создавшей новую культуру, главной ценностью которой
был человек; дать учащимся общее представление о
развитии культуры Возрождения в XV-XVI вв. в Италии;
уяснить взаимозависимость культуры, социально-
экономических и политических факторов;
раскрыть особенности Возрождения как переходного
периода от средневековой культуры к культуре нового
времени;
познакомить учащихся с биографиями и творчеством
великих мастеров эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Микеланджело;
учить презентовать результаты своего творческого труда;
Развивающие:
развивать творческие способности в поисково–
исследовательских и индивидуальных видах учебной
деятельности;
развивать духовный мир, формировать нравственно-
эстетическую отзывчивость на произведения искусства;
развивать общеучебные умения: работать в заданном
темпе; работать в группах;
развивать умения работать с таблицей, иллюстрациями и
текстом учебника;
формирование общекультурной компетенции учащихся
средствами живописи, архитектуры и скульптуры;
Воспитательные:
выработка устойчивой потребности общения с
произведениями мировой художественной культуры и
умение находить в них духовно–ценностные ориентиры;
воспитывать уважение к творчеству великих деятелей
культуры;
воспитывать у школьников чувство прекрасного,
нравственного идеала на примере произведений Леонардо
да Винчи, Рафаэля и Микеланджело;
Основные понятия: гуманизм, культура, античная культура, Ренессанс
(Возрождение), идеал.
Ожидаемые результаты
После этого урока учащиеся смогут:
определять условия и состояние развития культуры в XV-XVI вв. в
Италии на основе анализа домашних проектов;
объяснять, почему эпоху Возрождения называют Ренессансом;
называть особенности эпохи Возрождения;
объяснять, что такое гуманизм, античная культура, Ренессанс
(Возрождение), идеал ;
2
называть имена выдающихся деятелей эпохи Высокого Возрождения;
распознавать и описывать выдающиеся шедевры эпохи Возрождения;
презентовать результаты деятельности домашних групп (проекты);
формулировать оценочные суждения, обосновывая и защищая свою
точку зрения.
Тип урока: урок усвоения нового учебного материала
Форма урока: урок - проект
Оборудование: репродукции картин художников Великого Возрождения,
мультимедийное оборудование, проекты учащихся, тестовые
задания, «Древо знаний», карточки с основными понятиями
по теме.
Структура урока
I. Оргмомент. Рефлексия настроения. 1 мин.
II. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.
III.Объявление темы урока и формирование ожидаемых результатов
2 мин.
IV. Изучение нового материала (объяснения учителя и презентация
проектов) - 22 мин.
V. Систематизация и обобщение знаний и умений - 7 мин.
VI. Итоги урока 3 мин.
VII. Инструктаж по домашнему заданию 2 мин.
VIII. Проверка знаний и умений 6 мин.
План урока
1. Характеристика эпохи Возрождения.
2. Титаны Возрождения
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль Санти
- Микеланджело Буанорроти
Ход работы
I. Оргмомент. Рефлексия настроения.
Учитель: Сегодня наш урок мы проведём в форме презентации
домашних проектов 3 творческих групп, которые в течении 2-х
недель знакомились с творчеством выдающихся деятелей искусства
Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: хотя ученые с каждым годом все больше узнают о былых временах,
это не значит, что в истории не осталось ничего загадочного.
3
Например, о том, что происходило в жизни европейцев в Х1-в
начале XVI, до сих пор представляется чудом, как бы подробно ни
изучали это явление разные специалисты. До того река искусства
текла себе во времени плавно и не спешила. И вдруг - словно
открылись невидимые шлюзы, и искусство хлынуло на Европу
сплошным потоком, особенно мощным в Италии. Впервые
зрители, разглядывая работы художников, увидели «настоящее» -
самих себя и то, что их окружало. А искусство ненадолго стало
частью повседневной жизни. Это была пора, когда по соседству
друг с другом жило столько незаурядных личностей, что их
хватило бы на несколько столетий.
Это удивительное время продолжалось меньше полутора столетий,
но оказалось столь насыщенным, что его назвали Эпохой- эпохой
Возрождения, или Ренессансом. О том, что происходило тогда в
итальянском искусстве и почему с ним связали слово
возрождение, нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.
