Таблицы языка программирования Паскаль


1. Основные правила грамматики
1. Текст программы состоит из трех составных частей.
Это заголовок, описания, операторы. Заголовок программы содержит имя
программы. Для версии ETH необходимо дополнительно указать источник и
приемник данных для работы программы - файлы для ввода и вывода
информации. По умолчанию файл input связан с клавиатурой компьютера, а
файл output - с экраном монитора. В Turbo Pascal заголовок имеет декоративное
значение и использовать его не обязательно.
2. Описания - это символьные конструкции для описания свойств объектов
программы. Все объекты программы надо обязательно указать в этой части
программы. Операторы - это символьные конструкции для описания действий
над объектами программы. Операторы должны находиться между
словами begin и end. Эти слова считаются скобками.
3. В одной строке текста можно размещать несколько операторов или описаний.
Поэтому между операторами надо обязательно ставить символ-разделитель. Для
разделения операторов используется символ точка с запятой ( ; ). После
последнего оператора разделитель ставить не обязательно.
4. Малые и большие буквы считаются эквивалентными (равнозначными). Имя
любого объекта в записи программы может содержать толькобуквы латинского
алфавита, цифры и символ подчеркивания ( _ ). Имя не может начинаться с
цифры. Никакие другие типы символов в записи имен не разрешаются.
2. Общее строение программы
ETH Pascal
Пример
program имя(ввод,вывод);
program echo(input,output);
описания;
var n: integer;
BEGIN
BEGIN
оператор;
write('число?');
оператор;
read(n);
оператор
write(n)
END.
END.
Turbo Pascal-Delphi
Пример
program имя;
program echo;
модули;
uses crt;
описания;
var n: integer;
BEGIN
BEGIN
оператор;
clrscr; read(n);
оператор;
write(n);
оператор
readkey
END.
END.
3. Основные типы переменных
Тип
Описатель типа (имя)
Действительный
real
Тип
Описатель типа (имя)
Целый
integer
Длинный целый
longint
Тип
Описатель типа (имя)
Символьный (литерный)
char
Строковый
string
Логический (булевский)
boolean
Интервальный
M1..M2
4. Конструкции для описания величин
Описание переменных величин
Пример
var
var
имя-переменной: имя-типа;
a: real;
имя1, имя2, имя3: имя-типа;
x, y, z: integer;
i, j, k: char;
p, q, r: 0..100;
s, t, u: 'a'..'z';
Описание постоянных величин
Пример
const
const
имя1 = значение1;
X = 40000;
имя2 = значение2;
Y = 16.32;
имя3 = значение3;
Z = -1.632E+10;
имяN = значениеN;
A = 'a';
R = #13;
T = 'тема'#13#10'урока:';
5. Оператор присваивания
Форма оператора
Пример
имя := выражение
a := 0;
x := x + 1;
6. Ввод и вывод
Процедура
Пример 1
Пример 2
read(список ввода)
program echo1(input,output);
program echo2(input,output);
readln(список ввода)
var m, n: integer;
var m, n: integer;
write(список вывода)
BEGIN
BEGIN
writelnписок вывода)
read(m,n);
readln(m,n);
write('m=',m);
writeln('m=',m);
write('n=',n)
writeln('n=',n)
END.
END.