III. Объявление темы урока и формирование ожидаемых результатов.
Учитель: Итак, откройте тетради и запишите тему урока «Искусство
Возрождения в Европе».
Сегодня нам предстоит выполнить большой объем работы:
расширить свои знания об эпохе Возрождения;
уяснить смысл идейной основы Ренессанса-гуманизма;
познакомиться с творчеством выдающихся деятелей - Леонардо
да Винчи, Рафаэля, Микеланджело;
презентовать результаты деятельности домашних групп
(проекты).
А удалось ли нам выполнить все поставленные задачи покажет
нам «Древо знаний»: если оно даст плоды, значит, своей цели мы
добились.
IV. Изучение нового материала
1. Характеристика эпохи Возрождения.
Учитель: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины» - это начало «Божественной
комедии» Данте, написанной им в XIV в. Примерно так
почувствовали себя к тому времени европейцы. «Путь»,
который они прошли, - предыдущие несколько столетий -
известен в мировой истории как средние века. Средневековье и
было этим «Сумрачным лесом», когда свирепствовала инквизиция,
господствовало учение, согласно которому человек являлся
игрушкой в руках Бога, когда люди были погружены в свои
мысли.
В XIII веке европейцы начали выходить из своих раздумий, а к XV
веку очнулись окончательно. Они выросли из средних веков, как
4
вырастает из одежды человек, прибавляющий в росте. Люди
увидели, что вокруг мир - яркий, огромный, красивый, как летний
луг. И люди сначала постояли с краю, а потом пошли по этому
лугу жизни, наслаждаясь им, исследуя его на каждом шагу,
совершая открытия. А попутно они старались нарисовать его,
вылепить, по-новому застроить, так что каждый их шаг остался
жить в искусстве.
То, что тогда произошло, и называется Ренессансом
(Возрождением). Это было временем утверждения
преемственности великой античной культуры. Итальянцы считали,
что древние римляне и греки знали толк в искусстве, науках,
красоте. Но тут вклинились эти средние века и - «распалась связь
времен», как сказал Шекспир. Итальянцы решили восстановить
эту прямую связь с Древним Римом, на месте которого и выросла
Италия и выступили под лозунгом восстановления античной
культуры, ее возрождения. Так появился термин «возрождение».
Итак, запишите в тетрадь новое понятие Возрождение
(Ренессанс) - эпоха расцвета наук и искусств в Европе.
Учитель: Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма.
Давайте вспомним, что такое гуманизм. А для этого
откройте учебник и прочитайте пункт №1 (§12) А чтобы вы
работали более внимательно, каждая группа должна заполнить
«Лист опроса «Возрождение»
Дайте определение. Возрождение – это…
1. Хронологические рамки эпохи Возрождения?
2. Родина Возрождения?
3. Характерные черты эпохи Возрождения (не менее 5).
4. Виды искусства, получившие развитие в эпоху Возрождения.
5. Почему эпоху Возрождения называют Ренессансом? Откуда
пришло это слово?
6. В каких государствах Ренессанс нашёл распространение?
7. Гуманизм – это…
8. Почему родиной Возрождения стала именно Италия?
(ответы учащихся)
Итак, мы можем сделать вывод, что в XV в. первенство Италии в
Европе было неоспоримым. Англия вела губительную войну Алой
и Белой Роз. В Германии шли не менее жестокие войны. В Италии
процесс общественного развития проходил иначе: во многих
городах была установлена республика; здесь процветала торговля,
привлекавшая капиталы. В отношениях с соседями на первый план
вышла дипломатия. Заметную роль в культурной жизни тогдашней
Италии играли меценаты, которые хотели у себя во дворцах иметь
красивые произведения искусств.
5
Именно здесь, в Италии, жили и творили великие мастера,
воплотившие в своих произведениях идеи гуманизма - Леонардо
да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Давайте немного
пофантазируем и вернемся на несколько веков назад, а также
посетим самые знаменитые музеи мира. А сделать мы это сможем
благодаря вашим проектам, которые подготовили ваши группы.