Число (n)
Тип
Формат вывода
Результат вывода
16
integer
write(n)
16
16
integer
write(n:2)
16
16
integer
write(n:5)
16
16.32
real
write(n);
1.6320000000E+01
16.32
real
write(n:12)
1.63200E+01
16.32
real
write(n:5:2)
16.32
16.32
real
write(n:10:4)
16.3200
7. Модуль crt (cathode ray tube)
Процедуры и функции
Операция
Пример
clrscr
Очистить экран
clrscr
textcolor(цвет)
Установить цвет текста
textcolor(1)
textcolor(blue)
textbackground(цвет)
Установить цвет фона
textbackground(1)
textbackground(blue)
delay(время в
миллисекундах)
Остановить выполнение на заданное время
delay(1000)
gotoxy(колонка,строка)
Установить курсор на заданную позицию
gotoxy(40,20)
keypressed
Если была нажата клавиша, то true (функция)
repeat write('o') until
keypressed
readkey
Остановить выполнение до нажатия клавиши,
прочитать код нажатой клавиши (функция)
readkey
c:=readkey
Номер и имя цвета
Номер и имя цвета
0 black
8 darkgray
1 blue
9 lightblue
2 green
10 lightgreen
3 cyan
11 lightcyan
4 red
12 lightred
5 magenta
13 lightmagenta
6 brown
14 yellow
7 lightgray
15 white
8. Арифметические средства языка
Арифметическая операция
Описание операции
Пример
+
Сложение
-
Вычитание
*
Умножение
/
Деление
5.0/2.0 = 2.5
div
Целочисленное деление (деление без остатка)
5 div 2 = 2
mod
Остаток от деления
5 mod 2 = 1
shl
Двоичный сдвиг влево
5 shl 1 = 10
shr
Двоичный сдвиг вправо
5 shr 1 = 2
Функция
Результат функции
Пример
abs(x)
Модуль числа (абсолютное значение)
abs(-2) = 2
sqr(x)
Квадрат числа
sqr(2) = 4
sqrt(x)
Квадратный корень числа
sqrt(4) = 2.0
pi
Число пи ~ 3.14...
Функция
Результат функции
Пример
sin(x)
Синус числа
sin(pi) = 0
cos(x)
Косинус числа
cos(0) ~ 1.0
ln(x)
Логарифм натуральный
ln(1) = 0
exp(x)
Экспонента (число e в степени x)
exp(1) ~ 2.72
Функция
Результат функции
Пример
int(x)
Целая часть числа
int(3.6) = 3.0
trunc(x)
Целое число без округления
trunc(3.6) = 3
round(x)
Целое число с округлением
round(3.6) = 4
9. Логические средства языка
Оператор условия - полная форма
Пример
if условие then
if (x>0) and (y>0) then
оператор 1
begin x:=x+y; y:=0 end
else
else
оператор 2
begin x:=x-y; y:=-y end
Оператор условия - неполная форма
Пример
if условие then
if x>y then
оператор
x:=x mod y
Логическая операция
Описание операции
Приоритет (порядок выполнения операции)
not
Отрицание (НЕ)
1
and
Конъюнкция (И)
2
or
Дизъюнкция (ИЛИ)
3
xor
Сильная дизъюнкция (ИЛИ-ИЛИ)
3
Логическое отношение
(предикат)
Описание отношения
Приоритет (порядок выполнения
операции)
=
Равно
4
>
Больше
4
<
Меньше
4
<>
Не равно
4
<=
Не больше (меньше или
равно)
4
>=
Не меньше (больше или
равно)
4
Оператор варианта
Пример
case выражение of
case c of
вариант-1: оператор;
0: x:=x+1;
вариант-2: оператор;
1,2: x:=x-1;
вариант-N: оператор
3..100: x:=-x
else
else
оператор
x:=0
end
end
10. Операторы цикла
Оператор цикла с управляющей переменной - форма "to"
Пример
for имя:=значение1 to значение2 do
for i:=1 to n do
оператор
begin read(a); s:=s+a end
Оператор цикла с управляющей переменной - форма "downto"
Пример
for имя:=значение1 downto значение2 do
for i:=n downto 0 do
оператор
write(i)
Оператор цикла с логическим пред-условием
Пример
while условие-повторения do
while i<=n do
оператор
begin read(a); s:=s+a; i:=i+1 end
Оператор цикла с логическим пост-условием
Пример
repeat
repeat
операторы
write(i); i:=i-1
until условие-выхода
until i=0
11. Массивы
Тип массива
Описание массива
Пример
Одномерный массив (вектор)
array [ тип-индекса ] of тип-элемента
var a: array [ 1..100 ] of integer;
Тип массива
Описание массива
Пример
2-мерный массив
(матрица)
array [ тип-индекса-1, тип-индекса-2 ] of тип-
элемента;
var a: array [ 1..M, 1..M ] of
real;
3-мерный массив
array [ тип-индекса-1, тип-индекса-2, тип-
индекса-3 ] of тип-элемента;
var a: array [ 0..1, 0..M, 0..N
] of char;
4-мерный массив
array [ тип-индекса-1, тип-индекса-2, тип-
индекса-3, тип-индекса-4 ] of тип-элемента;
var a: array [ 0..1, 0..1, 0..1,
'a'..'z' ] of boolean;
12. Процедуры и функции пользователя
Процедура
Пример процедуры для обмена значений между целыми
переменными m и n
program имя-программы;
program primer; var x,y: integer;
procedure имя(параметры);
procedure swap(var m,n:integer);
описания локальных
величин
var s: integer;
begin
begin
операторы процедуры
s:=m; m:=n; n:=s
end;
end;
BEGIN
BEGIN
операторы программы
read(x,y); swap(x,y); writeln(x:10,y:10)
END.
END.
Функция
Пример функции для вычисления натуральной степени (n)
целого числа (m)
program имя-программы;
program primer; var x,y: integer;
function имя(параметры): тип-
результата;
function power(m,n:integer):integer;
описания локальных величин
var s,i: integer;
begin
begin
операторы функции
s:=1; for i:=1 to n do s:=s*m; power:=s
end;
end;
BEGIN
BEGIN
операторы программы
read(x,y); writeln(power(x,y))
END.
END.
13. Символьные типы данных
Тип
Описатель типа (имя)
Символьный (литерный)
char
Строковый
string
Функция
Результат функции
Пример
length(s)
Длина строки
n:=length(s)
pos(s1,s2)
Начало первого вхождения строки s1 внутри строки s2
(номер позиции)
n:=pos('+',s)
copy(s,p,n)
Часть строки s длиной n, начиная с позиции p
c:=copy(s,4,2)
concat(s1,s2,s3,...sn)
Соединить строки (функция конкатенации)
c:=concat(s,';',t,'.')
Функция
Результат функции
Пример
upcase(c)
Преобразовать малую букву
латинского алфавита в
большую (символ верхнего
регистра)
c:=upcase(c)
chr(n)
Символ с номером n
c:=chr(n)
ord(c)
Номер символа со значением c
n:=ord(c)
succ(c)
Следующий символ таблицы
ASCII
c:=succ(c)
pred(c)
Предыдущий символ таблицы
ASCII
c:=pred(c)
Процедура
Операция
Пример
delete(s,p,n)
Удалить часть строки s длиной n, начиная с позиции p
delete(s,n,1)
insert(s1,s2,p)
Вставить строку s1 в строку s2, начиная с позиции p
insert('+',s,1)
val(s,x,r)
Преобразовать строку s в число x с признаком результата r
val(s,x,nan)
str(x:f,s)
Преобразовать число x в строку s с форматом числа f
str(x:10,s)
str(x:10:2,s)
s1 + s2
Соединить строки (операция конкатенации)
s:=s+';'+t+'.'