2. Титаны Возрождения
Учитель: Прежде, чем мы начнём знакомиться с творчеством великих
мастеров эпохи Возрождения, каждая группа получит своё задание. А после
того, как все группы презентуют свои домашние проекты, мы проверим
результаты выполнения заданий. Итак,
1-я группа должна на каждого титана Возрождения составить синквейн;
2-я группа должна заполнить таблицу «Мастера и шедевры»
Леонардо да
Винчи
Рафаэль
Микеланджело
Годы жизни
В какой сфере
деятельности
проявил свои
таланты?
Названия
шедевров
3 я группа должна составить заметку в газету «Творчество выдающихся
деятелей эпохи Возрождения».
Работа 1-й группы.
См. Приложение 3. Леонардо да Винчи
Слайд 1.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Учащийся №1. Это было более 500 лет назад. Жители итальянского города
Милана попрятались по домам. На улицах бесчинствуют
захватчики-французы, грабят лавки, разбивают винные
погреба. Вот они врываются на площадь и
останавливаются пораженные.
- Вот это великан! - восклицает один из них. - Я бывал в
Риме и во Франции, но не видел подобного чуда!
На высоком постаменте словно летит вперед в мощном
разбеге огромный конь. Кажется, будто грудь его дышит
тяжело и напряженно. Всадник в латах надменно глядит
поверх головы иноземцев.
6
- «Франческо Сфорца», - читают французы - Герцог
Сфорца! Враг Франции! - И в воздухе свистят копья. От
великана и его коня отваливаются куски.
Так в 1499 году была разрушена модель статуи.
Наследники герцога Франческо Сфорца не успели отлить
статую из бронзы: надвигалась война, и бронза ушла на
литье пушек. Современники утверждали, что в мире не
было произведения, столь же прекрасного и могучего.
Статую создал итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) -
великий скульптор, художник, архитектор, писатель. Но он
был также и великим ученым: физиологом и ботаником,
механиком и математиком, инженером и астрономом.
Слайд 2.
Ученик №2: По свидетельству современников, Леонардо был прекрасен
собой, пропорционально сложен, изящен, с
привлекательным лицом. Одевался щегольски, носил
красный плащ, доходивший до колен, хотя тогда в моде
были длинные одежды. До середины груди ниспадала его
прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная. Он
был обворожителен в беседе и привлекал к себе
человеческие сердца.
Даже когда он сравнительно мало зарабатывал, всегда
держал лошадей, которых любил больше всех других
животных.
Слайды 3 - 5
До нас дошло около 7 тыс. страниц, покрытых записями
или рисунками Леонардо. Все дело в том, что он писал
справа налево, так что читать его труды нужно в зеркале.
Да, эти манускрипты - подлинное чудо. Что только не
изобрел Леонардо: и прядильные механизмы, токарные
станки, экскаватор, литейный цех, гидравлические машины,
приспособления для водолазов. Это для общей пользы. А
вот и для вреда: гигантский самострел, разрывные снаряды
и даже удушливые пары.
Ученик №3: Леонардо да Винчи жил в трудное и далекое от нас время.
Многие его творения остались незаконченными или
погибли во время войн или по небрежности владельцев, из-
за преследований церкви или смены правительств. Но и то,
что дошло до нас, поражает высоким мастерством и
глубиной мысли.
Слайд 6.
Пострадала (на этот раз от сырости) одна из величайших
работ Леонардо - фреска «Тайная вечеря»
7
Эту композицию он писал на стене трапезной миланского
монастыря Сайта Мария деле Грацие. Стремясь к
наибольшей красочной выразительности в стенописи, он
произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом,
что и вызывало ее быстрое повреждение. А затем
довершили дело грубые реставрации и ...солдаты
Бонапарта. После занятия Милана француза в 1796
г.трапезная была превращена в конюшню, испарения
конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а
заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя
кирпичами в головы леонардовских фигур.
Даже в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря»
производит неизгладимое впечатление.
На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир
гармонии и величественных видений, развертывается
древняя евангельская драма обманутого доверия.
Преследуемый врагами Христос тайно встречается за
ужином (вечерей) со своими ближайшими учениками, дает
им наставления и затем произносит пророческие слова:
«Один из вас предаст меня». Все поражены и стараются
угадать имя предателя. И Леонардо показал, как по-разному
выражаются чувства людей, придал каждому характерный
облик и движение.
Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания
жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с
опушенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и
величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за
его фигурой. Христос-центр всей композиции, всего того
водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и
спокойствие как бы извечны, закономерны - и в этом
глубокий смысл показанной драмы.
Слайд 7.
Ученица №4: В начале XX века полоумный итальянец похитил из
знаменитого Квадратного зала парижского Лувра другой
шедевр Леонардо да Винчи «Джоконду», чтобы вернуть
его в Италию и там каждый день одному любоваться им, - и
эта пропажа была воспринята как подлинная трагедия для
искусства. А какое ликование вызвало затем возвращение
«Джоконды» в Лувр! Эта картина и слава ее - очевидно,
ровесницы. Глядя на этот шедевр испытываешь некое новое
высшее наслаждение, и кажется, что сама жизнь не может
быть иной. Это и есть магия великого реалистического
искусства Высокого Возрождения. Недаром так долго
трудился Леонардо над «Джокондой» в неустанном
8
стремлении добиться «совершенства над совершенством»,
и, кажется, он достиг этого.
Не представить себе композиции более простой и ясной,
более завершенной и гармоничной. Все живет и трепещет в
фигуре Моно Лизы, она подлинна, как сама жизнь. А на
лице ее едва играет улыбка, которая приковывает к себе
зрителя силой, действительно неудержимой. Эта улыбка
особенно поразительна в контрасте с направленным на
зрителя бесстрастным, словно испытующим взглядом. Что
означают они, этот взгляд и эта улыбка? Много писалось об
этом, но каждый, кто почувствует на себе их воздействие,
откроет в них нечто новое и разительное. Мы видим в них и
мудрость, и лукавство, и высокомерие, знание какой-то
тайны, как бы опыт всех предыдущих тысячелетий
человеческого бытия.
Учитель: Прослушав содержательный рассказ учащихся группы №1,
можно сделать вывод, что на исходе средневековья в
Италии взошла звезда, озарившая все последующее
развитие европейской цивилизации. И все это-Леонардо да
Винчи. Его называли чародеем, служителем дьявола,
итальянским Фаустом и божественным духом. Он
определил свое время на несколько веков вперед. Великий
Леонардо-символ безграничных устремлений
человеческого разума.
Имена гениев Высокого Возрождения записаны «золотыми»
буквами в мировую историю. И одним из них был Рафаель
Санти, о короткой, но яркой жизни которого расскажут
учащиеся группы №2.
Работа 2-й группы.
См. Приложение 3. Рафаэль Санти
Слайд 1.
Рафаэль Санти
Ученик №1: С творчеством Рафаэля в истории мирового искусства
связывается представление о возвышенной красоте и
гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных
мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо да
Винчи олицетворял интеллект, а Микеланджело-мощь,
именно Рафаэль был главным носителем гармонии.
Слайд 2.
Родился Рафаэль в маленьком итальянском городке Урбино.
Его отец, мастер Санти, писал изображения святых для
церквей, он и стал первым учителем Рафаэля. Другим
9
учителем мальчика была природа родной Умбрии, ее
мягкие пейзажи, овеянные дымкой. Рафаэль рано осиротел,
жил в бедности. Ему помогали видные живописцы, которые
угадали в подростке огромное дарование.
Слайд 3.
Ему не было 20 лет, когда он создал картину «Мадонна
Конестабиле». Мадонна изображена на фоне умбрийского
пейзажа. Необычно привлекает задумчивость прекрасных
живых лиц матери и ребенка, листающего книгу.
Слайд 4.
Ученик №2: Рафаэлю уже нечего было делать в учениках. Он переехал
во Флоренцию, где тогда трудились Леонардо да Винчи и
Микеланджело.
В кипучей флорентийской жизни Рафаэль Санти нашел
много друзей. Он увидел великие образцы искусства, но
учась у всех, он не подрожал никому.
Слайд 5.
Рафаэль создал «Мадонну дель Грандука», «Мадонну со
щеглами»-изображения молодых матерей, не святых, а
живых и простых женщин -