14. Множества
Тип множества
Описание множества
Пример
Постоянное множество (константа)
[ тип-элемента ]
const a = [ 0..100 ];
Переменное множество (переменная)
set of [ тип-элемента ]
var a: set of [ '0'..'9', '+', '-' ];
Пример описания постоянного множества
Элементы множества
const A = [ 'A'..'Z', 'a'..'z' ];
Буквы латинского алфавита
const B = [ 'a'..'z' ];
Малые буквы латинского алфавита
const C = [ 'А'..'Я', 'а'..'п', 'р'..'я', 'Ё', 'ё' ];
Буквы алфавита-кириллицы
const D = [ 'А'..'Я' ];
Большие буквы алфавита-кириллицы
const M = [ '0'..'9' ];
Цифровые символы от 0 до 9
const N = [ 0..100 ];
Целые числа от 0 до 100
Пример описания переменного множества
Элементы множества
var a set of [ 'A'..'Z', 'a'..'z' ];
Буквы латинского алфавита
var b set of [ 'a'..'z' ];
Малые буквы латинского алфавита
var c set of [ 'А'..'Я', 'а'..'п', 'р'..'я', 'Ё', 'ё' ];
Буквы алфавита-кириллицы
var d set of [ 'А'..'Я' ];
Большие буквы алфавита-кириллицы
var m set of [ '0'..'9' ];
Цифровые символы от 0 до 9
var n set of [ 0..100 ];
Целые числа от 0 до 100
Операция
Результат операции
Пример
М1 + М2
Объединение множеств М1 и М2
['0'..'9'] + ['+']
М1 - М2
Разность множеств М1 и М2
['a'..'z'] - ['x'..'z']
М1 * М2
Пересечение множеств М1 и М2
['a'..'m'] * ['c', 'i', 'n']
Операция
Когда результат операции равен true
Пример
значение in множество
Значение является элементом множества
not (s[i] in ['a'..'z'])
М1 = М2
Множества М1 и М2 равны между собой
М1 <> М2
Множества М1 и М2 не равны
М1 < М2
Множество М1 является подмножеством множества М2
М1 <= М2
Множество М1 является подмножеством множества М2
или равно М2
М1 > М2
Множество М1 является надмножеством множества М2
М1 >= М2
Множество М1 является надмножеством множества М2
или равно М2
15. Файлы
Тип файла
Описание файла
Пример
текстовый файл (текст)
text
var t: text;
типизированный файл
file of тип-элемента
var a: file of integer;
Процедуры и функции
Операция
Пример
read( файл, список ввода )
Ввод данных из файла
read(t,a,b,c);
readln( файл, список ввода )
Ввод данных из файла
readln(t,a,b,c);
write( файл, список вывода )
Вывод данных в файл
write(t,x,y,z);
writeln( файл, список вывода )
Вывод данных в файл
writeln(t,x,y,z);
assign( файл, имя файла )
Определить имя файла
assign(t,'c:\text\info.txt');
reset( файл )
Открыть файл для ввода
reset(t);
rewrite( файл )
Открыть файл для вывода
rewrite(t);
close( файл )
Закрыть файл
close(t);
eof( файл )
Если конец файла, то true (функция)
while not eof(t) do read(t,a);
eoln( файл )
Если конец строки, то true (функция)
while not eoln(t) do read(t,a);
16. Типы и записи
Описание типа записи
Пример
имя типа = record
type data = record
имя-1: тип-1;
x:integer;
имя-2: тип-2;
y:integer;
имя-N: тип-N;
t:string;
end;
end;
var a1, a2, a3: data;
17. Ссылки и указатели
Описание указателя
Пример
имя-указателя: ^имя-типа;
var pdata: ^data;
Ссылка с помощью указателя
Пример
имя-указателя^
pdata^ := 0;
Процедура
Операция
Пример
new(имя-указателя)
Выделить память для переменной (создать переменную для
указателя)
new(pdata);
dispose(имя-
указателя)
Освободить память переменной (указатель:=nil)
dispose(pdata);
18. Объекты и классы
Описание типа объекта (класс)
Пример
имя класса = object (класс-родитель)
type donkey = object (animals)
свойство-1: тип-1;
x:integer;
свойство-2: тип-2;
y:integer;
свойство-N: тип-N;
t:string;
метод-1(параметры);
function run(m:string):boolean;
метод-2(параметры);
procedure show;
метод-N(параметры);
procedure hide;
end;
end;
var a1, a2, a3: donkey;